Внеурочная деятельность курс по финансовой грамотности "Кубанское подворье"
рабочая программа
Модель внеурочной деятельности курса по финансовой грамотности в сельской школе для учащихся младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
курс по финансовой грамотности | 171.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс издательства «Вита-Пресс» на лучшее предложение по привлечению учащихся к изучению курса по финансовой грамотности
«Финансовая грамотность»- новое направление в дополнительном образовании детей и взрослых
Годунова Анна Юрьевна
Модель организации внеурочной деятельности по финансовой грамотности в рамках ФГОС
«Кубанское подворье»
Пояснительная записка:
В соответствии с ФГОС нового поколения организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Требования рыночной экономики и информационное общество смыслом и целью образования назвали развитие личности ребёнка. Воспитание школьников рассматривается как миссия образования, как ценностно- ориентированный процесс. В настоящее время содержание образования в школе изменилось с учётом социально- экономических потребностей общества. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно сориентировать ребёнка в современной социальной среде. Младший школьник не может находиться в стороне от экономических проблем.
После обострения мирового финансово- экономического кризиса в 2008 году одной из приоритетных задач стала задача повышения уровня финансовой грамотности населения. Эта задача стала более актуальной после введения Западом ряда санкций, которые оказали негативное влияние на финансовую систему нашей страны. Государством разрабатываются программы по повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ. Целями этих программ является повышение финансовой грамотности российских граждан, содействие формированию у них разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышения эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Решая вопрос по выходу страны из острого экономического кризиса, правительство нашей страны большое внимание уделяет развитию всех областей сельского хозяйства для обеспечения граждан собственными продуктами, отказа от
импорта тех видов продукции, которую можно вырастить самим.
И, если проблема финансовой грамотности касается всех граждан нашей огромной страны, то вторая приоритетная задача стоит, прежде всего, перед
жителями сельских регионов.
Социальное направление внеурочной деятельности представлено курсом «Кубанское подворье», где осуществляется финансовое образование младшего школьника, становление личности ребёнка в его отношении к материальным ценностям, приобщение к труду на основе сохранения и использования традиций отечественной агрономической науки, фермерского опыта землепользования, животноводства и культуры сельскохозяйственного труда. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование у детей основ экономического мышления: ведь необходимостью современного мира становятся финансовые знания уже младшего школьника об экономических понятиях: деньги, доходы, расходы, семейный бюджет, сбережения, трудовая деятельность. Занятия внеурочной деятельностью по финансовой грамотности позволяют осваивать финансовые понятия, знакомиться со спецификой сельскохозяйственной деятельности и приобретать элементарные навыки поведения в условиях современного рыночного мира.
Цели образования младших школьников в рамках внеурочной деятельности
«Кубанское подворье»:
-формирование полезных финансовых привычек;
-выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений;
- образование сельских детей на основе сохранения и развития традиций национальной русской культуры землепользования и сельскохозяйственного труда;
-создание условий для профессиональной ориентации; теоретической и практической подготовки для грамотного ведения личного и организации фермерского хозяйства;
Основные задачи:
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к
финансовой и трудовой деятельности;
-использование педагогического потенциала социокультурного окружения села и включение его в целостный педагогический процесс;
-создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребёнка;
-развитие опыта творческой, трудовой, общественно полезной, проектной деятельности;
-развитие опыта неформального сотрудничества, взаимодействия;
-расширение рамок общения в социуме;
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учёт возрастных особенностей;
-стимулирование ученика к самостоятельной деятельности;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- включение в активную жизненную позицию;
-ориентация на сотрудничество;
-комфортность участников образовательного процесса;
-поэтапное формирование знаний и умений;
Описание модели организации внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Кубанское подворье» осуществляется на основе оптимизационной модели организации внеурочной деятельности. Данная модель предполагает, что в её реализации принимают участие не только работники школы (учитель, социальный педагог, библиотекарь), но используются имеющиеся ресурсы и социального окружения. Внеурочная деятельность младших школьников организована на основе взаимодействия школы, родителей, хозяйственных и общественных организаций социума. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации расходов на внеурочную деятельность, так как дополнительного финансирования не требуется.
Модель предусматривает разнообразные формы и виды деятельности младших школьников:
-интеллектуально- познавательная деятельность;
- общественно- полезная трудовая деятельность;
- игровая деятельность;
- проектная деятельность;
-проблемно- ценностное общение;
- туристко- краеведческая деятельность;
Внеурочная деятельность предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с учащимися в форме бесед, ролевых игр, проблемных ситуаций, коллективно- творческих дел, имитационных деловых игр, практических работ, практикумов, так и возможность организовывать занятия крупными блоками в интерактивных практико- ориентированных формах – экскурсии на сельскохозяйственные предприятия посёлка, акции, тренинги, конкурсы, проектная деятельность и исследовательские работы. При выработке первоначальных практических умений в социально- экономической подготовке младших школьников используются методы активного обучения: расчётные задания, решение задач экономического характера, оформление платёжных документов по коммунальным платежам.
Условия реализации модели
1. Наличие квалифицированных кадровых ресурсов
При организации внеурочной деятельности «Кубанское подворье» используются:
-собственные ресурсы образовательного учреждения ( учитель, социальный педагог, библиотекарь).
-привлечение специалистов (бухгалтера различных организаций, работники сбербанка, работники фермерских хозяйств)
-привлечение родителей
2. Наличие необходимых площадок для проведения факультатива, материальная и информационная база:
-классный кабинет;
-кабинет информатики;
- школьная библиотека;
-школьный музей;
- актовый зал;
Содержание внеурочной деятельности
Финансовое и потребительское образование младших школьников в рамках внеурочной деятельности, прежде всего, имеют практическую направленность. Основой являются их элементарные экономические знания и понятия, связанные с собственным жизненным опытом. Учащиеся должны понимать, для чего они учатся, и уже сейчас находить применение полученным знаниям. В связи с этим, на занятиях осуществляется деятельностный подход, учитывающий экономические ценности, и проявляющийся в поведении, общении детей и их финансовой деятельности. Внеурочная деятельность «Кубанское подворье» имеет модульную структуру. Все модули объединяют единые цели и задачи, что обеспечивает единую методическую основу данного курса внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность представляет собой набор модулей, каждый из которых рассчитан на 3- 7 часов. Всего 34 часа в год со второго по четвертый класс. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного времени на основе принципа «от простого к сложному» - поэтапного усложнения и увеличения объёма информации, в процессе многократного повторения и закрепления. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у обучающихся необходимые навыки. На первом уровне обучения финансовой грамотности младших школьников выделяются основные модули для формирования первоначального экономического мышления, воспитания и образования практико- ориентированной личности, способной в дальнейшем рентабельно вести домашнее или фермерское хозяйство в сфере сельскохозяйственного производства:
2 класс | 3 класс | 4 класс |
«Потребности семьи» | «Питание и экономика» | «Накопления и расходы» |
« «Деньги в жизни человека» | «Бюджет семьи» | «Агроэкономические показатели сельскохозяйственного производства» |
«Мы – покупатели» | «Товары и услуги» | «Услуги и их оплата» |
«Домашние заготовки» | «Безотходное сельскохозяйственное производство» | «Технология хранения и переработки сельскохозяйствен - ной продукции» |
« «Виды профессий на селе» | «Твоя будущая профессия» | « «Семейное предпринимательство» |
«Культура землепользования» | «Основы ведения животноводческого производства» | «С «Современные технологии в сельском хозяйстве» |
« «Приусадебное хозяйство» | «Источники прибыли от приусадебного хозяйства» | «Экономика и система рыночных отношений для тружеников сельского хозяйства» |
Планируемые результаты
Чем раньше дети узнают о роли денег в жизни человека, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. Данная внеурочная деятельность должна установить прямую связь между получаемыми знаниями по финансовой грамотности учащихся и их практическим применением. Занятия в рамках внеурочной деятельности «Кубанское подворье» должны подготовить обучающихся к реалиям жизни, помочь им сформировать жизненные экономические навыки, необходимые в повседневности. При реализации программы внеурочной деятельности «Кубанское подворье» ожидаются следующие результаты:
личностные:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности - начальные навыки адаптации в постоянном меняющемся мире экономики; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение отстаивать собственную позицию; - овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; предметные:
- понимать и правильно использовать экономические термины;
- иметь представление о роли денег в семье и обществе;
- уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет
- определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения
- проводить элементарные финансовые расчеты. -у учащихся должна повыситься финансовая культура; - у младших школьников сформируется ответственное отношение к финансовым средствам; - дети научатся письменно учитывать затраты, обнаруживать ненужные траты, а после отказа от них - лишние деньги; - учащиеся смогут на практике использовать понятия «деньги», «товар», «цена», «бюджет», «банк», «услуги»; - получат возможность представить себе значение и необходимость применения финансовых знаний в повседневной жизни; - должны понять, что человек должен тратить меньше, чем зарабатывает; - учащиеся должны осознать, что окружающее нас всех благосостояние – это результат труда многих людей; - получат первоначальный опыт повышения финансового благосостояния, благодаря рационализации семейного бюджета; -получат начальные правовые, экономические и технологические знания в области сельскохозяйственного производства; -узнают основные приёмы ведения домашнего хозяйства, рационального использования имеющихся ресурсов; -учащиеся должны понять особенности труда в сельском хозяйстве, осознать значение различных профессий; - обучающиеся должны овладеть навыками простейшего сельскохозяйственного труда и умением применять их на практике, заниматься опытнической деятельностью; метапредметные:
регулятивные
обучающийся научится:
-понимать цели своих действий; -составлять простые планы с помощью учителя;
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- оценивать правильность выполнения действий;
- адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
познавательные
обучающийся научится:
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
коммуникативные
обучающийся научится:
- составлять текст в устной и письменной формах; - слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- осознанно строить экономические речевые высказывания; - умение рассуждать, анализировать, обобщать, классифицировать.
Содержание программы
(Первый год обучения)
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся .
- Введение (1 час): Введение . Понятие «финансовая грамотность».
- Тема 1. Потребности семьи. (5 часов): Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности. Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
- Тема 2. Деньги в жизни человека. (6 часов): Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода. Денежные знаки разных государств. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Современные деньги.
- Тема 3. Мы –покупатели. (6 часов) Что такое «товар». Какие бывают товары. Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы.
5. Тема 4. Домашнее хозяйство (6 часов): Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье.
6. Тема 5. Профессии на селе (5 часов): Знакомство с профессиями жителей села. Комбайнер. Пекарь. Тракторист. Доярка. Полевод. Водитель.
7. Тема 6. Культура землепользования (2 часа): Использование земельного участка для получения прибыли. Рациональное землепользование.
8. Тема 7. Приусадебное хозяйство (3 часа): Сад. Огород. Выращивание культурных растений.
Учебно-тематический план
(1-ый год обучения)
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Потребности семьи. | 5 |
3 | Деньги в жизни человека | 6 |
4 | Мы- покупатели | 6 |
5 | Домашнее хозяйство | 6 |
6 | Профессии на селе | 5 |
7 | Культура землепользования | 2 |
8 | Приусадебное хозяйство | 3 |
Итого: | 34 |
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:
- что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
- отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
- для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
- что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные, деньги
разных стран;
Должны уметь:
- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;
- пользоваться деньгами;
- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
- определять цену товара.
Содержание программы
(2-ой год обучения)
1. Введение.(1 час) Вспомним понятие «экономика».
2. Тема 1. Питание и экономика (5 часа): Рациональное питание. Распределение расходов на питание. Питательная ценность продуктов не зависит от их стоимости.
3. Тема 2. Бюджет семьи (7 часов): Основные статьи доходов и расходов семьи. Налоги. Виды бюджетов.
4. Тема 3. Товары и услуги. (6 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
5. Тема 4. Безотходное сельскохозяйственное производство (5 часов): Технологии и сферы агропромышленного производства. Технологии земледелия. Технологии животноводства.
6. Тема 5. Твоя будущая профессия (4 часа): Органическое единство с потребностями сельского хозяйства в кадрах. Способы достижения результатов в профессиональной деятельности. Спектр специалистов различных профессий, которыми владеют сельские жители. Выбор профессии в условиях рынка.
7. Тема 6. Основы ведения животноводческого производства (3 часа): Основы ведения отраслей животноводства. Основы разведения сельскохозяйственных животных. Основы кормления сельскохозяйственных животных.
8. Тема 7. Источники прибыли от приусадебного хозяйства (3 часа): Виды и источники прибыли от приусадебного хозяйства. Классификация доходов по источникам получения.
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Питание и экономика. | 5 |
3 | Бюджет семьи. | 7 |
4 | Товары и услуги. | 6 |
5 | Безотходное сельскохозяйственное производство. | 5 |
6 | Твоя будущая профессия. | 4 |
7 | Основы ведения животноводческого производства. | 3 |
8 | Источники прибыли от приусадебного хозяйства. | 3 |
Итого: | 34 |
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:
- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Содержание программы
(3-ий год обучения)
1. Введение (1 час)
2.Тема 1. Накопления и расходы (6 часов): Структура семейного бюджета. Основы домашней бухгалтерии. Основные статьи доходов и расходов семьи. Семейная экономика.
3. Тема 2. Агроэкономические показатели сельскохозяйственного производства(7 часов): Что такое экономическое развитие. Энергосберегающие безотходные технологии . Фермерские хозяйства с замкнутым циклом экологически безопасного производства. Многофункциональное агропромышленное производство.
