Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Прокопчук Людмила Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_zanim_matem.docx177.32 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика.» (общеинтелектуальное направление)

  1. класс

Губенко Людмилы Владимировны

2017 – 2018 учебный год

пгт. Излучинск

2017 г.

Пояснительная записка

2

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности

младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей

учащихся,  для  формирования  элементов  логической  и  алгоритмической  грамотности,

коммуникативных        умений        младших        школьников  с  применением  коллективных  форм

организации занятий и использованием

современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного

поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,

знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на

воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика кружка.

Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,

замечать  изменения,  выявлять        причины  и  характер  этих  изменений,  на  этой  основе

формулировать  выводы.  Совместное  с  учителем  движение  от  вопроса  к  ответу  –  это

возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому

найти выход – ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся,

которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане.

Во 2 – 4 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз

  • неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:

3

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные,        метапредметные        и        предметные        результаты        изучения        курса

«Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

  • «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры

«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

4

  • Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

  • Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
  • Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние

карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

  • Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах

10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

  • Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к

палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

  • Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,

«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)

Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия

5

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром

конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из

проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма

шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,

октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,

икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

  • Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

  • Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).

  • ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
  • Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и

мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 11и др., указывающие направление движения.

6

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование

4 класс

Тема

Содержание

п/п

1

Интеллектуальная

Решение  олимпиадных  задач  международного  конкурса

разминка

«Кенгуру».

2

Числа - великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

3

Мир   занимательных

Задачи  со  многими  возможными  решениями.  Задачи  с

задач

недостающими данными, с избыточным составом условия.

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

Кто что увидит?

Задачи   и   задания   на   развитие   пространственных   на

представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые

Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.

головоломки.

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач.

Задачи  в  стихах  повышенной  сложности:  «Начнем  с

хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа

в группах).

9

Математический

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

марафон.

10

Спичечный

Построениеконструкциипозаданномуобразцу.

-

конструктор.

Перекладывание   нескольких   спичек   в   соответствии   с

11

условием. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут.

Единица длины километр. Составление карты путешествия:

на  определённом  транспорте  по  выбранному  маршруту.

Определяем расстояние между городами и селами.

13

Интеллектуальная

Работав«центрах»деятельности:конструкторы,

разминка.

электронные математические игры (работа на компьютере),

математические головоломки, занимательные задачи.

14

Математические

«Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить

фокусы.

несколько  последовательных  чисел  натурального  ряда?

Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.

15

Занимательное

Объемные  фигуры:  цилиндр,  конус,  пирамида,  шар,  куб.

7

-

моделирование.

набор«Геометрическиетела».Моделированиеиз

17

проволоки.   Создание   объемные   фигур   из   разверток:

цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб,

конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,

усеченный   конус,   усеченная   пирамида,   пятиугольная

пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая

Составление  сборника  числового  материала,  взятого  из

копилка

жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны

Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.

в таблице?

20

«Математика  –

наш

Задачи,   решаемые   перебором   различных   вариантов.

друг!»

«Открытые»  задачи  и  задания  (придумайте  вопросы  и

ответьте на них).   Задачи и задания по проверке готовых

решений, в том числе неверных.

21

Решай,

отгадывай,

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками

считай.

действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50,

60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать

за одно число. Там, где необходимо, можно использовать

скобки.

22

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа

-23

в группах).

24

Числовые

Решение   и   составление   ребусов,   содержащих   числа.

головоломки.

Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25

Мир

занимательных

Задачи   со   многими   возможными   решениями.   Запись

-

задач

решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными,

26

с избыточным составом условия. Задачи на доказательство:

найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +

ГРОМ = ГРЕМИ и др.

27

Математические

Отгадывание   задуманных   чисел:   «Отгадай   задуманное

фокусы.

число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28

Интеллектуальная

Работав«центрах»деятельности:конструкторы,

-

разминка.

электронные математические игры (работа на компьютере),

29

математические головоломки, занимательные задачи.

30

Блиц

–   турнир

по

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач,

решению задач.

имеющих несколько решений.

31

Математическая

Математика   в   спорте.   Создание   сборника   числового

копилка.

материала для составления задач.

32

Геометрические

Поиск  квадратов  в  прямоугольнике  2*5  см (на  клетчатой

фигуры вокруг нас.

