Мастер-класс
методическая разработка
Мастер-класс "Мудрость русского народа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mudrost_russkogo_naroda.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс "Мудрость русского народа" (слайд 1)
Цель мастер-класса: повторение и последующее активное применение пословиц и фразеологизмов в речи.
Задачи:
1.Способствовать развитию устной речи;
2.Прививать навыки работы со словарями,
3.Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: презентация, конверты с рисунками, проектор, компьютер, словари фразеологизмов.
Ход занятия
- Организационный момент
– Вспомните, дорогие друзья, хорошие моменты из вашей жизни.
Вспомнили?
Я вижу, как потеплели ваши лица, как заискрились глаза…
Вот с таким настроением я приглашаю вас на свой мастер-класс. (ручки, словари)
II. Вступительное слово. Слайд 2
Тема мастер-класса «Мудрость русского народа».
- Как вы понимаете выражение «Мудрость русского народа»? (пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологизмы и многое другое)
Слайд 3.
- Обратите внимание на записи и сравните их.
- Что между ними общего, чем они различаются? (общего-устное народное творчество, мудрость русского народа; различие – фразеологизм, пословица)
- Сегодня мы выясним:
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы?
- Украшают ли они нашу речь?
Слайд 4: - Выведем гипотезу.
Гипотеза: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
Слайд 5: цели, задачи
ΙII. Практическая работа
- Работа в парах.
- Давайте проверим, как мы знаем пословицы и фразеологизмы на практике и умеем их использовать в речи
-Предлагаю поработать в парах.
- Уважаемые участники мастер-класса возьмите рабочий лист. Прочитайте внимательно задания. Выполните задания в рабочих листах. Если возникнет необходимость, пользуйтесь словарями.
- Работа с залом.
- Уважаемые зрители, пока участники мастер-класса заняты,
предлагаю нам не сидеть сложа руки, а выполнить тоже задания и определить лучшего знатока народной мудрости. За каждый правильный ответ вы будете получать жетоны.
Слайд 6
- Расшифруй пословицу.
Слайд 7
- Замените фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами или словосочетаниями
Слайд 8
- Вставьте в пословицы пропущенные слова.
Слайд 9
- Замените слова фразеологическими оборотами - синонимами.
Слайд 10
- Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика, подходящие по смыслу.
Слайд 11
- Вспомните русские пословицы,
схожие по смыслу.
Слайд 12
- Физкультминутка
- Я вижу, что некоторые зрители уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды, а вы их будете выполнять:
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
- Побъем друг другу челом.
- Разведем руками.
- А теперь - руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем.
- Что интерсного заметили в физминутке?
- Подведем итог и выясним, кто из зрителей стал лучшим знатоком фразеологизмов и пословиц.
VΙΙ. Проверка работы в парах с использованием слайдов
- Предлагаю вернуться к участникам мастер-класса и проверить их работу.
Слайд 13 - 16
- Давайте вернемся к гипотезе: если мы научимся умело использовать пословицы и фразеологизмы в речи, то наша речь станет богаче, ярче, выразительнее.
- Мы научились этому?
Вернемся к вопросам:
- Нужны ли пословицы и фразеологизмы в речи?
- Украшают ли они нашу речь?
Вывод: фразеологические обороты и пословицы украшают нашу речь,
делают ее выразительной и образной. Они – живые свидетели прошлого. Знание их обогащает наш ум, дает возможность постигнуть язык, более сознательно им пользоваться. Чем богаче словарный запас человека, тем интерснее и ярче он выражает свои мысли.
VIΙΙ. Этап рефлексии.
Вот и подошел к концу мастер-класс. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что мастер-класс не только увлек вас, но и показал, как интересно изучать русский язык, его историю, что особенно актуально в год российской истории.
Продукт деятельности участников. (степлировать)
- разрешите на память о нашей встрече взять ваши фразеологические словарики, а вам на память подарить свои.
Обмен словариками ( учитель – участникам, а участники свой словарик дарят учителю)
Раздел 1.
В скобках около каждого фразеологического оборота напишите, что же он означает.
Если ВЫ повесили нос (……………..), то зарубите себе на носу (………….) и хоть кровь из носу (………) выполняйте правило первое: выше нос (……)! Если кто-то суёт нос в ваши дела (………….) и пытается водить вас за нос (…………..) и даже оставить с носом (……………), то, встретившись с ним нос к носу (…………….), скажите ему: «Мне это не по ноздре» (……………..). И он поймёт, что вам это не нравится, сразу перестанет задирать нос (…………..).
Раздел 2.
Запишите предложения правильно.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как свои пять пальцев.
Он всегда врёт как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как из ведра.
Раздел 3.
Подберите к каждому фразеологизму в левой колонке антоним из правой. Соедините стрелкой.
Лясы точить | Не покладая рук |
Держать ухо востро | Держать язык за зубами |
Сидеть, сложа руки | Воды в рот набрать |
Кричать во всю Ивановскую | Ворон считать |
На чужой шее сидеть | Держать в ежовых рукавицах |
От рук отбиться | Своим горбом жить |
Раздел 4.
Вспомните и запишите русские пословицы, схожие по смыслу.
Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан)
Маленький горшок хорошо нагревается. (Англия)
Все хорошо в свое время. (Англия)
Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
Куда лопата ведет, туда вода потечет. (Тибет)
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
После обеда приходится платить. (Англия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...