программа дополнительного образования "Юные музееведы"
рабочая программа по теме

Макарова Наталья Ивановна

Данная программа направлена на всестороннее развитие учащихся начальных классов, на формирование у учащихся всех видов УУД ( универсальных учебных действий).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Минмистерство образования и науки  Российской Федерации

                                  Министерство образования Самарской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                     ГИМНАЗИЯ №35 Г.О. ТОЛЬЯТТИ

Программа рассмотрена

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол   № 3  от  12.09.2011г.

Руководитель МО____Цветкова И.Ю.

Согласовано « 12» сентября 2011 г.

Зам. директора по ВР______Жигалова З.Я.

Утверждаю

« 12»  сентября  2011  г.

Директор __________Сураева Л.М.

         Программа  внеурочной деятельности

                       «Юные музееведы»

                        Направление: общеинтеллектуальное

                        Вид программы: модифицированная

                                                    Возраст  обучающихся: 7 – 11лет

                                                  Срок реализации: 1 год

                                                  Количество часов в год: 34/1 ч

                                                              Составитель программы: Макарова Н.И.,

                                     учитель начальных классов

                                                                                                                                Год разработки: 2011

                    1)    Пояснительная записка

     К программе научно-познавательного направления

                                 « Юные музееведы»

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Цель программы: помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

 Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим…);

- развитие способностей к поисково- исследовательской, творческой деятельности;

- развитие самостоятельности и инициативы.

Помочь молодому поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как  МУЗЕЙ. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа «Юные музееведы» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец. К овладению элементарными навыками основ научной музейной работы.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания. Литературы. Географии, биологии, экологии, и др…

В  условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на ПРАКТИЧЕСКУЮ деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии. Научно- исследовательскую работу),  школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь: общаться с людьми,  вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Программа: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

Автор: Горский В.А.

Издательство: «Просвещение» 2011.

                        2)   Учебно- тематический план.

  №

                    Тема.

                          Количество часов.

Всего

Теория

Практика

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2

1

1

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

1

1

-

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   ( от Античности до конца 18 века).

2

1

1

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирование.

2

1

1

8-11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

4

2

2

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

3

2

1

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

4

2

2

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

1

-

1

20

Экскурсия в Технический музей ВАЗа.

1

-

1

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

4

2

2

25-27

Выставочная деятельность музея.

2

1

1

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

2

1

1

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

2

1

1

32

Организация краеведческой работы .

1

1

-

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

2

1

1

Итого:

34 часа

                                3)   Содержание занятий.  

                 

  №

  Тема занятия.

        Содержание занятия.

                 УУД.

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

 Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание;      планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ грахданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

 установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея.

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекцианирова-ние  ( от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения ( студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно-научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирова-ние.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге.Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России .

8-11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций.

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

20

Экскурсия в Технический музей ВАЗа.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

25-27

Выставочная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, выставочной, культурно- образовательной деятельности музея.  

32

Организация краеведческой работы .

Формы выполнения краеведческих  исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые.Праваи обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Интеллектуально-познавательная олимпиада по краеведению «От Ставрополя до Тольятти»

                                         4) Методология.

  №

  Тема занятия.

Методы и формы организации деятельности.

1-2

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

 поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

3

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

обзорная экскурсия в школьный музей , по итогам которой определить социальные функции музея.

4-5

История музейного дела за рубежом. Коллекцианирова-ние  ( от Античности до конца 18 века).

просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

6-7

История музейного дела в России. Коллекционирова-ние.

просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

8-11

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

рассказ ( беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

12-14

Фонды музея. Работа с фондами.

знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

15-18

Музейная экспозиция и её виды.

участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате.

19

Экскурсия в городской Краеведческий музей.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

20

Экскурсия в Технический музей ВАЗа.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

21-24

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

25-27

Выставочная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

28-29

Культурно-образовательная деятельность музея.

участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

30-31

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

32

Организация краеведческой работы .

выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

33-34

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

               

              5)  Список рекомендуемой литературы:

Багаутдинова Ф.Г.  Туристско- краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992;

Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- Йошкар-ола, 2006;

Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2007;

Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;

Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;

Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;

Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;

Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;

Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;

Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;

Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.

                                             6) Приложения.

