Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста
статья на тему

Кузьмина Екатерина Сергеевна

 

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fiz_minutki.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование физкультминуток как средства повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Е.С. Кузьмина, канд. псих. наук
доцент Института Детства ФГБОУ ВО «МПГУ»

В настоящее время вопросы изучения особенностей психики и поиск путей преодоления недостатков развития умственно отсталых детей остается одной из актуальных задач специальной педагогики. На современном этапе развития введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим повышаются требования к учителям, воспитателям, специалистам службы сопровождения коррекционных образовательных организаций, ко всем участникам образовательного процесса при обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями. Соблюдение всех требований к организации и проведению учебно-познавательных занятий, требований соблюдения школьной гигиены приобретает особую значимость в школьной практике.

В данной статье рассматривается один из способов повышения работоспособности умственно отсталых детей младшего школьного возраста в учебном процессе.

Под умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга (Петрова В.Г., Соловьев И.М.). Значительную часть умственно отсталых составляют дети, у которых поражение мозга возникло во внутриутробном периоде, во время родов или после родов в период до 2-х трех лет, то есть до возникновения фразовой речи.

Характерной особенностью психической деятельности данной группы является нарушение высших психических функций: высших видов эмоций, характера, воли, внимания, познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Важное место в обучении умственно отсталых школьников занимает учет их физического и моторного развития. В исследованиях Р.Д. Бабенковой, Н.А. Козленко, М.В. Мозгового и некоторых других установлено, что у школьников с умственной отсталостью показатели моторно-двигательного развития в целом хуже, чем у детей того же возраста с нормальным развитием.

Неспособность к волевым усилиям, нарушения внимания, трудности концентрации на учебных заданиях, неточность осуществления моторных действий определяют работоспособность умственно отсталых школьников.

В связи с органическим поражением головного мозга, меняется функциональное состояние клеток коры мозга таких детей, поэтому у этих школьников клетки коры больших полушарий довольно часто впадают в состояние охранительного торможения.

Подобные состояния могут наблюдаться при умственной отсталости даже на первом уроке после некоторого умственного напряжения. Под работоспособностью понимается способность человека развивать максимальную энергию и, экономно ее расходуя, выполнять работу качественно и эффективно. При выполнении конкретной деятельности работоспособность имеет несколько стадий: фазу врабатывания, фазу оптимальной работоспособности и фазу утомления.

Фаза утомления, состояние утомления проявляется в ощущении усталости, пассивности. Утомление – это совокупность изменений, происходящих в организме в ходе выполнения работы и приводящих к невозможности ее продолжения.  Дальнейшее поддержание работоспособности в этой фазе возможно только за счет нервно-психического, эмоционального или волевого напряжения.

Школьник с умственной отсталостью может активно участвовать в образовательном процессе только ограниченное количество времени, после чего необходима смена деятельности. В противном случае, наступает четвертая фаза работоспособности – некомпенсированное утомление. Это сигнал к прекращению работы. Попытки педагога заставить продолжать работу (без смены вида деятельности) приведут к выраженным формам утомления и переутомления. Внешним признаком четвертой фазы работоспособности становится замедление темпа деятельности, нарастание импульсивности либо тормозимости, потеря интереса к работе, выраженные трудности переключения и распределения внимания.

Дети в таком состоянии ищут дополнительные точки опоры: ложатся на парту, подпирают голову руками, вертятся и тд.

При организации урока при обучении детей с умственной отсталостью сохранение относительной работоспособности становится возможным при регулировании продолжительности и рациональном чередовании разных видов деяятельности. Чем однообразнее урок, тем быстрее наступает утомление. Исследования физиологов и психологов показали, что наиболее высокая работоспособность у детей школьного возраста приходится на утренние часы. Обычно первый урок не всегда наиболее продуктивный, так как попадает на фазу врабатывания. Второй и третий урок – соответствуют периоду оптимальной работоспособности, четвертый урок – начало утомления. Потому при составлении расписания для младших школьников – на вторые и третьи уроки ставятся наиболее сложные предметы, требующие наибольшего умственного напряжения. Для умственно отсталых детей младшего школьного возраста такими предметами становятся математика. русский язык, чтение. Оптимально организованная двигательная деятельность учащихся с умственной отсталостью способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной и психической сферы. Физкультурные минутки являются одной из форм двигательной активности и представляют собой небольшой по времени и интенсивности комплекс упражнений, направленный на отдых детей от состояния статического напряжения. Физкультминутки проводятся с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, по возможности, восстановить работоспособность, улучшить внимание, снять мышечное и умственное утомление.

Особенности психического развития умственно отсталых школьников таковы, что свойственные им недостатки внимания, быстрая истощаемость психических процессов, пресыщение учебным материалом, дают основания для проведения одной, а иногда и двух физминуток на наиболее сложных уроках. Одна физкультминутка проводится в середине урока, а две – в интервале 12-14 минут и 27-30 минут. Количество физкультминуток во время урока регламентирует учитель, в зависимости от состояния работоспособности детей конкретного класса. Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил определить некоторые общие рекомендации при подборе содержания физкультминуток на уроках математики и русского языка для учащихся младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. При подборе упражнений большое значение придается последовательности их выполнения. Может быть рекомендован следующий порядок их предъявления:

1. Упражнение на потягивание, которое выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы, находящиеся при сокращении рабочей позы в статическом состоянии, способствует вентиляции легких и ликвидации застойных явлений.

