Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
методическая разработка по логопедии
Статья адресована учителям - логопедам, учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов, родителям. В ней раскрываются причины нарушения чтения (дислексии) у младших школьников, описываются виды дислексии и приемы ее коррекции в зависимости от конкретного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_i_priemy_raboty_po_korrektsii_disleksii_u_mladshih_shkolnikov.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников
- Дислексия у младших школьников — это стойкое, избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения.
Расстройство проявляется в следующих симптомах:
- побуквенное чтение;
- замена и перестановка букв
- пропуск букв, слогов и предлогов
- искажение слов
- чтение по догадке
- неправильное понимание смысла прочитанного
Причинами дислексии могут быть:
- Наследуемая от родителей качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах
- патологии беременности и родов,
- травмы, инфекции первых лет жизни, приведшие к органическому поражению ГМ.
4) социальные причины. К социальным причинам относятся:
- нехватка общения;
- уединение ребенка;
- педагогическая запущенность;
- негативная среда для общения;
В силу всех этих факторов не формируется разговорная речь ребенка, что и служит пусковым механизмом развития дислексии. Также к социальным причинам относят:
- двуязычие в семье;
- раннее образование;
- быстрый темп обучения.
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ работы по коррекции дислексии являются:
- упрОчение звукобуквенных связей
- автоматизация слогослияния
- формирование понимания текста
Чтобы выбрать наиболее эффективные приемы коррекции, надо разобраться, с каким видом дислексии мы имеем дело. Сейчас я буду давать краткое описание вида дислексии и сразу переходить к приемам работы по коррекции именно этого вида. Всего их выделяют 6:
- Фонематическая дислексия обусловлена несформированностью фонематической системы. Недоразвитие фонематического слуха ведет к замещению и смешиванию оппозиционных фонем: звонкие-глухие, твердые-мягкие, свистящие – шипящие, аффрикаты и их составляющие. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза ведет к побуквенному чтению, искажению слоговой структуры слова, вставкам, пропускам, перестановкам звуков, трудностям чтения обратного слога и стечения согласных.
Важнейшей задачей при этом виде д. является, конечно же, постановка и автоматизация всех звуков. И, одновременно с этим –развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ:
- Придумать слова, начинающиеся на определенный звук или с этим звуком в середине или конце слова
- Придумать слова из 3, 4 и т. д. звуков
- Поднять цифру с количеством звуков в слове
- Придумать цепочку слов, в которой новое слово начинается на тот звук, которым закончилось предыдущее
- Распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове
- Составить слово (и даже предложение) из первых слогов на предлагаемых картинках
- Семантическая дислексия. Характеризуется нарушенным осмыслением безошибочно прочитанного слова или текста. Встречается при послоговом или курсорном (то есть беглом, но неосмысленном) чтении и обусловлено недоразвитием звукослогового синтеза.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ:
- Прочитай слово и покажи картинку
- Прочитай слово и выполни соответствующее действие
- Прочитай слово и объясни, что это?
- Выбери из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке
- Найди в тексте ответ на заданный вопрос
- Разложи серию сюжетных картинок в соответствии с прочитанным текстом
После прочтения текста:
- помести картинку в нужное место
- найди лишнюю
- найди ошибку в последовательности картинок
- Найди ошибку в тексте на основе правильной последовательности сюжетных картинок
- Вставь слово в предложение
Для уточнения и систематизации лексического запаса используются следующие приемы:
- Подбор синонимов и антонимов к словам прочитанного текста
- Нахождение в тексте синонимов и антонимов
- Подбор родственного слова к прочитанному
- Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием
- Расширение объема обобщающего понятия, например, «Бежать – это быстро передвигаться. А какие еще ты знаешь движения людей или животных?»
- Придумывание глаголов или прилагательных к существительному, например, «дождь что делает: - капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.»
- Подбор к прочитанному названию животного названия его детеныша и или жилища
- Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием ГСР. Проявляется в неправильном чтении окончаний в словах всех частей речи, путанице в правильном построении слов в нужном числе и роде. Аграмматизмы присутствуют у ребенка, конечно же, не только при чтении, но и в разговорной речи, и при письме. Поэтому приемы коррекции аграмматической дислексии будут работать над формированием ГСР ребенка в целом. Итак:
- Игры на формирование функций словоизменения «один-много», «скажи ласково», «чья картинка» (мое солнышко, моя кошка), «без чего нарисовал художник картинку,» (стол без ножки, чайник без ручки).
- Игры на формирование функций словообразования, например «Професии»-воспитывает детей…кто? – Воспитатель, а учит детей кто?; «Образуй действие»: красный–краснеть, а зеленый-?
- Составь предложение по картинке и выложи фишками схему предложения под картинкой
- Вставь словосочетание в предложение (подбираются предложения с одним и тем же словосочетанием в разных падежах)
- Составь словосочетания, используя слова из 1 и 2 столбика
- Вставь окончания
- Работа с деформированными предложениями
- Работа с деформированным текстом
- Мнестическая дислексия обусловлена нарушениями слухоречевой памяти, вследствие чего у ребенка затруднено образование связи между звуком и зрительным образом буквы. Ребенок НЕ ЗАПОМИНАЕТ буквы, смешивает их, заменяет при чтении (не запоминает названия букв).При работе с такими детьми все задания направлены на развитие разных видов памяти -зрительной, слуховой, двигательной.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИЕМЫ:
- Обрисовывание буквы по ТРЁХМЕРНОМУ шаблону
- Выделение контура гласных букв – красным цветом, согласных-синим, с помощью ватных палочек и краски
- Лепка букв из пластелина
- Выкладывание букв из мелких предметов (бисера, пуговиц, скрепок, спичек)
- Вырезание букв из бумаги и картона
- Изображение букв с помощью тела с произнесением соответствующего звука
- Игра «Чудесный мешочек» (угадывание буквы или нахождение нужной)
Для восстановления работы различных отделов мозга, отвечающих за разные формы восприятия, используем задания:
- Рисование двумя руками
- Игра «Сегодня главная – левая»
- Игра «Руки-подружки»- пишем буквы поочередно то правой, то левой рукой
- Так же используем разные руки при ловле мяча и в играх с другими предметами
- Оптическая дислексия. Проявляется в том, что школьник путает и меняет буквы, похожие по ВНЕШНЕМУ виду. При чтении текста ребенок перепрыгивает с одной строки на другую. Иногда может проявиться чтение зеркального типа — ученик читает справа налево.
Для коррекции оптической дислексии педагоги придумали, пожалуй, НАИБОЛЬШЕЕ количество разных игр, заданий и упражнений. Поэтому разделим их на 4 группы, в зависимости от решаемой задачи (так как время моего выступления ограничено, я покажу лишь небольшую их часть):
1) С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
- Назвать контурные изображения предметов.
- Назвать недорисованные контурные изображения предметов.
- Назвать перечеркнутые контурные изображения.
- Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга
- Определить, что неправильно нарисовал художник
- Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающиеся по величине).
- Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
2) С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:
- Запомнить 4-5 картинок (или фигур, цифр, букв), а затем отобрать их среди других 8-10.
- Разложить 3-4 картинки, буквы, цифры или фигуры в той же последовательности, в какой они предъявлялись.
- Игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
3) При формировании пространственных представлений и восприятия необходимо учитывать закономерности их развития в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по следующему плану:
- дифференциация правых и левых частей тела;
- ориентировка в окружающем пространстве;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (что сверху, что снизу, слева, справа, выше, ниже, в начале, в конце и т.д)
4) Для формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв используем такие приемы:
- Найти букву среди графически сходных
- Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом
- Определить буквы, находящиеся в неправильном положении
- Узнать буквы по их зеркальному изображению
- Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
- Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями
- Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.
- Дописать букву
- Назвать буквы, наложенные друг на друга.
- Сконструировать буквы из элементов.
6) Шестой вид д. – это тактильная дислексия, свойственная для незрячих детей, читающих по азбуке Брайля. Об этом виде дислексии подробно говорить мы не будем. Это объект внимания тифлопедагогики. Скажу лишь, что проявляется она в том, что в момент чтения ученики перемещаются с одного ряда во второй, пропускают буквы и словосочетания, искажают смысловое значение прочитанного, при этом они склонны к хаотичным махам руками.
P.S. Дислексию называют проблемой гениев. Этим нарушением страдали многие известные люди: Ганс Христиан Андерсен, Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино.
Поэтому, пожалуйста, проявляйте терпение к своим дислексикам, ведь, возможно, вы сами войдете в историю как логопед очередного гения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для профилактики и коррекции дислексии у младших школьников.
Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании.Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректир...
Методическая разработка. Дидактический материал по коррекции дислексии у младших школьников
Слоговые таблицы...
«Логопедические технологии коррекции дислексии у младших школьников с ОВЗ»
Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполаг...
Диагностика и коррекция дислексии у младших школьников.
Объект исследования –нарушения чтения у учащихся начальных классов.Предметом нашего исследования являeтся характеристика нарушeний чтeния у современных младших школьников.Цель работы –пров...
Рекомендации родителям по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников
13 рекомендаций по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников...
«Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»
laquo;Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников»...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...