Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»
план-конспект занятия (4 класс)

На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kameneva_t.a.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

 НЕАУДИТОРНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

С УЧАЩИМИСЯ С ПОВЫШЕННОЙ МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕНИЮ

Тема: классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»

Цель: создать условия для организации классного музея семейных реликвий

 «Огоньки человеческой памяти»

Задачи: способствовать становлению нравственных качеств личности школьника с помощью изучения истории своей семьи;

формировать умения младших школьников отбирать нужную информацию для классного музея семейных реликвий;

закреплять знания учащихся о семейных реликвиях;

развивать потребность узнавать историю своей семьи;

формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознание смысла создания исследовательского проекта, формирование учебной мотивации

Познавательные: умение осмысленно читать и извлекать нужную информацию, умение формулировать проблемы и решать их, составление и преобразование модели проекта, умение анализировать ход и способ действия

Регулятивные: умение составлять план работы, постановка цели и задачи проекта, владение навыками самоконтроля

Коммуникативные: умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, интегрироваться в группу сверстников

Оборудование: карточки, реликвии,

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Вступительное слово учителя

          - Учитель: предлагаю вам познакомиться с эпиграфом нашего занятия

                                                     Память – основа нравственности,

                                                     Беречь память – это наш нравственный долг,

                                                     Перед самими собой и перед потомками.

                                                      Память – наше богатство.

                                                                                                       Д. С. Лихачёв

- Как вы понимаете высказывание Д. Лихачёва?

 - Учащиеся: объясняют значение высказывания Д. Лихачёва

2. Целеполагание и планирование работы

- Учитель: сегодня наше занятие будет посвящено памяти каждой семьи. Мы сможем прикоснуться к жизни предков и понять, что мы являемся продолжателями семейных традиций. Каждый из вас пришёл на занятие с частичкой своих предков. Это – (обучающиеся называет хором) семейные реликвии. Вспомним, что такое реликвия.

- Обучающиеся: особо почитаемый предмет в семье;

предметы в семье, которые хранятся и передаются из поколения в поколение;

документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение

 - Учитель: это слово появилось давно и в переводе с латинского означает …Что означает слово реликвия в переводе с латинского на русский язык, вы узнаете сейчас сами. Я предлагаю вам с помощью ваших семейных реликвий разгадать криптограмму, в которой будет записано угаданное слово. Каждый из вас получает карточку: вам нужно выбрать номер буквы из названия вашей реликвии и записать на доске. Соединив все нужные буквы, мы прочтём слово – перевод

Название семейной реликвии

Номер буквы

Угаданная буква

1

икона Покрова Пресвятой Богородицы

3

О

2

скатерть – настольник

1

С

3

бердо и нитченки с ткацкого станка

9

Т

4

книга «Руководство по фармакологии и рецептуре»

5

А

5

свидетельство о рождении  

2

В

6

рогач и веретено с прялки  

4

А

7

фотоаппарат «Зоркий»

3

Т

8

рубель

6

Ь

9

выпись из метрической книги (метрика)

5

С

10

книга «Наше имя – октябрята

12

Я

 - Учитель: прочтите слово, которое мы разгадали. Как вы понимаете, почему именно такое слово означает слово «реликвия».  Определите тему занятия

 - Учащиеся: семейные реликвии

 - Учитель: как мы можем ваши семейные реликвии сохранить в классе на некоторое время, что вы хорошо рассмотрели и изучили их?

 - Учащиеся предлагают. Автор исследовательского проекта вносит предложение об организации классного музея семейных реликвий. Учащиеся его поддерживают.  

– Учитель: семейные реликвии помогают познать историю своей страны, своего края и своей семьи, позволяют прикоснуться к жизни предков и почувствовать, что она нам близка, интересна, и мы являемся продолжателями семейных традиций. Познав историю реликвии, приобщившись к ней, мы можем ощутить эмоции, которые, когда – то пережили прежние владельцы. Мы, словно, попадаем в прошлое, общаемся со своими предками. Поэтому наш классный музей будет называться «Огоньки человеческой памяти»        

ОСНОВНОЙ ЭТАП

  1. Представление реликвий учащимися

Учащиеся представляют на карточках название реликвии и её возраст.

