Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика.» (общеинтелектуальное направление)
- класс
Губенко Людмилы Владимировны
2017 – 2018 учебный год
пгт. Излучинск
2017 г.
Пояснительная записка
2
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности
младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому
найти выход – ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся,
которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Во 2 – 4 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз
- неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:
3
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
«Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
4
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние
карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах
10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к
палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске»,
«Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
5
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из
проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида,
икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).
- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
6
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование | ||
4 класс | ||
№ | Тема | Содержание |
п/п | ||
1 | Интеллектуальная | Решение олимпиадных задач международного конкурса |
разминка | «Кенгуру». | |
2 | Числа - великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? |
3 | Мир занимательных | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с |
задач | недостающими данными, с избыточным составом условия. | |
Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в | ||
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | ||
4 | Кто что увидит? | Задачи и задания на развитие пространственных на |
представлений. | ||
5 | Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Числовые | Решение и составление ребусов, содержащих числа. |
головоломки. | Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |
7 | Секреты задач. | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с |
хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | ||
8 | В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа |
в группах). | ||
9 | Математический | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
марафон. | ||
10 | Спичечный | Построениеконструкциипозаданномуобразцу. |
- | конструктор. | Перекладывание нескольких спичек в соответствии с |
11 | условием. Проверка выполненной работы. | |
12 | Выбери маршрут. | Единица длины километр. Составление карты путешествия: |
на определённом транспорте по выбранному маршруту. | ||
Определяем расстояние между городами и селами. | ||
13 | Интеллектуальная | Работав«центрах»деятельности:конструкторы, |
разминка. | электронные математические игры (работа на компьютере), | |
математические головоломки, занимательные задачи. | ||
14 | Математические | «Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить |
фокусы. | несколько последовательных чисел натурального ряда? | |
Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др. | ||
15 | Занимательное | Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
7 |
- | моделирование. | набор«Геометрическиетела».Моделированиеиз | ||
17 | проволоки. Создание объемные фигур из разверток: | |||
цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, | ||||
конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, | ||||
усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная | ||||
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). | ||||
18 | Математическая | Составление сборника числового материала, взятого из | ||
копилка | жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |||
19 | Какие слова спрятаны | Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой. | ||
в таблице? | ||||
20 | «Математика – | наш | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. | |
друг!» | «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и | |||
ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых | ||||
решений, в том числе неверных. | ||||
