Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)
Адаптированная
рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
для детей с тяжелой умственной отсталостью
1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl_matem._predstavleniya.docx | 45.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санталовская средняя школа»
Ясногорского района Тульской области
Адаптированная
рабочая программа по учебному предмету
«Математические представления»
для детей с тяжелой умственной отсталостью
1 класс
2019
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога
- подражать действиям, выполняемыми педагогом
Предметные результаты
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение различать части суток;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- умение пересчитывать предметы;
- умение ориентироваться в схеме тела
- умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
- умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;
- умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
2.Содержание учебного предмета
Количественные представления | Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). |
Представления о форме | Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). |
Представления о величине | Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки. |
Пространственные представления | Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду. |
Временные представления | Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности. |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемые предметные результаты | Виды деятельности |
1. Формирование временных представлений (11ч) | ||||
1 | День-вечер-ночь | 1 | Умение различать день-ночь | Проявлять интерес и желание к познанию окружающего мира. |
2 | День-вечер-ночь | 1 | Умение различать день-ночь. | Участвовать в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.). |
3 | Части суток | 1 | Умение различать части суток | Определять части суток по признакам: деятельность человека |
4 | День-вечер-ночь. Части суток | 1 | Умение различать части суток. | Принимать цели и произвольно включаться в деятельность |
5 | Режим дня | 1 | Умение соотносить действие с временными промежутками | Выполнять действия в соответствии с режимом дня. |
6 | Режим дня | 1 | Умение составлять и прослеживать последовательность событий | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
7 | Комплекс утренней гимнастики. Режим дня | 1 | Умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий | Удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. |
8 | Ночной режим | 1 | Умение соотносить действие с временными промежутками | Уметь раскладывать картинки с частями суток по порядку. |
9 | Ночной режим. Правила отхода ко сну. | 1 | Умение различать день-ночь. Умение соотносить время с началом и концом деятельности. | Уметь выбирать соответствующую картинку, где нарисована ночь. |
10 | Закрепление по теме. Занятие «Покажи, что ты делал днем, вечером» | 1 | Умение соотносить время с началом и концом деятельности. | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
11 | Закрепление по теме. «Покажи, что ты делал ночью» | 1 | Уумение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
2. Формирование количественных представлений (10ч) | ||||
1 | Знакомство с понятием «один» и «много» | 1 | Умение различать множества (один – много); умение пересчитывать предметы | Уметь соотносить количество (один стул-сядет один мальчик. Много стульев-сядут много мальчиков) |
2 | Знакомство с цифрой 1 | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов. | Уметь определять один и много предметов на основе предметно – практических действий |
3 | Один-много. Цифра 1. | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Участвовать в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик |
4 | Один-много. Цифра 1. | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
5 | Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков. | 1 | Умение различать множества (один – много); | Уметь показывать жестом (разводит руки широко в стороны –много листьев) |
6 | Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков. | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов. | Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно –много колец. |
7 | Мои игрушки | 1 | Умение пересчитывать предметы | Переносить с одного места на другое бытовые предметы |
8 | Мои игрушки. Цифра 1. | 1 | Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
9 | Счет предметов. В гостях у лесовичка в лесу. | 1 | умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. | Выбирает предметы из множеств. Уметь брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному. |
10 | Посчитаем, сколько шишек и найдем цифру 1 | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. | Играть с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.). |
3. Формирование представлений о величине (11ч) | ||||
1 | Большой-маленький | 1 | Умение сравнивать предметы по величине | Уметь ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов |
2 | Длинный- короткий | 1 | Умение сравнивать предметы по длине | Уметь различать предметы по величине: длинный - короткий. |
3 | Большие и маленькие игрушки | 1 | Уметь различать предметы по форме | Умеет показывать и выделять из ряда предметов большие и маленькие. |
4 | Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения | 1 | Уметь различать предметы по форме, величине | Определять с помощью метода наложения величину длинный-короткий. |
5 | Я большая, а ты маленький | 1 | Уметь различать предметы по величине | Уметь сравнивать друг друга по росту. Активизировать в речи слова: Я-большая, а Денис маленький |
6 | Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента | 1 | Умение штриховать и обводить предметы | Уметь удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии |
7 | Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы | 1 | Умение сравнивать предметы по размеру и росту | Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом. |
8 | Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы | 1 | Умение сравнивать предметы по размеру и росту | Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом. |
