Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
рабочая программа
Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_detey-invalidov_i_s_ovz.doc | 451.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Инвалидность у детей определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями". Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению. Цель: Помочь учащимся адаптироваться к условиям и требования современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.
Задачи:
- формирование у ребенка знаний и умений, способствующий социальной и психологической адаптации;
- помощь учащимся в овладении навыков конструктивного общения среди сверстников и в обществе в целом;
- формировать навыки психологической подготовки учащихся с самостоятельной жизни;
- помощь учащимся в овладении нормами правильного поведения в обществе.
- обучение учащихся пониманию себя, умению «быть в мире собой»
Предлагаемая программа создана с целью помочь учащимся сформировать в себе качества, необходимые для адекватной социализации и реализации потенциальных возможностей. Целью сопровождения является всестороннее развитие личности ребенка, в первую очередь социально значимых умений и навыков. Оптимальное развитие интеллектуальной сферы, эмоционально- волевых качеств и свойств личности ребенка с ограниченными возможностями, улучшающих его социальную адаптацию.
Коррекционно-развивающая программа сопровождения предназначена для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-4классов.
Проблема оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой, о чем говорят следующие статистические данные. За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидолизирующими заболеваниями.
Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.
Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития.
Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб. У детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения (прежде всего в той образовательной среде, в которой он обучается). Учителя обычных школ проявляют зачастую негативное отношение к детям с ограниченными возможностями, это свидетельствует о необходимости, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения, направленного на изменение участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению детям с проблемами.
Положительное отношение, понимание и принятие ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников к имеющим ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их успешной социализации.
Показания и противопоказания к применению.
Показания к применению (дети-инвалиды, имеющие легкие физические отклонения, незрелость эмоциональной – волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, учащиеся с диагнозом ЗПР, соматическая ослабленность, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).
Противопоказания: не подлежат к приему в группу дети, имеющие ограничения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или шизофреническая деменция, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма). Нежелательно направления в данные группы детей с выраженными психопатоподобными расстройствами (стойко выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможенностью и агрессивностью,)
Способы взаимодействия специалистов
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает обязательную комплексную помощь и сопровождение детей-инвалидов специалистами различного профиля (логопед, соц. педагог, медработник). Для более успешной адаптации ребенка-инвалида к обществу необходима социальное сопровождение - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.
Для каждой категории детей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики и технологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороны их личности.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Продолжительность программы – учебный год. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
В групповых психологических тренингах принимают участие от 5-8 человек.
Занятия программы сопровождения для детей-инвалидов, направленно на развитие навыков самопознания, развитие рефлексии, приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия с окружающими.
Предлагаемый ряд мероприятий, направлен, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают ребенку учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. На занятиях приобретаются коммуникативные, психогигиенические, психологo – педагогического умения и навыки.
Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений.
На следующем этапе работы можно переходить к формированию у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. «Осознание своей роли помогает учащимся по-новому смотреть на свою жизнь.
Цель психолога – создать в группе оптимальный уровень эмоционального напряжения. Осознанность эмоций ведет к сближению детей, к сплоченности группы.
В зависимости от особенностей и запросов группы ведущий может увеличивать времена прохождение определенных тем или в программу могут быть включены дополнительные темы занятий.
Результативность использования данной программы
Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течении курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение состояния эмоционально-психологического фона, умение регулировать поведенческие процессы, изменение взгляда на свою проблему, снятие симптомов тревоги и страха. Эффективность работы зависит от мотивации детей и от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Перспективы использования программы.
Данная коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг интересов и сферу деятельности детей с ограниченными возможностями, интегрировать их в социум, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.
План психологического сопровождения детей –инвалидов и детей с ОВЗ
Месяц | № | Содержание работы | Ответственные |
Сентябрь | 1 | Создание банка детей-инвалидов | соцпедагог |
2 | Изучение состояния здоровья, возможностей детей-инвалидов. | Кл .рук-ль, соцпедагог | |
3 | Индивидуальный план работы с каждым ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | Кл. рук-ль | |
4 | Составление программы индивидуального изучения учащихся, организация обучения на дому. | Зам.дир. по УВР | |
5 | Индивидуальные и групповые консультации для педагогов, работающих с детьми – инвалидами. | Педагог-психолог, администрация | |
6 | Организация патронажа детей-инвалидов. | Кл. рук., соцпедагог | |
7 | Родительский университет для родителей, воспитывающих детей-инвалидов на тему: «Социальная адаптация детей-инвалидов среди сверстников». | Педагог-психолог | |
Октябрь | 1 | Посещение всех детей-инвалидов на дому. Составление актов жилищно-бытовых условий. | Соцпедагог |
2 | Изучение личности учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог | |
3 | Изучение семьи (семейных отношений) детей-инвалидов. | Кл. рук-ль, соцпедагог | |
4 | Изучение интересов и способностей учащихся (детей-инвалидов) | Педагог-психолог | |
5 | Беседа для родителей «Роль семьи в развитии способностей ребенка» | Педагог-психолог | |
Ноябрь | 1 | Контроль за организацией питания учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Индивидуальные консультации для родителей детей-инвалидов «Как организовать досуговую деятельность детей-инвалидов» | Педагог-психолог | |
3 | Организация группы здоровья для детей с ограниченными возможностями. | Учителя физкультуры, соцпедагог | |
Декабрь | 1 | Вовлечение детей в общешкольные и классные дела (по возможности) | Кл. рук-ль, организатор |
2 | Изучение микроклимата в классных коллективах, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями. | Педагог-психолог | |
3 | Работа с учащимся на милосердия и сострадания к людям с ограниченными возможностями. | Кл. рук-ль, организатор | |
Январь | 1 | Контроль за успеваемостью детей-инвалидов. Оказание современной помощи в обучении детей-инвалидов. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Мониторинг развития психических функций и учебных достижений учащихся. | Кл. рук-ль, педагог-психолог | |
3 | Встреча родителей учащихся (детей-инвалидов) с узкими специалистами. | Соцпедагог | |
Февраль | 1 | Индивидуальная работа с учащимся, нуждающимися в психологической поддержке. | Педагог-психолог |
2 | Производственное совещание состояния индивидуальной работы с учащимися в педагогической поддержке. | Кл. рук-ль, зам. дир. по УВР | |
3 | Контроль за организации питания учащихся. | Кл. рук-ль, соцпедагог | |
Март | 1 | Организация санатория лечения для нуждающихся детей. | Соцпедагог |
2 | Работа по развитию коммуникативных способностей учащихся. | Педагог-психолог | |
3 | Работа с родителями детей-инвалидов «Как развить коммуникативные способности ребенка» | Педагог-психолог | |
Апрель | 1 | Организация выставки работ и поделок детей-инвалидов. | Соцпедагог, организатор |
2 | Индивидуальная и консультационная работа с родителями детей-инвалидов. | Педагог-психолог | |
Май | 1 | Помощь в организации отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями. | Кл. рук-ль, соцпедагог |
2 | Подведение итогов работы |
Список использованной литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.
4. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М ., 1997.
7. Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.
8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.
9. Леоньтьев Д.А. Очерки психологии личности. – М., 1993.
10. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Москва 1976.. Направления и указания для занятий с детьми и подростками, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности. Специальная школа. Бел. АПДИ 1996.
11. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М,, 2004.
12. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология М. 1998.
13. Щербо И.В. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология 1994.
14. Ястребова Н.В. Если ваш ребенок не такой, как другие. Под редакцией А.М. Панова и др. М. 1997.
15. Якобчук М.А. Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению // Дефектология 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении
Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Сопровождение детей - инвалидов в ОО
Презентация на тему "Сопровождение детей - инвалидов в образовательной организации"...
Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...
Педагогический совет "Сопровождение детей - инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном пространстве МБОУ "Акташская СОШ имю Ст. Мохова"
Данный педагогический совет рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ и детей - инвадидов в образовательном пространстве школы. Подводится и итог работы по всем направлениям:урочная и внеурочная ...