Материалы к теме: «Классификация музеев».

На сегодняшний день принято выделять семь основных типов музеев, экспонат каждого из которых будет отличаться определенными характеристиками от тех, что принадлежат другим музеям. Основные пункты системы классификации музеев заимствуются здесь из работы Н.Ф. Петровой «Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ)». Я попробую дать характеристику каждому с точки зрения места и роли экспоната музея.

1. Художественные музеи. Тематические рамки экспоната данного типа будет определять его принадлежность к истории искусств и к искусствоведению. Главной чертой такого предмета будет его художественная значимость, сила эстетического воздействия. Художественный музей более, чем другие виды музеев, апеллирует в своих экспозициях к изобразительным источникам. Если мы примем за основу классификации те средства, с помощью которых осуществляется и выражается содержание источника, то станет очевидным то, что источники изобразительные занимают «значительное место в ряду других основных групп, а именно : 1) словесные источники средство выражения содержания которых – слово; 2) предметы материальной культуры, средство выражения содержания которых – их вещная форма; 3) изобразительные источники, средство выражения содержания которых – изображение» [15] .Среди музеев подобного типа можно выделить пинакотеки, картинные галереи, музеи изобразительно искусства, художественных ремесел, промыслов и т.д.

2. Исторические музеи. Тематическая база данного типа музеев основывается на исторические науки. Объектом изучения такого музея будет уже не история искусств, а история как ряд социально значимых фактов. Само искусство рассматривается с такой точки зрения как часть, один из аспектов всего исторического процесса. Наряду с материальными свидетельствами о событиях прошлого нам рассказывают так же и изобразительные экспонаты, о которых шел разговор предыдущем пункте. Картины занимают особое место в музеях истории. Предметные изображенные могут с достаточной точностью донести до зрителя внешний облик какого-либо предмета, они могут стать и чисто визуальным свидетельством о каком-нибудь событии. Мера точности такого изображения будет зависеть от замысла и целей самого автора (к сожалению, о сущности которых мы можем только строить предположения), от эстетических и этических идеалов самой эпохи и, как следствие, от ее художественных установок. Если мы будем вести речь о фото-свидетельствах, которые мы так же с полным основанием можем включить в ряд изобразительных источников, здесь мы можем в большей степени рассчитывать на точность, на достоверность представляемого нам явления. В живописном, графическом, скульптурном изображении мы найдем субъективную трактовку происходившего события. Однако, такие источники становятся наиболее ценными не только для трактовки изображаемой эпохи, но и для понимания того времен, когда происходило непосредственное создание художественного памятника. В качестве разновидностей исторического музея выделяют археологические, нумизматические, историко-революционные, военно-исторические музеи, истории просвещения и образования, истории региона, города, села… Среди этих видов отдельной группой вычленяют и музеи истории спорта, истории книги, истории науки и техники.

3. Естественнонаучные музеи. Их ориентир также связан с реконструированием научной картины мира. Названия, составляющие основной список классификации таких учреждений, говорят сами за себя: палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, экологические и т.д.

4. Технические музеи – связанные с техникой и техническими науками: политехнические, музеи науки и техники, космонавтики, авиации, музеи отдельных предприятий. Экспонаты таких музеев призваны показать сегодняшний уровень развития техники. Это современные свидетельства, однако, с появлениями новых открытий они автоматически становятся принадлежностями прошлого времени.

5. Литературные музеи. Главная задача таких музеев заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа музеев. Интересно заметить, что такие экспонаты способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни» [16] , и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания таких экспонатов музея.

6. Мемориальные музеи имеют много общего с предыдущим типом. Такие заведения располагаются в домах, где жила какая-то известная личность. «В этих музеях сохраняется или воссоздается обстановка дома, интерьер, собираются личные вещи, рукописи, принадлежащие владельцу дома и его обитателям» [17] . Ценность и уникальность объектов такого музея будет заключаться в «пропитанности» предмета духом его владельца. Простое осознание того, что эту вещь в своих руках держал великий человек, будет вызывать благоговение перед нею. Она станет музейной ценностью только потому, что раньше находилась в чьем-то распоряжении. «Культ», возвеличивание самого хозяина сделает «культовым» и любой предмет его обстановки.

