Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста
материал

Василенко Оксана Павловна

Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические десанты, выставка рисунков, концерты, экскурсии и другие занятия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvori_dobro_-_proekt.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»

Волонтёрский проект «Твори добро»,

направленный на повышение социально активной гражданской позиции

детей младшего школьного возраста

Проект выполнили:

команда учащихся 2 «А» класса волонтёрского отряда «Дружба»

МАОУ СОШ № 1.

Руководитель проекта:

Василенко Оксана Павловна

2018 г.

Актуальность проекта

Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких личностных качеств личности формирует реформы в стране. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет. Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества. Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.

Общая информация о проекте

Автор и участники проекта

Василенко Оксана Павловна, учитель начальных классов

Учащиеся 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1»

Название проекта

Социальный проект «Твори добро!»

Сроки реализации проекта 01.09.2018г. – 25.05.2019г.

География проекта

Г. Салехард ЯНАО

Краткая аннотация проекта

Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические десанты, выставка рисунков, концерты, экскурсии и другие занятия. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Содержание социально-педагогического проекта таково, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. В настоящее время – время нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Социально-педагогический проект «Твори добро!» дает возможность создания детского волонтерского движения в МАОУ «СОШ № 1» и преследует основную идею - воспитать поколение людей, способных помочь, понимающих, строящих свои взаимоотношения с людьми на принципах уважения к человеку. Цель волонтерского движения - содействовать развитию детского волонтерского отряда, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества. Успех школьного волонтерского движения зависит от позитивного отношения к детскому волонтерскому движению со стороны государственных и общественных организаций различного уровней, оказание организационной и финансовой поддержки деятельности волонтерских отрядов школы. Волонтер - новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.

Мы ставим для себя такие цели:

  • Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
  • Организация условий, способствующих самореализации личности волонтёров через общественно-полезную деятельность. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: 

 формирование сплоченного коллектива волонтеров и возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения;

 формирование потребности к социально нравственным действиям;

 формирование социальных умений, социализация личности детей;

 развитие гражданских качеств;

 формирование опыта нравственного поведения и общения.

         Для организации деятельности волонтерского отряда необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:

 Закон РФ "Об образовании";

 Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;

 Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;

 Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;

 ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ;

 Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;

 Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003г. 87-ФЗ;  Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;

 Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;

 Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;

 Устав школы.

Направления деятельности.

1. «Милосердие». Организация реальной помощи престарелым и одиноким жителям города, инвалидам, малообеспеченным семьям. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.

2. «Экология». Выявление и посильное решение экологических проблем города (благоустройство, озеленение, подкорм птиц).

3. «Творчество». Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей. Организация праздников, концертов, акций для родителей, учащихся школы.

4. «Здоровье». Участие в различных спортивных мероприятиях, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, сдача нормативов ГТО.        

Ожидаемый результат.

1. Вовлечение большого числа детей класса в активную общественную жизнь.

2. Рост социальной и общественной активности; формирование зрелой гражданской позиции;

3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.

4. Появление людей, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений, наций, религий.

5. Навыки сотрудничества друг с другом и другими людьми.

6. Формирование понятия о ценности совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

7. Приобретения опыта общения.

Этапы реализации проекта

Сроки

1

Мотивационно – организационный этап:

- анализ проблем жизни школы, социума;

- определение целей и задач.

Сентябрь 2018г.

2

Познавательно-моделирующий этап:

-изучение реальных возможностей класса;

- составление детального плана работы;

- определение обязанностей и их распределение.

Сентябрь 2018г.

3

Практический этап:

Организация деятельности по блокам проекта:

- проведение акций, концертов, выставок;

- мониторинг;

- оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы;

- подготовка и проведение мероприятий. 

С октября 2018г. по настоящее время

4

Практический

участие в волонтёрских акциях;

- выпуск буклетов, рисунков, листовок;

- помощь в организации и участие в мероприятиях школы.

Ежемесячно

5

Рефлексивный

Подведение итогов деятельности

Май 2019г.

ПЛАН

основных мероприятий деятельности класса,

в рамках волонтерского проекта

«Твори добро!»

направления

мероприятия

Сроки исполнения

Милосердие

- помощь пожилым одиноким людям;

-помощь неуспевающим сверстникам;

- участие в акции «Подари книгу библиотеке»;

-участие в акции «Георгиевская ленточка»

- акция «Внимание, дети!»

- акция «Покормите птиц зимой»

- благотворительная акция «Доброта спасёт мир»

- патриотическая акция «Неделя памяти»

В течение года

Апрель-май

Май

Сентябрь

В течение года

Февраль - май

Экология

- охрана и уход за цветами в школе и в классе;

Акция «Помоги птицам зимой»

- акция «Смастери скворечник птицам»

В течение года

 

Ноябрь-декабрь

Апрель-май

Творчество

- участие в общешкольных месячниках, акциях;

- проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок.

- участие в школьных и городских творческих конкурсах: «Учитель глазами детей», «Расы, народы, творчество», «Я, ты, он, она – народов большая семья», «Вместе – мы сила» и т.д.

В течение года

Октябрь - декабрь

Здоровье

- организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях;

- организация выставок рисунков о здоровье,

- беседы с медработниками о здоровом образе жизни;

- участие на классных часах, посвященных ЗОЖ.

-участие во всех соревнованиях;

-организация экскурсий

-вовлечение учащихся в спортивные секции;

- сдача нормативов ГТО.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Распространение информации о работе волонтеров.

1.     Оформление страницы на школьном сайте

2.     Составление годовых отчетов о проделанной работе

3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.

 

Список литературы


  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - 
    http://www.isovet.ru/ 

  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200 

  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003. 

  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001 

  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск, 2004. 

  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002. 

  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008). 

  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001. 

  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя). 

  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа). 

  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту). 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ»

Практические рекомендации по организации индивидуальных и групповых игр с кинетическим песком для детей младшего школьного возраста с ОВЗ...

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

Познавательная активность у детей младшего школьного возраста.

У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления способности регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением ст...

Познавательная активность у детей младшего школьного возраста.

У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления способности регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением ст...