Рабочая программа работы с одаренными детьми
учебно-методический материал (4 класс)

Клёпова Тамара Александровна

Пояснительная записка

      В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_odarennymi_detmi.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

педагогов ДО

 «____»___________2013 г.

Руководитель МО

___________

Согласовано

 «___»____________2013 г.

Зам. директора по УВР

___________

Утверждено

Приказ №____

 «_____»____________2013 г.

Директор

МОУ УЧ СОШ с. Рыткучи

_____________

Рабочая программа

работы с одаренными детьми

(общеинтеллектуальное направление)

4 класс

на 2013-2014 учебный год

2013г.

Пояснительная записка

В современном обществе одной из приоритетных задач становится создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, возможность реализации их потенциальных способностей.

 Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. 

Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Необходимо учитывать и мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка: повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, использованием метода проектов, а так же расширением предметного содержания деятельности.

Одарённые дети отличаются высоким уровнем способности к самообучению и нуждаются в создании вариативной, индивидуализированной образовательной среды.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю.

Актуальность

В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не всегда удаётся эффективно организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Психолого-педагогическая характеристика программы

Работа в рамках программы направлена на выявление математически одарённых детей. Это продолжительный, сложный процесс, направленный на выявление специальной одарённости ребёнка и основанный на следующих принципах, реализуемых в практической деятельности.

  1. Ведётся наблюдение за поведением и деятельностью ребёнка на уроках математики, во внеурочное время.
  2. Подключение к данной работе психолога школы.
  3. Беседа с родителями с целью выявления интересов обучающегося.

Во время наблюдения будут учитываться следующие факторы;

  • актуальный уровень развития одарённости;
  • особенности конкретных проявлений одарённости, связанные с попытками её реализации;
  • потенциальные возможности ребёнка к развитию.

Выявление одарённых детей не является самоцелью. Это необходимо для создания условий их интеллектуально и личностного роста в условиях образовательного учреждения, с тем, чтобы обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств и различия, определения общих признаков и составления классификации);
  • анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  • установление аналогий.

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций.

В силу сложного системного характера общего приема решения задач данное универсальное учебное действие может рассматриваться как модельное для системы познавательных действий. Решение задач выступает и как цель и как средство обучения.

Занятия проводятся согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование математического мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач постепенно увеличивается. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско–практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Цель. Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Задачи:

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению, поиску.
  • Развивать внимание, память, воображение.

Ценностные приоритеты.

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности,  акцент делается на следующих ценностных приоритетах.

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах.

1) Принцип развивающего и воспитывающего обучения. 
    Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

2) Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Содержание обучения будет учитывать индивидуальные типологические особенности детей и строится на следующих направлениях:

  • учет возрастных особенностей;
  • обогащения – выход за рамки традиционных тем курса начальной школы.
  • проблематизации – стимулирование личностного развития детей: использование оригинальных объяснений, поиск новых и альтернативных смыслов в известных фактах. Это способствует формированию личностного подхода к изучению разных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Направления реализации программы.

1. Выявление математически одаренных детей в классе.

  • Анкетирование родителей учащихся с целью выяснения круга интересов их детей.
  • Наблюдения на уроках за проявлением активности и любознательности обучающихся.
  • Наблюдение за успешностью обучения на уроках математики.

Развитие математической одаренности обучающихся.

  • Создать учебно-методический комплекс для проведения занятий.
  • Проводить занятия методом проблемно-поисковой деятельности, работой в группах и с использованием ИКТ.

Реализация развитой математической одарённости.

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления математической одарённости.
  • Предоставить возможность показывать успешность развития детей;
  • Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления;
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий .
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
  • Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.

Нормативно-правовое сопровождение

  • Закон РФ «Об образовании» от 01.12 2007 №309-Ф3
  • ФГОС НОО

Партнёрское взаимодействие

К работе с одарёнными детьми привлекается психолог школы с целью отслеживания уровня развития обучающихся. Он проводит тестирования, выстраивает графики личностного развития. С его помощью создаётся и ведётся «Дневник личностного роста».

Родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка. Их задача стимулировать дополнительные занятия дома по предмету, приобретать дополнительный материал, оказывать моральную поддержку.

Содержание программы

4 класс.

  1. Развитие воображения и мышления на материале задач повышенной сложности и нестандартных задач.
  2. Выполнение заданий, требующих цепочки логических рассуждений.
  3. Классификация предметов на основе видовых и родовых понятий.
  4. Конструирование заданных предметов и геометрических фигур на плоскости из заданного числа палочек.
  5. Выполнение заданий на видоизменение построений из палочек.
  6. Математические игры.
  7. Комбинаторные задачи.                          

  1. Тематическое планирование

Наименование темы

Всего

часов

1

Решение задач на определение частей.

1

2

Метод предположения при решении задач.

1

3

Старинные задачи из учебника Магницкого.

1

4

Решение задач способом уравнивания.

1

5

Решение задач способом уравнивания.

1

6

Решение задач на вычисление площади.

1

7

Решение задач на вычисление периметра.

1

8

Задачи на вычисление площади и периметра.

1

9

Логические задачи.

1

10

Интеллектуальный ринг

1

11

Плоскостное конструирование. «Монгольская игра».

1

12

.Решение логических задач способом составления таблицы

1

13

Решение логических  задач на части

1

14

Решение задач способом уравнивания

1

15

Нестандартные  задачи.

1

16

Комбинаторные задачи

1

17

Интеллектуальный ринг

1

18

Нестандартные задачи повышенной сложности..

1

19

Задачи из учебника Магницкого.

1

20

Натуральный ряд чисел.

1

21

Решение задач разными способами.

1

22

Комбинаторные задачи

1

23

Задачи на выделение части из целого

1

24

Логические задачи. Способ перебора возможных вариантов

1

25

Логические задачи повышенной сложности.

1

26

Нестандартные задачи на вычисление времени

1

27

Комбинаторные задачи

1

28

Интеллектуальный ринг

1

29

Плоскостное моделирование

1

30

Усложнённые магические квадраты

 

1

31

Логические задания с палочками

1

32

Нестандартные задачи

1

33

Интеллетуальный ринг

1

34

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»  

1

Материально – техническое оснащение

  1. Оборудованный для занятий кабинет.
  2. Аудиотехника, фонограммы.
  3. Оргтехника для обеспечения детей текстами сценариев.
  4. Дидактические материалы при наличии.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиН и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту учащегося.

Список литературы:

1.  Дробышев Ю. А. Олимпиады по математике (1 – 4 классы). – Москва, «Первое сентября», 2008.

2.  Дьячкова Г. Т. Математика. 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2010.

3. А.О.Орг, Н.Г. Белицкая,  Олимпиады по математике, Москва, «Экзамен», 2011

4. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАШИ НАДЕЖДЫ» (начальная школа)

 Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая шк...

Программа работы с одаренными детьми по русскому языку(3-4 класс)

Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку для одаренных детей....

Программа работы с одаренными детьми.

Программа работы с одаренными детьми,способствующая  реализации творческогои интеллектуального  потенциала....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы с одаренными детьми. Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в...

программа работы с одаренными детьми

план работы, цели, задачи...

Программа работы с одаренными детьми 2 класс

Программа работы с одаренными детьми 2 класс...

Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)

Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....