ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
классный час на тему
Конспект родительского собрания. Анкеты для проведения индивидуальной работы с родителями. Тематика консультаций с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
План -конспект родительского собрания
по теме : Рекомендации родителям в помощь преодоления трудностей в обучении.
" Мой ребенок становится трудным"
4 "Б" класс
Разработан: обучающейся
группы 32-шк
Палеевой Юлией Александровной
Специальность 44.02.01
Преподавание в начальных классах
Конспект родительского собрания
на тему : Рекомендации родителям в помощь преодоления трудностей в обучении.
" Мой ребенок становится трудным"
Цель: формирование у родителей представлений о причинах трудностей обучения в начальной школе.
Задачи:
- Познакомить родителей с трудностями обучения в начальной школе.
- Рассмотреть вопрос о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей.
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
Форма проведения: лекторий для родителей.
Ход собрания
Уважаемые папы и мамы! Я рада сегодня встретиться с вами. Поводом для проведения нашего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями.
Многие родители, бабушки и дедушки, говоря о собственном ребенке или внуке, все чаще употребляют такую фразу: «Сладу с ним нет. Начал курить, водится с большими ребятами. Трудно с ним». Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Причины школьных трудностей.
В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.
Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, и очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.
Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития, а недостатки и достоинства могут явиться причиной временных трудностей и одновременно определят пути их преодоления.
Как правило, в первые месяцы обучения поведение и самочувствие детей меняются. Некоторые становятся беспокойными или, наоборот, вялыми, раздражительными, плохо едят, с трудом засыпают. Но проходит один-два месяца и у большинства детей самочувствие улучшается. Ребята становятся спокойными и дисциплинированными. Большая часть из них успешно усваивают программу. Но так благополучно бывает не всегда.
Некоторые очень быстро устают, и становится ясно, что не всем детям учёба по силам. Появляются слабоуспевающие ученики. Многие часто болеют, пропускают занятия и в результате отстают.
Школьные трудности гиперактивных детей.
Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.
Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.
Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.
Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой: это поможет и учителю во время уроков, и родителям при выполнении домашних заданий. Рассмотрим некоторые рекомендации:
- Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.
Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
- Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
В-третьях, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей в процессе учебных занятий в школе и дома.
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:
- Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
- Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
- При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
- Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
- Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
Школьные трудности медлительных детей.
Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения - это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть
очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
Можно ли заставить ребенка работать быстрее?
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста , трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.
При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку в школе и дома , которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.
Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:
- Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом...».
- Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
- Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.
- Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
- Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.
Причины детской неуправляемости.
Причина первая — борьба за внимание родителей.
Непослушание — это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребенку.
Причина вторая — борьба за самоутверждение.
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья — жажда мщения окружающему миру, взрослым.
4. Анкета:
-А сейчас мы вам раздадим анкеты, вы должны будите их заполнить .
Приглашение для родителей.
Уважаемые___________________________________________________
Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании. На нем будут обсуждаться следующие вопросы:
- о школьных трудностях гиперактивных, медлительных и леворуких детей;
- Дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям со школьными трудностями.
Надеемся на встречу и Ваше активное участие!
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!
Трудный ребёнок – это ребёнок, который:
*не идёт на контакт с родителями, не общителен, замкнут;
* нарушает распорядок дня;
* портит домашнее и школьное имущество;
* издевается над младшими и стариками;
* дерётся, хамит, грубит, не слушается взрослых, делает всё по-своему, не обращая внимания на окружающих его людей;
* мешает проводить уроки, ничем не интересуется, делает пакости;
* не может найти общий язык с окружающими;
* прогуливает учебные занятия, не хочет учиться;
* постоянно обманывает, ругается матом, ворует;
* испорчен улицей, связан с плохой компанией.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Анкеты для индивидуальной работы с родителями
Разработан: обучающейся
группы 32-шк
Палеевой Юлией Александровной
Специальность 44.02.01
Преподавание в начальных классах
г. Черняховск, 2018 год
Анкета №1 для родителей. Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».
- Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
- Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по « личным делам»?
