Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная королева" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рабочая программа
Губенко Людмилы Владимировны
по внеурочной деятельности
«Шахматная королева»
- «А» класс
2018 – 2019 учебный год
пгт. Излучинск
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Шахматы» предназначена для обучающихся начальной школы и составлена на основе программы «Шахматы - школе» под редакцией И.Г.Сухина, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И.Г.Сухиным).
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы – школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря 2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Устав ОУ, свидетельство о государственной регистрации.
Программа разработана в соответствии с программой :
- И.Г. Сухин «Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (2011, 40 с.)
- Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения программы:
2
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы:
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
3
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
Содержание учебного предмета «Шахматы»
1 класс (33 часа; 1 час в неделю)
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур
- начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
2 класс (34 часа; 1 час в неделю)
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая
- полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
4
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие
- достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
3 класс (34 часа; 1 час в неделю)
Раздел № 1. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Повторение пройденного материала. Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, диагоналей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Двух – и трехходовые партии.
Раздел № 2. Основы дебюта.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
4 класс (34 часа; 1 час в неделю)
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения
5
королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, «рентгена», перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
6
Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа; 1 час в неделю)
№ | Тема занятия | Программное | Виды деятельности. | № | Коли- | Дата проведения | |
уро | содержание | урока | чество | ||||
ка | часов | ||||||
1. Шахматная доска (2 ч) | План | Факт | |||||
1. | Знакомство с | Шахматная | Чтение и инсценирование | 1 | 1 | ||
шахматной | доска, белые и | дидактической сказки | |||||
доской | черные поля, | «Удивительные приключения | |||||
горизонталь, | шахматной доски». Знакомство с | ||||||
вертикаль, | шахматной доской. Белые и черные | ||||||
диагональ, | поля. Чередование белых и черных | ||||||
центр. | полей на шахматной доске. | ||||||
Шахматная доска и шахматные поля | |||||||
квадратные. Расположение доски | |||||||
между партнерами. | |||||||
2. | Шахматная доска | Чтение и инсценировка | 2 | 1 | |||
дидактической сказки «Котята – | |||||||
хвастунишки». Горизонтальная | |||||||
линия. Количество полей в | |||||||
горизонтали. Количество | |||||||
горизонталей на доске. Вертикальная | |||||||
линия. Количество полей в | |||||||
вертикали. Количество вертикалей | |||||||
на доске. Чередование белых и | |||||||
черных полей в горизонтали и | |||||||
вертикали. Диагональ. Отличие | |||||||
диагонали от горизонтали и | |||||||
вертикали. Количество полей в | |||||||
диагонали. Короткие диагонали. |
7
Центр. Форма центра. Количество
полей в центре. Дидактические
задания и игры «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ».
2. Шахматные фигуры (2 ч)
3. | Знакомство с | Белые, черные, | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, | 3 | 1 | |||||
шахматными | ладья, слон, | конь, пешка, король. Чтение и | ||||||||
фигурами | ферзь, конь, | инсценировка дидактической сказки | ||||||||
4 | Знакомство с | пешка, король. | И.Г. Сухина «Приключения в | 4 | 1 | |||||
шахматными | шахматной стране». Дидактические | |||||||||
фигурами | задания и игры «Волшебный | |||||||||
мешочек», «Угадай-ка», «Секретная | ||||||||||
фигура», «Угадай», «Что общего?», | ||||||||||
«Большая или маленькая». | ||||||||||
3. Начальная расстановка фигур (1 ч) | ||||||||||
5. | Начальное | Начальное | Расстановка фигур перед шахматной | 5 | 1 | |||||
положение | положение | партией. Правило: «Ферзь любит | ||||||||
(начальная | свой цвет», связь между | |||||||||
позиция); | горизонталями, вертикалями, | |||||||||
расположение | диагоналями и начальным | |||||||||
каждой из | положением фигур. Дидактические | |||||||||
фигур в | задания и игры «Мешочек», «Да и | |||||||||
начальной | нет», «Мяч». | |||||||||
позиции; | ||||||||||
правило «ферзь | ||||||||||
любит свой | ||||||||||
цвет»; связь | ||||||||||
между | ||||||||||
горизонталями, | ||||||||||
вертикалями, |
8
диагоналями и
начальной
расстановкой
фигур.