икона Покрова Пресвятой Богородицы – 300 лет

бердо и нитченки с ткацкого станка – 110 лет

фотографии времён Великой Отечественной войны – 74 года

поддужный колокольчик – 170 лет

книга «Руководство по фармакологии и рецептуре» - 130 года

свидетельство о рождении – 82 года

 рубель – 250 лет

 выпись из метрической книги (метрика) – 134 года

скатерть – настольник – 130 лет

медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне – 73 года

книга «Наше имя – октябрята» - 57 лет

фотоаппарат «Зоркий» - 67 лет

оловянная конфетница – 67 лет

рогач и веретено с прялки – 110 лет

рушник – божник – 67 лет

перьевая ручка с чернильницей – 52 года

2.Распределение реликвий по возрасту

Учащиеся распределяют карточки на доске по возрасту реликвии, начиная с самой старинной

икона Покрова Пресвятой Богородицы – 300 лет

рубель – 250 лет

поддужный колокольчик – 170 лет

выпись из метрической книги (метрика) – 134 года

скатерть – настольник – 130 лет

книга «Руководство по фармакологии и рецептуре» - 130 года

бердо и нитченки с ткацкого станка – 110 лет

рогач и веретено с прялки – 110 лет

свидетельство о рождении – 82 года

фотографии времён Великой Отечественной войны – 74 года

медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне – 73 года

 фотоаппарат «Зоркий» - 67 лет

оловянная конфетница – 67 лет

рушник – божник – 67 лет

книга «Наше имя – октябрята» - 57 лет

перьевая ручка с чернильницей – 52 года

3.Выступления учащихся на тему «Реликвия моей семьи»

(после выступления учащийся определяет семейную реликвию в место, отведённое для классного музея)

        ВЛАДИСЛАВ: ИКОНА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ   300 ЛЕТ

С давних пор на Руси каждый храм был освящён в честь церковной истории или святого, и в этот день отмечался престольный праздник. Престольный праздник считается наряду с Пасхой одним из главных годовых праздников. В нашей семье хранится Икона Покрова Пресвятой Богородицы, которая передаётся по наследству старшему сыну. Сама икона изображает шествие Богоматери к Спасителю по облакам на небеса. За Матерью Божьей следуют святые. Данный священный образ символизирует заступничество Небес за человеческий род.  Икона Покрова Богородицы помогает во время нападений врагов и недоброжелателей.  Эта икона является одной из самых почитаемых изображений православной иконографии. Из истории отечественной иконописи известно, что иконография Покрова, в основном, существует в двух вариантах: «новгородский вариант» XIV века- северный с изображением только Богоматери и «суздальский вариант» XV века– среднерусский с дополнительным изображением Романа Сладкопевца – творца песнопений в честь Богородицы.  Икона нашего рода относится к среднерусскому варианту изображения иконы Покрова Пресвятой Богородицы Изучая историю иконы Покрова Пресвятой Богородицы, я узнал, что на родине моих предков по мужской линии в селе Двулучное были две деревянные церкви, первая построена в 1790 году, а вторая в 1844 году и прихожане особо почитали православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября. Этот праздник широко праздновали в крестьянском быту, с ним было связано множество примет, посвящённых окончанию осени и началу зимы. Первый по-настоящему осенний праздник. В народной традиции в этот день отмечалась встреча осени с зимой. Со второй половине XXвека многие традиции праздника не соблюдаются, но престольный праздник Покрова Пресвятой

МАКСИМ    ПОДДУЖНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК   170 ЛЕТ

Мои предки, занимающиеся пчеловодством, овцеводством и валянием валенок для себя и на продажу обязательно выезжали на ярмарку в слободу Уразово, погружая свой товар на повозку, запряжённую лошадьми. И, как обычно, в пути их сопровождал колокольчик «Дар Валдая». Такие колокольчики назывались поддужными.    Появились они    в     XVIII веке в качестве атрибута для почтовых повозок. А вскоре получили всенародное признание и стали одним из наиболее выразительных символов государства.

        Поддужные ямщицкие колокольчики – это так называемые традиционные колокольчики «Дар Валдая». Колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму, но были невелики по размерам: Изначально колокольчики данного вида изготавливались на Валдае. Интересно отметить, что этот промысел возник в среде кузнецов, которыми издавна славился Валдай. Надписи на колокольчиках и печатные материалы свидетельствуют о том, что расцвет промысла приходится на начало XIX века, когда в Валдае действовали три колокольных завода н множество мастерских по изготовлению поддужных колокольчиков, но позже научились делать и в других губерниях России, традиционно украшая их надписью: «Дар Валдая»

ДАРЬЯ   РУБЕЛЬ   250 ЛЕТ

Рубе́ль - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания, т.е. стирки и глажения белья после неё. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали.  Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Для рубелей применяют древесину твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную полость. Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани

ВИКТОРИЯ ВЫПИСЬ ИЗ МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ (МЕТРИКА) 134 ГОДА

Впервые в России вести метрические книги стали с 1666 года по решению православной церкви.  А первым законным документом был указ Петра I от 1702 г. «О подаче в Патриарший духовный приказ приходским священникам недельных ведомостей о родившихся и умерших». В 1722 установили обязательное повсеместное ведение метрических книг в Российской империи. Окончательный вариант записи в метрическую книгу с 1838 года выглядел следующим образом:

1)  N записи (раздельно для мужчин и для женщин)

2) полная дата рождения и крещения ребенка

3) имя с указанием дня святого

4) место жительства, сословие, род деятельности, фамилия, имя, отчество отца ребенка и имя и отчество матери

5) место жительства, социальная принадлежность восприемников,

их фамилии, имена и отчества

 6) имя священника, совершившего таинство

 7) подписи свидетелей (по желанию).

