Выступление на методическом совете «Современные приемы и методы обучения и их использование в условиях введения ФГОС»
статья
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_sovete.docx | 27.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом совете
«Современные приемы и методы обучения и их использование в условиях введения ФГОС».
Обновленный стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требований к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Важнейшая ориентация на результат образования.
Контрольно - измерительные материалы, которые выполняют учащиеся отличаются от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий.
Одним из важных условий современного урока являются результативность, комфорт, творчество. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.
Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Для современной образовательной концепции целью является развитие личности, способной к самообразованию. Данная цель характерна и для урока. Чтобы понять, чем современный урок по ФГОС отличается от традиционного, необходимо рассмотреть их структуры. Традиционный урок в отличие от современного, для которого характерен сценарный план урока, имеет жесткую структуру. Распределение времени на уроке также различно: на традиционном уроке основная часть времени отводится на объяснение и закрепление материала, на современном – самостоятельной деятельности учащихся. Задания традиционного урока носят репродуктивный характер, задания современного урока направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание схем и моделей, обобщение, исследование и др. Кроме того, современный урок строится не только с учетом предметных результатов, но и метапредметных, а также личностных. Содержание современного урока часто выходит за рамки учебного предмета. На современном уроке появляется такое понятие как рефлексия. Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности. Также важным отличием является подход к домашнему заданию: для традиционного урока характерно, как правило, одно задание для всех учеников, на современном уроке ученикам дается выбор, т.е. учитываются индивидуальные особенности.
При проектировании урока нельзя забывать о принципе здоровьесбережения.
Несмотря на применение различных новых подходов при организации урочной деятельности, не стоит забывать, что современный урок должен соответствовать ведущим дидактическим принципам:
- Непрерывности;
- Преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- Целостности;
- Фундаментальности (научности);
- Гуманизации;
- Культуросообразности.
Достижение планируемых результатов как предметных, так и метапредметных не происходит автоматически. Необходима специальная организация образовательной деятельности. В контексте чего актуальность приобретают вопросы современной методики обучения, поиск актуальных методик, технологий, приемов обучения отвечающих системно-деятельностному подходу и способствующих достижению новых образовательных результатов, заявленных во ФГОС. В теоретической литературе дается несколько определений понятия прием обучения. Преимущественно прием обучения рассматривают как структурный элемент метода, образовательной технологии, способ взаимодействия педагога и учащихся, направленный на достижение учебно-воспитательных целей. Правильный выбор приема обучения обусловлен особенностью содержания обучения, способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приема. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.
Современные приемы обучения отличаются:
- направленностью на достижение предметных и метапредметных результатов;
- активизацией учебно-познавательной деятельности учащихся;
- интерактивностью, организацией субъектного взаимодействия, где учащийся субъект получения знаний;
- мотивационной составляющей, современные приемы вызывают интерес к учебной деятельности, мотивируют на активное участие в ней;
- направленностью на игровую деятельность, через которую реализуется образовательный компонент.
Современные приемы обучения основаны на системно-деятельностном подходе, развивающем обучении.
В связи, с чем актуальными, современными приемами обучения являются приемы технологии развития критического мышления, активных методов обучения, рефлексивных технологий, технологии формирующего оценивания, игровых технологий, технологии проблемного обучения, технологии решения изобретательских задач.
В рамках данных технологий, методов можно отобрать приемы обучения для организации образовательной деятельности, определить этапы урока для каждого приема. Мной составлен методический конструктор, на основе которого можно выстраивать каждый урок. И названия приемов можно давать свое.
Методический конструктор современных приемов обучения
Этап урока | Прием обучения | Описание приема обучения | Формируемые метапредметные результаты |
Мотивация к уроку / Эмоциональный настрой на урок | Отсроченная отгадка | Педагог представляет яркий, необычный материал (факт, комментарий, видеофрагмент, статистические данные, иллюстрация) учащимся с предложением ответить на вопрос: «Что будем изучать на уроке?». Учащиеся высказывают предположения. Учитель предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока. | - Умение анализировать и сопоставлять информацию, - умение определять противоречия, - умение строить гипотезы. |
Актуализация знаний | Корзина идей | Педагог объявляет тему урока. На доске изображена корзина. Учащимся предлагается вспомнить все, что они знают по теме урока, и определить, что возьмут с собой на урок, положив в корзину. | - Умение строить логические цепочки, - умение определять новое и уже известное, устанавливать между ними взаимосвязь. |
Кластер | Прием представляет работу с информацией, представление ее через определенную схему – «гроздь», где от главного ключевого компонента идут составляющие, второстепенные. | - Умение систематизировать информацию, - умение представлять информацию через схему. | |
Изучение материала / усвоение новых знаний | Ручеек | В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. | - Умение выстраивать взаимодействие, - коммуникативные умения, - умение организовывать собственную деятельность, работая по алгоритму. |
Ульи | Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы. Выбирается Главная Пчела, которая будет контролировать работу группы. Затем обсуждаются результаты, вырабатывается общий продукт деятельности в каждой группе. Главные Пчелы перелетают на другой цветок, т.е. переходят в другую группу и проверяют ее работу. Проверяется и обсуждается общий продукт деятельности. | - Умение выстраивать учебное взаимодействие, - коммуникативные умения, - умение организовывать собственную деятельность, работая по алгоритму. | |
Карусель | Класс образует два круга – внешний и внутренний, чтобы участники лицом друг к другу попарно. У учащихся внутреннего круга карточка с заданием. Участники внешнего круга выполняют задание. По сигналу учителя учащиеся внешнего круга делают шаг вправо. Внутренний круг остается на месте. Учащиеся выполняют задание с новым партнером, передвигаются по сигналу. | - Умение выстраивать учебное взаимодействие, - коммуникативные умения, - умение организовывать собственную деятельность, работая по алгоритму. | |
Ромашка Блума | Лепестки ромашки – вопросы разных типов: простые, уточняющие, практические, оценочные, творческие, объясняющие. Прием предполагает работу с текстом. Учащиеся читают текст, формулируют по нему вопросы разных типов. | - Умение формулировать вопросы разных типов. | |
Контроль усвоения знаний | Диаграмма | После пробного учебного действия, учащиеся проводят самопроверку по образцу. Учитель организует диалог по выявлению допущенных ошибок и их классификации. Результат проверки (количество учащихся, допустивших ошибки) заносятся в диаграмму. На основе анализа информации в диаграмме формулируют собственную цель деятельности. | - Умение ставить цель на основе собственных дефицитов. |
Оценочная шкала | Учащиеся, выполнив работу, оценивают её по шкале: всё верно - есть ошибки - всё неправильно. Коллективно определяют какие действия – критерии необходимо выполнить, чтобы достичь поставленной учебной задачи. Каждый критерий учащиеся оценивают по шкале и определяют места своих затруднений: не умею, делаю с ошибками. | - Умение оценивать результаты собственной деятельности, проводить самооценку, - умение выделять критерии оценки деятельности. | |
Лови ошибку | Представлена информация. Необходимо в ней найти ошибку. | - Умение находить ошибки. | |
Рефлексия | Солнышко | Рефлексия настроения и эмоционального состояния. На доске представлены три картинки: солнышко, солнышко, прикрытое тучкой, солнышко, закрытое тучкой. Дети прикрепляют стикер на ту картинку, которая соответствует их настроению. Далее учителем организуется диалог по поводу эмоционального состояния, как отдельных учащихся, так и класса в целом. | - Умение определять настроение и эмоциональное состояние. |
Рефлексивный экран | Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… | - Умение оценивать свою работу на уроке. | |
Фразеологизмы | Учащимся на доске представлены ряд фразеологизмов (значения фразеологизмов учащимся знакомы). Они выбирают фразеологический оборот, который соответствует своим ощущения: - каша в голове; - ни в зуб ногой; - светлая голова. Учащийся должен объяснить, почему именно этот фразеологический оборот выбрали, что не позволило добиться лучшего результата. | - Умение оценивать свою работу на уроке, - умение определять причины собственного эмоционального состояния в определенный момент времени. |
С целью создания положительной атмосферы в классе следует исключить прямые оценки личности самого ученика, а также помочь снять страх перед уроком. Также важен индивидуальный подход, который предполагает конструирование урока в соответствии с личностными потребностями и интересами ученика.
Использование современных приемов обучения в условиях обновленных ФГОС должно носить целенаправленный, системный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"
Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...
Разработка учебно-методические материалы по теме «Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в в условиях введения ФГОС .
В Стандартах II поколения сформулированы требования к современному учителю:во-первых, это профессионал, который демонстрирует универсальные и предметные способы действийинициир...
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
В статье рассматриваются содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также методы, пиемы и технологии обучения детей с ОВЗ....
Статья: «Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ/ФГОС О (у/о)»
Материал адресован администрации и педагогам, работающим в инклюзивном образовательном пространстве. В статье рассматривается содержательные и организационные подходы инклюзивного образования, а также...
Методическая разработка «Планирование и разработка урока с обучающимися с ОВЗ в условиях введения ФГОС ОВЗ»
1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучать...
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...
Анализ образовательных программ "Школа России". Возможности УМК "Школа России". Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС.
"Школа Росcии" - это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта - Андрей Анатольевич Плешаков, к...