21 | Решай, | отгадывай, | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками | |
считай. | действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, | |||
60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать | ||||
за одно число. Там, где необходимо, можно использовать | ||||
скобки. | ||||
22 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа | ||
-23 | в группах). | |||
24 | Числовые | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | ||
головоломки. | Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
25 | Мир | занимательных | Задачи со многими возможными решениями. Запись | |
- | задач | решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, | ||
26 | с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: | |||
найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + | ||||
ГРОМ = ГРЕМИ и др. | ||||
27 | Математические | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное | ||
фокусы. | число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |||
28 | Интеллектуальная | Работав«центрах»деятельности:конструкторы, | ||
- | разминка. | электронные математические игры (работа на компьютере), | ||
29 | математические головоломки, занимательные задачи. | |||
30 | Блиц | – турнир | по | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, |
решению задач. | имеющих несколько решений. | |||
31 | Математическая | Математика в спорте. Создание сборника числового | ||
копилка. | материала для составления задач. | |||
32 | Геометрические | Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой | ||
фигуры вокруг нас. | части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) | |||
геометрическую фигуру? (работа с набором «Танграм»). | ||||
33 | Математический | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному | ||
лабиринт | конкурсу «Кенгуру». | |||
34 | Математический | Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – | ||
праздник. | смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
8
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | темати | теорет | практическ | кол | ууд | дата | |||||||
п/п | ческий | ическа | ая часть | ичес | личност | познава | коммун | регулят | пла | фак | |||
раздел | я часть | занятия | тво | ные | тельные | икативн | ивные | н | т | ||||
заняти | часо | ые | |||||||||||
я | в | ||||||||||||
1 | Решение | 1 | формиро | преобраз | умение | различие | |||||||
олимпиадн | вание | овывать | вступать | допусти | |||||||||
ых задач | ориенти | получен | в диалог | мых и | |||||||||
Интеллектуальнаяразминка | международ | ровки на | ную | недопуст | |||||||||
ного | нравстве | информа | имых | ||||||||||
конкурса | нное | цию | форм | ||||||||||
«Кенгуру». | содержа | поведени | |||||||||||
ние | я | ||||||||||||
поступко | |||||||||||||
в и | |||||||||||||
событий | |||||||||||||
2 | Разряд | Как велик | 1 | формиро | уметь | умение | умение | ||||||
ы | и | миллион? | вание | применя | обсужда | адекватн | |||||||
классы | Что такое | умений | ть | ть | о | ||||||||
чисел. | гугол? | устанавл | получен | результа | принима | ||||||||
ивать, с | ные | ты | ть | ||||||||||
какими | знания в | деятельн | оценку | ||||||||||
учебным | собствен | ости | учителя | ||||||||||
и | ной | и | |||||||||||
великаны | задачами | деятельн | одноклас | ||||||||||
ученик | ости | сников | |||||||||||
может | |||||||||||||
самостоя | |||||||||||||
- | тельно | ||||||||||||
успешно | |||||||||||||
Числа | |||||||||||||
справить | |||||||||||||
ся |
9
3 | Этапы | Задачи со | 1 | формиро | уметь | умение | умение | |||||
решени | многими | вание | выдвигат | слушать | планиро | |||||||
я | и | возможным | заинтере | ь | и | вать | ||||||
анализа | и | сованнос | гипотезы | слышать | свою | |||||||
услови | решениями. | ти в | (предпол | друг | деятельн | |||||||
я задач. | Задачи с | расшире | ожения – | друга | ость | |||||||
недостающ | нии и | что | ||||||||||
ими | углублен | получитс | ||||||||||
данными, с | ии | я в | ||||||||||
избыточны | получае | результа | ||||||||||
м составом | мых | те) и | ||||||||||
условия. | математи | проверят | ||||||||||
