Выступление на методическом семинаре "Квест как современная педагогическая технология"
статья

Кропотова Валентина Викторовна

Данная работа знакомит вас с новой  педагогической  технологией.   Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КВЕСТ - современная педагогическая технология МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с. Семёновка г.Йошкар –Олы» Подготовила учитель начальных классов Кропотова Валентина Викторовна

Слайд 2

Что такое квест? Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета. Задачи : 1) развитие критического мышления; 2) раскрытие творческого потенциала; 3) формирование навыков рационального использования учебного времени; 4)стимулирование познавательной мотивации.

Слайд 3

Особенности квест технологий 1) образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер; 2) самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения; 3) целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.

Слайд 4

Виды квестов «живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории. виртуальные могут проводиться в классе, для их прохождения достаточно наличия интернета.

Слайд 5

По структуре последовательные квесты , в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа; квесты-проекты , позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме; квесты-бродилки , где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Слайд 6

По назначению 1) Веб-квест 2) Тематический образовательный квест. 3) Смешанный квест 4) Творческий квест

Слайд 7

По форме построения сюжета линейные, штурмовые, кольцевые По продолжительности кратковременные длительной работы

Слайд 8

Цели Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме. Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации. Воспитательная — воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению

Слайд 9

Этапы урока Объявление темы урока Учащиеся формулируют тему с помощью различных подсказок Мотивация и постановка целей. Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока-игры на основе информационных сообщений напрямую от наблюдателя (учителя) или же подготовленных заранее. Планирование В зависимости от темы и цели урока-игры учащиеся самостоятельно выстраивают ход действий для достижения необходимого результата. Учитель-наблюдатель помогает, контролирует) Практическая деятельность учащихся В ходе игры учащиеся выполняют ряд заданий, подготовленных заранее. Решения по поиску ключей принимаются командно. Учитель-наблюдатель консультирует. Осуществление контроля По правилам квест-игры при неверном решении одного задания, переход к следующему блокируется. Таким образом, закрытый доступ к очередному заданию автоматически указывает учащимся на ошибку на предыдущем этапе. Осуществляется форма самоконтроля. Осуществление коррекции Учащиеся возвращаются к предыдущему заданию, вносят корректировку и успешно двигаются дальше. Оценивание учащихся Учащиеся комментируют результаты игры, даётся оценка действий всей команды в целом, а также оценивается индивидуальная работа. Рефлексия: Подведение итогов игры, повторение запомнившейся информации, полученной во время поиска «ключей».

Слайд 10

Формирование УУД Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; уметь распределять своё время; умение осуществлять самоконтроль; уметь выделять необходимую информацию. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию; делать обобщения, выводы; Коммуникативные: умение работать в группе; уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися; уметь формулировать вопросы; уметь отвечать на вопросы других; уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения

Слайд 11

Спасибо за внимание ! МЫ ЛЮБИМ КВЕСТЫ



Предварительный просмотр:

Квест как современная педагогическая технология

В настоящее время у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

               Таких технологий , которые формируют умения самостоятельно добывать знания,  существует множество, однако мы остановим наше внимание на технологии квеста, как одной из разновидности игровой технологии.

Что такое квест?

Квест  - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе выбора вариантов, через реализацию определенного сюжета.

Задачами технологии  квеста  являются развитие критического  мышления; раскрытие творческого потенциала;  формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование  познавательной мотивации. По всем своим признакам технология  квестов может  являться педагогической технологией, потому что открывает возможность изучения учебных  предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.

Квест-технология имеет ряд особенностей:

  1. образовательная задача осуществляется  через игровую деятельность и носит поисковый характер;
  2. самовыражению ребенка способствует внедрение новых технических средств обучения;
  3. целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активности ребенка.

 Образовательный процесс может быть организован  в форме обучающей игры, творческой деятельности, познавательной и поисковой деятельности детей; может быть как индивидуальным, так  и коллективным.

Благодаря использованию технологии квеста в образовательном процессе обучающиеся  получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать  полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения для получения  нужного

результата, постигать элементы научно-практической работы.

Квест - это игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.

Все квесты можно разделить на 2 вида:

  • «живые» квесты проводятся, как правило, на определенной, специально подготовленной территории.
  • виртуальные могут проводиться в классе, для их прохождения достаточно наличия интернета.  

