Программа дефектологического сопровождения детей с ООП (начальные классы)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Цель программы - создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 560 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)
Содержание
- Пояснительная записка
1. Актуальность программы. 2.Цель коррекционно-развивающей программы. 3. Задачи коррекционно – развивающей программы. 4. Принципы коррекционно-развивающей работы. 5. Основные направления коррекционно-развивающей работы. 6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 7. Методологическая основа рабочей коррекционно-образовательной программы для младших школьников с ЗПР 8. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметам.
II. Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий.
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития.
IV. Материально-техническая база.
|
I. Пояснительная записка
1. Актуальность программы
В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психофизических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям с ЗПР, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Детям с ЗПР свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток восприятия затрудняет обучение чтению и письму.
У всех детей с ЗПР наблюдается недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказываться на неуспеваемости.
У детей с ЗПР характерно снижена познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к. нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны - неумение организовать свою деятельность, отсутствие самоконтроля.
У младших школьников должен быть определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности словаря и грамматического строя речи.
У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью, неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом.
В письменной речи дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ предложения.
Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
2. Цель программы:
- создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию универсальных учебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом возможностей ребенка.
3. Задачи:
На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта, основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления, умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения.
Задачи коррекционно-развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню:
Коррекционно-развивающие:
- развитие до необходимого уровня психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно - моторной координации;
- развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:
- умение ориентироваться в задании; - планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесном указании педагога; - осуществлять самоконтроль и самооценку и др.
Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах, явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику воспринимать учебный материал сознательно.
Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.)
Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к усвоению нового учебного материала и т.д.)
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.
Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала).
Формирование учебной мотивации.
Воспитывающие:
- ответственное отношение к учебе; - соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; - осознание собственных недостатков (неумение общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); - осознание необходимости самоконтроля;
4. Принципы коррекционно-развивающей работы:
* принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика;
* принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушением интеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;
*принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;
* принцип усложнения заданий, упражнений;
* принцип развивающей направленности обучения;
*принцип наглядности и занимательности обучения;
* принцип доступности обучения;
* принцип игровой деятельности, использование дидактического материала, применение скороговорок, считалок, заучивание стихов;
*принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя знания, умения и навыки, приобретенные детьми.
5. Основные направления коррекционно-развивающей работы:
Программа коррекционной работы на ступени начального образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики
5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и узнавания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
5.3. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков относительно анализа;
- развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
5.4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);
6. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
* словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
* наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
* практические методы: копирование, упражнения, тесты, творческие задания, списывание, диктант и др.
7. Методологическую основу Рабочей программы коррекционно-развивающих занятий составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.
8. Формы проведения коррекционных занятий:
- индивидуальные занятия
- групповые занятия для детей с ЗПР
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с ЗПР рассчитана на 62 часа. Занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из 2-3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых недостатков. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут с 3-5 минутной релаксацией, физминутками.
Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования, рекомендации в ходе различных моментов занятия.
Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика.
Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его отношение к занятиям, интерес к предъявленному материалу, степень самостоятельности в выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет формирование универсальных учебных действий.