- Интересуются ли они вашей работой?
- Знаете ли вы друзей ваших детей?
- Участвуют дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Проверяете ли вы, как они готовят уроки?
- Есть ли у вас и ваших детей общие занятия, увлечения?
- Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?
- На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
- Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты?
- Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи, фильмы?
- Бываете ли вместе в кино, театре, музее?
- Бываете ли вместе на прогулках, в походах?
- Предпочитаете ли проводить отпуск вместе или нет?
За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Анкета №2 для родителей на тему: «Физкультура в вашей семье»
1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей семье? _________________________________________________________________________________
2. Кто из родителей занимался или занимается спортом? Каким?
3. Установлен ли для Вашего ребёнка дома режим дня?_________________________________
4. Соблюдает ли ребёнок этот режим? ________________________________________________
5. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания?
Перечислите их___________________________________________________________________
6. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?_____________________________
Какие?___________________________________________________________________________
7. Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?________________________________
______________________________________________________________
8. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребёнком?__________________________________
______________________________________________________________
9. Делаете ли Вы вместе с ребёнком утреннюю гимнастику?_____________________________
10. Есть ли в доме спортивный снаряд, оборудование? Какое?
_________________________________________________________________________________
11. Прививаете ли Вы своему ребёнку правила личной гигиены?__________________________
12. Соблюдает ли он эти правила?____________________________________________________
13. Каким продуктам Вы отдаёте предпочтение в питании ребёнка?_________________________________________________________________________
14. Виды деятельности ребёнка после прихода домой и в
выходные дни:
- подвижные игры - просмотр телепередач
- чтение книг - игры за компьютером
- конструирование - рисование
- игры с игрушками - настольные игры
15. Часто ли вы совершаете семейные прогулки, выезды за
пределы города?__________________________________________________________________
Спасибо за искренние ответы !
Анкета №3 для родителей на тему: «Защита прав ребёнка»
1. Нужны ли детям права?__________________________________________________________
2. Как Вы думаете, какие права имеют дети-дошкольники ?
_________________________________________________________________________________
3. От кого или от чего зависит защита прав ребёнка?____________________________________
_________________________________________________________________________________
4. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства?_________________________
5. В чем оно проявляется?__________________________________________________________
6. Является ли Ваш ребёнок личностью? Имеет ли он право на уважение?
_________________________________________________________________________________
7. Какие замечания унижают личность ребёнка?________________________________________
_________________________________________________________________________________
8. Имеет ли Ваш ребёнок право на личное мнение по поводу каких- либо событий?
_________________________________________________________________________________
9. Просите ли Вы извинения перед ребёнком, если в чем-то неправы?
_________________________________________________________________________________
10. Знает ли Ваш ребёнок меры дозволенного поведения?_______________________________
11. Знает ли он, какое наказание может получить в случае нарушения правил поведения?
___________________ Используете ли Вы эти наказания?_______________________________
12. Говорите ли Вы ребёнку о своей любви к нему?_____________________________________
13. Какую консультацию Вы бы хотели получить по правам и обязанностям Ваших детей?
_________________________________________________________________________________
__________________________________________
Спасибо за искренние ответы!
Анкета №4 для родителей.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут сделать физкультурно-оздоровительную работу нашей школы более эффективной и организовать встречи со специалистами на основании Ваших запросов.
1. «Здоровый образ жизни» – как Вы это понимаете?
1) правильное питание
2) соблюдение режима дня
3) благоприятные условия окружающей среды
4) гармоничные отношения в семье
5) занятия физической культурой
6) другое _________________________
2. Какие факторы, с Вашей точки зрения, в большей степени влияют на состояние здоровья вашего ребенка?
1) экологические загрязнения
2) наследственные заболевания
3) недостаточный уровень двигательной активности
4) неправильное питание
5) вредные привычки
6) другое _____________________________
3. Оцените состояние здоровья вашего ребенка?
1) хорошее
2) плохое
3) Затрудняюсь ответить
4. Часто ли болел Ваш ребенок в течение года?
1) да , (_______) раз?
2) нет
5. В чем Вы видите причины заболеваний? __________________________________________
6. Как вы проводите выходные с ребенком?__________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. На что, по Вашему мнению, должны обратить особое внимание воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка?
1) соблюдение режима
2) рациональное питание
3) полноценный сон
4) достаточное пребывание на свежем воздухе
5) здоровая гигиеническая среда
6) благоприятная психологическая атмосфера
7) закаливающие мероприятия
8) другое ________________________________
8. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?
1) да
2) нет
9. Если «Да», укажите время основных его компонентов
1) будние дни
2) выходные дни
10. Прием пищи
1) ночной сон
2) дневной сон
11. Укажите виды деятельности Вашего ребенка дома (Будние дни, (вечер),выходные дни)
1) занятия рисованием, лепкой, конструированием
2) подвижные игры
3) пешие прогулки вместе с родителями
4) прослушивание рассказов, сказок
5) просмотр детских телевизионных передач
6) занятия физическими упражнениями
7) другое____________________________
12. Какие меры Вы предпринимаете с целью укрепления здоровья Вашего ребенка?
1) посещение врачей
2) занятия физическими упражнениями
3) закаливание
4) дыхательная гимнастика
5) массаж
6) прогулки на свежем воздухе
7) правильное питание
8) другое ________________________________________________
13. Как часто Вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка?
1) регулярно
2) от случая к случаю
3) не уделяю
4) другое _______________________________________________
14. Есть ли причины, мешающие уделять внимание здоровью ребенка? Если есть, то какие?
1) отсутствие специальных знаний и умений
2) дефицит времени вследствие высокой профессиональной занятости
3) причины в собственной инертности
4) другое _______________________________________________
15. В какой информации в данной области Вы нуждаетесь?
1) профилактика простудных заболеваний
2) организация рационального питания
3) двигательный режим ребенка дошкольного возраста
4) профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей
5) закаливание ребенка дошкольного возраста
6) режим дня дошкольника
7) физическая и психологическая готовность к школе
8) другое _________________________________________________
16. Какие формы и виды физической активности используете Вы лично?
1) утренняя зарядка
2) закаливающие процедуры (водные, сауна и др.)
3) занятия в оздоровительных группах (лечебная физкультура, бассейн и др.)
4) пешие прогулки
5) занятия спортом
6) туризм
7) другое __________________________________________________
17. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?
1) регулярно
2) от случая к случаю
3) не занимаюсь
4) другое______________________________________________
18. Продолжите следующее утверждение: «Я считаю, что моя семья соблюдает здоровый образ жизни на ______%, потому что _________________________________________
Возраст : - Ваш _________- Вашего ребенка __________
Образование : - Высшее - Среднее
Состав семьи____________
Количество детей_____________
Спасибо за сотрудничество!
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Тематика и содержание консультаций с родителями
Разработан: обучающейся
группы 32-шк
Палеевой Юлией Александровной
Специальность 44.02.01
Преподавание в начальных классах
г. Черняховск, 2018 год
Тематика и содержание консультаций, бесед с родителями обучающихся
- Возрастные особенности младших школьников:
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению .
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
- Как привить младшему школьнику интерес к чтению:
Привить ребенку интерес к чтению — довольно трудное занятие, особенно в современном мире, когда новые технологии и новомодные гаджеты окружают повсюду. Дети сейчас выбирают более легкий путь познания: открыть ноутбук и узнать все, что им надо.
Конечно, учат письму и чтению в школе, но все-таки прививать тягу к литературе должны родители. Именно в домашних условиях у детей формируется любовь к чтению, когда сначала родители читают ребенку, затем ребенок уже сам тянется к книге. На сегодняшний день существуют специальные техники, которые помогают сделать чтение одним из любимых занятий:
Дошкольникам и младшим школьникам лучше читать книги с картинками, потому что в любой момент можно открыть книгу на красочной иллюстрации, задать вопросы и спровоцировать у ребенка интерес к дальнейшему самостоятельному чтению.