части  листа).  Какая  пара  быстрее  составит  (и  зарисует)

геометрическую фигуру? (работа с набором «Танграм»).

33

Математический

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному

лабиринт

конкурсу «Кенгуру».

34

Математический

Задачи  –  шутки.  Занимательные  вопросы  и  задачи  –

праздник.

смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

8

Календарно-тематическое планирование 4 класс

темати

теорет

практическ

кол

ууд

дата

п/п

ческий

ическа

ая часть

ичес

личност

познава

коммун

регулят

пла

фак

раздел

я часть

занятия

тво

ные

тельные

икативн

ивные

н

т

заняти

часо

ые

я

в

1

Решение

1

формиро

преобраз

умение

различие

олимпиадн

вание

овывать

вступать

допусти

ых задач

ориенти

получен

в диалог

мых и

Интеллектуальнаяразминка

международ

ровки на

ную

недопуст

ного

нравстве

информа

имых

конкурса

нное

цию

форм

«Кенгуру».

содержа

поведени

ние

я

поступко

в и

событий

2

Разряд

Как велик

1

формиро

уметь

умение

умение

ы

и

миллион?

вание

применя

обсужда

адекватн

классы

Что такое

умений

ть

ть

о

чисел.

гугол?

устанавл

получен

результа

принима

ивать, с

ные

ты

ть

какими

знания в

деятельн

оценку

учебным

собствен

ости

учителя

и

ной

и

великаны

задачами

деятельн

одноклас

ученик

ости

сников

может

самостоя

-

тельно

успешно

Числа

справить

ся

9

3

Этапы

Задачи со

1

формиро

уметь

умение

умение

решени

многими

вание

выдвигат

слушать

планиро

я

и

возможным

заинтере

ь

и

вать

анализа

и

сованнос

гипотезы

слышать

свою

услови

решениями.

ти  в

(предпол

друг

деятельн

я задач.

Задачи с

расшире

ожения –

друга

ость

недостающ

нии и

что

ими

углублен

получитс

данными, с

ии

я в

избыточны

получае

результа

м составом

мых

те) и

условия.

математи

проверят

Задачи на

ческих

ь их

задач

доказательс

знаний

цифровое

занимательных

тво: найти

значение

букв в

условной

записи:

СМЕХ +

Мир

ГРОМ =

ГРЕМИ и

др.

4

Принц

Задачи

1

формиро

уметь

умение

умение

ип

задания на

вание

применя

обсужда

адекватн

решени

развитие

заинтере

ть

ть

о

я

пространств

сованнос

получен

результа

принима

простр

енных

ти в

ные

ты

ть

анствен

представлен

расшире

знания в

деятельн

оценку

ных

ий.

нии и

собствен

ости

учителя

?

задани

углублен

ной

и

увидит

й

ии

деятельн

одноклас

получае

ости

сников

что

мых

математи

Кто

ческих

знаний

5

Поняти

Заниматель

1

формиро

преобраз

умение

умение

е

ные задания

вание

овывать

вступать

самостоя

«римск

с римскими

способн

получен

в диалог

тельно

ие»

цифрами.

ости к

ную

оцениват

цифры,

самоорга

информа

ь

правил

низации

цию

правиль

цифры

а

их

ность

обозна

своих

чения,

действий

Римские

чтения,

действ

ия

с

ними.

10

6

Принц

Решение   и

1

формиро

добывать

умение

различие

ип

составление

вание

новые

аргумент

допусти

решени

ребусов,

способн

знания:

ировать

мых и

я

содержащих

ости к

находить

свои

недопуст

числов

числа.

самоорга

ответы

предлож

имых

ых

Заполнение

низации

на

ения,

форм

кроссво

числового

вопросы,

убеждать

поведени

головоломки

рдов.

кроссворда

использу

,

я

(судоку,

я

уступать

какуро).

информа

цию,

получен

ную на

Числовые

занятии,

и свой

жизненн

ый опыт

7

Задачи  в

1

формиро

перераба

умение

умение

стихах

вание

тывать

задавать

корректи

повышенно

способн

получен

вопросы,

ровать

задач

й

ости к

ную

необходи

способ

сложности:

самоорга

информа

мые для

действий

«Начнем с

низации

цию

организа

Секреты

хвоста»,

ции

«Сколько

своей

лет?» и др.