9 | Постройка башни | 1 | Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах | Уметь ставить кубик на кубик, захватывать кубики правой рукой. |
10 | Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности | 1 | Уметь различать предметы по форме, величине | Уметь объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества. |
11 | Длинный мост, короткий мостик | 1 | уметь различать предметы по длине | Уметь выделять один предмет из множества, отвечает на вопросы «сколько»? словами один- много. Уметь сравнивать предметы по длине. |
4. Формирование представлений о форме (12ч) | ||||
1 | Круг | 1 | Узнавать и называть геометрическую фигуру – круг | Уметь соотносить и дифференцировать круг |
2 | Квадрат | 1 | Узнавать и называть геометрическую фигуру –квадрат; | Узнавать квадрат в окружающем пространстве. |
3 | Маленькие и большие квадраты | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по форме | Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. |
4 | Маленькие и большие квадраты | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по форме | Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. |
5 | Предметы, похожие на круг, квадрат | 1 | Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата | Узнавать и называть фигуры –круг, квадрат. |
6 | Предметы, похожие на круг, квадрат | 1 | Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата | Уметь находить в окружаю щей обстановке мяч, прокатывать мяч по столу. Уметь находить в окружаю щей обстановке кубик. |
7 | Раскрашивание круга, квадрата | 1 | Умение штриховать и закрашивать фигуры | Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце) |
8 | Раскрашивание круга, квадрата | 1 | Умение штриховать и закрашивать фигуры | Выбирать по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивать форму квадрата, не выходя за его контур. |
9 | Обведение квадрата по контуру | 1 | Обведение по контуру | Обводить форму квадрата по опорным точкам, не отрывая руки при обводке |
10 | Обведение квадрата по контуру | 1 | Обведение по контуру | Обводить форму квадрата по опорным точкам, не отрывая руки при обводке |
11 | Штриховка квадрата | 1 | Умение штриховать предметы | Уметь выполнять штриховку квадрата в разных направлениях. |
12 | Штриховка квадрата | 1 | Умение штриховать предметы | Уметь выполнять штриховку квадрата в разных направлениях. |
5. Формирование пространственных представлений (12ч) | ||||
1 | Вверху-середина-внизу | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Уметь поднимать руки вверх, вниз. Я большая (руки вверх, я маленькая руки вниз с приседанием) |
2 | Вверху-середина-внизу | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога |
3 | Разложи игрушки по полкам | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи |
4 | Разложи игрушки по полкам | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи |
5 | Разложи одежду по полкам | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Складывать вещи по полкам. Показывать верх-низ |
6 | Разложи одежду по полкам | 1 | Умение ориентироваться на плоскости | Складывать вещи по полкам. Показывать верх-низ |
7 | Ориентация на листе бумаги | 1 | Умение ориентироваться на плоскости | Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый) |
8 | Ориентация на листе бумаги | 1 | Умение ориентироваться на плоскости | Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый) |
9 | Ориентация на листе бумаги. Штриховка. | 1 | Умение ориентироваться на плоскости | Уметь ориентироваться на листе бумаги |
10 | Ориентация в классе | 1 | Умение ориентироваться в помещении | Уметь ориентироваться в пространстве (в помещении класса) |
11 | Игровые упражнения на ориентацию в классе | 1 | Умение ориентироваться в помещении | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
12 | Счет предметов | 1 | умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах. | Пересчитывать предметы |
6.Формирование пространственных представлений (10ч) | ||||
1 | Поровну- больше | 1 | Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества | Уметь искать и доставать предметы из сухого бассейна Выполнять последовательно организованные движения. |
2 | Игровые упражнения «Поровну- больше». | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов | Ориентироваться в пространстве с помощью игровых упражнений |
3 | Разложи игрушки | 1 | Умение ориентироваться в помещении | Выполнять последовательно организованные движения. |
4 | Игровые упражнения «Разложи игрушки» | 1 | Умение различать, сравнивать и множества | Умеет раскладывать игрушки по инструкции учителя. |
5 | Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от. | 1 | Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества | Ориентироваться в пространстве, используя изученные понятия в речи |
6 | Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от. | 1 | Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов | Уметь определять расположение игрушек, предметов, (далеко и близко по отношению от себя). |
7 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве. | 1 | Умение ориентироваться в пространстве | Ориентироваться в пространстве |
8 | Игровые упражнения на изменение положений частей тела. | 1 | Умение ориентироваться в схеме тела, | Иметь представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т. д.) |
9 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов. | 1 | Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества | Перемещаться в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции): |
10 | Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов, поровну-больше. | 1 | Умение ориентироваться в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве | Анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения
Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...
Конспект занятия математические представления "Много-один" для детей с тяжелой умственной отсталостью 2 класс (2 вариант)
Конспект занятия математические представления "Много-один" для детей с тяжелой умственной отсталостью 2 класс (2 вариант)...