Задачи на | ческих | ь их | ||||||||||
задач | доказательс | знаний | ||||||||||
цифровое | ||||||||||||
занимательных | тво: найти | |||||||||||
значение | ||||||||||||
букв в | ||||||||||||
условной | ||||||||||||
записи: | ||||||||||||
СМЕХ + | ||||||||||||
Мир | ГРОМ = | |||||||||||
ГРЕМИ и | ||||||||||||
др. | ||||||||||||
4 | Принц | Задачи | 1 | формиро | уметь | умение | умение | |||||
ип | задания на | вание | применя | обсужда | адекватн | |||||||
решени | развитие | заинтере | ть | ть | о | |||||||
я | пространств | сованнос | получен | результа | принима | |||||||
простр | енных | ти в | ные | ты | ть | |||||||
анствен | представлен | расшире | знания в | деятельн | оценку | |||||||
ных | ий. | нии и | собствен | ости | учителя | |||||||
? | задани | углублен | ной | и | ||||||||
увидит | й | ии | деятельн | одноклас | ||||||||
получае | ости | сников | ||||||||||
что | мых | |||||||||||
математи | ||||||||||||
Кто | ческих | |||||||||||
знаний | ||||||||||||
5 | Поняти | Заниматель | 1 | формиро | преобраз | умение | умение | |||||
е | ные задания | вание | овывать | вступать | самостоя | |||||||
«римск | с римскими | способн | получен | в диалог | тельно | |||||||
ие» | цифрами. | ости к | ную | оцениват | ||||||||
цифры, | самоорга | информа | ь | |||||||||
правил | низации | цию | правиль | |||||||||
цифры | а | их | ность | |||||||||
обозна | своих | |||||||||||
чения, | действий | |||||||||||
Римские | чтения, | |||||||||||
действ | ||||||||||||
ия | с | |||||||||||
ними. | ||||||||||||
10 |
6 | Принц | Решение и | 1 | формиро | добывать | умение | различие | ||||
ип | составление | вание | новые | аргумент | допусти | ||||||
решени | ребусов, | способн | знания: | ировать | мых и | ||||||
я | содержащих | ости к | находить | свои | недопуст | ||||||
числов | числа. | самоорга | ответы | предлож | имых | ||||||
ых | Заполнение | низации | на | ения, | форм | ||||||
кроссво | числового | вопросы, | убеждать | поведени | |||||||
головоломки | рдов. | кроссворда | использу | , | я | ||||||
(судоку, | я | уступать | |||||||||
какуро). | информа | ||||||||||
цию, | |||||||||||
получен | |||||||||||
ную на | |||||||||||
Числовые | |||||||||||
занятии, | |||||||||||
и свой | |||||||||||
жизненн | |||||||||||
ый опыт | |||||||||||
7 | Задачи в | 1 | формиро | перераба | умение | умение | |||||
стихах | вание | тывать | задавать | корректи | |||||||
повышенно | способн | получен | вопросы, | ровать | |||||||
задач | й | ости к | ную | необходи | способ | ||||||
сложности: | самоорга | информа | мые для | действий | |||||||
«Начнем с | низации | цию | организа | ||||||||
Секреты | хвоста», | ции | |||||||||
«Сколько | своей | ||||||||||
лет?» и др. | деятельн | ||||||||||
ости | |||||||||||
8 | Сбор | 1 | формиро | ориенти | умение | умение | |||||
информаци | вание | роваться | обсужда | осущест | |||||||
и и выпуск | готовнос | в своей | ть | влять | |||||||
математиче | ти | системе | результа | констати | |||||||
ской газеты | высказы | знаний: | ты своей | рующий | |||||||
(работа в | вать | отличать | деятельн | и | |||||||
группах). | собствен | новое от | ости | предвосх | |||||||
смекалки | ные | уже | ищающи | ||||||||
суждени | известно | й | |||||||||
я и | го с | контроль | |||||||||
давать | помощь | по | |||||||||
царстве | |||||||||||
им | ю | результа | |||||||||
обоснова | учителя | ту и | |||||||||
ние | способу | ||||||||||
В | действия | ||||||||||
11
9 | Решение | 1 | формиро | уметь | умение | умение | |||||
олимпиадн | вание | применя | формули | адекватн | |||||||
ых задач | готовнос | ть | ровать | о | |||||||
марафон | международ | ти | получен | собствен | принима | ||||||
ного | высказы | ные | ную | ть | |||||||
конкурса | вать | знания в | позицию | оценку | |||||||
«Кенгуру». | собствен | собствен | учителя | ||||||||
ные | ной | и | |||||||||
Математический | |||||||||||
суждени | деятельн | одноклас | |||||||||
я и | ости | сников | |||||||||
давать | |||||||||||
им | |||||||||||
обоснова | |||||||||||
ние | |||||||||||
10 | Постро | Перекладыв | 1 | формиро | уметь | умение | умение | ||||
