Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе
методическая разработка по теме
Рекомендуется для работы в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_refleksii_uchashchihsya_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.docx | 34.67 КБ |
priemy_refleksii_uchashchihsya_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.ppsx | 1.93 МБ |
tehnologicheskaya_karta.docx | 17.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход мероприятия
Подготовка к выступлению:
- Раздать участникам карточки веселого, грустного человечка.
- Раздать таблицы, карточки зеленого, желтого цвета.
– Уважаемые коллеги, покажите свое настроение соответствующей карточкой. (Я тоже показываю)
Слайд 1. Тема моего выступления: «Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе».
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Моя цель:
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
А Ваша цель? (ответы)
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Слайд 2. В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Слайд 3. Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: Слайд 4.
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает: Слайд 5.
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Слайд 6.
- Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
- Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
- Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Слайд 7.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния. Слайд 8.
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
- «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Слайд 9. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
- «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
- «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
- «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика
- «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 10.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать
Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.
Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие | Знал | Узнал | Хочу узнать |
|
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
РЕФЛЕКСИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ
У вас две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку.
Возьмите карточку с таблицей-фиксацией, если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы)
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Узнал | Хочу узнать |
Рефлексия |
- цветовое изображение настроения
у учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока;
Приём «Букет настроения» (бумажные цветы: красные и жёлтые раздаются в начале урока);
«Дерево чувств» (если чувствуешь себя хорошо, комфортно, то вешай на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
Настроение – цвет:
Красный – восторженное;
Оранжевый – радостное, тёплое;
Жёлтый – светлое, приятное;
Зелёный – спокойное;
Синий – неудовлетворённое, грустное;
Фиолетовый – тревожное, напряжённое;
Чёрный – упадок, уныние.
- Состояние моей души. Рисуется лесенка на доске с 5 ступенями. У каждой своё название: 1) Крайне скверно. 2) Плохо. 3)Хорошо. 4) Уверен в своих силах. 5) Комфортно.
Ребёнок ставит изображение человечка на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
- «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий .
С феры человеческой сущности: физическую сенсорную интеллектуальную духовную
Рефлексия бывает: а ) индивидуальная – формирование реальной самооценки. б ) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы.
В иды рефлексии: Коммуникативная Личностная Интеллектуальная
Классификация рефлексии: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния
Рефлексия деятельности Лесенка успеха Наряди ёлку Дерево успеха Поезд Поляна
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
С инквейн первая строка – название темы (одно существительное); вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Кластер понятие
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Автор: Репина Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МОУ «НОШ № 37» города Сыктывкара Республики Коми
Технологическая карта выступления по теме «Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Тема | Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе. |
Цели | Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД) |
Основные понятия | Рефлексия. Синквейн. Ранжирование. Шпаргалка. Кластер. |
Межпредметные связи | Обучающие уроки, внеклассные занятия, выступления и т. д. |
Ресурсы: основ-ные, дополни-тельные | МФУ, карточки весёлого и грустного человечка, таблицы. |
Орг. простр. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах |
Автор: Репина Светлана Николаевна, учитель начальных классов
МОУ «НОШ № 37» города Сыктывкара Республики Коми
Технологическая карта выступления по теме «Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Тема | Приёмы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе. |
Цели | Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию); вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметьоформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь перерабатывать полученную информацию:находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД) |
Основные понятия | Рефлексия. Синквейн. Ранжирование. Шпаргалка. Кластер. |
Межпредметные связи | Обучающие уроки, внеклассные занятия, выступления и т. д. |
Ресурсы: основ-ные, дополни-тельные | МФУ, карточки весёлого и грустного человечка, таблицы. |
Орг. простр. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе».
В данном мастере классе раскрываются следующие учебные цели и задачи:Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи:Познакомить коллег с понятием “ре...
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
Что такое рефлексия?...
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе....
Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
В методической копилке собраны различные виды и формы проведения рефлексии на различных этапах уро...
Приемы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе.
К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований. Во главе этого списка – сохранение физического и психического здоровья учащихся. Это необходимость дозировать учебную нагрузк...
« Приемы рефлексии на современном уроке в начальной школе»
Данный материал познакомит коллег с различными приемами рефлексии, повысит мотивацию к овладению приемами развития рефлексивной деятельности учащихся...
Тема выступления«Приемы рефлексии учащихся на уроке в начальной школе»
Моя цель: повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не ...