- Примерный план групповых занятий
1 класс
№ | Тема занятия | |||||||||
Коррекционно-развивающее направление | Учебно-познавательная деятельность | |||||||||
1-4. | Начальная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
5. | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [а], буква Аа. Звук [о], буква Оо. | ||||||||
6. | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Число и цифра 1. Число и цифра 2. | ||||||||
7 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква Ы. | ||||||||
8 | Коррекция и развитие внимания. | Число и цифра 3. Знаки + - = | ||||||||
9 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [у], буква Уу. Звуки [н], [нʼ], буква Нн. | ||||||||
10 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Число и цифра 4. Число и цифра 5. | ||||||||
11 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Звуки [с], [сʼ], буква Сс. Звуки [к], [кʼ], буква Кк. | ||||||||
12 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Знаки > < =. Равенства, неравенства. | ||||||||
13 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [т], [тʼ], буква Тт. Звуки [л], [лʼ], буква Лл. | ||||||||
14 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Число и цифра 6. Число и цифра 7. | ||||||||
15 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [р], [рʼ], буква Рр. Звуки [в], [вʼ], буква Вв. | ||||||||
16 | Коррекция и развитие внимания. | Число и цифра 8. Число и цифра 9. | ||||||||
17 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [й’э], [’э]. Буква Ее. Звуки [п], [пʼ]. Буква Пп | ||||||||
18 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Число и цифра 10. Решение примеров. | ||||||||
19 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [м], [мʼ]. Буква Мм. Звуки [з], [зʼ]. Буква Зз. | ||||||||
20 | Коррекция и развитие внимания. | Число и цифра 0. Решение примеров. Состав чисел первого десятка. | ||||||||
21 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [б], [бʼ]. Буква Бб. Звуки [д], [дʼ]. Буква Дд. | ||||||||
22 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Решение примеров. Состав чисел первого десятка. | ||||||||
23 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [й’а], [’а]. Буква Яя. Звуки [г], [гʼ]. Буква Гг. | ||||||||
24 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение задач. | ||||||||
25 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Буква Ь. Звук [’ч], буква Чч. | ||||||||
26 | Коррекция и развитие внимания. | Решение задач. | ||||||||
27-29 | Промежуточная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
30 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [ш], буква Шш. Звук [ж], буква Жж. | ||||||||
31 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Решение задач. | ||||||||
32 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звуки [й’о], [’о], буква Ëë. Звук [й], буква Йй. | ||||||||
33 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | На сколько больше? На сколько меньше? | ||||||||
34 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [х], буква Хх. Звуки [й’у], [’у], буква Юю. | ||||||||
35 | Коррекция и развитие внимания. | Перестановка слагаемых. | ||||||||
36 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [ц], буква Цц. Звук [э], буква Ээ. | ||||||||
37 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | ||||||||
38 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Звук [щ], буква Щщ. Звук [ф], буква Фф. | ||||||||
39 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
40 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Ь и Ъ знак. | ||||||||
41 | Коррекция и развитие внимания. | Числа от 11 до 20. | ||||||||
42 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с текстом. Списывание. | ||||||||
43 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Табличное сложение. | ||||||||
44 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с деформированным текстом. | ||||||||
45 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
46 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с текстом. Составление и письмо. | ||||||||
47 | Коррекция и развитие внимания. | Табличное вычитание. | ||||||||
48 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письмо под диктовку. | ||||||||
49 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
| 50 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с текстом. Списывание. | |||||||
51 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
52 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с деформированным текстом. | ||||||||
53 | Коррекция и развитие внимания. | Решение примеров и задач. | ||||||||
54 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с текстом. Составление и письмо. | ||||||||
55 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
56 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Работа с текстом. Списывание. | ||||||||
57 | Коррекция и развитие внимания. | Решение примеров и задач. | ||||||||
58-61 | Итоговая диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
62 | Анализ полученных результатов. |
Примерный план групповых занятий
2 класс
№ | Тема занятия | ||||
Коррекционно-развивающее направление | Связь с общей программой | ||||
1-4. | Начальная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | |||
5. | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Сложение и вычитание в пределах 100. Единицы длины. | |||
6. | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Текст. | |||
7. | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Сложение и вычитание в пределах 100. Рубль. Копейка. | |||
8. | Коррекция и развитие внимания. | Текст. | |||
9. | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | |||
10. | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Предложение. Члены предложения. | |||
11. | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Час. Минута. | |||
12. | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Предложение. Члены предложения. | |||
13 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Порядок выполнения действий. Скобки. | |||
14 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Синонимы и антонимы. | |||
15 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Периметр многоугольника. | |||
16 | Коррекция и развитие внимания. | Синонимы и антонимы. | |||
17 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | |||
18 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Однокоренные слова. | |||
19 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Устные вычисления. | |||
20 | Коррекция и развитие внимания. | Однокоренные слова. | |||
21 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Устные вычисления. | |||
22 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Безударные в корне слова. | |||
23 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Устные вычисления. | |||
24 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Безударные в корне слова. | |||
25 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | |||
26 | Коррекция и развитие внимания. | Безударные в корне слова. | |||
27 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Буквенные выражения. | |||
28 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Мягкий знак. (ь) | |||
29-31 | Промежуточная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | |||
32 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Проверка сложения и вычитания. | |||
33 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Жи-ши, ча-ща, чу-щу | |||
34 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные вычисления. | |||
35 | Коррекция и развитие внимания. | Глухие согласные на конце слова. | |||
36 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные вычисления. | |||
37 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Глухие согласные на конце слова. | |||
38 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные вычисления. | |||
39 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Разделительный ь. | |||
40 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные вычисления. | |||
41 | Коррекция и развитие внимания. | Части речи. | |||
42 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | |||
43 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные существительные. | |||
44 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач и примеров. | |||
45 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Правописание собственных имен существительных. | |||
46 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Умножение. | |||
47 | Коррекция и развитие внимания. | Единственное и множественное число имен существительных. | |||
48 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Умножение. | |||
49 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Глагол. Единственное и множественное число глагола. | |||
50 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Геометрические фигуры | |||
51 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | НЕ с глаголами. | |||
52 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | |||
53 | Коррекция и развитие внимания. | Имя прилагательное. Единственное и множественное число имен прилагательных. | |||
54 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Деление. | |||
55 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Местоимение. | |||
56 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Деление. | |||
57 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Местоимение. | |||
58 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | |||
59-61 | Итоговая диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | |||
62 | Анализ полученных результатов. | Табличное умножение и деление. |
Примерный план групповых занятий
3 класс
№ | Тема занятия | |||||||||
Коррекционно-развивающее направление | Учебно-познавательная деятельность | |||||||||
1-4. | Начальная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
5. | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение уравнений. | ||||||||
6. | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Виды предложений. Члены предложения. | ||||||||
7 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
8 | Коррекция и развитие внимания. | Простое и сложное предложение. | ||||||||
9 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Порядок выполнения действий. | ||||||||
10 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Словосочетание. | ||||||||
11 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
12 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Многозначные слова. | ||||||||
13 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
14 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Части речи. | ||||||||
15 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
16 | Коррекция и развитие внимания. | Парные по глухости-звонкости согласные в корне слова. | ||||||||
17 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
18 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Состав слова. | ||||||||
19 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
20 | Коррекция и развитие внимания. | Состав слова. | ||||||||
21 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
22 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Безударные гласные в корне слова. | ||||||||
23 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
24 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | ||||||||
25 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Табличное умножение и деление. | ||||||||
26 | Коррекция и развитие внимания. | Непроизносимые согласные в корне слова. | ||||||||
27 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
28-30 | Промежуточная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
31 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Правописание суффиксов и приставок. | ||||||||
32 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение задач. | ||||||||
33 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Правописание с разделительным Ъ. | ||||||||
34 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Умножение суммы на число. | ||||||||
35 | Коррекция и развитие внимания. | Число имени существительного. | ||||||||
36 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
37 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Род имен существительных. | ||||||||
38 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Внетабличное умножение и деление. | ||||||||
39 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Падеж имен существительных. | ||||||||
40 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Проверка умножения и деления. | ||||||||
41 | Коррекция и развитие внимания | Имя прилагательное. | ||||||||
42 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Деление с остатком. | ||||||||
43 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Имя прилагательное. | ||||||||
44 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | ||||||||
45 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Имя прилагательное. | ||||||||
46 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Числа от 1 до 1000. Нумерация. | ||||||||
47 | Коррекция и развитие внимания | Местоимение. | ||||||||
48 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
49 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Местоимение. | ||||||||
| 50 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные приемы сложения и вычитания. | |||||||
51 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Глагол. | ||||||||
52 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
53 | Коррекция и развитие внимания | Глагол. | ||||||||
54 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменные приемы умножения и деления. | ||||||||
55 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Глагол. | ||||||||
