Выступление "Формы и приемы работы по предупреждению затруднений у младших школьников при решении задач"
статья
Мастер-класс на тему "Формы и приемы работы по предупреждению затруднений у младших школьников при решении задач". В тексте выступления есть теоретический и практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie._zadachi._oktyabr_2014.docx | 30.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 городского округа Самара
МАСТЕР – КЛАСС
Тема. Формы и приемы работы по предупреждению затруднений у младших школьников при решении задач
(на курсах повышения квалификации по вариативному блоку ИОЧ на тему «Затруднения учащихся при решении задачи и пути их устранения», организованных Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования)
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 46 г.о. Самара
Яничкина Юлия Александровна
Октябрь, 2014 г.
В математике важную роль занимают задачи. Во время их решения у обучающихся начальных классов формируются основные математические понятия, совершенствуются вычислительные навыки, развивается мышление. Овладение обучающимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на их интерес к предмету.
В УМК «Школа России» по учебнику М.И. Моро знакомство с простыми задачами начинается в 1-м классе при изучении чисел первого десятка. Это задачи на сложение и вычитание. Во 2-м классе при изучении новых арифметических действий (умножение и деление) ребята знакомятся с новыми видами задач, при решении которых используются эти действия. В 3-м классе происходит закрепление умений решать простые задачи, знакомство с задачами на нахождение доли числа, решаются задачи на цену, количество, стоимость. В 4-м классе к новым видам простых задач относятся задачи, сформулированные в косвенной форме и задачи, с помощью которых раскрывается связь между величинами: скоростью, временем и расстоянием.
Первокласснику решение задач кажется простым, так как их сюжеты близки жизненному опыту детей, числа в условии небольшие и ответ можно найти даже по представлению, не прибегая к вычислениям. Зарождается стремление и постепенно формируется прочная привычка сводить всю работу над задачей к простой вычислительной деятельности. Но процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов.
- Восприятие и первичный анализ задачи.
- Поиск решения и составление плана решения.
- Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
- Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос
задачи.
Ученик на первом этапе должен понять задачу и чётко представить себе: о чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и искомое? Что является искомым: число, отношения, некоторое утверждение?
Приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи:
- Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней.
- Разбиение текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание. На первых уроках по ознакомлению с задачами и для многих простых задач на последующих уроках полезно разбиение текста на части: а) начало события; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи; в) конечный момент события, результат действия.
- Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим, сохраняющим все отношения и зависимости и их количественные характеристики, но более явно их выражающим. Цель переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла существенных элементов задачи.
- Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных предметов, о которых идёт речь в задаче; б) предметных моделей; в) графических моделей в виде рисунка или чертежа.
Каждый из перечисленных выше приёмов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как будет прочитана или прослушана задача, зависит её понимание и эффективность дальнейших действий по её решению. Основное требование к чтению задачи – правильное чтение всех слов, сочетаний слов, соблюдение знаков препинания, правильная расстановка логического ударения.
При решении разнообразных текстовых задач можно выделить общие умения и целенаправленно их использовать.
Термин “решение задачи” используется в двух смыслах: как обозначение ответа на вопрос задачи, т.е. как некоторый результат, так и обозначение процесса, ведущего к этому результату. В процессе решения математической задачи необходимы обобщённые умения разных видов, например, умения выделять опорные слова, выполнять краткую запись задачи и т. д. Но особо важное значение имеют обобщённые умения, входящие в процесс поиска плана решения задачи.
Формирование умения записывать кратко простую задачу - необходимый элемент в обучении решению простых задач и подготовительный этап к ознакомлению с задачами в два действия. Для этой цели можно использовать следующий приём – выделение в задаче чисел кружочком и подчеркивание слова, которое помогает записать это число, а также вопрос задачи.
Задача № 1
У Мити вагончиков. У Кости вагончика. Сколько всего вагончиков у мальчиков?
Задача № 2
У Лены было книг со сказками. Она отдала книги в классную библиотеку. Сколько книг осталось у Лены?