ение | ание | вание | применя | вступать | проговар | ||||||
констр | нескольких | готовнос | ть | в диалог | ивать | ||||||
» | укции | спичек в | ти | получен | последов | ||||||
конструктор | по | соответстви | высказы | ные | ательнос | ||||||
заданн | и с | вать | знания в | ть своих | |||||||
ому | условием. | собствен | собствен | действий | |||||||
образц | Проверка | ные | ной | ||||||||
у. | выполненно | суждени | деятельн | ||||||||
«Спичечный | |||||||||||
й работы. | я и | ости | |||||||||
давать | |||||||||||
им | |||||||||||
обоснова | |||||||||||
ние | |||||||||||
11 | Постро | Перекладыв | 1 | формиро | преобраз | умение | умение | ||||
ение | ание | вание | овывать | адекватн | осущест | ||||||
констр | нескольких | способн | получен | о | влять | ||||||
укции | спичек в | ости к | ную | использо | констати | ||||||
» | по | соответстви | самоорга | информа | вать | рующий | |||||
конструктор | заданн | и с | низации | цию | речевые | и | |||||
ому | условием. | средства | предвосх | ||||||||
образц | Проверка | для | ищающи | ||||||||
у. | выполненно | эффекти | й | ||||||||
й работы. | вного | контроль | |||||||||
«Спичечный | |||||||||||
решения | по | ||||||||||
коммуни | результа | ||||||||||
кативны | ту и | ||||||||||
х задач | способу | ||||||||||
действия | |||||||||||
12
12 | Единиц | Составлени | 1 | формиро | преобраз | умение | умение | |||||
а | е карты | вание | овывать | адекватн | осущест | |||||||
длины | путешестви | способн | получен | о | влять | |||||||
киломе | я: на | ости к | ную | использо | констати | |||||||
тр. | определённ | самоорга | информа | вать | рующий | |||||||
ом | низации | цию | речевые | и | ||||||||
транспорте | средства | предвосх | ||||||||||
по | для | ищающи | ||||||||||
маршрут | выбранному | эффекти | й | |||||||||
маршруту. | вного | контроль | ||||||||||
Определяем | решения | по | ||||||||||
расстояние | коммуни | результа | ||||||||||
Выбери | ||||||||||||
между | кативны | ту и | ||||||||||
селами и | х задач | способу | ||||||||||
городами. | действия | |||||||||||
13 | Работа | в | 1 | формиро | развиват | умение | умение | |||||
«центрах» | вание | ь | задавать | определя | ||||||||
деятельност | умения | геометри | вопросы, | ть | ||||||||
и: | преодоле | ческое | необходи | промежу | ||||||||
конструктор | вать | воображ | мые для | точные | ||||||||
ы, | трудност | ение и | организа | цели с | ||||||||
электронны | и, | мышлен | ции | учетом | ||||||||
е | доводить | ие | своей | конечног | ||||||||
разминка | математиче | начатую | деятельн | о | ||||||||
ские | игры | работу | ости | результа | ||||||||
(работа | на | до конца | та | |||||||||
компьютере | ||||||||||||
), | ||||||||||||
Интеллектуальная | ||||||||||||
математиче | ||||||||||||
ские | ||||||||||||
головоломк | ||||||||||||
и, | ||||||||||||
заниматель | ||||||||||||
ные задачи. | ||||||||||||
14 | Способ | Как | 1 | формиро | ориенти | умение | умение | |||||
быстро | сложить | вание | роваться | обсужда | работать | |||||||
го | несколько | способн | в своей | ть | по | |||||||
фокусы | поиска | последовате | ости к | системе | результа | предлож | ||||||
суммы. | льных чисел | самоорга | знаний: | ты своей | енному | |||||||
натуральног | низации | отличать | деятельн | плану | ||||||||
о ряда? | новое от | ости | ||||||||||
Математические | ||||||||||||
Например,6 | уже | |||||||||||
+7+8+9+10; | известно | |||||||||||
12+13+14+1 | го с | |||||||||||
5+16 и др. | помощь | |||||||||||
ю | ||||||||||||
учителя | ||||||||||||
13
15
Занимательное моделирование |
Объем | Моделирова | 1 | формиро | ориенти | умение | умение |
ные | ние из | вание | роваться | обсужда | работать | |
фигуры | проволоки. | способн | в своей | ть | по | |
: | Создание | ости к | системе | результа | предлож | |
цилинд | объемные | самоорга | знаний: | ты своей | енному | |
р, | фигур из | низации | отличать | деятельн | плану | |
конус, | разверток: | новое от | ости | |||
пирами | цилиндр, | уже | ||||
да, | призма | известно | ||||
шар, | шестиуголь | го с | ||||