56 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
57 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | НЕ с глаголами. | ||||||||
58 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
59-61 | Итоговая диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
62 | Анализ полученных результатов. |
Примерный план групповых занятий
4 класс
№ | Тема занятия | |||||||||
Коррекционно-развивающее направление | Учебно-познавательная деятельность | |||||||||
1-4. | Начальная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
5. | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Класс тысяч. Нумерация. | ||||||||
6. | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. | ||||||||
7 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Решение примеров и задач. | ||||||||
8 | Коррекция и развитие внимания. | Однородные члены предложения. | ||||||||
9 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
10 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Простые и сложные предложения. | ||||||||
11 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Величины. Решение примеров и задач. | ||||||||
12 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Многозначные слова. | ||||||||
13 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Величины. Решение примеров и задач. | ||||||||
14 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Состав слова. Правописание суффиксов. | ||||||||
15 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Сложение и вычитание. Устные и письменные приемы вычислений. | ||||||||
16 | Коррекция и развитие внимания. | Части речи. Наречие. | ||||||||
17 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Сложение и вычитание. Устные и письменные приемы вычислений. | ||||||||
18 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Склонение имен существительных. | ||||||||
19 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Умножение на однозначное число. | ||||||||
20 | Коррекция и развитие внимания. | Склонение имен существительных. | ||||||||
21 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Деление на однозначное число. | ||||||||
22 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Склонения имен существительных. | ||||||||
23 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Умножение и деление на однозначное число. | ||||||||
24 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | ||||||||
25 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
26 | Промежуточная диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
27 | Коррекция и развитие внимания | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | ||||||||
28 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
29 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | ||||||||
30 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||||||
31 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | ||||||||
32 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | ||||||||
33 | Коррекция и развитие внимания | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | ||||||||
34 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
35 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | ||||||||
36 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное умножение на двузначное число. | ||||||||
37 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Местоимение. Изменение по падежам. | ||||||||
38 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное умножение на трехзначное число. | ||||||||
39 | Коррекция и развитие внимания | Местоимение. Изменение по падежам. | ||||||||
40 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное деление на двузначное число. | ||||||||
41 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Глагол. Неопределенная форма глагола. | ||||||||
42 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Письменное деление на трехзначное число. | ||||||||
43 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Спряжение глагола. | ||||||||
44 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
45 | Коррекция и развитие внимания | Спряжение глагола. | ||||||||
46 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
47 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Спряжение глагола. | ||||||||
| 48 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение уравнений. | |||||||
49 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Правописание –тся и –ться. | ||||||||
50 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Порядок выполнения действий. | ||||||||
51 | Коррекция и развитие внимания | Обобщение пройденного материала. | ||||||||
52 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
53 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Обобщение пройденного материала. | ||||||||
54 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
55 | Коррекция и развитие зрительного восприятия. | Обобщение пройденного материала. | ||||||||
56 | Коррекция и развитие мыслительных операций. | Решение примеров и задач. | ||||||||
57 | Коррекция и развитие слухового восприятия. | Обобщение пройденного материала. | ||||||||
58-61 | Итоговая диагностика и тестирование. | Материал для диагностики, соответствующий программе обучения. | ||||||||
62 | Анализ полученных результатов. |
III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания динамики развития
1.Наблюдение в ходе занятий.
2.Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант, слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ)
3.Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный, промежуточный, итоговый.
IV. Материально- техническая база:
1.Магнитная доска, цветные маркеры.
2.Использование ИКТ.
3. Учебники, сборники упражнений, печатные рабочие тетради к учебникам.
4.Словари, справочники.
5.Таблицы настенные, таблицы раздаточные.
6.Памятки, перфокарты, лента букв, алфавит.
7.Словарь в картинках.
8. Словарь печатных слов.
9.Таблицы по развитию речи.
10.Таблицы сложения, умножения.
11. Развивающие настольные игры и пособия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...
Программы дефектологического сопровождения.
Индивидуальное обучение. Каждая программа составлена с учетом индивидаульных особенностей обучающегося....
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ вариант 7.2
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ЛУО...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3)
Адаптированная коррекционно-развивающая программа дефектологического сопровождения для детей с ОВЗ 3 класса (Вариант 8.3). Программа содержит все необходимые материалы, также подробно расписанные тем...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа дефектологического сопровождения обучающегося с растройством аутестического спектра 1 класс
Программа составлена для обучающегося 1 класса с РАС 8.2, с учетом особенностей ребенка....