"Изучение истории и культуры родного края"
методическая разработка по русскому языку по теме
В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_po_isp._reg._komp.ppt | 582 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательная компетенция: Исторические события, связанные с образованием и развитием Мурманской области; Символика области, города; Места проживания коренных жителей Кольского Заполярья; Название городов Мурманской области; Основные водоемы; Охраняемые территории (заповедники, и др.); Животные и растения, занесенные в Красную книгу Мурманской области; Историю возникновения своего города
Информационно – коммуникативная компетенция: Знание природных явлений, характерных для данной области; Установление связи между представителями природных сообществ и особенностями местности; Установление зависимости между особенностями труда и природными условиями; Профессии, распространенные на данной территории
Рефлексивная компетенция: Уметь давать оценку воздействия человека на природу края; Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья; Осознавать место своей малой родины в России
«Необычная» азбука А – апатиты (полезное ископаемое) Б – Баренцево море В – Варзуга (поселение) Г - гирвас ( олень-вожак) Д – дивеса (чудеса) Е – Екатерининская гавань З – Заполярный (город) И – Имандра (озеро) К – карбас ( большая лодка) Л – лапландский подорожник (птица, занесенная в Красную книгу Мурманской области) М – марь (род растений) О – обсушка (широкая прибрежная полоса, которая обнажается после отлива) П – погост (небольшое саамское поселение) Р – Рыбачий (полуостров) С – саамы (коренные жители Кольского полуострова) Т – тупа (жилище из бревен с плоской крышей) У – Умбозеро (озеро) Ф – флот Х – Хибины (горы) Ц – циклон Ч – черника (ягоды ) Ш – шамшура (головной убор замужней женщины) Щ – щука ( в реках области) Э – эскадра Ю – юрок (мелкие, с воробья величиной птички) Я – яры (пришитые к штанам длинные меховые сапоги)
Составление «словариков» Варака – высокая горушка, заросшая густым лесом Кережка – саамские санки в виде лодки Кукша – птица семейства вороновых отряда воробьиных Лапник – ветви, лапы хвойных деревьев Пинагор – северная рыба, нерестится в Баренцевом и Белом морях Тундра – природная зона северной территории, приближенной к Арктике, с моховым и лишайниковым покровом и низкорослыми кустарниками. Траулер – рыболовное судно
Обучающее сочинение по теме «Легенды Севера». Вступление Основная часть Заключение Жили – были Однажды Как – то раз В некотором царстве Где – то на белом свете Превратилась Заколдовала Исчезла Похитили Палочка – выручалочка Ковер – самолет Сапоги – скороходы Волшебный клубочек Чудо Вдруг Неожиданно Случайно Перехитрил Проявил смекалку Отгадал загадки Сломал преграды Молодильные яблоки
Словарь: Вступление Основная часть Заключение Тундра Саамы Чум Оленеводы Ловозеро Лапландия Поморье Ягель Кольский полуостров Баренцево море Белое море Хибины (горы) Погост – небольшое саамское поселение Кережка – саамские санки в виде лодки Тупа – жилище из бревен с плоской крышей Карбас – большая лодка
Изложение по предварительно составленному плану СТО ЧАСОВ НА ЛЬДИНЕ. Сурова природа Севера. Но местные жители саамы любят свой край. В любую погоду ведут они лов тюленей. Охотник Ирилюпа вышел промышлять зверя. Льдина начиналась у берега и тянулась далеко в море. Ирилюпа караулил тюленей у края льдины. Рядом стояла собачья упряжка. Вдруг поднялась буря. Льдину унесло далеко в океан. В поселке была объявлена тревога. Но вертолет не мог лететь на поиски, так как пурга бушевала. Сам ветер помог охотнику и неожиданно переменил направление. Через сто часов льдина вернулась к берегу. Богатую добычу привез Ирилюпа. Двадцать четыре тюленя везла собачья упряжка.
ПЛАН «СЛОВА - ПОДСКАЗКИ» 1. Чем занимаются жители Севера? лов тюленей 2. Где Ирилюпа промышлял тюленей? тянулась, караулил, собачья упряжка 3. Что сделала буря? вдруг, тревога, вертолет 4. Как льдина вернулась к берегу? неожиданно переменил, вернулась 5. Какую добычу привез охотник? двадцать четыре
Сочинение с опорой на заданные слова С Снег Н Ночь Е Елка Г Голова О Одеяло В Ветер И Идет Ч Чудо О Ожидать К Коньки
Редактирование текста Саамский костюм Замечания редактора (1 )Коренные жители Мурманской области носили одежду из оленьих шкур. Такая одежда хорошо сохраняла тепло, а обувь не промокала. Занимались изготовлением одежды и обуви не все.(2) Шить они учились с малых лет. Готовые вещи они украшали.(3) Эта работа требовала большого искусства. Костюм древнего саама был красивым.(4) Одежда в саамских семьях не передавалась по наследству.(5) С конца 19 века на костюм и прикладное искусство саамов стало оказывать влияние искусство пришедших на Кольский полуостров коми-ижевцев. В результате этого на смену печку пришла другая одежда.(6) Многие виды народного искусства с годами пришли в упадок, потеряли свое практическое назначение.(7) 1. Заменить одним словом. 2. А кто именно? 3. Чем украшали и как? 4. Описать костюм по плану: - из чего состоял - общий вид - название - как его носили женщины, а как мужчины 5. Фактическая ошибка. 6. Как она называлась и чем отличалась? 7. Предложение не соответствует теме. Редактор считает, что его писать не надо.
Сочинение по заданному описанию Он – полярный житель. Он питается рыбой. Он прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Зимой, когда вода быстро замерзает, ему приходится пробивать лед головой, иначе он задохнется. (ТЮЛЕНЬ) Пасть его огромна. Кажется, кого угодно проглотит. А на самом деле он питается крохотными рачками. За сутки он съедает две – четыре тонны пищи. (ПОЛЯРНЫЙ КИТ)
Работа по развитию речи, проводимая таким образом показала: 1. значительно обогатился словарный запас учащихся; 2. повысился общий уровень развития детей; 3. сформировалось бережное отношение к наследию наших предков; 4. появился реальный мотив для изучения истории нашего края, обычаев и традиций коренных жителей Кольского Севера (т.к. без этих знаний очень трудно будет выполнить задания по развитию речи); 5. произошло сплочения родителей и детей(т.к. многие задания требуют общения с родителями, например составление родословной); 6. в целом повысился интерес к урокам по развитию речи, потому что каждый раз ребят ждет что – то новое и интересное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны
Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ
Выбора темы нашего исследования связан с тем, что в современной системе воспитания младших школьников особую актуальность приобретает формирование у ребенка чувства любви, уважения к своему Отечеству,...
Внеклассная деятельность при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга
Изучение истории города в начальной школе....
Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»
На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"...
Итоговое контрольное тестирование по истории и культуре родного края для 3 класса
Курс «История родного края» в своей основе преследует ряд конкретных целей -вызвать у учащихся интерес к истории родного края, пробудить желание узнать как можно больше о св...
Статья "Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната"
Формирование интереса к истории и культуре родного края учащихся начальных классов Панаевской школы-интерната...
Материал для контрольной работы по предмету «История и культура родного края» в 1-4 классах
Тестовые задания для контрольной работы по предмету «История и культура родного края» в 1-4 классах...