4. Ходы и взятие фигур (16 ч)
6. | Знакомство с | (Основная тема | Место ладьи в начальном | 6 | 1 | ||
шахматной | учебного | положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. | |||||
фигурой. Ладья. | курса.) | Дидактические задания и игры | |||||
Правила хода и | «Лабиринт», «Перехитри часовых», | ||||||
взятия каждой | «Один в поле воин», «Кратчайший | ||||||
из фигур, игра | путь». | ||||||
7. | Ладья в игре. | «на | Дидактические задания и игры | 7 | 1 | ||
уничтожение», | «Захват контрольного поля», | ||||||
белопольные и | «Защита контрольного поля», «Игра | ||||||
чернопольные | на уничтожение» (ладья против | ||||||
слоны, | ладьи, две ладьи против одной, две | ||||||
одноцветные и | ладьи против двух), «Ограничение | ||||||
разноцветные | подвижности». | ||||||
8. | Знакомство с | слоны, | Место слона в начальном | 8 | 1 | ||
шахматной | качество, | положении. Ход слона, взятие. | |||||
фигурой. Слон. | легкие и | Белопольные и чернопольнын | |||||
тяжелые | слоны. Разноцветные и одноцветные | ||||||
фигуры, | слоны. Качество. Легкая и тяжелая | ||||||
ладейные, | фигура. Дидактические задания и | ||||||
коневые, | игры «Лабиринт», «Перехитри | ||||||
слоновые, | часовых», «Один в поле воин», | ||||||
ферзевые, | «Кратчайший путь». | ||||||
королевские | |||||||
9
9. | Слон в игре. | пешки, взятие | Дидактические задания и игры | 9 | 1 | ||
на проходе, | «Захват контрольного поля», «Игра | ||||||
превращение | на уничтожение» (слон против | ||||||
пешки. | слона, два слона против одного, два | ||||||
слона против двух), «Ограничение | |||||||
подвижности». | |||||||
10. | Ладья против | Дидактические задания и игры | 10 | 1 | |||
слона. | «Перехитри часовых», «Сними | ||||||
часовых», «Атака неприятельской | |||||||
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», | |||||||
«Защита», «Выиграй фигуру». | |||||||
Термин «стоять под боем». | |||||||
Дидактические задания и игры | |||||||
«Захват контрольного поля», | |||||||
«Защита контрольного поля», «Игра | |||||||
на уничтожение» (ладья против | |||||||
слона, две ладьи против слона, ладья | |||||||
против двух слонов, две ладьи | |||||||
против двух слонов, сложные | |||||||
положения), «Ограничение | |||||||
подвижности». | |||||||
11. | Знакомство с | Место ферзя в начальном | 11 | 1 | |||
шахматной | положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь | ||||||
фигурой. Ферзь. | – тяжелая фигура. Дидактические | ||||||
задания и игры «Лабиринт», | |||||||
«Перехитри часовых», «Один в поле | |||||||
воин», «Кратчайший путь». | |||||||
12. | Ферзь в игре. | Дидактические задания и игры | 12 | 1 | |||
«Захват контрольного поля», | |||||||
«Защита контрольного поля», «Игра | |||||||
на уничтожение» (ферзь против |
10
- Ферзь против ладьи и слона.
- Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
- Конь в игре.
- Конь против ферзя, ладьи слона.
ферзя), «Ограничение | ||||
подвижности». | ||||
Дидактические задания и игры | 13 | 1 | ||
«Перехитри часовых», «Сними | ||||
часовых», «Атака неприятельской | ||||
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», | ||||
«Защита», «Выиграй фигуру», | ||||
«Захват контрольного поля», | ||||
«Защита контрольного поля», «Игра | ||||
на уничтожение» (ферзь против | ||||
ладьи, ферзь против слона, ферзь | ||||
против ладьи и слона, сложные | ||||
положения), «Ограничение | ||||
подвижности». | ||||
Место коня в начальном положении. | 14 | 1 | ||
Ход коня, взятие. Конь – легкая | ||||
фигура. Дидактические задания и | ||||
игры «Лабиринт», «Перехитри | ||||
часовых», «Один в поле воин», | ||||
«Кратчайший путь». | ||||
Дидактические задания и игры | 15 | 1 | ||
«Захват контрольного поля», «Игра | ||||
на уничтожение» (конь против коня, | ||||
два коня против одного, один конь | ||||
против двух, два коня против двух), | ||||
«Ограничение подвижности». | ||||
Дидактические задания и игры | 16 | 1 | ||
«Перехитри часовых», «Сними | ||||
часовых», «Атака неприятельской | ||||
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», |
11
- Знакомство с пешкой.
- Пешка в игре.
- Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
«Защита», «Выиграй фигуру», | ||||
«Захват контрольного поля», | ||||
«Защита контрольного поля», «Игра | ||||
на уничтожение» (конь против | ||||
ферзя, конь против ладьи, конь | ||||
против слона, сложные положения), | ||||
«Ограничение подвижности». | ||||
Место пешки в начальном | 17 | 1 | ||
положении. Ладейная, коневая, | ||||
слоновая, ферзевая, королевская | ||||
пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на | ||||
проходе. Превращение пешки. | ||||
Дидактические задания и игры | ||||
«Лабиринт», «Один в поле воин». | ||||
Дидактические задания и игры «Игра | 18 | 1 | ||
на уничтожение» (пешка против | ||||
пешки, две пешки против одной, | ||||
одна пешка против двух, | ||||
многопешечные положения), | ||||
«Ограничение подвижности». | ||||
Дидактические задания и игры» | 19 | 1 | ||
Перехитри часовых», «Сними | ||||
часовых», «Атака неприятельской | ||||
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», | ||||
«Защита», «Выиграй фигуру», «Игра | ||||
на уничтожение» (пешка против | ||||
ферзя, пешка против ладьи, пешка | ||||
против слона, пешка против коня, | ||||
сложные положения), «Ограничение | ||||
подвижности». | ||||
12
20. | Знакомство с | Место короля в начальном | 20 | 1 | |||
шахматной | положении. Ход короля, взятие. | ||||||
фигурой. Король. | Короля не бьют, но и под бой его | ||||||
ставить нельзя. Дидактические | |||||||
задания и игры «Лабиринт», | |||||||
«Перехитри часовых», «Один в поле | |||||||
воин», «Кратчайший путь», «Игра на | |||||||
уничтожение» (король против | |||||||
короля). | |||||||
21. | Король против | Дидактические задания и игры | 21 | 1 | |||
других фигур. | «Перехитри часовых», «Сними | ||||||
часовых», «Атака неприятельской | |||||||
фигуры», «Двойной удар», «Взятие», | |||||||
«Защита», «Выиграй фигуру», | |||||||
«Захват контрольного поля», | |||||||
«Защита контрольного поля», «Игра | |||||||
на уничтожение» (король против | |||||||
ферзя, король против ладьи, король | |||||||
против слона, король против коня, | |||||||
король против пешки), | |||||||
«Ограничение подвижности». | |||||||
5. Цель шахматной партии (9 ч) | |||||||
22. | Шах. | Шах, мат, пат, | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, | 22 | 1 | ||
ничья, мат в | пешкой. Защита от шаха. Открытый | ||||||
23 | Шах. | один ход, | шах. Двойной шах. Дидактические | 23 | 1 | ||
длинная и | задания «Шах или не шах», «Дай | ||||||
короткая | шах», «Пять шахов», «Защита от | ||||||
рокировка и ее | шаха». Дидактическая игра «Первый | ||||||
правила. | шах». | ||||||
24. | Мат. | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, | 24 | 1 | |||
слоном, конем, пешкой. Мат в один |
13
ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, | ||||||||
25 | Мат | слоном, пешкой (простые приемы). | 25 | 1 | ||||
Дидактические задания «Мат или не | ||||||||
мат», «Мат в один ход». | ||||||||
26. | Ставим мат. | Мат в один ход: сложные примеры с | 26 | 1 | ||||
27 | Ставим мат. | большим числом шахматных фигур. | 27 | 1 | ||||
Дидактическое задание «Дай мат в | ||||||||
один ход». | ||||||||
28. | Ничья, пат. | Отличие пата от мата. Варианты | 28 | 1 | ||||
ничьей. Примеры на пат. | ||||||||
Дидактическое задание «Пат или не | ||||||||
пат». | ||||||||
29. | Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. | 29 | 1 | ||||
30 | Рокировка. | Правила рокировки. Дидактическое | 30 | 1 | ||||
задание «Рокировка». | ||||||||
6. Игра всеми фигурами из начального положения (3 часа) | ||||||||
31. | Шахматная | Самые общие | Игра всеми фигурами из начального | 31 | 1 | |||
партия. | представления | положения (без пояснения о том, как | ||||||
о том, как | лучше начинать шахматную | |||||||
начинать | партию). Дидактическая игра «Два | |||||||
шахматную | хода». | |||||||
32. | Шахматная | партию. | Самые общие рекомендации о | 32 | 1 | |||
партия. | принципах разыгрывания дебюта. | |||||||
Игра всеми фигурами из начального | ||||||||
положения. Демонстрация коротких | ||||||||
партий. | ||||||||
33. | Повторение | Повторение программного | 33 | 1 | ||||
программного | материала – викторина «В стране | |||||||
материала. | шахмат». Игра всеми фигурами из | |||||||
начального положения. |
14
15
16
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...