Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения.
Существует множество способов привлечения детей к различным видам целеполагания в учебном процессе: перспективному, тематическому, поурочному, текущему.
Когда школьники приступают к изучению нового предмета в начале учебного года, целесообразно пригласить учащихся старших классов, выпускников, которые расскажут о том, что полезного, интересного узнали они на занятиях, при этом продемонстрируют наглядно свои достижения.
Совместное определение целей и задач возможно в начале изучения разделов, тем по предмету. Дети познакомятся с обзором изучаемых вопросов, а затем высказывают свои заявки, предложения.
Например, может быть предложен набор следующих вопросов для учащихся при изучении темы или раздела учебной дисциплины:
- Где и что вы слышали об этом?
- Что вам известно по этой теме?
- Какие вопросы вас особенно интересуют?
Если тема изучается впервые, далека от жизненного опыта учащихся, целесообразно предложить набор привлекательных для детей вопросов, проблем, которые можно обсуждать на занятии.
Кто и какую проблему хотел бы исследовать, изучить и представить своим товарищам результаты этого поиска?
На какие вопросы следует обратить особое внимание при изучении этой темы?
По какому вопросу вы могли бы сделать сообщение?
Знание каких вопросов вам пригодится в жизни?
Как, в какой форме вы предлагаете изучить эту тему?
Кто хотел бы углубить свои знания по этой теме? В каких вопросах?
Кто и на каком уровне сложности считает целесообразным изучение данной темы?
Какую форму отчетности вы выбираете?
Какие вопросы вы можете изучить сами, а где требуется помощь, консультирование?
В какой форме вы можете оказать учителю помощь при изучении темы в классе (и т.д.).
На занятии учащиеся старшего класса могут поделиться тем, что они изучали по теме, где им это пригодилось в жизни или при изучении других тем и предметов.
способы привлечения детей к целеполаганию учебного занятия (в том числе и конкретной темы).
На этапе подготовки к занятию:
- специальное оформление кабинета, которое привлечет учащихся к знакомству с проблемой и позволит сформулировать тему занятия;
- постановка актуальной, привлекательной для учащихся проблемы, над которой детям предлагается поразмышлять вместе с родителями и высказать свои суждения на следующем занятии;
- подбор стихов, высказываний, рисунков, статей, книг по проблеме, теме следующего занятия, оформление наглядных материалов, газет, плакатов;
- выполнение предварительного домашнего задания (произведение расчетов, проведение наблюдения, беседа с родителями, интервью специалиста, опрос очевидцев);
- проведение исследования группой детей, которые в ходе его выявили проблему, связанную с изучением конкретной темы;
прочтение по рекомендации педагога статьи, книги, просмотр телепередачи и формулировка вопросов, которые вызвали интерес у детей.
В начале учебного занятия:
- представление детьми результатов домашней работы и обсуждение проблемы для дальнейшего поиска, формулировка вариантов темы занятия;
- постановка проблемного вопроса, вызывающего интерес у детей;
- решение конкретной практической задачи и поиск сферы ее действия в жизни;
- сообщение противоречивых сведений об изученном явлении и постановка проблемы;
- рассказ о каком-либо загадочном явлении, совместная формулировка на этой основе проблемы, которую надо решить;
- прочтение фрагмента из книги и формулировка темы, проблемы занятия;
- просмотр фрагмента видеозаписи с целью определения проблемы для обсуждения.
В конце учебного занятия:
- коллективный анализ занятия по микрогруппам (Что нового узнали на уроке? Что научились делать? Какие полезные способы деятельности вы приобрели? Что пригодится вам в жизни? О чем хотели бы узнать дополнительно по этой теме? Что вызвало затруднения при изучении темы? Что усвоено плохо и требует дальнейших пояснений и закрепления? и т.п.);
- коллективное обсуждение дальнейшей работы (Чем целесообразно заниматься на следующем занятии? Как распределить работу?); это особенно важно при определении вариативного компонента содержания учебного материала;
- рефлексия (Что я усвоил(а) хорошо? Какие трудности я испытывал(а) при изучении материала? Что мне нужно сделать, чтобы добиться успеха на следующем занятии? Какой следующий шаг к познанию я сделаю и почему? и т.п.);
- определение самим учеником домашнего задания (какой учебный материал, в каком объеме, на каком уровне сложности прорабатывать дома, в какой форме представить результаты самостоятельной работы и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности
Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности...
Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...
Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе
Рекомендуется для работы в начальной школе....
Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке.
Пропустив сорок пять минут урока через себя, часто ловишь себя на мысли, почему учебная активность некоторых обучающихся носит кратковременный характер? Обучающиеся не слышат вопроса и ответа на него ...
Привлечение учащихся к целеполаганию
Материал для учителей начальных классов...
Доклад на тему: Привлечение учащихся младших классов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
Технология подготовки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в общих чертах педагогического понимания характеризует целостный образовательный процесс с его целью, содержанием и методами о...
Тема выступления«Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...