В России учет населения издревле велся церковью в метрических книгах, а личный документ о рождении назывался выписью из метрической книги или просто метрикой.  

        После революции церковь была отстранена от учета населения.   В 1935 году был издан закон о свидетельствах: обязательная выдача свидетельства о рождении и единая форма документа. С этого момента церковные метрики заменили актовыми записями, а свидетельство о крещении – свидетельством о рождении. Метрические книги были изъяты у церкви и переданы в местные областные и краевые архивы, где они хранятся. До 31 года у моего прапрадеда не было свидетельства о рождении и паспорта.  В 1936 году было выдано свидетельство о рождении № 21 от 18 сентября 1936 года, согласно которому он родился 10 декабря 1905 года, о чем в метрической книге произведена запись.  

        ВИКТОРИЯ    КНИГА «РУКОВОДСТВО ПО ФАРМАКОЛОГИИ         И

            РЕЦЕПТУРЕ» 130 ЛЕТ

Посёлок Уразово в прошлые времена назывался слободой и славился большим количеством ремесленников.  Начиная с XVIII века слобода Уразово славилась ярмарками. В год проводилось по 7: особо выделялась Ильинская (конец августа), которая длилась три дня и на неё съезжались не только продавцы и покупатели с округи, но и с других губерний и даже стран. Местные ремесленники торговали овчинами, валенками, сапогами, туфлями, шапками, рабочими инструментами, мёдом, яблоками и грушами, хлебобулочными изделиями.   С других мест в слободу привозили швейные машинки, чай, ткани, украшения.  Была лавка с картинами и книжками.  На ярмарке работало около пятидесяти балаганов, между рядами ходили гармонисты, заезжие артисты и шуты.  Вот на одной из таких ярмарок мой предок и приобрёл книгу «Руководство по фармакологии и рецептуре» д-ра А. Cloetta, так как увлекался народным врачеванием на основе продуктов мёда. Книга была издана в 1888 году   Издание К. Риккера, Санкт – Петербург, Невский проспект, 14

Книга интересна не только содержанием, но и титульный лист несёт историческую информацию.  Издательство Карла Риккера являлось самым первым   в России, специализирующемся на выпуске медицинской литературы: справочники, учебники, медицинские журналы и газета «Врач», «Календарь для врача на … год» с 1868 года по 1918 год. Издательство выпускало немалое количество медицинской, технической литературы, журналы, газеты, иллюстрированное издание «Сибирь. Урал», которые раскупались по всей Российской Империи.  

МАРГАРИТА    СКАТЕРТЬ – НАСТОЛЬНИК    130 ЛЕТ

Эта скатерть называется настольником. Она сделана женщинами двух поколений. Такие скатерти изготавливали по всей России из двух льняных холстин, сшитых кружевом. Холстины тоже женщины изготавливали сами. Это скатерть для праздничного стола, так как она изготовлена из ткани белого цвета и украшена по краям вышивкой - крестиком. Данная вышивка была популярна в конце XIX – начале XX века. А кружева были изготовлены позже и дошиты по краям и в середину.  В народной традиции скатерть настилалась вовремя праздника. В каждой губернии в изготовлении скатертей на стол были свои традиции, свой стиль, свои узоры, свои цвета. Вышивка - один из древнейших и распространенных видов народного искусства, поэтому она наиболее глубоко отражает традиции и художественный вкус народа. Особой известностью пользуются вышивки крестом. Вышивки рукодельниц Валуйского уезда отличаются большой сдержанностью, четким графическим, словно прорисованным тушью, геометрическим узором. Узоры разнообразны: фигуры, птицы, человек, цветы, листья. В вышивке обязательно присутствует красный и чёрный цвета. Красный цвет означал жизнь, красоту, а чёрный землю, плодородие родной земли. Все эти узоры просты, но вместе с тем чувствуется большое мастерство в их исполнении.