2. За этим следует упражнение, вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса ( в целях укрепления осанки).

3. Упражнения для мышц туловища и ног (повороты, полунаклоны, полувыпады, полуприседания) в сочетании с простейшими движениями рук.

4. Упражнения на растягивание и расслабление мышц, несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности.

5. Заканчиваем комплекс упражнением на внимание (ассиметричные движения рук, выполнение по словесному описанию).

Физкультминутки следует проводить следующим образом: по заданию учителя дети прекращают учебную работу и встают около парт. Комплекс упражнений проводится в течение 2-3 минут. При проведении физминутки педагог следит за тем, чтобы упражнения выполнялись в определенном ритме; чтобы упражнения подбирались с учетом деятельности на данном уроке; чтобы продолжительность упражнений увеличивалась или уменьшалась, в зависимости от возможности детей.

Примерные варианты использования физкультминуток на уроках математики в младших классах для детей с легкой умственной отсталостью:

1.  А) “Птичка”

Это упражнение служит для развития мышц кисти. Дети соединяют большой и средний палец, а сверху кладут указательный, словно держат ручку. Во время выполнения упражнения работает только кисть. Дети движениями кисти вверх-вниз, влево-вправо отвечают на вопросы.

- Птичка хочет есть? Движением кисти вверх-вних отвечают: “Да”

- Птичка хочет пить? Движением кисти вверх-вних отвечают: “Да”

- Птичка хочет спать? Движением кисти влево-вправо дети отвечают: “Нет”

- Птичка хочет играть? Движением кисти влево-вправо дети отвечают: “Нет”

2.   А) “Мышки”:

Вышли мышки как-то раз,
Поглядеть, который час.

Дети с помощью пальцев показывают: как выходят мышки.

Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.

Пальцы сжаты в кулак, большой палец всегда прижат к ладони. Остальные пальцы поочередно разгибаются на каждое слово. Возвращаются в исходное положение. Имитируются движения “дернули”.

  Б) Кулачки

Дети крепко сжимают пальцы в кулак. Считают до десяти. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть.

Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Кулачки упали,
Пальчики разжали.

3.  

Метра 3 мы проползем,
4 – шагом все пройдем.
Руки вверх поднимем – вдох
И опустим – выдох.
Раз – поворот, два – поворот
А теперь присядем.

Какие меры длины были названы? (метр)

Сколько всего метров мы преодолели? (7 метров)

Примерные варианты использования физкультурных минуток на уроках русского языка в младших классах для детей с легкой умственной отсталостью:

1. Б) Изображение букв алфавита с помощью движения:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь, а?
Перед тобою буква А.

Е – на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась.

Назовите буквы, которые вы изобразили? (А, Е).

Б) Мы писали
Мы писали, рисовали,
А теперь мы дружно встали.
Ручками похлопали
Ножками потопали
Чуть покружимся бочком,
Сядем и писать начнем.

2. А) Изображение букв алфавита с помощью движений.

Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу. (Б)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три (З)

Назовите буквы, которые изобразили? (Б, З)

Б) Солнечные зайчики

Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки.
Веселитесь на лужайке.

3.

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.

(Дети поднимают руки вверх со сгибом в локте)

Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом

(Глубокий вдох носом и выдох ртом)    

Шаг на месте, не спеша,
Как погода хороша!

(Шагают)

Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.

(Имитируют пальцами падающий снег, хлопают в ладоши)

Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю.
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!

(Имитируются броски снежков)

Предлагаемые упражнения для физминуток являются примерными.

Подбор содержания физкультминуток в тесной связи с названием урока и его темой способствует решению двух коррекционных задач: предупреждению переутомления и поддержанию  внимания к тематике учебного занятия. На общеобразовательных уроках при обучении школьников с умственной отсталостью целесообразно использовать серии упражнений, направленных на снятие общего и локального утомления, для развития кистей рук, для коррекции осанки и походки и некоторые другие.

Таким образом, использование продуманных по содержанию физкультминуток в образовательном процессе при обучении школьников с умственной отсталостью приведет к положительным результатам. Применение физкультминуток, непосредственно связанных с назначением и темой урока повысит познавательную активность, улучшит внимание, снимет статическое напряжение и будет способствовать лучшему усвоению учебного материала учащимся.

Использованная литература:

1. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов меоторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Канд, дисс, М., 1973г.

2. Козленко И.В. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы// Дефектология – 1991 №2 – с.33-35

3. Мозговой В.М. Педагогические требования к обучению движениям детей 7-11 лет специальной (коррекционной) школы VIII вида// Дефектология – 2004 №3 – с.13-14.

4. Специальная психология/ под. Ред. В.И. Лубовского, Л.И.Солнцевой, Т.В. Розановой и др. – М., Академия, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика нарушений осанки средствами оздоровительной физической культуры у детей младшего школьного возраста».

«Как ни печально это признать, но наука указывает, что 86 процентов наших детей нуждаются в коррекции позвоночника, они страдают нарушением опорно-двигательного аппарата в той или иной степени. А это ...

«Формирование навыков общения в коллективной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»

Изучение проблемы общения умственно отсталых детей имеет большое значение для организации коррекционно – педагогической работы, т.к успешность учебной деятельности определяется не только интеллектуаль...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"

В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Из опыты работы Коррекционно-педагогическая работа по развитию волевых качеств личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Тренина С. А...

Возможности использования бумагопластики как средства развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста

Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений. Применение такой универсальной т...