куб. | ная, призма | помощь | ||||
треугольная | ю | |||||
, куб, конус, | учителя | |||||
четырехугол | ||||||
ьная | ||||||
пирамида, | ||||||
октаэдр, | ||||||
параллелеп | ||||||
ипед, | ||||||
усеченный | ||||||
конус, | ||||||
усеченная | ||||||
пирамида, | ||||||
пятиугольна | ||||||
я пирамида, | ||||||
икосаэдр | ||||||
(по выбору | ||||||
учащихся). | ||||||
14
16
Занимательное моделирование |
Объем | Моделирова | 1 | формиро | уметь | умение | умение |
ные | ние из | вание | применя | выражат | адекватн | |
фигуры | проволоки. | способн | ть | ь | о | |
: | Создание | ости к | получен | собствен | принима | |
цилинд | объемные | самоорга | ные | ное | ть | |
р, | фигур из | низации | знания в | мнение | оценку | |
конус, | разверток: | собствен | учителя | |||
пирами | цилиндр, | ной | и | |||
да, | призма | деятельн | одноклас | |||
шар, | шестиуголь | ости | сников | |||
куб. | ная, призма | |||||
треугольная | ||||||
, куб, конус, | ||||||
четырехугол | ||||||
ьная | ||||||
пирамида, | ||||||
октаэдр, | ||||||
параллелеп | ||||||
ипед, | ||||||
усеченный | ||||||
конус, | ||||||
усеченная | ||||||
пирамида, | ||||||
пятиугольна | ||||||
я пирамида, | ||||||
икосаэдр | ||||||
(по выбору | ||||||
учащихся). | ||||||
15
17 | Объем | Моделирова | 1 | формиро | формиро | умение | умение в | ||||
ные | ние из | вание | вать | аргумент | сотрудни | ||||||
фигуры | проволоки. | способн | умение | ировать | честве с | ||||||
: | Создание | ости к | поиска и | свою | учителе | ||||||
цилинд | объемные | самоорга | выделен | точку | м | ||||||
р, | фигур из | низации | ия | зрения | ставить | ||||||
конус, | разверток: | нужной | новые | ||||||||
пирами | цилиндр, | информа | задачи | ||||||||
да, | призма | ции | |||||||||
шар, | шестиуголь | ||||||||||
куб. | ная, призма | ||||||||||
треугольная | |||||||||||
, куб, конус, | |||||||||||
четырехугол | |||||||||||
ьная | |||||||||||
моделирование | пирамида, | ||||||||||
октаэдр, | |||||||||||
усеченная | |||||||||||
параллелеп | |||||||||||
ипед, | |||||||||||
усеченный | |||||||||||
Занимательное | конус, | ||||||||||
пирамида, | |||||||||||
пятиугольна | |||||||||||
я пирамида, | |||||||||||
икосаэдр | |||||||||||
(по выбору | |||||||||||
учащихся). | |||||||||||
18 | Составлени | 1 | формиро | формиро | умение | умение | |||||
е сборника | вание | вать | задавать | работать | |||||||
копилка | числового | умения | умение | вопросы, | по | ||||||
материала, | преодоле | поиска и | необходи | предлож | |||||||
взятого из | вать | выделен | мые для | енному | |||||||
Математическая | жизни | трудност | ия | организа | плану | ||||||
(газеты, | и, | нужной | ции | ||||||||
журналы | доводить | информа | своей | ||||||||
детские), | начатую | ции | деятельн | ||||||||
для | работу | ости | |||||||||
составления | до конца | ||||||||||
задач. |
16
19 | в | Принц | Поиск в | 1 | формиро | ориенти | умение | умение | ||||
ип | таблице | вание | роваться | обсужда | работать | |||||||
спрятаны | решени | (9*9) слов, | умения | в своей | ть | по | ||||||
я | связанных с | преодоле | системе | результа | предлож | |||||||
числов | математико | вать | знаний: | ты своей | енному | |||||||
ых | й. | трудност | отличать | деятельн | плану | |||||||
слова | кроссво | и, | новое от | ости | ||||||||
рдов. | доводить | уже | ||||||||||
начатую | известно | |||||||||||
таблице? | работу | го с | ||||||||||
Какие | до конца | помощь | ||||||||||
ю | ||||||||||||
учителя | ||||||||||||
20 | Алгори | Задачи, | 1 | формиро | перераба | умение | умение | |||||
тм | решаемые | вание | тывать | задавать | корректи | |||||||
решени | перебором | умения | получен | вопросы, | ровать | |||||||
я задач | различных | использо | ную | необходи | способ | |||||||
перебо | вариантов. | вать | информа | мые для | действий | |||||||
ром | «Открытые | математи | цию | организа | ||||||||
различ | » задачи и | ческую | ции | |||||||||
ных | задания | подготов | своей | |||||||||
! | вариан | (придумайт | ку при | деятельн | ||||||||
друг | ||||||||||||
тов. | е вопросы и | решении | ости | |||||||||