7. Комплексные музеи – заслуга "XX столетия. Именно в постмодернистскую эпоху теряет функцию конституирования мировоззрения наука, интерес к которой был так высок, начиная со средневековой алхимии и стремления Ренессанса познать все, что связано с человеком и заканчивая последними открытиями в области антропогенеза. Против сциентизма теперь выступает множественность форм знания, в основаниях своих доходящие чуть ли не до мистики. Именно поэтому, теперь музей – не простое собрание ради собрания, не желание сделать экспозицию исключительно методом научного познания. Это – желание подойти к осмыслению этого мира с разных сторон, показать его многоплановость. Именно это и заставляет подходить к музею как к комплексу, собранию много во едином. Кроме того, подход к музею как к комплексу предопределен пониманием сущности времени, характерным для XX века. Время становится ценностью, поэтому стремление к его экономии тоже будет фактором, предпосылкой создания музея-комплекса, придя куда, человек может за довольно-таки короткий срок побывать сразу же в нескольких типах музея, при том не выходя из одного помещения.

Материалы для беседы по теме: «История музейного дела в России».

Музей – зрелище, но не развлечение. Российские музеи сравнительно молоды по сравнению с европейскими, но их коллекции роскошны и вызывают интерес не только у наших соотечественников, но и у иностранных туристов.

История музейного дела в России относительно молода. Первый музей на территории нашей страны появился в 1714 году, это была знаменитая петровская Кунсткамера, собрание редкостей, составленное под личным руководством Петра Первого. Однако коллекционированием увлекались и монархи до него. Известно, что в 1605 году поляки похитили из сокровищницы московского Кремля огромное собрание оружия, а в 1572 году наиболее ценные предметы оттуда были вывезены на 400 санях в Новгород, чтобы спасти их от разграбления татарскими ордами. Но в те времена никому не приходило в голову создавать экспозиции и военные трофеи и образцы оружия демонстрировались исключительно наиболее важным гостям государства. А первым учреждением, открытым для широкой публики стала как раз Кунсткамера.

Многие десятилетия петровский музей оставался единственным в нашей стране. Деятельностью, которую можно было классифицировать как музейную, позднее стали заниматься такие учреждении как арсеналы и оружейные палаты. Это были образцы так называемого «протомузейного» коллекционирования, на их базе в дальнейшем были созданы богатые экспозиции. Следующим этапом в развитии музейного дело России стали создание в 1758 году художественного музея при Академии художеств, а чуть позже, в середине 60-х годов восемнадцатого века открыл свои двери Эрмитаж. С тех пор музеи в России стали создавать повсеместно, личные коллекции высокородных аристократов передавались в дар музейным учреждениям, немало меценатов дало свои имена музейным комплексам (Третьяков, Брюс, Голицын и другие).

Для чего же создавались музеи в России? Если говорить о первых учреждениях этого типа, то создавались они с изначальной целью «быть как в Европе». Это потом уже возник интерес к собственным гениям в области живописи, скульптуры и других видов искусств. А изначально государственная казна открывалась для того чтобы выкупить полотна известных мастеров европейского Возрождения, античные фрески, предметы интерьера и скульптуры. Музеи создавались с целью «оевропить» население столиц, познакомить его с классическим искусством, стимулировать развитие таких наук как этнология, археология и этнография.

Музеи всегда предназначались для широкого круга лиц, это были общественные учреждения, часто свободного посещения. Их основная деятельность заключается экспозиционной и культурно-образовательной работе, в России музеи выполняют историческую и просветительскую функцию, на них возложены даже пропагандистские задачи. Музей - место интеллектуального и духовного отдыха, его посещение обязательно для тех, кто хочет приобрести новые знания, провести время за утомительным, но очень содержательным занятием.

Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».

Эрмитаж не только лучший музей Санкт-Петербурга, но и великолепный образец архитектурных достопримечательностей города. Хотя это не совсем верно. Как музей – это, безусловно, Эрмитаж. Но архитектурную славу имеет парадная царская резиденция Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж «поглотил» Зимний дворец, который стал одной из составляющих государственного музея. За 250 лет существования стараниями самых богатейших людей Российской Империи - династии Романовых Эрмитаж собрал коллекцию, которой хватило бы на 50 больших музеев обычных европейских стран. Появился Эрмитаж в 1764 году, как личная коллекция Императрицы Екатерины Великой, и первоначально и был именно «частной коллекцией». Об этом свидетельствует название музея. В переводе с французского "эрмитаж" - ermitage - келья, уединенное место.