деятельн

ости

8

Сбор

1

формиро

ориенти

умение

умение

информаци

вание

роваться

обсужда

осущест

и и выпуск

готовнос

в своей

ть

влять

математиче

ти

системе

результа

констати

ской газеты

высказы

знаний:

ты своей

рующий

(работа в

вать

отличать

деятельн

и

группах).

собствен

новое от

ости

предвосх

смекалки

ные

уже

ищающи

суждени

известно

й

я и

го с

контроль

давать

помощь

по

царстве

им

ю

результа

обоснова

учителя

ту и

ние

способу

В

действия

11

9

Решение

1

формиро

уметь

умение

умение

олимпиадн

вание

применя

формули

адекватн

ых задач

готовнос

ть

ровать

о

марафон

международ

ти

получен

собствен

принима

ного

высказы

ные

ную

ть

конкурса

вать

знания в

позицию

оценку

«Кенгуру».

собствен

собствен

учителя

ные

ной

и

Математический

суждени

деятельн

одноклас

я и

ости

сников

давать

им

обоснова

ние

10

Постро

Перекладыв

1

формиро

уметь

умение

умение

ение

ание

вание

применя

вступать

проговар

констр

нескольких

готовнос

ть

в диалог

ивать

»

укции

спичек в

ти

получен

последов

конструктор

по

соответстви

высказы

ные

ательнос

заданн

и с

вать

знания в

ть своих

ому

условием.

собствен

собствен

действий

образц

Проверка

ные

ной

у.

выполненно

суждени

деятельн

«Спичечный

й работы.

я и

ости

давать

им

обоснова

ние

11

Постро

Перекладыв

1

формиро

преобраз

умение

умение

ение

ание

вание

овывать

адекватн

осущест

констр

нескольких

способн

получен

о

влять

укции

спичек в

ости к

ную

использо

констати

»

по

соответстви

самоорга

информа

вать

рующий

конструктор

заданн

и с

низации

цию

речевые

и

ому

условием.

средства

предвосх

образц

Проверка

для

ищающи

у.

выполненно

эффекти

й

й работы.

вного

контроль

«Спичечный

решения

по

коммуни

результа

кативны

ту и

х задач

способу

действия

12

12

Единиц

Составлени

1

формиро

преобраз

умение

умение

а

е карты

вание

овывать

адекватн

осущест

длины

путешестви

способн

получен

о

влять

киломе

я: на

ости к

ную

использо

констати

тр.

определённ

самоорга

информа

вать

рующий

ом

низации

цию

речевые

и

транспорте

средства

предвосх

по

для

ищающи

маршрут

выбранному

эффекти

й

маршруту.

вного

контроль

Определяем

решения

по

расстояние

коммуни

результа

Выбери

между

кативны

ту и

селами и

х задач

способу

городами.

действия

13

Работа

в

1

формиро

развиват

умение

умение

«центрах»

вание

ь

задавать

определя

деятельност

умения

геометри

вопросы,

ть

и:

преодоле

ческое

необходи

промежу

конструктор

вать

воображ

мые для

точные

ы,

трудност

ение и

организа

цели с

электронны

и,

мышлен

ции

учетом

е

доводить

ие

своей

конечног

разминка

математиче

начатую

деятельн

о

ские

игры

работу

ости

результа

(работа

на

до конца

та

компьютере

),

Интеллектуальная

математиче

ские

головоломк

и,

заниматель

ные задачи.

14

Способ

Как

1

формиро

ориенти

умение

умение

быстро

сложить

вание

роваться

обсужда

работать

го

несколько

способн

в своей

ть

по

фокусы

поиска

последовате

ости к

системе

результа

предлож

суммы.

льных чисел

самоорга

знаний:

ты своей

енному

натуральног

низации

отличать

деятельн

плану

о ряда?

новое от

ости

Математические

Например,6

уже

+7+8+9+10;

известно

12+13+14+1

го с

5+16 и др.

помощь

ю

учителя

13

15

Занимательное моделирование


Объем

Моделирова

1

формиро

ориенти

умение

умение

ные

ние из

вание

роваться

обсужда

работать

фигуры

проволоки.

способн

в своей

ть

по

:

Создание

ости к

системе

результа

предлож

цилинд

объемные

самоорга

знаний:

ты своей

енному

р,

фигур из

низации

отличать

деятельн

плану

конус,

разверток:

новое от

ости

пирами

цилиндр,

уже

да,

призма

известно

шар,

шестиуголь

го с

куб.

ная, призма

помощь

треугольная

ю

, куб, конус,

учителя

четырехугол

ьная

пирамида,

октаэдр,

параллелеп

ипед,

усеченный

конус,

усеченная

пирамида,

пятиугольна

я пирамида,

икосаэдр

(по выбору

учащихся).

14

16

Занимательное моделирование


Объем

Моделирова

1

формиро

уметь

умение

умение

ные

ние из

вание

применя

выражат

адекватн

фигуры

проволоки.

способн

ть

ь

о

:

Создание

ости к

получен

собствен

принима

цилинд

объемные

самоорга

ные

ное

ть

р,

фигур из

низации

знания в

мнение

оценку

конус,

разверток:

собствен

учителя

пирами

цилиндр,

ной

и

да,

призма

деятельн

одноклас

шар,

шестиуголь

ости

сников

куб.

ная, призма

треугольная

, куб, конус,

четырехугол

ьная

пирамида,

октаэдр,

параллелеп

ипед,

усеченный

конус,

усеченная

пирамида,

пятиугольна

я пирамида,

икосаэдр

(по выбору

учащихся).

15

17

Объем

Моделирова

1

формиро

формиро

умение

умение в

ные

ние из

вание

вать

аргумент

сотрудни

фигуры

проволоки.

способн

умение

ировать

честве с

:

Создание

ости к

поиска и

свою

учителе

цилинд

объемные

самоорга

выделен

точку

м

р,

фигур из

низации

ия

зрения

ставить

конус,

разверток:

нужной

новые

пирами

цилиндр,

информа

задачи

да,

призма

ции

шар,

шестиуголь

куб.

ная, призма

треугольная

, куб, конус,

четырехугол

ьная

моделирование

пирамида,

октаэдр,

усеченная

параллелеп

ипед,

усеченный

Занимательное

конус,

пирамида,

пятиугольна

я пирамида,

икосаэдр

(по выбору

учащихся).

18

Составлени

1

формиро

формиро

умение

умение

е   сборника

вание

вать

задавать

работать

копилка

числового

умения

умение

вопросы,

по

материала,

преодоле

поиска и

необходи

предлож

взятого   из

вать

выделен

мые для

енному

Математическая

жизни

трудност

ия

организа

плану

(газеты,

и,

нужной

ции

журналы

доводить

информа

своей

детские),

начатую

ции

деятельн

для

работу

ости

составления

до конца

задач.

16

19

в

Принц

Поиск в

1

формиро

ориенти

умение

умение

ип

таблице

вание

роваться

обсужда

работать

спрятаны

решени

(9*9) слов,

умения

в своей

ть

по

я

связанных с

преодоле

системе

результа

предлож

числов

математико

вать

знаний:

ты своей

енному

ых

й.

трудност

отличать

деятельн

плану

слова

кроссво

и,

новое от

ости

рдов.

доводить

уже

начатую

известно

таблице?

работу

го с

Какие

до конца

помощь

ю

учителя

20

Алгори

Задачи,

1

формиро

перераба

умение

умение

тм

решаемые

вание

тывать

задавать

корректи

решени

перебором

умения

получен

вопросы,

ровать

я  задач

различных

использо

ную

необходи

способ

перебо

вариантов.

вать

информа

мые для

действий

ром

«Открытые

математи

цию

организа

различ

» задачи и

ческую

ции

ных

задания

подготов

своей

!

вариан

(придумайт

ку при

деятельн

друг

тов.

е вопросы и

решении

ости

ответы на

практиче

наш

них). Задачи

ских

и задания

задач

Математика

по проверке

готовых

решений, в

том числе

неверных.

17

21

Порядо

Не

1

формиро

перераба

умение

умение

к

переставляя

вание

тывать

задавать

корректи

действ

числа 1, 2 3,

умения

получен

вопросы,

ровать

ий,

4, 5,

использо

ную

необходи

способ

таблиц

соединить

вать

информа

мые для

действий

а

их знаками

математи

цию

организа

умноже

действий

ческую

ции

ния.

так, чтобы в

подготов

своей

ответе

ку при

деятельн

получилось

решении

ости

0, 10, 20, 30,

практиче

40, 50, 60,

ских

70, 80, 100.

задач

!