Не следует начинать чтение книги, если у ребенка плохое настроение или он чем-то расстроен, потому что с процессом чтения будут ассоциироваться негативные эмоции.
Для детей очень увлекательными являются книжки-малышки, которые быстро читаются и воспринимаются детьми. Дети младшего школьного возраста особенно любят сказочный жанр.
Очень хорошо работает прием, когда родитель и ребенок читают книгу по очереди: взрослый может начать читать произведение, но остановиться на самом интересном моменте и предложить ребенку дочитать самому.
Если ребенок читает вслух, то нужно слушать ребенка, не отвлекаясь на какие-то дела и проблемы. Только так можно показать, что чтение — это не просто трата времени, а важное дело для всей семьи.
Самое главное в развитии интереса к чтению — не забывать, что чтение для ребенка — довольно трудная работа. Если ребенок отвлекается, просит попить или трет глаза — значит он не хочет читать и тянет время. В таких случаях нужно избрать тактику «тише едешь-дальше будешь», не наседая на ребенка, но все-таки и не отступая совсем.
Если ребенок уже читает без ошибок и на хорошей скорости, то можно обучать его технике выразительного чтения. Выразительно читать важно для ребенка, так как эмоционально окрашенная речь легче запоминается и усваивается. Для упражнений прекрасно подойдут басни, где много эмоциональных пауз.
Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге, издательство и год издания. Дети не стараются запомнить эти данные. Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребят, чтобы они запоминали фамилии автора и художника и название книги. Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь.
Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах; живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах. Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое.
- Информация о видах УМК:
Учебно-методический комплекс (УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех обучающихся в познавательной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности.
Учебно-методический комплекс следует рассматривать как систему, части которой находятся во взаимосвязи.
Таким образом, УМК – это система, все компоненты которой образуют единое целое и взаимодействуют для достижения цели образовательной программы.
Всю совокупность компонентов УМК можно разбить на четыре составляющих:
1. Образовательную программу как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК.
2. Учебные и методические пособия для педагога и обучающихся. Реализация дополнительной образовательной программы невозможна без использования раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических методических пособий, конспектов занятий, научной, специальной и методической литературы, задач и заданий, решаемых по образцу, задач и заданий творческого характера, и т.п.
Все перечисленные материалы могут быть записаны:
- на современных носителях информации (магнитные и лазерные диски, видеоплёнки и т.п.;
- на традиционных (печатные материалы).
3. Систему средств обучения. Данный компонент составляют пособия, ориентированные на поддержку освоения содержания дополнительной образовательной программы. Средства, предназначенные для поддержки изучения теоретического материала, условно можно разбить традиционные и современные.
К традиционным относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, диафильмы, кинофильмы, звукозаписи.
К современным относят видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.
4. Систему средств научной организации труда педагога и обучающихся, можно представить в виде материалов по следующим направлениям:
- материалы по индивидуальному сопровождению развития обучающихся (методика психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей);
- материалы по работе с детским коллективом (методики педагогической диагностики коллектива, игровые методики, сценарии коллективных мероприятий и дел).
Проектирование УМК – это трудоёмкое и творческое дело, которое занимает довольно много времени.
На первом этапе разработки УМК педагог анализирует конкретные задачи обучения, воспитания и развития обучающихся, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. Важно также проанализировать содержание учебного материала, разделить его на логические порции (информационные компоненты) и обосновать логику разработки для каждого компонента соответствующей методики.
На втором этапе педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, опросников, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик.
На третьем этапе совершенствования и развития УМК педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы, его социальном и профессиональном определении.
Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей.
УМК может быть разработан отдельным педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения (студия, клуб) и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
Анкеты для индивидуальной работы с родителями. План-конспект - Родительское собрание на тему В науку нет коротких путей. Тематика и содержание консультаций с родителями. Тематика консульта...
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания....
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания...
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания....
ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
Методический материал для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями....
ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
Взаимодействие школы и семьи –это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно,...
ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
Методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся. Конспект обучающего интерактива с родителями.Памятка "Уч...