ответы на | практиче | |||||||||||
наш | ||||||||||||
них). Задачи | ских | |||||||||||
– | и задания | задач | ||||||||||
Математика | ||||||||||||
по проверке | ||||||||||||
готовых | ||||||||||||
решений, в | ||||||||||||
том числе | ||||||||||||
неверных. | ||||||||||||
17
21 | Порядо | Не | 1 | формиро | перераба | умение | умение | ||||
к | переставляя | вание | тывать | задавать | корректи | ||||||
действ | числа 1, 2 3, | умения | получен | вопросы, | ровать | ||||||
ий, | 4, 5, | использо | ную | необходи | способ | ||||||
таблиц | соединить | вать | информа | мые для | действий | ||||||
а | их знаками | математи | цию | организа | |||||||
умноже | действий | ческую | ции | ||||||||
ния. | так, чтобы в | подготов | своей | ||||||||
ответе | ку при | деятельн | |||||||||
получилось | решении | ости | |||||||||
0, 10, 20, 30, | практиче | ||||||||||
40, 50, 60, | ских | ||||||||||
70, 80, 100. | задач | ||||||||||
! | Две рядом | ||||||||||
, считай | |||||||||||
стоящие | |||||||||||
цифры | |||||||||||
можно | |||||||||||
, отгадывай | |||||||||||
считать за | |||||||||||
одно число. | |||||||||||
Там, где | |||||||||||
необходимо, | |||||||||||
Решай | можно | ||||||||||
использоват | |||||||||||
ь скобки. | |||||||||||
22 | Сбор | 1 | формиро | уметь | умение | умение | |||||
информаци | вание | выдвигат | слушать | планиро | |||||||
и и выпуск | заинтере | ь | и | вать | |||||||
математиче | сованнос | гипотезы | слышать | свою | |||||||
ской газеты | ти в | (предпол | друг | деятельн | |||||||
(работа в | расшире | ожения – | друга | ость | |||||||
смекалки | группах). | нии и | что | ||||||||
углублен | получитс | ||||||||||
ии | я в | ||||||||||
получае | результа | ||||||||||
царстве | |||||||||||
мых | те) и | ||||||||||
математи | проверят | ||||||||||
ческих | ь их | ||||||||||
В | знаний | ||||||||||
18
23 | Сбор | 1 | формиро | уметь | умение с | формиро | |||||
информаци | вание | планиро | достаточ | вание | |||||||
и и выпуск | заинтере | вать, | ной | рефлекси | |||||||
математиче | сованнос | определя | полното | вной | |||||||
ской газеты | ти в | ть | й и | самооце | |||||||
(работа в | расшире | последов | точность | нки | |||||||
группах). | нии и | ательнос | ю | своих | |||||||
углублен | ть своих | выражат | возможн | ||||||||
ии | действий | ь свои | остей | ||||||||
получае | для | мысли в | самоупра | ||||||||
смекалки | мых | достиже | соответс | вления | |||||||
математи | ния | твии с | |||||||||
ческих | результа | задачами | |||||||||
знаний | та | и | |||||||||
царстве | |||||||||||
условия | |||||||||||
ми | |||||||||||
коммуни | |||||||||||
В | кации | ||||||||||
24 | Принц | Решение и | 1 | формиро | уметь | умение | умение | ||||
ип | составление | вание | выделять | спрашив | работать | ||||||
решени | ребусов, | умения | закономе | ать, | по | ||||||
я | содержащих | устанавл | рности | интересо | предлож | ||||||
числов | числа. | ивать . с | ваться | енному | |||||||
ых | Заполнение | какими | чужим | плану | |||||||
головоломки | кроссво | числового | учебным | мнением | |||||||
рдов. | кроссворда | и | и | ||||||||
(судоку, | задачами | высказы | |||||||||
какуро). | ученик | вать свое | |||||||||
может | |||||||||||
самостоя | |||||||||||
Числовые | |||||||||||
тельно | |||||||||||
успешно | |||||||||||
справить | |||||||||||
ся | |||||||||||
19
25
Мир занимательных задач |
Этапы | Задачи со | 1 | формиро | уметь | умение | умение | |
решени | многими | вание | выделять | обсужда | корректи | ||
я | и | возможным | способн | и | ть | ровать | |
анализа | и | ости к | сравнива | результа | способ | ||
услови | решениями. | самоорга | ть | ты своей | действий | ||
я задач. | Запись | низации | способы | деятельн | |||
решения в | решения | ости | |||||
виде | задачи | ||||||
таблицы. | |||||||
Задачи с | |||||||
недостающ | |||||||
ими | |||||||
данными, с | |||||||
избыточны | |||||||
м составом | |||||||
условия. | |||||||
Задачи на | |||||||
доказательс | |||||||
тво: найти | |||||||
цифровое | |||||||
значение | |||||||
букв в | |||||||
условной | |||||||
записи: | |||||||