Две рядом

, считай

стоящие

цифры

можно

, отгадывай

считать за

одно число.

Там, где

необходимо,

Решай

можно

использоват

ь скобки.

22

Сбор

1

формиро

уметь

умение

умение

информаци

вание

выдвигат

слушать

планиро

и и выпуск

заинтере

ь

и

вать

математиче

сованнос

гипотезы

слышать

свою

ской газеты

ти  в

(предпол

друг

деятельн

(работа в

расшире

ожения –

друга

ость

смекалки

группах).

нии и

что

углублен

получитс

ии

я в

получае

результа

царстве

мых

те) и

математи

проверят

ческих

ь их

В

знаний

18

23

Сбор

1

формиро

уметь

умение с

формиро

информаци

вание

планиро

достаточ

вание

и и выпуск

заинтере

вать,

ной

рефлекси

математиче

сованнос

определя

полното

вной

ской газеты

ти  в

ть

й и

самооце

(работа в

расшире

последов

точность

нки

группах).

нии и

ательнос

ю

своих

углублен

ть своих

выражат

возможн

ии

действий

ь свои

остей

получае

для

мысли в

самоупра

смекалки

мых

достиже

соответс

вления

математи

ния

твии с

ческих

результа

задачами

знаний

та

и

царстве

условия

ми

коммуни

В

кации

24

Принц

Решение   и

1

формиро

уметь

умение

умение

ип

составление

вание

выделять

спрашив

работать

решени

ребусов,

умения

закономе

ать,

по

я

содержащих

устанавл

рности

интересо

предлож

числов

числа.

ивать . с

ваться

енному

ых

Заполнение

какими

чужим

плану

головоломки

кроссво

числового

учебным

мнением

рдов.

кроссворда

и

и

(судоку,

задачами

высказы

какуро).

ученик

вать свое

может

самостоя

Числовые

тельно

успешно

справить

ся

19

25

Мир занимательных задач


Этапы

Задачи со

1

формиро

уметь

умение

умение

решени

многими

вание

выделять

обсужда

корректи

я

и

возможным

способн

и

ть

ровать

анализа

и

ости к

сравнива

результа

способ

услови

решениями.

самоорга

ть

ты своей

действий

я задач.

Запись

низации

способы

деятельн

решения в

решения

ости

виде

задачи

таблицы.

Задачи с

недостающ

ими

данными, с

избыточны

м составом

условия.

Задачи на

доказательс

тво: найти

цифровое

значение

букв в

условной

записи:

СМЕХ +

ГРОМ =

ГРЕМИ и

др.

20

26

Этапы

Задачи со

1

формиро

формиро

умение

умение

решени

многими

вание

вать

выражат

планиро

я

и

возможным

умения

умение

ь

вать

анализа

и

оцениват

поиска и

собствен

свою

услови

решениями.

ь

выделен

ное

деятельн

я задач.

Запись

собствен

ия

мнение,

ость

решения в

ные

нужной

делать

виде

математи

информа

самопрез

таблицы.

ческие

ции

ентацию

Задачи с

знания и

недостающ

умения

ими

данными, с

избыточны

м составом

условия.

Задачи на

задач

доказательс

цифровое

занимательных

тво: найти

значение

букв в

условной

записи:

СМЕХ +

Мир

ГРОМ =

ГРЕМИ и

др.

27

Принц

Отгадывани

1

формиро

уметь

умение

формиро

ип

е

вание

выделять

выражат

вание

фокусы

составл

задуманных

умения

закономе

ь

рефлекси

ения

чисел:

оцениват

рности

собствен

вной

задани

«Отгадай

ь

ное

самооце

Математические

й

задуманное

собствен

мнение

нки

данног

число»,

ные

своих

о типа.

«отгадай

математи

возможн

число,

ческие

остей

месяц

знания и

самоупра

рождения»

умения

вления

и др.

21

28

Работа

Работа в

1

формиро

уметь

умение с

формиро

в

«центрах»

вание

сопостав

помощь

вание

«центр

деятельност

способн

лять

ю

рефлекси

ах»

и:

ости к

разные

вопросов

вной

деятель

конструктор

самоорга

точки

добывать

самооце

ности:

ы,

низации

зрения и

недоста

нки

констр

электронны

разные

ющую

своих

укторы,

е

источник

информа

возможн

электро

математиче

и

цию

остей

нные

ские игры

информа

самоупра

матема

(работа на

ции по

вления

тическ

компьютере

теме

ие игры

),

(работа

математиче

разминка

на

ские

компью

головоломк

тере),

и,

матема

занимательн

Интеллектуальная

тическ

ые задачи.