Спустя 100 лет Эрмитаж стал настолько важен и велик, что было принято решение открыть его для посещения публики. Это, кстати, показывает, несколько несоответствующий созданному после революции стереотипу был образ «кровавого царского режима». Эрмитаж собрал картины лучших мастеров прошлого. В этом отношении царская семья не считала деньги, и скупала практически все, что было можно.

Теперь на экскурсиях по Эрмитажу можно видеть уникальные полотна великих итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана. Испанских мастеров Эль Греко и Веласкеса. В Эрмитаже большая коллекция голландских и французских мастеров. Веянием моды в залы Эрмитажа попали импрессионисты. Это Моне, Гоген и Пискассо. Пожалуй, для детей и школьников гораздо интереснее коллекции рыцарских доспехов, оружия предметов быта, и уникальных ювелирных изделий. И, конечно, никого не может оставить равнодушным подаренный Потемкиным Екатерине Великой знаменитый заводной павлин. И сегодня можно увидеть, как работают эти часы. Но, увы, очень редко. Павлин заводится раз в неделю и подгадать время экскурсии, чтобы увидеть это чудо довольно трудно.

Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».

Лувр – самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался – каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. В XII веке король Филипп II Август возвел здесь крепость, позднее ее увеличил в размерах Карл V. В XVI веке Франциск I приказал разобрать укрепления и превратил Лувр в роскошную по тем временам королевскую резиденцию, оформив ее в стиле ренессанса. Центром власти красивейший дворец Лувр перестал быть в XVII веке, когда Людовик XIV переехал вместе со всем двором в Версаль.

Национальный конвент Французской революции в 1793 году постановил учредить в Лувре первый общедоступный музей. В нем были собраны предметы искусства, изъятые у аристократии – те, что не успела разграбить вооруженная толпа. Оригинальное дополнение к, казалось бы, совершенной архитектуре Лувра в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами "теплицей", вскоре превратилась в одну из достопримечательностей Лувра и Парижа, придав легендарному музею новый блеск. Она не только не скрывает стоящих позади нее корпусов Лувра, но и озаряет дневным светом близлежащие залы и коридоры музея и придает особое очарование внешнему облику дворца – удивительный контраст оживляющей современности и внушающей уважение старины.

Сегодня Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения, от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно-прикладного искусства.

В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражения во франко-прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец, однако один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах уникального музея, и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты.

Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам – однодневным посетителям Лувра – и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: "Умирающего раба" Микеланджело и "Джоконду" Леонардо да Винчи.

Однако этот проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации. И с этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит нам массу открытий и первых "очных" знакомств с не менее значимых произведений искусства. "Мадонна с зеленой подушкой" Андреа Соларио – типично итальянская живопись XIV века, "Плот "Медузы" Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве, "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") кисти другого французского романтика Эжена Делакруа – еще одно произведение с мировым именем... Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровищница Лувра бездонна. Стоит отметить только, что особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт. Живописец Антуан-Жан Гро был кем-то вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак Луи Давид поначалу был ярым приверженцем Революции, но позднее его симпатии оказались на стороне Корсиканца, о чем свидетельствует его красноречивое "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины..." И все-таки все дороги Лувра (о чем неустанно твердят многочисленные указатели) ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в самом заветном зале дворцового музея, не выдерживают никакой конкуренции с шедевром итальянского гения.

Таинственная улыбка Моны Лизы – супруги флорентийского купца Франческо дель Джокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, – многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов...