        АЛЕКСЕЙ     ФОТОГРАФИИ ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ         ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

            ВОЙНЫ 74 ГОДА

Мой прадедушка во время Великой Отечественной войны служил стрелком – радистом в 132 авиационным полку. Полк был сформирован в 1940 году, принимал участие в боях с 1941 года и по 1945, закончив боевой путь в Румынии.  Эта фотография сделана тоже в Румынии на фоне советского самолёта СУ – 2. Мой прадедушка был стрелком – радистом на ИЛ - 2, о чём и сделана запись в военном билете              Ил-2 - самый массовый самолет в истории авиации, их собирали круглосуточно. Именно этот самолет стал родным для самого массового рода войск – пехоты. И сам стал самым массовым (за годы войны промышленность выпустила 41 тысячу этих машин) и самым универсальным самолетом Великой Отечественной войны. По рассказам конструкторов, при всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности бронированный Ил-2 отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе. За это его ненавидели немцы, прозвав "черной смертью" и любили советские солдаты, называя его "летающим танком".            

        АНАСТАСИЯ     МЕДАЛЬ «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В         ВЕЛИКОЙ        

            ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» 73 ГОДА

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» была учреждена 9 мая 1945 года в День победы.  Медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались все военнослужащие и лица вольнонаёмного штатного состава, принимавшие непосредственное участие в рядах Красной Армии, Военно-Морского Флота на фронтах Отечественной войны или обеспечивавшие победу своей работой в военных округах. Медаль сделана из латуни. На лицевой стороне медали профильное погрудное изображение И.В. Сталина в форме Маршала Советского Союза, повёрнутое влево. В верхней части медали по окружности надпись: «НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ», в нижней части по окружности надпись: «МЫ ПОБЕДИЛИ». На оборотной стороне медали надписи: по окружности — «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ», в центре — «В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941—1945 ГГ.», в нижней части — пятиконечная звёздочка. Все надписи и изображения выпуклые. Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» стала самой массовой медалью. Эта медаль принадлежала моему прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны.

        ВЛАДИСЛАВ     КНИГА «НАШЕ ИМЯ – ОКТЯБРЯТА» 57 ЛЕТ

Среди книг, которые бережно хранятся в доме прабабушки, я нашёл книгу «Наше имя – октябрята». Книга была куплена старшей сестре бабушки Любы, а потом осталась ей. Эта книга издана в 1961 году, когда совершил первый полет в космос Юрий Гагарин.   Книга называется «Наше имя – октябрята» и папа пояснил мне, кто такие октябрята. Это – ученики младших классов, которые были объединены в отряды. У октябрят были правила: октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших; октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые; только тех, кто любит труд, октябрятами зовут; октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Книга построена очень интересно, в ней собраны небольшие произведения и отрывки из повестей, рассказов популярных поэтов и писателей того времени. Все они посвящены тому, каким должен быть и к чему надо стремиться ученику. Они о честности и справедливости, о том, что нужно хорошо знать свой язык, любить труд, мечтать о будущем. В ней есть разделы, посвященные здоровому образу жизни, приведены примеры упражнений для зарядки, разные интересные игры на воздухе, есть раздел как самому смастерить различные поделки. Но особенно мне понравился раздел книги с отрывками писем октябрят и пионеров того времени из различных городов нашей страны. Из них я узнал и понял, что кроме учебы ребята того времени (наши бабушки и дедушки) вели очень активную жизнь, собирали металлолом и макулатуру, сажали деревья, летом работали в колхозах и совхозах, изучали трактора, машины другую технику. Они были очень дружные и целеустремленные.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Заключительное слово учителя

  - Учитель: реликвии дороги нам как память о наших предках, ведь реликвии отражают жизнь человека и в будни, и в праздники. Они несут в себе память поколений, память людей, чья жизнь была связана с этим предметом. Изучая историю семейных реликвий, храним память народную и семейную, чтобы не прерывалась связь поколений

Жизнь человека только миг
В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых
Она останется нетленной…

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект " История МБОУ СОШ №2 им.А.С. Пушкина в истории города Моздока".

Исследовательский проект учеников 4 кл.  Тема была выбрана неслучайно. В 2013 году школе исполняется  100 лет....

"Изучение истории и культуры родного края"

В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ

Выбора темы нашего исследования связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви, уважения к своему Отечеству,...

"История моей семьи в истории родного края". Номинации : "Семейная традиция " и "Вместе в одной профессии ":служение отечеству".

В 2013 году в школах Воронежской области проходил конкурс ""История моей семьи  в истории родного края." В нём участвовала и наша школа . Одну из лучших работ в подготовке которой  и я прини...

Итоговое контрольное тестирование по истории и культуре родного края для 3 класса

Курс «История родного края» в своей основе преследует ряд конкретных целей -вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как мож­но больше о св...

Классный час «Семейная реликвия как духовная ценность»

Цели: Узнать, что такое семья, семейные ценности и традиции....

Статья "Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната"

Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната...