Волонтёрский проект «Твори добро», направленный на повышение социально активной гражданской позиции детей младшего школьного возраста
материал
Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические десанты, выставка рисунков, концерты, экскурсии и другие занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvori_dobro_-_proekt.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова»
Волонтёрский проект «Твори добро»,
направленный на повышение социально активной гражданской позиции
детей младшего школьного возраста
Проект выполнили:
команда учащихся 2 «А» класса волонтёрского отряда «Дружба»
МАОУ СОШ № 1.
Руководитель проекта:
Василенко Оксана Павловна
2018 г.
Актуальность проекта
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем: рыночные отношения требуют таких личностных качеств, как инициативность, патриотизм, толерантность, гуманность. Отсутствие таких личностных качеств личности формирует реформы в стране. Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет. Социальный проект направлен на формирование гуманизма, нравственных качеств, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества. Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности. Школьники должны играть активную роль в обществе и быть его полноправными участниками, самодостаточными и социально ориентированными.
Общая информация о проекте
Автор и участники проекта
Василенко Оксана Павловна, учитель начальных классов
Учащиеся 2 «А» класса МАОУ «СОШ № 1»
Название проекта
Социальный проект «Твори добро!»
Сроки реализации проекта 01.09.2018г. – 25.05.2019г.
География проекта
Г. Салехард ЯНАО
Краткая аннотация проекта
Социальный проект «Твори добро!» создан для учащихся 2 класса общеобразовательной школы. Рассчитан на 1 год реализации проекта. Практические занятия проводятся в форме игр, экологические десанты, выставка рисунков, концерты, экскурсии и другие занятия. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Процесс воспитания активности должен строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют. Содержание социально-педагогического проекта таково, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей. В настоящее время – время нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Социально-педагогический проект «Твори добро!» дает возможность создания детского волонтерского движения в МАОУ «СОШ № 1» и преследует основную идею - воспитать поколение людей, способных помочь, понимающих, строящих свои взаимоотношения с людьми на принципах уважения к человеку. Цель волонтерского движения - содействовать развитию детского волонтерского отряда, формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества. Успех школьного волонтерского движения зависит от позитивного отношения к детскому волонтерскому движению со стороны государственных и общественных организаций различного уровней, оказание организационной и финансовой поддержки деятельности волонтерских отрядов школы. Волонтер - новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует, и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке.
Мы ставим для себя такие цели:
- Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
- Организация условий, способствующих самореализации личности волонтёров через общественно-полезную деятельность. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
∙ формирование сплоченного коллектива волонтеров и возрождение идеи шефства как средства распространения волонтерского движения;
∙ формирование потребности к социально нравственным действиям;
∙ формирование социальных умений, социализация личности детей;
∙ развитие гражданских качеств;
∙ формирование опыта нравственного поведения и общения.
Для организации деятельности волонтерского отряда необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
∙ Закон РФ "Об образовании";
∙ Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
∙ Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
∙ Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
∙ ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124- ФЗ;
∙ Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
∙ Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003г. 87-ФЗ; ∙ Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
∙ Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
∙ Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
∙ Устав школы.
Направления деятельности.
1. «Милосердие». Организация реальной помощи престарелым и одиноким жителям города, инвалидам, малообеспеченным семьям. Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2. «Экология». Выявление и посильное решение экологических проблем города (благоустройство, озеленение, подкорм птиц).
3. «Творчество». Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей. Организация праздников, концертов, акций для родителей, учащихся школы.
4. «Здоровье». Участие в различных спортивных мероприятиях, пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, сдача нормативов ГТО.
Ожидаемый результат.
1. Вовлечение большого числа детей класса в активную общественную жизнь.
2. Рост социальной и общественной активности; формирование зрелой гражданской позиции;
3. Заинтересованность общественности проблемами экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
4. Появление людей, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни; формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений, наций, религий.
5. Навыки сотрудничества друг с другом и другими людьми.
6. Формирование понятия о ценности совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
7. Приобретения опыта общения.
№ | Этапы реализации проекта | Сроки |
1 | Мотивационно – организационный этап: - анализ проблем жизни школы, социума; - определение целей и задач. | Сентябрь 2018г. |
2 | Познавательно-моделирующий этап: -изучение реальных возможностей класса; - составление детального плана работы; - определение обязанностей и их распределение. | Сентябрь 2018г. |
3 | Практический этап: Организация деятельности по блокам проекта: - проведение акций, концертов, выставок; - мониторинг; - оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы; - подготовка и проведение мероприятий. | С октября 2018г. по настоящее время |
4 | Практический - участие в волонтёрских акциях; - выпуск буклетов, рисунков, листовок; - помощь в организации и участие в мероприятиях школы. | Ежемесячно |
5 | Рефлексивный Подведение итогов деятельности | Май 2019г. |
ПЛАН
основных мероприятий деятельности класса,
в рамках волонтерского проекта
«Твори добро!»
направления | мероприятия | Сроки исполнения |
Милосердие | - помощь пожилым одиноким людям; -помощь неуспевающим сверстникам; - участие в акции «Подари книгу библиотеке»; -участие в акции «Георгиевская ленточка» - акция «Внимание, дети!» - акция «Покормите птиц зимой» - благотворительная акция «Доброта спасёт мир» - патриотическая акция «Неделя памяти» | В течение года Апрель-май Май Сентябрь В течение года Февраль - май |
Экология | - охрана и уход за цветами в школе и в классе; Акция «Помоги птицам зимой» - акция «Смастери скворечник птицам» | В течение года
Ноябрь-декабрь Апрель-май |
Творчество | - участие в общешкольных месячниках, акциях; - проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая, Последний звонок. - участие в школьных и городских творческих конкурсах: «Учитель глазами детей», «Расы, народы, творчество», «Я, ты, он, она – народов большая семья», «Вместе – мы сила» и т.д. | В течение года Октябрь - декабрь |
Здоровье | - организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях; - организация выставок рисунков о здоровье, - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ. -участие во всех соревнованиях; -организация экскурсий -вовлечение учащихся в спортивные секции; - сдача нормативов ГТО. | В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года |
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление страницы на школьном сайте
2. Составление годовых отчетов о проделанной работе
3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.
Список литературы
Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровая деятельность на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности у учащихся младшего школьного возраста»
Обобщение педагогического опыта....
2010 г. Тема самообразования "Пути повышения познавательной активности у детей младшего школьного возраста"
Удивительно бездонна детская чаша познания....
«Кинетический песок как средство социально-коммуникативного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ»
Практические рекомендации по организации индивидуальных и групповых игр с кинетическим песком для детей младшего школьного возраста с ОВЗ...
Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста
В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе....
Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»
Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....
Познавательная активность у детей младшего школьного возраста.
У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления способности регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением ст...
Познавательная активность у детей младшего школьного возраста.
У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный уровень развития внимания, памяти, мышления способности регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением ст...