Британский музей, открытый в1759 году, на сегодняшний день является главным музеем Объединенного Королевства. Ежегодно его посещают более 4 миллионов человек. Объясняется такая популярность очень просто: в нем сосредоточены уникальные коллекции. Это и история, и археология, и этнография, и естественные науки, и живопись. Здешние египетские, ассирийские и древнегреческие собрания считаются лучшими в мире. Здесь выставлены мраморные статуи, некогда украшавшие афинский Парфенон, сокровища египетских гробниц, неприметный с виду Розеттский камень, прозванный шифровальным камнем лингвистов, так как с его помощью удалось расшифровать неприступные египетские иероглифы. В главном здании музея находится«человек из Лима» — мумия доисторического человека, которую работники музея ласково прозвали Питом Маршем. Есть здесь и окаменевший архиоптерикс. Недавно были отреставрированы африканские залы, в которых представлена лучшая в мире коллекция предметов искусства Черного континента. В экспозицию музея включены богатейшие собрания гравюр, монет и медалей. Так как выставки постоянно обновляются, людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть. Англичане остаются оригиналами во всем: для того чтобы крысы и мыши не портили уникальные коллекции, в штат было зачислено, шесть кошек. Поэтому, если вы, прогуливаясь по залам Британского музея, увидите кошку в униформе(с желтым бантом на шее), знайте —перед вами государственный служащий.

Беседа для Родительского собрания на тему: «Внеклассная работа по краеведению». Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.   Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Массовые формы внеклассной работы – экскурсии, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, конференции. Сюда же можно отнести создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение.

Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий и др.

Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя. Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.  Тематика работы историко-краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу.   Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д. Следующая форма краеведческой работы – экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно. Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес. Краеведческие экскурсии можно условно разделить на несколько типов. Это, во-первых, вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Такие экскурсии проводятся с целью накопления фактического материала для самостоятельных теоретических обобщений и выводов общеисторического характера на последующих уроках. Во-вторых, экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала на уроке. Полученные в итоге этих экскурсий сведения конкретизируют учебный материал, делают его предметным. В-третьих, экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. Такие экскурсии проводятся тогда, когда изучена тема, имеющая сложный или важный материал. В-четвертых, экскурсии, проводимые с целью установления связи материала, изложенного в учебнике, с современностью.  После проведения экскурсии учитель проводит устный или письменный учет знаний. К устному учету относятся: опрос на уроке, индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, с которыми они выступают на уроках и на внеклассных мероприятиях. Письменный учет знаний проводится в форме анкет и сочинений . Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.

Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.  Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Конспект интеллектуально-познавательной олимпиады по краеведению «От Ставрополя до Тольятти»

Программное содержание: закрепить знания детей о родном крае, государственной символике; воспитывать чувство гордости за город, страну; учить коротко, быстро и точно отвечать на вопросы; закрепить умение объяснять, аргументировано строить рассуждение; развивать у детей логическое мышление, внимание, сообразительность, чувство ответственности за команду;

Участники: ученики начальных классов.

Подготовка к викторине: 1) 12 бейджиков с именами детей-участников; 2) сок (12 штук); 3) сюрпризы для детей; 4) 2 географических карты; 5) торжественная музыка для входа команд в зал; 6) Отрывки гимнов России, Москвы, Самары, Тольятти для музыкального конкурса; 7) Ребус; 8) Карты для расшифровки слов:  АРАСМА ( Самара);ОЯ        ЬТЛТИ        Т ( Тольятти); 9) Д/И «Собери автомобиль»; 10)Изображения модельного ряда автомобилей волжского автомобильного завода. 11)Флаги Самары и Тольятти; 12)Гербы Самары и Тольятти; 13)Картинки с изображением животных и растений Самарской Луки; 14)2 кроссворда по Самарской Луке; 15)2 мольберта; 16)2 стола для каждой команды; 17) Бумага для команд, фломастеры.

Ход викторины: В зале сидят болельщики и жюри.

Ведущий: - Уважаемые зрители и гости! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей интеллектуальной олимпиаде «Мыслитель», которая посвящена краеведению.

- Представляем участников…                                  

 - Приветствия команд:

1)«Автоша» звать команду нашу,                         С самарским краем мы дружны,

Приветствуем команду вашу,                                Удачи всем желаем мы!»

2) «Мы ребята из «Ставроши»,                             Багаж знаний наш хороший,

Победить готовы всех                                            И в игре нас ждет успех!»

- Представляем наше жюри:

-  Правила игры : 1.Выслушивать вопросы внимательно.  2.Не выкривать, не подсказывать.  3.Если готовы ответить, поднимайте руку.  4.Если игроки не знают ответ, право ответить получают болельщики. 5.Наша олимпиада состоит из 4 туров. Желаю всем удачи!

I тур.  Конкурс №1 «Блиц-опрос». - Каждой команде будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

(Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде).

Вопросы команде «Автоша»: - Как называется область, в которой мы живем? (Самарская) - Расшифруйте, что означает ГЭС? (Волжская гидроэлектростанция) - Назовите 5 улицы комсомольского района. (Чайкиной, Матросова, Ярославская, Комсомольская, Механизаторов) - Назовите основателя города Ставрополь на Волге. (Василий Никитич Татищев)

Вопросы команде «Ставроша»: - Что находится в Жигулевских горах? (Самарская Лука) - Расшифруйте, что означает ВАЗ? (Волжский автомобильный завод) - Назовите 5 улицы автозаводского района. (Степана Разина, Ленинский проспект, Юбилейная, Революционная, Жукова) - Назовите первого директора Волжского автомобильного завода. (Виктор Николаевич Поляков)

Ведущий: Продолжает нашу игру конкурс «Самарская Лука» Конкурс № 2 «Самарская Лука»

Богат и разнообразен мир Самарской Луки. Как знакомы наши ребята с Самарской Лукой мы узнаем по их ответам.1.- Вопрос команде «Автоша»: Что такое «Самарская лука»? (национальный парк, где находится заповедник) 2.- Вопрос команде «Ставроша»: Что такое «заповедник»? Почему так называют? (Охраняемая зона. Нельзя рвать цветы, ловить, уничтожать животных) 3.- Вопрос команде «Автоша»: где находится Самарская Лука? (В Жигулевских горах) 4.- Вопрос команде «Ставроша»: «Почему Самарскую Луку назвали Лукой?» (Излучина реки Волги, Самарская Лука образовалась в результате отклонения течения Волги Жигулёвскими горами. )

Ведущий: уважаемое жюри, огласите результат первого тура.

Ведущий: Второй тур нашей игры открывает:      Конкурс №1 «Знатоки города» .

- Насколько ребята знакомы с родным городом мы узнаем из следующего задания. Оно будет необычным. На табло вопросы спрятаны по цвету. На карточках красного цвета вопросы о городе Тольятти, на карточках зеленого цвета вопросы о городе Ставрополе. За ответ на вопрос своей темы команда получит два балла. За ответ на вопрос соперника – 3 балла. Право выбора темы для своей команды получает капитан той команды, который первый ответит на вопрос:

«Назовите год выпуска первого автомобиля на волжском автомобильном заводе»

(Ребенок, правильно ответивший на вопрос подходит к ведущему и выбирает конверт, в котором лежит цветной жетон, который определит цвет вопросов)

Ведущий: - Команда «Автоша» отвечает на вопросы зеленых карточек по истории Тольятти. - Команда «Ставроша» отвечает на вопросы красных карточек по истории Ставрополя. - Напоминаю, за ответ на вопрос по своей теме вы получаете – 2балла, по теме соперника – 3 балла. Ответы должны быть полными. - «Автоша» называйте номер вопроса, на который вы хотите отвечать. (Команды по очереди называют номера вопросов. )

Вопросы по городу Ставрополю:

-Почему город Ставрополь в шутку называли «Ставропыль?» (много пыли) - Как назывался наш город раньше?(Ставрополь – на - Волге)- Кто основал город Ставрополь?(Василий Никитич Татищев)- Как с греческого переводится «Ставрополь?» (город «Святого креста»)- Первые жители Ставрополя – на - Волге? (крещеные калмыки) - Как назывались народы, жившие в крепости, чем они занимались?(казаки, калмыки. Делали глиняную посуду, бочки – для засолки, хранения меда, пасли и разводили лошадей – калмыки, т. к. вели кочевой образ жизни). Для чего построили крепость? (Для защиты горожан от врагов. )

Вопросы по городу Тольятти:- В честь кого назван наш город?(наш город назван в честь итальянского революционера Пальмиро Тольятти)- Люди, какой национальности проживают в среднем Поволжье?(татары, чуваши, башкиры, мордва, мари, русские)- В каком районе расположена городская дума?(Центральный район)- В каком районе находится наш речной порт?(комсомольский район)- Назовите основной цвет флага Тольятти. (Синий)- Как называются три района нашего города? (Автозаводский, центральный, комсомольский)- Как появился город Тольятти?( В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина. Старое место нахождения было полностью затоплено. )

Ведущий: Отправимся в путешествие по карте.   Задание №2 «Путешествие по карте»

- Команда «Автоша»: Найдите и отметьте на карте города Поволжья.

- Команда «Ставроша»: Найдите и отметьте на карте притоки реки Волги.

Задание № 3 «Ребусы» - Команда «Автоша»:- Составь слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках: Филин, Лошадь, Арбуз, Гном. - Расставь буквы по порядку: С, А, М, А, Р, А

- Команда «Ставроша»:- По последним буквам предметов, изображенных на картинках, составьте слово: флаГ, мороженоЕ, шаР, дуБ. - Расставьте буквы по порядку: Т, О, Л, Ь, Я, Т, Т, И.

Задание № 4 «Символика» - Задание команде «Автоша»: «Какая из предложенных мелодий является государственным гимном России?» (детям предлагается прослушать 3 мелодии) - Задание команде «Ставроша»: «Какая из предложенных мелодий является неофициальным гимном города Тольятти»? (детям предлагается прослушать три мелодии)

Ведущий: непростым было задание. Но ребята справились!- А сейчас предлагаю следующее задание для наших команд. - Команда «Автоша»: Расскажите о символе города Тольятти (герб). - Команда «Ставроша»: Расскажите о символе города Самары (флаг).

Ведущий: настала пора витаминной паузы. Жюри подводит итоги второго тура Витаминная пауза

Ведущий: пока игроки набираются сил, мы продолжим игру с болельщиками.

Вопросы для болельщиков:- Как раньше назывался город Самара? (Куйбышев)- В каком районе есть улица Полякова? (Автозавдский)- В каком году нашему городу было дано имя Тольятти? (1964)- Что называют «Жемчужиной России»? (Жигули)- Почему о Тольятти говорят «трижды рожденный»? (1737 – основан Ставрополь на Волге, 1957 – строительство ГЭС, 1966 – строительство ВАЗ)- Средняя высота Жигулевских гор? (300м)

Третий тур начинает конкурс «Жигулевские горы» Конкурс №1 «Жигулевские горы»,

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Загадка команде «Автоша»:       -Он очень нужен детворе,-Он на дорожках, во дворе,- Он и на стройке и на пляже,- И он в стекле расплавлен даже. (песок)

«Ставроша»:- Росли на болоте растения,- Стали топливом и удобрением. (торф)

«Автоша»:- Покрывают им дорог, Улицы в селении, А еще есть он и в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)

«Ставроша»:- Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (глина)

- Завершит третий тур конкурс капитанов «Аукцион вершин». Конкурс №2 «Аукцион вершин» .Ведущий: Капитан, который больше назовет вершин Жигулевских гор, принесет призовое очко своей команде.

Вершины Жигулевских гор:1. Караульный бугор или гора Светелка 2.Шелудяк 3. Стрельная 4. Лепешка 5.Девья гора 6.Молодецкий курган 7. Белая 8.Верблюд

Ведущий: пока судьи подводят итоги третьего тура, предлагаем участникам команд прочитать стихотворения о Тольятти.

Ведущий: начинаем четвертый тур нашей игры.

Вопрос команде «Автоша»: «Что является эмблемой Волжского автомобильного завода? Почему?» (Ладья. Средством передвижения в по реке волге были ладьи, они и стали символом завода. )

Вопрос команде «Ставроша»: «Назовите профессии рабочих на Волжском автомобильном заводе». (слесарь, электрик, термист, наладчик, водитель – испытатель и т. д. )

Ведущий: а завершит нашу олимпиаду следующее задание: «Узнай и назови модель автомобиля» Ведущий показывает изображение машин, команды по очереди называют.

Ведущий: Наша игра подошла к концу. Пока жюри подводит итоги игры и определяет победителей предлагаю вам продолжить конкурс вопросов для болельщиков:

- Сколько в Тольятти дворцов спорта?(один: «Волгарь»)- Сколько стадионов в нашем городе? (четыре: «Торпедо», «Труд», «Искра», «Дружба») - Сколько спорткомплексов в нашем городе? (5: «Акробат», «Кристалл», «Тольятти теннис центр», «Олимп», «Спутник»)- Сколько музеев в нашем городе? (4: Тольяттинский краеведческий музей, Музей историко-культурного наследия г. Тольятти, Городской музейный комплекс «Наследие», Технический музей ОАО «АВТОВАЗ»)- Сколько лыжных баз в нашем городе? (2: «Спин-спорт», «Лыжный комплекс Авто Ваза»)- Сколько театров в нашем городе? (5: драматический театр «Колесо», театр «Дилижанс», Молодежный драматический театр, тольяттинский театр кукол «Пилигрим», театр масок и кукол «Буратино»

(Награждение участников игры)

Ознакомительные экскурсии по Самарской луке ( проект «Самарская Лука детям»)

Об экскурсиях хочется отметить отдельно. Каждая поездка  по-своему чем-то примечательна, так, например,  экскурсия «Село Ширяево, штольни» включает посещение дома-музея И. Репина в с. Ширяево, подъем на гору Монастырскую (памятник природы), осмотр штолен Поповой горы (памятник природы в прошлом, сейчас памятник промышленности XX века). Все учащиеся и сопровождающие учителя остаются довольны – каждый из них получает очень много знаний, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать в книге.

Следующая поездка– экскурсия в село Сосновый Солонец (усадьбы княжны, тюремный лазарет, церковно-приходская школа), село Ермаково (осмотр памятника архитектуры Часовни Алексея Люпова, поиск окаменелостей на галечном пляже), село Осиновка (осмотр самой древней на Самарской Луке Никольской церкви). Здесь свои особенности. То, что школьники малы – как плюс (очень интересуются буквально всем!), так и минус (необходимо быть очень внимательными, особенно в дороге, инструктировать и комментировать почти непрерывно).. Ребята узнают большое количество как исторических сведений, так и практических знаний о том, как себя вести в дикой природе.

Третья поездка (в основном по памятникам археологии и природы) Маршрут включает в себя осмотр места расположения самого южного города Волжской Булгарии – разоренного монголо-татарами так называемого Муромского городка (ныне это распаханное поле с обломками глиняных черепков на поверхности), также маршрут включал подъем по лесной тенистой тропе на Молодецкий курган и спуск на Девью гору, а также береговую линию Жигулевской бухты: здесь в неустановленное пока время было поселение предположительно волжских булгар (достоверно не установлено), об этом свидетельствуют находки (также детьми) глиняных черепков от сосудов с орнаментом.  

Следует также отметить, что во всех трех поездках каждому из экскурсантов вручается нагрудный значок «Самарская Лука», затем делается общая фотография на память у того или иного памятника или достопримечательности парка (минимум одна обязательная общая фотография в каждой из поездок).

                             Теоретические основы курса:

Основные понятия и термины музееведения: музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т. д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. Практикум: поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея…

Роль музея в жизни человека. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного краеведческого музея. Практикум: обзорная экскурсия в краеведческий музей города, по итогам которой определить социальные функции музея.

История музейного дела за рубежом. Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Античную эпоху ( святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественнонаучные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.  Практикум: просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

История музейного дела в России. Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

Фонды музея. Работа с фондами. Определение понятий: «музейные фонды», «музейный предмет», « экспонат», « артефакт»… Научная организация фондов музея. Состав и структура фондов музея. Пополнение фондов музея. Учёт фондов музея. Практикум: знакомство с фондами школьного краеведческого музея. Составление учётной карточки экспоната школьного краеведческого музея.

Музейная экспозиция и её виды. Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс».Особенности экспозиций разных групп музеев ( исторические, художественные, этнографические). Экспозиции ( постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций. Практикум: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам к памятной дате.

Направления деятельности музеев. Поисково-исследовательская, выставочная, культурно- образовательная деятельность музея.  Практикум: участие в поисково-исследовательской работе школьного краеведческого музея, участие в подготовке выставки в школьном краеведческом музее.

Организация краеведческой работы. Формы выполнения краеведческих  исследований: индивидуальные. Коллективные, звеньевые. Права и обязанности краеведа- исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Практикум: выполнение индивидуального краеведческого задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Подготовка к проведению итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого  участника экспедиции, его вклад в общее дело. Практикум: проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...