СМЕХ + | |||||||
ГРОМ = | |||||||
ГРЕМИ и | |||||||
др. | |||||||
20
26 | Этапы | Задачи со | 1 | формиро | формиро | умение | умение | |||||
решени | многими | вание | вать | выражат | планиро | |||||||
я | и | возможным | умения | умение | ь | вать | ||||||
анализа | и | оцениват | поиска и | собствен | свою | |||||||
услови | решениями. | ь | выделен | ное | деятельн | |||||||
я задач. | Запись | собствен | ия | мнение, | ость | |||||||
решения в | ные | нужной | делать | |||||||||
виде | математи | информа | самопрез | |||||||||
таблицы. | ческие | ции | ентацию | |||||||||
Задачи с | знания и | |||||||||||
недостающ | умения | |||||||||||
ими | ||||||||||||
данными, с | ||||||||||||
избыточны | ||||||||||||
м составом | ||||||||||||
условия. | ||||||||||||
Задачи на | ||||||||||||
задач | доказательс | |||||||||||
цифровое | ||||||||||||
занимательных | тво: найти | |||||||||||
значение | ||||||||||||
букв в | ||||||||||||
условной | ||||||||||||
записи: | ||||||||||||
СМЕХ + | ||||||||||||
Мир | ГРОМ = | |||||||||||
ГРЕМИ и | ||||||||||||
др. | ||||||||||||
27 | Принц | Отгадывани | 1 | формиро | уметь | умение | формиро | |||||
ип | е | вание | выделять | выражат | вание | |||||||
фокусы | составл | задуманных | умения | закономе | ь | рефлекси | ||||||
ения | чисел: | оцениват | рности | собствен | вной | |||||||
задани | «Отгадай | ь | ное | самооце | ||||||||
Математические | й | задуманное | собствен | мнение | нки | |||||||
данног | число», | ные | своих | |||||||||
о типа. | «отгадай | математи | возможн | |||||||||
число, | ческие | остей | ||||||||||
месяц | знания и | самоупра | ||||||||||
рождения» | умения | вления | ||||||||||
и др. |
21
28 | Работа | Работа в | 1 | формиро | уметь | умение с | формиро | ||||
в | «центрах» | вание | сопостав | помощь | вание | ||||||
«центр | деятельност | способн | лять | ю | рефлекси | ||||||
ах» | и: | ости к | разные | вопросов | вной | ||||||
деятель | конструктор | самоорга | точки | добывать | самооце | ||||||
ности: | ы, | низации | зрения и | недоста | нки | ||||||
констр | электронны | разные | ющую | своих | |||||||
укторы, | е | источник | информа | возможн | |||||||
электро | математиче | и | цию | остей | |||||||
нные | ские игры | информа | самоупра | ||||||||
матема | (работа на | ции по | вления | ||||||||
тическ | компьютере | теме | |||||||||
ие игры | ), | ||||||||||
(работа | математиче | ||||||||||
разминка | на | ские | |||||||||
компью | головоломк | ||||||||||
тере), | и, | ||||||||||
матема | занимательн | ||||||||||
Интеллектуальная | тическ | ые задачи. | |||||||||
ие | |||||||||||
головол | |||||||||||
омки, | |||||||||||
занима | |||||||||||
тельны | |||||||||||
е | |||||||||||
задачи. | |||||||||||
29 | Работа | Работа в | 1 | формиро | ориенти | умение | формиро | ||||
в | «центрах» | вание | роваться | устанавл | вание | ||||||
«центр | деятельност | способн | в своей | ивать в | рефлекси | ||||||
ах» | и: | ости к | системе | группе | вной | ||||||
деятель | конструктор | самоорга | знаний: | рабочие | самооце | ||||||
ности: | ы, | низации | отличать | отношен | нки | ||||||
констр | электронны | новое от | ия, | своих | |||||||
укторы, | е | уже | эффекти | возможн | |||||||
электро | математиче | известно | вно и | остей | |||||||
нные | ские игры | го с | результа | самоупра | |||||||
матема | (работа на | помощь | тивно | вления | |||||||
тическ | компьютере | ю | сотрудни | ||||||||
ие игры | ), | учителя | чать | ||||||||
(работа | математиче | ||||||||||
разминка | на | ские | |||||||||
компью | головоломк | ||||||||||
тере), | и, | ||||||||||
матема | занимательн | ||||||||||
Интеллектуальная | тическ | ые задачи. | |||||||||
ие | |||||||||||
головол | |||||||||||
омки, | |||||||||||
занима | |||||||||||
тельны | |||||||||||
е | |||||||||||
задачи. | |||||||||||
22 |
30 | решению | Этапы | Решение | 1 | формиро | уметь | умение | формиро | |||||
решени | логических, | вание | применя | вступать | вание | ||||||||
я | нестандартн | способн | ть | в диалог, | рефлекси | ||||||||
задачи. | ых задач. | ости к | получен | интересо | вной | ||||||||