ие

головол

омки,

занима

тельны

е

задачи.

29

Работа

Работа в

1

формиро

ориенти

умение

формиро

в

«центрах»

вание

роваться

устанавл

вание

«центр

деятельност

способн

в своей

ивать в

рефлекси

ах»

и:

ости к

системе

группе

вной

деятель

конструктор

самоорга

знаний:

рабочие

самооце

ности:

ы,

низации

отличать

отношен

нки

констр

электронны

новое от

ия,

своих

укторы,

е

уже

эффекти

возможн

электро

математиче

известно

вно и

остей

нные

ские игры

го с

результа

самоупра

матема

(работа на

помощь

тивно

вления

тическ

компьютере

ю

сотрудни

ие игры

),

учителя

чать

(работа

математиче

разминка

на

ские

компью

головоломк

тере),

и,

матема

занимательн

Интеллектуальная

тическ

ые задачи.

ие

головол

омки,

занима

тельны

е

задачи.

22

30

решению

Этапы

Решение

1

формиро

уметь

умение

формиро

решени

логических,

вание

применя

вступать

вание

я

нестандартн

способн

ть

в диалог,

рефлекси

задачи.

ых задач.

ости к

получен

интересо

вной

по

Решение

самоорга

ные

ваться

самооце

турнир

задач,

низации

знания в

чужим

нки

имеющих

собствен

мнением

своих

несколько

ной

возможн

задач

решений.

деятельн

остей

Блиц

ости

самоупра

вления

31

Матема

Создание

1

формиро

уметь

умение

уметь

тика   в

сборника

вание

применя

задавать

адекватн

спорте.

числового

способн

ть

вопросы,

о

материала

ости к

получен

необходи

ставить

копилка

для

самоорга

ные

мые для

учебные

составления

низации

знания в

организа

цели на

задач.

собствен

ции

основе

ной

своей

оценки

Математическая

деятельн

деятельн

успешно

ости

ости

сти

выполне

ния

учебных

задач

32

Поняти

Поиск

1

формиро

уметь

умение

уметь

е

квадратов

вание

давать

обсужда

адекватн

геомет

прямоуголь

способн

оценку

ть

о

нас.

рическ

нике 2*5 см

ости к

получен

результа

ставить

ой

(на

самоорга

ным

ты своей

учебные

фигуры

клетчатой

низации

результа

деятельн

цели на

вокруг

,   виды

части

там и их

ости

основе

геомет

листа).

применя

оценки

рическ

Какая   пара

ть к

успешно

фигуры

их

быстрее

новым

сти

фигур.

составит

ситуация

выполне

зарисует)

м

ния

Геометрические

геометричес

учебных

кую

задач

фигуру?

Работа

с

набором

«Танграм».

23

33

Интеллекту

1

формиро

уметь

умение

уметь

альный

вание

давать

обсужда

адекватн

марафон.

умения

оценку

ть

о

лабиринт

Подготовка

высказы

получен

результа

ставить

к

вать

ным

ты своей

учебные

международ

собствен

результа

деятельн

цели на

ному

ные

там и их

ости

основе

конкурсу

суждени

применя

оценки

Математический

«Кенгуру».

я и

ть к

успешно

давать

новым

сти

им

ситуация

выполне

обоснова

м

ния

ние

учебных

задач

34

Задачи

1

формиро

уметь

умение

уметь

шутки.

вание

давать

обсужда

адекватн

Заниматель

умения

оценку

ть

о

праздник

ные

высказы

получен

результа

ставить

вопросы

и

вать

ным

ты своей

учебные

задачи

собствен

результа

деятельн

цели на

смекалки.

ные

там и их

ости

основе

Задачи

суждени

применя

оценки

Математический

встихах.

я и

ть к

успешно

Игра

давать

новым

сти

«Задумай

им

ситуация

выполне

число».

обоснова

м

ния

ние

учебных

задач

24

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

Материально – техническое обеспечение

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  1. Комплекты карточек с числами:

0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.
  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
  3. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
  4. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Литература

  1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

  1. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.

  1. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.

  1. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

  1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

  1. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
  2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
  3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...