4. Тема 3.Услуги и их оплата (6 часов): Качественные и некачественные товары. Штрих-коды на товарах и их значение. Жилищно- коммунальные услуги. Розничные банковские услуги.
5. Тема 4. Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (4 часа) Факторы, влияющие на сохранность плодов и овощей. Особенности и способы хранения отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Переработка, хранение и реализация сельхозпродукции.
5. Тема 5. Семейное предпринимательство (5 часов): Предпринимательская деятельность. Виды бизнеса и виды семейной предпринимательской деятельности. Домашняя экономика. Деловая этика. Этика и этикет.
6. Тема 6. Современные технологии в сельском хозяйстве (3 час):Технологии защиты почвы. Улучшение продуктивности и племенных качеств домашних животных. Вторичные ресурсы.
7. Тема 7. Экономика и система рыночных отношений для тружеников сельского хозяйства (2 часа) Межотраслевое разделение и кооперация труда по производству, хранению, перевозке, переработке и реализации продукции сельскохозяйственного происхождения. Зависимость сельского хозяйства от промышленности. Свободное рыночное ценообразование. Рентабельность сельскохозяйственного производства.
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Накопления и расходы | 6 |
3 | Агроэкономические показатели сельскохозяйственного производства | 7 |
4 | Услуги и их оплата | 6 |
5 | Технология хранения и переработки сельскохозяйственной продукции | 4 |
6 | Семейное предпринимательство | 5 |
7 | Современные технологии в сельском хозяйстве | 3 |
8 | Экономика и система рыночных отношений для тружеников сельского хозяйства | 2 |
Итого: | 34 |
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии
вашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения внеурочной деятельности «Кубанское подворье» обучающиеся начальной школы
должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Заключение:
Занятия внеурочной деятельностью «Кубанское подворье» имеют выраженную практическую направленность с целью обеспечения младших школьников первоначальными жизненно важными умениями по ведению домашнего хозяйства, навыками финансовой деятельности в доступных областях. Внеурочная деятельность вносит существенный вклад в коррекцию мышления и речи, значительно продвигает большую часть учащихся на пути освоения финансовых понятий и определений. В процессе практических занятий закрепляются математические знания, умения, навыки при решении задач экономического характера, отрабатываются вычислительные навыки. У обучающихся воспитывается самоконтроль, правильная ориентация в новых экономических условиях, закрепляются навыки делового общения. Реализация программы способствует трудовому воспитанию; воспитанию бережливости, хозяйственности, экономности; закладывает основы экономического воспитания, элементарной экономической грамотности. В программе большое внимание уделено путям экономии денежных средств, используя потенциал отраслей сельскохозяйственного производства и планомерного ведения домашнего хозяйства. Программа способствует подготовке социализации младших школьников. Занятия данной внеурочной деятельностью формируют у учащихся понятия того, что деньги играют важную роль в жизни каждого человека, семьи, предприятия, страны в целом. Однако деньги сами по себе ничего не изменяют. Можно получать много денег и тратить их все, оставаясь нищим. А можно и малое количество денег, при мудром управлении, превратить в богатство.
Литература:
- Байбородова Л.В. «Внеурочная деятельность сельских школьников: как её лучше организовать»
- Василенко Г.И. «Реализация проекта «Финансовая грамотность молодёжи»- как средство подготовки будущего учителя»
- Гусева Т.В., Богданова Е.Н. «Социальное и финансовое образование младших школьников: внедрение проблемного обучения»
- Данилова Т.В. «Основные направления повышения финансовой грамотности населения в РФ»
- Ермакова И.В., Протасевич Т.А. «Начало экономики»
- Липсиц И.В. «Экономика, история и современная организация хозяйственной деятельности»
- Медведев А.Д. « О финансировании госпрограммы развития АПК до 2020 года»
- Никитин Б.П. «Технология развивающих игр»
- Степанова О.А. «Психолого- педагогический потенциал детской игры: ретроспектива и современные подходы к изучению»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность» (2-4 класс)/
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...
Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
Направление: социально-культурное....
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...
Внеурочная деятельность.Занятие по финансовой грамотности. Тема: «Деньги любят счёт»
Владение понятиями: деньги, рубль. Владение знанием: рациональное использование денег.Цель занятия:Образовательная: учить рациональному использованию денег.Развивающая: учить сравнивать и обобщать изу...
Программа внеурочной деятельности курса "Финансовая грамотность"
Курс «Финансовая грамотность» основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Рабочая прогр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности» (1-4 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности...