Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой
методическая разработка
Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx1111.docx | 848.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Номинация: организация внеурочной деятельности.
Методическая разработка
«Интеллектуальная игра «Креатив-бой»
для учащихся 1-4 классов».
Автор: Милитдинова Антонина Минзаировна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №7,
учитель высшей категории
г. Чайковский, 2018г
Аннотация.
За основу интеллектуальной игры взята идея и разработка А.Гин «Интеллектуальная игра с использованием технологии ТРИЗ и решения открытых задач». Алгоритм игры-универсален. Его можно брать для любого класса и любого предмета. Меняются только задачи, предлагаемые для решения.
Игра имеет творческий характер, идея может использоваться учителями начальных классов, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, классными руководителями. Может проводиться как в рамках различных учебных предметов, так и во внеурочное время.
Пояснительная записка.
Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. В этой связи школа после уроков – должна быть миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, тем самым раскрываясь как личность. Таким образом, внеурочная деятельность становится полноценным пространством воспитания и образования. Она направлена на достижение образовательных результатов, заявленных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)[1]. При этом, внеурочная деятельность носит компенсационный характер: способствует решению тех образовательных задач, которые не удается решить на уроке.
Пробуждение ребенка к творчеству открывает для него путь к раскрытию своей индивидуальности, к реализации своих способностей. Именно этим вызван интерес к разработанной Г. С. Альтшуллером теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одной из технологий, способных повысить эффективность образования, а, следовательно, и успешность обучения школьников [2]. В последнее время все чаще говорят о креативной педагогической системе НФТМ-ТРИЗ, которая является инновационным педагогическим направлением и входит в состав современных образовательных программ. НФТМ – непрерывное формирование творческого мышления. Основная цель системы НФТМ-ТРИЗ – формирование творческой личности учащихся [3]. Данная система основана на поисково-познавательной деятельности учащихся и направлена на формирование творческой личности учащихся, что становится особенно актуальным в условиях внедрения ФГОС ООО.
Креативность и творческое мышление являются очень полезными качествами современного человека. Позволяет ученикам открыть широкие возможности: благодаря проявлению креативности, люди способны решить любую проблему, применяя творческий подход и находя нестандартные решения.
По опыту. уровень развития творческого мышления у наших детей пока недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач.
Мои ученики, участвующие в конкурсе «Марафон Знаний» в г. Перми не справлялись с решением творческих заданий (ТРИЗ). Решила, начинать обучение алгоритму решения изобретательских задач с 1 класса. Веду в начальной школе кружки "Ступенька к ТРИЗ». На занятия дети учатся алгоритмам решения творческих задач в любой области знаний, которые позволяют развивать творческое (изобретательское) мышление.
Одним из способов развития интеллектуальных, творческих способностей учащихся может быть педагогическая технология ТРИЗ – креатив-бой. Креатив-бой – это активное и увлекательное соревнование. Благодаря своему соревновательному характеру интеллектуальная игра «Креатив-бой» формирует у учащихся состояние азарта и желание победить. Соединяя в себе эмоции и интеллект, креатив-бой является средством повышения мотивации к получению новых знаний.
Цель методической разработки - обеспечение всесторонней поддержки развития творческой личности ребенка.
В рамках работы с родителями одаренных учащихся была разработана и проведена интеллектуальная игра для учащихся начальных классов с целью развития творческого мышления посредством ТРИЗ-педагогики «Креатив-бой». В одной команде с детьми работали и родители учащихся.
Почему знакомство с творческими задачами происходило через интеллектуальную игру «Креатив-бой»?
Креативный бой» - это интеллектуальное командное соревнование. По форме он напоминает широко известные игры «Что, где, когда?» или «Брейн - ринг», но есть и отличие. В качестве заданий в «Креатив - бое» участникам предлагаются открытые задачи. Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный ответ. Участникам «Боя» требуется не столько эрудиция, сколько умение объединять и творчески применять самые разнообразные знания.
Новизна и особенность данной разработки состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, коммуникативных, организаторских способностей учащихся через включение их в деятельность, как активных организаторов интеллектуальной творческой деятельности.
Систематическое проведение таких интеллектуальных игр позволяет сделать образовательный и воспитательный процессы более эффективными, что сказывается на продуктивности деятельности и удовлетворенности участников деятельности ее организацией и результатами. «Креатив-бой», «мозговой штурм», другие активные формы проведения - это прекрасные средства для повышения мотивации к добыванию знаний. Дети с большим удовольствием принимают участие в таких боях, в которых при решении задач необходимы знания из различных областей науки, быта, что способствует развитию творческого мышления.
Подобные «бои» способствуют формированию всего комплекса универсальных учебных действий за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода, и приносит радость от исследования при получении новых знаний.
Цель игры:
- реализация системно-деятельностного подхода в образовании по формированию метапредметных результатов обучения, межпредметных связей и их креативного применения.
- активизировать интерес педагогов, родителей и учащихся к решению открытых задач и изобретательских задач;
- развитие у детей основных характеристик креативности: системности и оригинальности мышления, умений четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Задачи:
- способствовать развитию умения решать нестандартные задачи;
- активизировать познавательную активность учащихся;
- способствовать укреплению коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в группе, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- способствовать формированию нового взгляда на решение проблемных ситуаций
Качества, которые формирует и развивает «Креатив-бой»:
• умение работать в команде;
• системность мышления;
• оригинальность мышления;
• умение слушать и слышать собеседника;
• умение развивать мысли, высказанные другими членами команды;
• умение кратко и емко рассказать о своем решении;
• умение отстаивать свое мнение.
Ожидаемые результаты:
- у участников развиты навыки системного и оригинального мышления;
- сформированы умения четко и ясно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- развито умение решать нестандартные задачи;
- повысилась тяга к познавательной деятельности;
- укрепление различных коммуникативных умений.
Планируемые результаты для учащихся.
Личностные УУД:
1.Осознание себя членом команды.
2.Уважение к мнению других.
3.Мотивация к творческому труду.
4.Стремление к активному познанию мира.
5.Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при постановке и решении учебных, конкретно-практических задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД:
1. Способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность.
2. Способность сосредоточиваться на обсуждении предложенной темы.
3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
1. Основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
2. Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
5. Обобщать, т. е. выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
6. Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
7.Устанавливать аналогии.
8.Владеть общим приемом решения задачи.
Коммуникативные УУД:
1.Иметь свою точку зрения и аргументировано, ее отстаивать.
2.Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
3.Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
4.Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
5.Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
6.Организовывать свою деятельность внутри группы, распределяя между собой «роли»; понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления.
7. осознание правил и норм взаимодействия с людьми при работе в одной группе
Содержание заданий для команд 1 классов.
1. Изобретательская задача «Возможности ресурсов».
2. «Хитрые задачки на внимание и вариативность мышления».
3. Умные задачи.
4. Задание по фантазированию - выявляло способности школьников к генерации фантастических идей и реализации этих идей в виде моделей.
Содержание заданий для команд 2 классов.
1. Изобретательская задача «Возможности ресурсов».
2.«Хитрые задачки на вариативность мышления.
3.Умная задача.
4.«Хитрые задачки на вариативность мышления».
Содержание заданий для команд 3 классов.
1. Изобретательская задача «Возможности ресурсов».
2. «Хитрые задачки на вариативность мышления».
3. Умная задача.
4. Изобретательская задача «Возможности ресурсов».
Содержание заданий для команд 4 классов.
1. Изобретательская задача «Возможности ресурсов».
2. Изобретательская задача "Вкусные конфеты».
3. Умная задача.
4.Задание по фантазированию - выявляло способности школьников к генерации фантастических идей и реализации этих идей в виде моделей.
Креатив бой» - это активное и захватывающие соревнование, это эмоции и интеллект, это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний. Для победы в игре требуется самое главное орудие и самый ценный капитал человека — его величество Разум!
Правила проведения «Креатив-боя».
В «Креатив-бое» одновременно могут принимать участие от 2 до 5 команд. В команде может быть от 3 до 5 «бойцов», причем лучше различного возраста. В каждой команде выбирается руководитель (капитан), секретарь, а также докладчик. Командам предлагаются творческие задания – открытые задачи. Задания демонстрируются на большом экране – это могут быть слайды презентации или видеофрагменты. Кроме того, командам также выдаются тексты заданий, справочные и другие необходимые материалы. На каждое задание выделяется от 5 до 10 минут. Каждая команда коллективно работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги. После окончания отведенного на задание времени команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. Лист с ответами передаются жюри. Жюри засчитывает только те ответы, которые были зафиксированы секретарем команды до начала обсуждения данного задания. Затем командам предлагается следующее задание. В зависимости от количества времени, которое выделено на бой, командам последовательно предлагается от пяти до шести заданий.
Жюри конкурса состоит из 3-5 человек. В него могут входить эксперты, педагоги, а также старшие воспитанники. Каждый член жюри оценивает выступления всех команд. За одно задание он имеет право присудить каждой команде до 10 баллов. По каждому заданию подводятся промежуточные итоги, при этом члены жюри могут высказать краткое мнение о выступлениях команд. После выполнения всех заданий подводится окончательный итог соревнования, и объявляются победители в заранее объявленных номинациях (самое оригинальное решение, лучшая практическая идея и т.д.). Заметим, что перед командами вовсе не ставится цель найти контрольный ответ. Командам ставится цель – предложить интересную и толковую идею. Предложенные детьми ответы бывают интереснее и лучше контрольного ответа. При решении исследовательских задач перед участниками боя ставится цель найти наиболее правдоподобную гипотезу.
Если на бое присутствуют болельщики или группы поддержки, то, пока команды размышляют над полученными заданиями, им можно предложить простые задачи или вопросы на сообразительность. За правильные ответы им, по усмотрению жюри, тоже могут начисляться баллы. В конце боя можно подвести итоги и наградить наиболее активных болельщиков.
Длительность занятия «Креатив-бой»- 1 – 1,5 часа.
Участники игры - команды 1 классов, 2 классов, 3 классов, 4 классов.
( для команд каждой параллели отводится отдельное помещение)
Необходимое оборудование:
- просторный учебный класс, столы и стулья расставлены по количеству команд,
- мультимедиа оборудование, слайды с заданиями,
- письменные принадлежности,
- таймер обратного отсчета,
- раздаточный материал с задачами.
Методическая разработка интеллектуальной игры « Креатив –бой» адресована методистам, учителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, в целом, всем тем, кто стремится выявлять, развивать, стимулировать, формировать уникальные способности детей.
Ход интеллектуальной игры
«Креатив-бой» для учащихся 1 -4 классов.
Учащиеся начальных классов и родители учащихся собираются в актовом зале школы.
1.Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые родители, ребята!
Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Креатив – бой».
Сегодня нас ждет увлекательное соревнование по решению изобретательских задач. Готовиться к изобретательству надо с детства – чем раньше, тем лучше. Сегодня у вас есть возможность почувствовать себя изобретателями. Удачи
2.Интеллектуальная разминка
Цель: активизировать внимание и мышление детей, снять психологическую инерцию перед "трудной работой" - решением открытых задач.
Ведущий
-А для начала небольшая разминка. Ответьте устно на мои вопросы (Приложение 1.)
Ведущий
- А сейчас уважаемые родители и ребята расходимся по кабинетам.
Команды первых классов – кабинет 32
Команды вторых классов - кабинет 33
Команды третьих классов – кабинет 34
Команды третьих классов - кабинет 35
(Родители и учащиеся расходятся по кабинетам)
3.В каждом кабинете присутствует ведущий и члены жюри.
4.Работа в кабинетах (в каждом кабинете должен быть компьютер, проектор.
Каждая команда должна иметь листочки для записи ответов, карандаши, фломастеры или краски, цветную бумагу, ножницы и клей)
(Ведущие приветствует команды. Представляют членов жюри.)
- Ведущий:
Уважаемые участники игры! Вам дается 1 минута для выбора названия команды. Помните известный мультфильм “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”.(Каждая команда в течении одной минуты придумывает себе название).
Представление команд.
Ведущий:
Слово капитан – означает главный в команде.
Вам дается 1 минута, чтобы выбрать капитанов команд, тех, кто должен вести вас к победе (выборы капитанов)
Ведущий:
Как известно, “истина рождается в спорах”. Чтобы умные мысли и интересные идеи не повисли в воздухе, каждой команде нужен секретарь. И для выбора секретарей вам дается 1 минута. (выборы секретарей)
Ведущий:
Для выбора докладчиков вам дается 1 минута (выборы докладчиков)
Ведущий:
Позвольте огласить правила нашей игры
В течение всей игры вам будет предложено 4 задачи (по 3 минуты на каждую).
- Внимательно проанализируйте задачу.
- Придумайте как можно больше идей.
- Выберите лучшие решения и запишите их.
- После сигнала сдайте свои варианты членам жюри.
- Докладчики команд по очереди представляют свои решения.
- Капитаны отвечают на вопросы команд-соперников (по 2 каждой команде)
Жюри подводят итоги. За каждое оригинальное и реальное решение (такие задания не имеют однозначного ответа) выставляет баллы.
Максимальный балл за решение одной задачи - 10.
Члены жюри также определят «лучших» и капитана и докладчика, которые принесут своим командам по 2 дополнительных балла.
(Командам предлагаются творческие задания открытого типа. Задания обязательно демонстрируются на экране и каждая команда получает листок с заданием для команды)
На решение каждого задания выделяется 3 минуты. При работе над заданием «2 Секретаря» записывают варианты решений на листе бумаги. После окончания отведенного времени один лист отдается членам жюри, а второй лист остается у команды. После этого «Докладчик» от каждой команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. После того, как команды сдали свои ответы, ничего добавлять нельзя.
Жюри засчитывает только те ответы, которые были зафиксированы «Секретарями» команд до начала обсуждения данного задания. «Докладчик» читает свои ответы. Ничего объяснять и добавлять нельзя. За каждое оригинальное и реальное решение (такие задания не имеют однозначного ответа) учитель выставляет баллы.
Творческие задания для команд 1 класса (Приложение 2),
команд 2 класса (Приложение3),
команд 3 класса (Приложение 4),
команд 4 класса (Приложение 5)
Презентации с заданиями для 1,2,3,4 класса (Приложение 5)
4.Подведение итогов.
1).Оглашение жюри итогов по количеству набранных баллов.
2). Награждение:
Грамоты: - «Победитель креатив-боя»
- «За самую практическую идею»;
- «За самую оригинальную идею»;
- «За лучшее обоснование идеи».
- «За системность решения творческой задачи»,
- «За лучшее обоснование решения»,
- «За самую оригинальную нетехническую идею».
Рефлексия.
Что больше всего запомнилось? Что было наиболее интересным? Что не понравилось? Что вам показалось сложным? Какие пожелания? Полезно ли вам было такое занятие? Узнали ли вы что-то новое сегодня? Хотели бы вы ещё побывать на подобных занятиях, где можно проявить своё необычное мышление, смекалку?
Ссылки на источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Федеральный закон РФ от 17 декабря 2010г. № 1897-ФЗ
2.Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. – М.: Детская литература, 2000. – 160 с.
3.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного
творчества: Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с
Список использованных источников:
- «Креатив-бой»: как его провести: методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования/ Анатолий Гин, Александр Кавтрев – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012
- Конкурс изобретательных « Технология творческого мышления»
- https://multiurok.ru/files/krieativ-boi-zaniatiie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-n.html
-ttps://infourok.ru/razrabotka-vneurochnogo-zanyatiya-igra-kreativboy-kassi- 443103.html
- http://allforchildren.ru/why/what44.php
http://pandia.ru/text/78/049/75119.php
http://center-tvorchestva.ru/files/method_cabinet/main_directions/method_razrabotki/
Гин А.А., Андржевская И.Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учебно-методическое пособие. – Сер. Проект «Креативное мышление».– М.: Вита-Пресс, 2012. – 213 с.
-Гин А.А., Кавтрев А.Ф. Креатив-бой: как его провести. Методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 32 с.
-Утемов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. Учебное пособие. – Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. – 212 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Интеллектуальная разминка
1.Какое слово всегда пишется неправильно? (Задача-шутка.)
Контрольный ответ. Это слово «неправильно». Оно всегда так и пишется – «неправильно». Эффект этой задачи-шутки заключается в том, что в ней слово «неправильно» употребляется в двух разных смыслах.
2.Что нужно делать, когда видишь зелёного человечка?
Ответ. Переходить улицу (это рисунок на зелёном сигнале светофора)
3.Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?
Ответ. Желток обычно жёлтый
4.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?
Ответ. Когда дверь открыта
5.Маленький, серенький на слона похож. Кто это?
Ответ. Слонёнок
6. Какой рукой лучше размешивать чай?
Ответ. Той, в которой ложка
7.На какой вопрос нельзя ответить «да»?
Ответ. Ты спишь?
8.Сорока летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть?
Ответ. Да, собака сидит на собственном хвосте, рядом сорока летает
9.Как найти прошлогодний снег?
Ответ. Выйти на улицу сразу после начала нового года.
10.Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит?
Ответ На Ваших коленях
11.Какой болезнью на земле никто не болел?
Ответ. Морской
12.Можно ли предсказать счёт любого матча до его начала?
Ответ Да, 0 – 0
13.Что все люди на земле делают одновременно?
Ответ. Становятся старше
14.Где край света?
Ответ. Там, где кончается тень
15.Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь?
Ответ. Тополиный пух.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задания для команд 1 класса.
Задание1.
Всем хорошо известны скрепки и для чего они нужны. А что можно сделать из скрепок? Придумай, как их для этого можно использовать,*т. е не по прямому назначению). Постарайся сделать свои придумки.
Задание 2.
Рассмотри внимательно эти картинки. Перечисли, чем наш Дед Мороз отличается от Санта Клауса. Чем больше ты найдёшь отличий, тем лучше.
Задание 2.Рассмотри внимательно эти картинки. Перечисли, чем наш Дед Мороз отличается от Санта Клауса. Чем больше ты найдёшь отличий, тем лучше .( 3 МИНУТЫ)
Контрольные ответы:
1.Головной убор - первый и главный признак, отличающий дедушек.
Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой. Форма этой шапки - полуовальная, традиционная для русских царей. Ведь в студёную русскую зиму без теплой шапки на улицу не выйти - тут же замерзнешь.
Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.
2. Цветовая гамма одежды.
Санта Клаус всегда одет в красный костюм с белой отделкой.
Наш Дед Мороз одевается куда богаче. Фоновый цвет его одежды может быть практически любым, за исключением чёрного - лишь бы он ассоциировался с зимой и морозом. Одежда Деда Мороза украшена богатым узором, часто вышита золотом и серебром, повторяющим причудливый рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками.
3. Верхняя одежда.
Дед Мороз одет тепло - в толстую шубу до щиколотки, с поясом или кушаком под цвет меховой отделки. Ни один уважающий себя Мороз не наденет шубу выше колена! Шуба всегда имеет опушку из белого меха, а в идеале - лебяжьим пухом!
Верхняя одежда Санты - короткая куртка, подпоясывается он черным поясом с пряжкой.
4. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.
5. На ногах у Деда Мороза традиционная русская зимняя обувь - валенки (в классическом варианте - белые).
Санта Клаус носит черные сапоги.
6. На руках.
У Деда Мороза на руках трехпалые перчатки или теплые рукавицы - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу. Даже если возникнет нужда снять рукавицы, Дед Мороз, по русской традиции, заправит их за пояс.
Санта Клаус носит легкие перчатки.
7. Борода
У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят).
У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках, как у барашка, вызывающих сомнение в ее натуральности.
8. Атрибуты.
Главный атрибут Деда Мороза - посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница - стилизованное изображение месяца, или голова быка - символ власти, плодородия и счастья. Ведь с посохом легче пробираться по сугробам. А посох у Деда Мороза к тому же еще и волшебный - именно с его помощью дедушка "морозит".
В руках у Санта Клауса ничего нет. Зато есть два атрибута на лице, которые недопустимы у нашего здоровяка Деда Мороза - это очки и трубка, которую Санта курит (правда, в последние годы последний атрибут появляется все реже и, скорее всего, со временем и вовсе исчезнет - результат антитабачной пропаганды на Западе).
9. Транспорт.
Классический Дед Мороз передвигается пешком. Современный – часто в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.
10. Спутники и помощники.
Помощника Санта Клауса - добрые эльфы. Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
11. Мешок с подарками - пожалуй, единственное, что неизменно общее у Деда Мороза и Санта Клауса. Только Дед Мороз честно, открыто и торжественно входит в дома, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку, а Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.
12. Общий вид.
Дед Мороз, не смотря на солидный возраст, - высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький пухлый румяный веселый старичок.
Задание 3.
Прочитай внимательно задачу:
Гена и Чебурашка переехали жить в новый девятиэтажный дом и поселились на 8 этаже. Все хорошо, но когда Чебурашке нужно ехать в лифте без Гены, он не может дотянуться до кнопки. Чебурашка пробовал использовать палочку, но носить её с собой неудобно, а если оставлять в лифте или где-то рядом, её обязательно выбросят. Предложи несколько идей и выбери лучшую из них.
( 5 МИНУТ)
Задание 4.
4.У Саши в доме жила маленькая черепашка. Она была очень любопытная и любила ползать по квартире, залезать под мебель, прятаться по углам, а вот вылезти из укромных мест ей не всегда удавалось. Саша очень переживал, когда не находил черепашку на месте.
Задания:
1 - Помоги Саше. Придумай, как можно быстро определить место нахождения черепашки.
Контрольный ответ
2 - Сделай НЕОБЫЧНЫЙ портрет маленькой черепашки. Можешь использовать краски, фломастеры, цветную бумагу, ткань, вату, ракушки и другие имеющиеся ресурсы.
3 - Придумай небольшую сказку про черепашку. Напиши её (если сможешь) и нарисуй к ней рисунки. Если ты ещё не умеешь писать, то тебе может помочь мама или воспитательница.(15 МИНУТ
3.Прочитай внимательно задачу:
Гена и Чебурашка переехали жить в новый девятиэтажный дом и поселились на 8 этаже. Все хорошо, но когда Чебурашке нужно ехать в лифте без Гены, он не может дотянуться до кнопки. Чебурашка пробовал использовать палочку, но носить её с собой неудобно, а если оставлять в лифте или где-то рядом, её обязательно выбросят. Предложи несколько идей и выбери лучшую из них.
Приложение 3.
Задания для 2 класса.
Задание1.
Всем хорошо известны скрепки и для чего они нужны. А что можно сделать из скрепок? Придумай, как их для этого можно использовать (т.е. не по прямому назначению). Постарайся сделать свои «придумки».
Задание 2. Рассмотри внимательно картинку.
Придумай любые объяснения тому, что на ней изображено. Чем больше ты придумаешь объяснений и чем остроумней они будут, тем лучше. Запиши свои ответы. Можешь сделать к каждому ответу пояснение в виде рисунков.
Задание 3.
Морские сомики - маленькие рыбки, живущие многочисленными стайками у берегов Южной Америки, совершенно беззащитны перед хищниками. Есть у сомика острая мордочка, которой он роется в грунте, но одного этого орудия против хищников маловато.
Однако сомики нашли свой способ защиты. Как вы думаете, какой?
Контрольный ответ.
Маленькие морские сомики собираются в клубок, головами в середину, а заостренными хвостиками - наружу. Клубок напоминает колючего морского ежа, и хищная рыба обходит "его" стороной. Бывает, что хищник, дезориентированный большим скоплением рыбы, кидается от одной к другой и часто остается без ничего. А сомики распадаются и вновь образуют стайку.
Задание 4.
Что только ни придумывают умельцы из бумажного конуса. И ёлочки, и фигурки Деда Мороза и Снегурочки. А может быть из него можно ещё что-то смастерить? Ведь с его помощью можно не только украшать, но и делать что-то полезное. Постарайся придумать как можно больше способов использования конуса. Нарисуй свои придумки, а самую интересную из них изготовь. Свои работы (рисунки и поделку) ты можешь рассказать о них. Главное, не забудь пояснить, какую пользу могут приносить.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задания для 3 класса.
Задание 1.
Всем хорошо известны зубочистки и для чего они нужны. А что можно сделать из зубочисток? Придумай, как их для этого можно использовать (т.е. не по прямому назначению). Постарайся сделать свои «придумки».
Задание 2.
Рассмотри внимательно картинку. Придумай любые объяснения тому, что на ней изображено. Чем больше ты придумаешь объяснений и чем остроумней они будут, тем лучше. Запиши свои ответы.
Задание 3.Паук — кровосос
В Африке обнаружен новый вид пауков, который питается исключительно кровью человека и крупных животных. Паук этот не ядовит, а челюсти у него настолько слабые, что кожу человека или крупного животного он прокусить не может. Как паук добывает пищу?
Контрольный ответ.
Паук вынужден использовать посредника. Он ловит тех, кто уже насосался крови. Посредники не только пробивают кожу жертвы, но и доставляют кровь пауку «на дом».
Задание 4.
Все знают, что СНЕГовик – это зимнее произведение. И взрослые, и малыши помнят, что лепят СНЕГовика из снега. Не зря и имя у него СНЕЖное. А попробуй придумать «снеговика» для другого времени года. Чем больше ты придумаешь братьев снеговику, тем лучше. Не забудь каждому брату дать новое имя. Помни, что все братья должны быть похожи внешне на зимнего снеговика. Нарисуй свои придумки, затем смастерите одну придумки в виде макетов и расскажите о своей придумке.(15 мин)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Задания для команд 4 класса.
Задание 1.
Всем хорошо известны пуговицы и для чего они нужны. А что можно сделать из пуговиц? Придумай, как их для этого можно использовать (т.е. не по прямому назначению). (3 минуты)
Задание 2. Вкусные конфеты
На кондитерской фабрике решили выпускать новый сорт конфет — шоколадные конфеты с начинкой из вишневого сиропа. По технологии изготовления конфет сироп должен вводиться в готовую шоколадную оболочку. Но возникла проблема: густой сироп не хотел затекать в оболочку, а если его нагреть, то шоколадная конфета теряла вид. Что нужно сделать? (3 минуты)
Контрольный ответ. Сироп налить в формы, заморозить, а потом окунуть в шоколад.
Задание 3.
Как согреть дворец-темницу для затворницы-царицы?
В северном лесу весна медленно вступает в свои права. Под пологом леса долго лежит снег, а температура воздуха лишь в солнечный полдень поднимается на несколько градусов выше нуля. И если купол муравейника на солнышке все-таки прогревается, то в глубину муравейника солнечные лучи проникнуть не могут. Но при низкой температуре муравьиная царица не начнет откладывать яйца. И выползти повыше, чтобы отложить яйца, где уже тепло, царица не может – она никогда не покидает свои подземные «покои». Значит, чтобы царица начала откладывать яйца, должно быть тепло в глубине муравейника – там, где она живет.
Но как это сделать? Как прогреть покои царицы? Муравьи научились это делать. Как вы думаете, каким образом? (5 минут)
Контрольный ответ.
Передать тепло царице могут муравьи. Они поднимаются на поверхность муравейника, согреваются сами под лучами солнца, быстро спускаются к царице по многочисленным ходам, согревают ее покои и саму царицу своим теплом и вновь поднимаются на поверхность для получения новой порции тепла.
На куполе муравейника могут быть мелкие камушки, которые муравьи
могут переносить в покои царицы (нагретый камень долго сохраняет тепло).
Задание 4.
Получение идеи
Для получения идеи конструкции Дома вам предлагается использовать морфологическую таблицу с вариантами основных подсистем будущего Дома. Каждая ячейка таблицы имеет буквенно–цифрой адрес, например, А1 — каркас Дома в виде трапеции, А2 — в виде сердца.
1. Познакомьтесь с содержанием предложенной таблицы. Заполните в таблице пустые ячейки: строку Д дополнительной характеристикой (например, балкон, крыльцо, флюгер, труба и т.п.) и столбец 5 вариантами характеристик
2. Выберите одну ячейку каждой строки и отметьте значком «V» выбранные ячейки.
3. Запишите формулу вашего Дома, А__ Б__ В__ Г__Д__ , добавив цифры, выбранных ячеек к буквенным адресам.
4. Нарисуйте по формуле эскиз Дома на листе бумаги
Моделирование
1. Рассмотрите предложенные материалы (ресурсы) для изготовления модели. Исходные ресурсы могут быть видоизменены. Например, бумагу можно резать, мять, сворачивать, скручивать и т.д.
Попробуйте максимально использовать свойства бумаги!
2. По эскизу начертите необходимые детали модели.
3. Вырежьте детали. При необходимости раскрасьте или заштрихуйте их.
4. Выберите основание для модели. Соберите объемную модель Дома и установите на основание.
Напишите краткое описание Дома: место расположения Дома, его особенности.
(15 минут)
Приложение 6.
Примеры задач для «Креатив-боев».
Задание 1.Ситуация «Кот и скворец».
Как только в скворечнике, висящем на дереве, запищали птенцы, тут как тут объявился кот - ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, за-
хотел помочь птицам. И придумал, как закрыть доступ к скворечнику. Как же?
Решение: мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.
Задача «День рождения дяди Федора»
Решите задачу, поясните ответ.
Задание 2.
В День рождения дяди Федора почтальон Печкин хочет выяснить, сколько тому лет. Шарик говорит, что дяде Федору больше 11 лет, а кот Матроскин утверждает, что больше 10 лет. Сколько лет дяде Федору, если известно, что ровно один из них ошибся?
Контрольный ответ. Заметим, что если не ошибся Шарик, то не ошибся и Матроскин, что противоречит условию. Значит, Шарик сказал неправду, в отличие от кота Матроскина. Таким образом, дяде Федору больше 10 лет, но не меньше 11. Следовательно, дяде Федору исполнилось 11 лет.
Задание 3.Бабочка и дождь...
Бабочка-однодневка проснулась ранним утром и поняла, что в жизни ей крупно не повезло: всѐ небо было в тучах, шел грустный затяжной дождик... Похоже, что дождь будет идти весь день, всю еѐ жизнь!...А как хочется полетать, мир посмотреть, прожить жизнь ярко и радостно!... Что же делать?
Задание 4.«Заюшкина избушка»!
У Лисы еѐ ледяная избушка растаяла и она обманом захватила заячью лубяную. Заяц сидел да плакал, звери пытались ему помочь, но Лиса всех напугала. Только Петух сумел Лису прогнать). Заяц был трудолюбивый, добрый, доверчивый, но в данной ситуации вѐл себя не очень-то красиво, ни постоять за себя, ни другой какой-то выход найти не смог -только плакал. А как можно было ему поступить?
Задание 5.
Из русских народных сказок всем известно, что Баба Яга жила в избушке на курьих ножках. Избушке можно было скомандовать: «Повернись к лесу задом, ко мне передом!» И избушка поворачивалась!...
Вопросы:
- почему для такой поворачивающейся избушки придумали опору в виде именно «курьих ножек»?
-можно ли «курьи ножки» заменить другим (сказочным или реальным) видом опоры? Но чтобы избушка также поворачивалась по нашему желанию.
- добавьте что-то такое же сказочное к «избушке на курьих ножках» для более удобной жизни Бабы Яги.
Ответы поясните рисунками или схемами.
Задание 6.Еж в яблоках
Многим с детства знакома картинка: еж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и зачем он его несет? Ведь на зиму ежам запасы не требуются. Всю зиму они, как и медведи, спят. Более того, зоологи утверждают, что яблоки ежи вообще не едят – они насекомоядные! Интересно, что из множества яблок ежи выбирают самые кислые или дички. Зачем ежам яблоки?
Пока команда решает задачу, «художник должен успеть нарисовать открытую задачу.
Контрольный ответ: Ежи натыкают на иглы кислые продукты, чтобы продезинфицировать иглы.
Задание 7. Откуда рыба в пруду?
В большом городе в центре жилого микрорайона был котлован, где брали песок для строительства. После окончания застройки котлован заполнили водой – решили, пусть будет искусственный водоем, место отдыха горожан. К изумлению жителей, на следующий год у водоема появились рыбаки – мальчишки и взрослые приносили домой плотву карасей, ершиков. Многие решили, что это рыболовы – любители выпустили в водоем мальков или рыбью икру. Но оказывается, в глухих изолированных водоемах, возле которых не бывает людей, тоже водится рыба.
Откуда берется рыба в закрытых прудах и водоемах? Пока команда решает задачу, «художник должен успеть нарисовать открытую задачу.
Контрольный ответ. Рыбы достаточно быстро заселяют все подходящие водоемы. Они откладывают икру на траву и другую растительность на мелководье. Плавающие и ныряющие птицы задевают лапками или другими частями тела за траву, икринки прилипают к ним. Птицы летят на другие водоемы. И там происходит все наоборот – икра, смоченная водой, снимается при касании за растительность или другие твердые предметы.
Задание 8.Какие деревья любят молнии?
Известно, что молнии чаще ударяют в высокие деревья. Особенно отдельно стоящие. В грозу нельзя прятаться под дубом, тополем, елью, сосной. Реже молния ударяет в березу и клен, почти невероятно, чтобы она ударила в кустарник. Почему молнии «выбирают» одни виды деревьев чаще, чем другие?
Пока команда решает задачу, «художник» должен успеть нарисовать открытую задачу.
Контрольный ответ. Молнии чаще попадают в деревья, электрическое сопротивление которых меньше. Деревья, наиболее вероятно поражаемые молнией, имеют большие, глубоко проникающие в почву корни. Толстые корни являются лучшими проводниками, чем мелкие, - в них больше влаги, они имеют большую площадь соприкосновения с землей.
Приложение 7.
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе «Креатив-бой»
для учащихся 1-4 классов МАОУ СОШ №7.
I. Общие положения
1.1.Основной целью интеллектуальной игры «Креатив-бой» является: реализация системно-деятельностного подхода в образовании по формированию метапредметных результатов обучения, межпредметных связей и их креативного применения.
Креатив-бой – это командное решение творческих, изобретательских, исследовательских задач. В процессе креатив-боя команда генерирует множество креативных решений, а затем выбирает одно решение, которое, по мнению команды, считает лучшим. Все итоговые решения команд озвучиваются, жюри оценивает ответы.
1.2.Для организации конкурса и подведения итогов создается оргкомитет и
жюри.
1.3.Для участия в конкурсе «Креатив-бои» приглашаются команды 1-4 классов
Для участия необходимо подать заявку.
1.4.Конкурс проводится для 1 -4 классов. Итоги подводятся для каждой параллели отдельно.
1.5.Каждая команда готовит визитку–представление команды в свободной
форме на 2-3 минуты. Визитки не оцениваются.
II. Состав оргкомитета и жюри
2.1.Состав оргкомитета формируется из учителей начальных классов, средней школы, старших ребят МАОУ СОШ №7.
2.2.Состав жюри формируется из педагогов среднего звена.
III. Функции оргкомитета и жюри конкурса
3.1.Оргкомитет конкурса определяет сроки, место проведения конкурса.
3.2.Принимает заявки на участие в конкурсе от классов.
3.3.Разрабатывает регламент и формат конкурса.
3.4.Разрабатывает критерии оценивания выступлений команд.
3.5.Готовит задачи для проведения конкурса.
3.6.Готовит призы для награждения участников.
3.7.Жюри конкурса оценивает выступления участников в соответствии с
разработанными критериями
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".
Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...
Методическая разработка для учащихся начальной школы "Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны".
Прошлое и настоящее, настоящее и будущее, чем они связаны? Что общего между детьми начала 20-го века и нынешним поколением?Чем наши потомки будут походить на нас? Используя известные историч...
Методическая разработка «Аттестация учащихся» студии «Карамельки» по программе «Танцевальная мозаика»
Цель методической разработки: выяснить насколько эффективен образовательный процесс, организованный в хореографической студии «Карамельки» и как он способствует формированию профессиональн...
методическая разработка "Обучение учащихся коми языку и культуре"
Загадки народа коми....
Методическая разработка для учащихся начальных классов «Новогодний хоровод»
Разработка для проведения новогоднего утренника в начальной школе...
«Рождество Христово» (методическая разработка для учащихся 10-11 лет)
В жизни каждого ребёнка особое место занимают, конечно, праздники. Благодаря занятиям «Рождество Христово» авторы хотят максимально обогатить представление детей о празднике Рождество Хрис...