Математика является абстрактным предметом. Эта особенность и требует применения в процессе обучения математике в начальных классах разнообразия и занимательности, которые способствуют усвоению математических знаний и развитию логического мышления обучающихся. Это могут быть игры, загадки, задачи – шутки, головоломки, числовые курьёзы и соотношения.
Приемы отработки умения решать задачи.
Задание № 1. Запиши к условию задачи вопрос, чтобы задача решалась вычитанием (сложением).
Условие | Запиши вопрос, чтобы задача решалась сложением | Запиши вопрос, чтобы задача решалась вычитанием |
Ира вырезала из бумаги 7 куколок, а Катя 4. |
Задание № 2. Соедини линией задачу и краткую запись (или схему).
Коля сделал 4 флажка, а Слава – на 2 флажка больше, чем Коля. Сколько флажков сделал Слава? | Коля – 4 ф. на ? ф. > Слава – 2 ф. | |
Коля сделал 4 флажка, а Слава – 2 флажка. Сколько всего флажков сделали мальчики? | Коля – 4 ф. Слава - ? на 2 ф. < | |
Коля сделал 4 флажка, а Слава – 2 флажка. На сколько флажков сделал больше Коля, чем Слава? | Коля – 4 ф. Слава - ? на 2 ф. > | |
Коля сделал 4 флажка, а Слава – на 2 флажка меньше, чем Коля. Сколько флажков сделал Слава? | Коля – 4 ф. ? ф. Слава – 2 ф. |
Задание № 3. Дополни условие задачи и реши ее.
- Васе 8 лет. У него есть младший брат. На сколько Вася старше брата?
- За день продали 9 открыток. Сколько открыток осталось в киоске?
- В одном классе 7 девочек, а в другом – больше. Сколько девочек в другом классе?
Задание № 4. Измени задачу так, чтобы решением было выражение 11 – 6.
- На двух полках стояло 6 книг. На одной из них 11 книг. Сколько книг стояло на второй полке? (На двух полках стояло 11 книг. На одной из них 6 книг. Сколько книг стояло на второй полке?)
- В саду росло 11 яблонь, а вишни на 6 деревьев больше. Сколько вишни росло в саду? (В саду росло 11 яблонь, а вишни на 6 деревьев меньше. Сколько вишни росло в саду?)
- В классе учатся 11 девочек и 6 мальчиков. Сколько всего учеников в классе? (В классе учатся 11 девочек и 6 мальчиков. На сколько девочек больше, чем мальчиков?)
Задание № 5. Прочитай условие задачи. Запиши, что будут обозначать выражения:
В школьную столовую привезли 8 кг моркови, 12 кг капусты, 30 кг яблок и 15 кг слив.
8 + 12 = ___ (кг) - ______________________________________________
30 + 15 = ___ (кг) - _____________________________________________
(8 + 12) + (30 + 15) = ___ (кг) _____________________________________
Литература:
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981.
- Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997.
- Моро М. И., Пышкало А. М. Методика обучения математике в I -III классах: Пособие для учителя. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Просвещение, 1978.
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник для 1 класса начальной школы. В 2 частях. М.: Просвещение, 2012
- Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. Под ред. М.А. Бантовой. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы, позволяющие развивать основные операции мышления (анализа и сравнения) у младших школьников при решении задач.
В данной статье подробно раскрывается суть методических приёмов, которые позволяют развивать логическое мышление школьников на материале арифметических задач на уроках математики. Их можно испол...
Презентация "Формирование познавательных УУД у младших школьников при решении задач с использованием краеведческого материала"
Использование краеведческого материала для составления задач позволяет воспитывать у ребят любовь к родному краю....
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями....
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей. Тематика и содержание консультаций с родителями. Тематика консульта...
Формирование ключевых компетенций младших школьников при решении задач с геометрическим содержанием
Урок как форма развития ключевых компетенций в процессе изучения математических понятий...
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, о...
«Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»
laquo;Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»...