по | Решение | самоорга | ные | ваться | самооце | ||||||||
турнир | задач, | низации | знания в | чужим | нки | ||||||||
имеющих | собствен | мнением | своих | ||||||||||
несколько | ной | возможн | |||||||||||
– | задач | решений. | деятельн | остей | |||||||||
Блиц | |||||||||||||
ости | самоупра | ||||||||||||
вления | |||||||||||||
31 | Матема | Создание | 1 | формиро | уметь | умение | уметь | ||||||
тика в | сборника | вание | применя | задавать | адекватн | ||||||||
спорте. | числового | способн | ть | вопросы, | о | ||||||||
материала | ости к | получен | необходи | ставить | |||||||||
копилка | для | самоорга | ные | мые для | учебные | ||||||||
составления | низации | знания в | организа | цели на | |||||||||
задач. | собствен | ции | основе | ||||||||||
ной | своей | оценки | |||||||||||
Математическая | |||||||||||||
деятельн | деятельн | успешно | |||||||||||
ости | ости | сти | |||||||||||
выполне | |||||||||||||
ния | |||||||||||||
учебных | |||||||||||||
задач | |||||||||||||
32 | Поняти | Поиск | 1 | формиро | уметь | умение | уметь | ||||||
е | квадратов | вание | давать | обсужда | адекватн | ||||||||
геомет | прямоуголь | способн | оценку | ть | о | ||||||||
нас. | рическ | нике 2*5 см | ости к | получен | результа | ставить | |||||||
ой | (на | самоорга | ным | ты своей | учебные | ||||||||
фигуры | клетчатой | низации | результа | деятельн | цели на | ||||||||
вокруг | |||||||||||||
, виды | части | там и их | ости | основе | |||||||||
геомет | листа). | применя | оценки | ||||||||||
рическ | Какая пара | ть к | успешно | ||||||||||
фигуры | |||||||||||||
их | быстрее | новым | сти | ||||||||||
фигур. | составит | (и | ситуация | выполне | |||||||||
зарисует) | м | ния | |||||||||||
Геометрические | |||||||||||||
геометричес | учебных | ||||||||||||
кую | задач | ||||||||||||
фигуру? | |||||||||||||
Работа | с | ||||||||||||
набором | |||||||||||||
«Танграм». | |||||||||||||
23
33 | Интеллекту | 1 | формиро | уметь | умение | уметь | ||||||
альный | вание | давать | обсужда | адекватн | ||||||||
марафон. | умения | оценку | ть | о | ||||||||
лабиринт | Подготовка | высказы | получен | результа | ставить | |||||||
к | вать | ным | ты своей | учебные | ||||||||
международ | собствен | результа | деятельн | цели на | ||||||||
ному | ные | там и их | ости | основе | ||||||||
конкурсу | суждени | применя | оценки | |||||||||
Математический | ||||||||||||
«Кенгуру». | я и | ть к | успешно | |||||||||
давать | новым | сти | ||||||||||
им | ситуация | выполне | ||||||||||
обоснова | м | ния | ||||||||||
ние | учебных | |||||||||||
задач | ||||||||||||
34 | Задачи | – | 1 | формиро | уметь | умение | уметь | |||||
шутки. | вание | давать | обсужда | адекватн | ||||||||
Заниматель | умения | оценку | ть | о | ||||||||
праздник | ные | высказы | получен | результа | ставить | |||||||
вопросы | и | вать | ным | ты своей | учебные | |||||||
задачи | – | собствен | результа | деятельн | цели на | |||||||
смекалки. | ные | там и их | ости | основе | ||||||||
Задачи | суждени | применя | оценки | |||||||||
Математический | ||||||||||||
встихах. | я и | ть к | успешно | |||||||||
Игра | давать | новым | сти | |||||||||
«Задумай | им | ситуация | выполне | |||||||||
число». | обоснова | м | ния | |||||||||
ние | учебных | |||||||||||
задач | ||||||||||||
24
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.
Материально – техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;
100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Литература
- Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
- Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.
- От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.
- Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.
Интернет-ресурсы
- http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
- http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
- http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
- http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
- http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...