По структуре образовательные квесты классифицируются на:

  • последовательные квесты, в них шаг за шагом предлагается головоломка, разгадав которую участники получают подсказку для прохождения следующего этапа;
  • квесты-проекты, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников в игровой форме;
  • квесты-бродилки, где нужно не только проходить очередной этап, но и собирать подсказки, которые, возможно, пригодятся для выполнения заданий.

Структура образовательного квеста может содержать введение, в котором прописываются сюжет и роли, задания, список информационных ресурсов, порядок выполнения, оценки.

По назначению основной деятельности участников:

  • Веб-квест- это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
  • Тематический образовательный квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной изучаемой теме.
  • Смешанный квест интегрирует в себе признаки отдельных форм  квеста  для максимального выполнения поставленных задач в учебном процессе.
  • Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, пьеса, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее).

По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

  • линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. 

По продолжительности классифицируются как  

  • кратковременные  (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия);
  • длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок

Образовательный квест позволяет решить следующие задачи:

  • - образовательную - вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс
  • - развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;
  • - воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению,  к здоровьесбережению.

Урок, к какому бы типу он не относился, имеет определённую, довольно строгую структуру, сравнимую с композицией литературного произведения.

      Урок - квест также имеет точные правила построения. К ним относятся: наличие задания, обязательный наблюдатель, временные рамки, оговорённое количество этапов.

Продемонстрирую в таблице этапы структуры урока-квеста.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Объявление темы урока

Учащиеся формулируют тему с помощью различных подсказок  

Мотивация и постановка целей.

Сообщение целей и задач

Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока-игры на основе информационных сообщений напрямую от наблюдателя (учителя) или же подготовленных заранее.

Планирование

В зависимости от темы и цели урока-игры учащиеся самостоятельно выстраивают ход действий для достижения необходимого результата.

Учитель-наблюдатель помогает, контролирует)

Практическая деятельность учащихся

В ходе игры учащиеся выполняют ряд заданий, подготовленных заранее. Решения по поиску ключей принимаются командно. Учитель-наблюдатель консультирует.

Осуществление контроля

По правилам квест-игры при неверном решении одного задания, переход к следующему блокируется.

Таким образом, закрытый доступ к очередному заданию автоматически указывает учащимся на ошибку на предыдущем этапе. Осуществляется форма самоконтроля.

Осуществление коррекции

Учащиеся возвращаются к предыдущему заданию, вносят корректировку и успешно двигаются дальше.

Оценивание учащихся

Учащиеся комментируют результаты игры, даётся оценка действий всей команды в целом, а также оценивается индивидуальная работа.

Итог урока

Проводится рефлексия:

Подведение итогов игры, повторение запомнившейся информации, полученной во время поиска «ключей».

Таблица ярко демонстрирует, какие виды деятельности учащихся проявляются на каждом этапе урока-поиска.

Таким образом, урок-квест отвечает требованиям к структуре урока.

    Как уже было отмечено, у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Урок - квест содержит  этапы, благоприятные для формирования УУД.

      В течение урока формируются следующие УУД:

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
  • действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности;
  • осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
  • уметь распределять своё время;
  • умение осуществлять самоконтроль;
  • уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний;
  • осознавать познавательную задачу;
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию;
  • делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

  • умение работать в группе;
  • уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
  • уметь формулировать вопросы;
  • уметь отвечать на вопросы других;
  • уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения.

Таким образом, с помощью технологии «квест» на уроке появится возможность уйти от привычных стереотипов организации урока. Преимуществом использования квеста является то, что на уроке наиболее полно раскрывается интеллектуальный и творческий потенциал учеников, эта технология повышает познавательный интерес к предмету, поисковую активность, мотивацию к обучению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Презентация к выступлению на методическом объединении "Современный урок в начальной школе"

В презетации показаны примеры составления опорных схем для запоминания учебного материала...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»

Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся  с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»....

Выступление на методическом совете «Современные приемы и методы обучения и их использование в условиях введения ФГОС»

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развивать...

Выступление на методическом совете школы "Современный урок в начальной школе"

Урок – это работа души и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности....