Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности «Родничок»
рабочая программа
Состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. К сожалению, ухудшение экологической ситуации в стране служит показателем низкой общей и экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях, добре, эмпатии, самоограничении, созидании. Именно этим сегодня обусловлено внимание общества к вопросам экологического воспитания детей. Взаимодействие между ребенком и окружающей средой становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности воспитанников и расширения сфер их деятельности. Чувства и ум личности развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с окружающей средой.
Целью программы «Родничок» является формирование экологической культуры личности. При разработке данной программы было осуществлено проектирование непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста, основанного на единых подходах и принципах:
- непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграция программных областей знаний;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;
- формирование универсальных для последующих уровней образования человеческих способностей: рефлексии, коммуникабельности, самооценки;
- предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рациональное сочетание различных видов деятельности;
- уважение к личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- сотрудничество между детьми и педагогами.
В соответствии с этим программа «Родничок» обеспечивает решение следующих основных задач по формированию таких компонентов экологической культуры как экологические знания, умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Задачи:
- формирование у воспитанников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе ;
- расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности в природе;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений;
- знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- развитие интеллектуальной и социальной сферы обучающихся, их творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnoe_obrazovanie_rodnichok_3_goda.docx | 750.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области
(МКОУ Купинская школа-интернат)
Принято на педагогическом совете Утверждаю
« » 2017г. Директор МКОУ Купинской
школы-интернат
О.В.Кокарева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности
«Родничок»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года
Автор составитель:
Гладкова Галина Владимировна ,
педагог дополнительного
образования
г. Купино 2017 г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Я человек, я посредине мира, За мною – мириады инфузорий, Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост.
Арсений Тарковский
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы « Родничок» (далее - Программа) - эколого-биологическая.
Актуальность. Состояние экологии
отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. К сожалению, ухудшение экологической ситуации в стране служит показателем низкой общей и экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях, добре, эмпатии, самоограничении, созидании. Именно этим сегодня обусловлено внимание общества к вопросам экологического воспитания детей. Взаимодействие между ребенком и окружающей средой становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности воспитанников и расширения сфер их деятельности. Чувства и ум личности развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с окружающей средой.
С раннего детства детям стараются прививать позитивные экокультурные установки, которые вступают в противоречие при взаимодействии с социальной средой, насыщенной примерами жестокости, насилия, бездуховности, экологической безграмотности. Всё это приводит к тому, что дети постепенно учатся быть пассивными наблюдателями или наоборот накапливают опыт потребительского отношения к окружающему их миру.
Отличительные особенности Программы. Программа основана на концепции устойчивого развития, что соответствует целям региональной экологической политики в сфере образования – создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов. Новая образовательная парадигма является базой для развития идей В. И. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу. То, что состояние природы становится иным и может не только способствовать жизни людей, но и препятствовать её нормальному течению, проявляется в экологических проблемах.
Новизна данной программы заключается в использовании технологии проектного обучения как компонента образовательной системы станции юных натуралистов наряду с систематическим предметным обучением.
Адресат Программы – предназначена для учащихся 2-4 классов, возраст
– 8-12 лет.
Учет возрастных особенностей. В силу своих возрастных особенностей младшие школьники предметно воспринимают окружающий мир, для них имеет значение непосредственная близость к природе, формирование наглядно-образной картины мира. В современных городских условиях это бывает сделать довольно трудно. Образовательный процесс замкнут и ограничен стенами школы, где, как правило, отсутствует экспериментальная база: теплицы, опытные участки, лаборатории и т. д.. Это ограничивает возможности ребёнка в расширении его личного, позитивного экологического опыта.
Опираясь на базовые школьные программы по изучению окружающего мира, Программа «Родничок» даёт возможность расширить и конкретизировать знания детей о природе , об особенностях жизни в условиях города. В самом названии программы заложен путь развития познавательной мотивации ребёнка от эгоцентрического к биоцентрическому изучению окружающего мира. Использование богатой коллекции природных объектов: растения оранжерейно-тепличного комплекса, учебно-опытного участка , позволяет обучающимся знакомится с разнообразием растительного и животного мира. Особую роль играет возможность изучения флоры и фауны родного края.
Объем программы – 315 часов.
Формы организации образовательного процесса
Методы образования, применяемые в программе:
- познавательные (дидактические) игры;
- экологическая идентификация, эмпатия, рефлексия;
- методы формирования чувства родства с природой;
- методы формирования эстетических отношений к природе.
Методы и приёмы формирования знаний:
- словесные методы: рассказ, беседа, работа с текстами книг;
- наглядные методы: наблюдения, демонстрация;
- практические: опыты;
- проблемно-поисковые методы: частично-поисковый (эвристический) метод, метод исследования, метод проектов.
В программе «Родничок » используются разнообразные формы работы:
- занятия;
- экскурсии, походы;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- экологические игры, конкурсы, викторины;
- творческие мастерские;
- театрализованные представления;
- наблюдение;
- исследование;
- проектирование;
- лабораторные и практические работы;
- работа на учебно-опытном участке и в теплице;
- практическая деятельность по уходу за животными;
- методы экологических исследований (полевые и лабораторные, описательные, моделирование, социологические опросы).
В программе «Родничок» особое внимание уделяется отработке практических умений и навыков. Воспитанники участвуют в различных проектах по исследованию экологических проблем региона. Кроме того, данной программой предусмотрено изучение ряда методик научно- исследовательского характера, имеющих мониторинговое значение.
В процессе совместной исследовательской работы с воспитанниками реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, формируется научный взгляд на мир. По мнению В.Загорского, из-за «псевдонаучного отношения, не умения подчинить разуму и здоровой интуиции свои потребительские инстинкты…» нашим детям достанется мир с исчерпанными природными ресурсами. «Нельзя изменять и «улучшать» природу, не поняв её до конца, не ощутив себя её частью».
Программа разработана для учащихся 2-4 классов и является важным звеном в системе непрерывного экологического образования. С первого по третий год обучения занятия проводятся по одному академическому часу три раза в неделю, в группе занимаются от 8 до 10 человек.
С первого по третий год обучения воспитанники знакомятся с основными экологическими понятиями и закономерностями ,с особенностями экологии городской среды, привлекает внимание воспитанников к зависимости состояния природных объектов от хозяйственной деятельности общества, в котором они живут, раскрывает взаимосвязь здоровья людей и уровня загрязнения окружающей среды, формирует практические умения и навыки, необходимые для получения информации, учит видеть различные экологические ситуации и давать им оценки, нацеливает на посильное
решение экологических проблем, через привлечение к научным исследованиям и практической деятельности по охране природы.
Обучение строится «от ребёнка» в направлении расширения его познания. При отборе содержания учитывается научность и доступность понятий. В программе реализуется принцип «спирали», когда обучающиеся возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно-научные представления и понятия, постигая более сложные приёмы и методы исследования.
Одним из результатов освоения программы являются оформленные исследовательские работы школьников, с которыми они выступают на научно-практической конференции, которая проводится на базе МКОУ Купинской школы - интернат.
К программе «Родничок» разработаны тестовые задания, позволяющие определить уровень экологической обученности и готовность обучающихся к экологической деятельности.
Для определения уровня экологического сознания программой предусмотрено использование комплекта методик по выявлению субъективного отношения к природе (авторы С.Д. Дерябо, С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев).
Срок освоения программы. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Режим занятий - количество часов в неделю: 3 часа; 315 в год: академических часов (один академический час – 45 минут) .
Цель и задачи программы
Целью программы «Родничок» является формирование экологической культуры личности. При разработке данной программы было осуществлено проектирование непрерывного педагогического процесса по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста, основанного на единых подходах и принципах:
- непрерывность и преемственность содержания, в котором программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетентности;
- интеграция программных областей знаний;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способов действий;
- формирование универсальных для последующих уровней образования человеческих способностей: рефлексии, коммуникабельности, самооценки;
- предоставление самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами;
- рациональное сочетание различных видов деятельности;
- уважение к личности ребёнка, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферы;
- сотрудничество между детьми и педагогами.
В соответствии с этим программа «Родничок» обеспечивает решение следующих основных задач по формированию таких компонентов экологической культуры как экологические знания, умения, экологическое мышление, ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Задачи:
- формирование у воспитанников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе ;
- расширение и углубление представлений о взаимосвязях в природе и месте человека в них;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности в природе;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных географических представлений;
- знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;
- развитие интеллектуальной и социальной сферы обучающихся, их творческих способностей.
Содержание программы Учебный план.
Первый год обучения
Содержание программы | Всего часов | Из них | Форма аттеста ции/кон троля | ||
теорет ически х | практ ическ их | экску рсий | |||
Введение. Войди в природу другом. | 3 | 2 | - | 1 | |
Экологический светофор | 11 | 5 | 5 | 1 | тест |
Разведка осенних примет | 13 | 5 | 6 | 2 | тест |
Чудесная кладовая | 10 | 5 | 4 | 1 | тест |
Всё о загадочном лесе | 8 | 4 | 3 | 1 | тест |
Разведка зимних примет | 15 | 7 | 6 | 2 | тест |
Сказание о земле | 12 | 8 | 2 | 2 | тест |
Необыкновенный минерал | 13 | 7 | 6 | - | тест |
Пробуждение земли. Разведка весенних примет | 18 | 8 | 10 | - | тест |
Итоговое занятие: «Мы друзья | 2 | 2 | - | - | тест |
природы» | |||||
ИТОГО: | 105 | 53 | 42 | 10 |
Формы проведения занятий
- беседы;
- экскурсии, походы;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- экологические игры, конкурсы, викторины;
- творческие мастерские;
- театрализованные представления;
- наблюдение;
- исследование;
- проектирование;
- лабораторные и практические работы;
- работа в теплице;
- методы экологических исследований (полевые и лабораторные, описательные, моделирование, социологические опросы).
Учебный план.
Второй год обучения
Содержание программы | Всего часов | Из них | Форма аттестации /контроля | ||
теорет ически х | практ ическ их | экску рсий | |||
Введение | 2 | 1 | - | 1 | |
Экологический светофор | 20 | 10 | 10 | - | тест |
Мозаика природы | 24 | 11 | 10 | 3 | тест |
Добрая зима | 23 | 12 | 10 | 1 | тест |
Школа следопытов | 23 | 10 | 9 | 4 | тест |
Солнце, воздух и вода – планеты лучшие друзья | 11 | 4 | 6 | 1 | тест |
Итоговое занятие: «Нам о природе много надо знать, прийти на помощь от беды спасать» | 2 | 1 | 1 | - | тест |
ИТОГО: | 105 | 49 | 46 | 10 |
Формы проведения занятий
- беседы;
- экскурсии, походы;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- экологические игры, конкурсы, викторины;
- творческие мастерские;
- театрализованные представления;
- наблюдение;
- исследование;
- проектирование;
- лабораторные и практические работы;
- работа на учебно-опытном участке и в теплице;
- практическая деятельность по уходу за животными;
- методы экологических исследований (полевые и лабораторные, описательные, моделирование, социологические опросы).
Учебный план.
Третий год обучения
Содержание программы | Всего часов | Из них | Форма аттестаци и/контрол я | ||||||
теорет ически х | практ ическ их | экску рсий | |||||||
Введение. Земля наш космический дом | 2 | 1 | 1 | ||||||
Экологический светофор | 14 | 7 | 7 | - | тест | ||||
Микромир | 15 | 7 | 7 | 1 | тест | ||||
Организмы и окружающая среда | 18 | 9 | 7 | 2 | тест | ||||
Биоритмы | 14 | 7 | 7 | - | тест | ||||
Почему земле | всем | хватает | места | на | 10 | 5 | 5 | - | тест |
Человек – часть живой природы | 12 | 8 | - | 4 | тест | ||||
Город, в котором я живу | 18 | 8 | 10 | 1 | тест | ||||
Итоговое занятие | 2 | 1 | - | 1 | тест | ||||
ИТОГО: | 105 | 52 | 43 | 10 |
Формы проведения занятий
- беседы;
- экскурсии, походы;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- экологические игры, конкурсы, викторины;
- творческие мастерские;
- театрализованные представления;
- наблюдение;
- исследование;
- проектирование;
- лабораторные и практические работы;
- работа на учебно-опытном участке и в теплице;
- практическая деятельность по уходу за животными;
- методы экологических исследований (полевые и лабораторные, описательные, моделирование, социологические опросы).
Содержание учебного плана Первый год обучения
1.Введение. Войди в природу другом.
Экология предмет – интересно или нет. Ознакомление обучающихся с планом и правилами работы. Инструктаж по технике безопасности. Фенологический календарь, правила ведения дневников наблюдения.
Экскурсия
2.Экологический светофор.
Игра-соревнование. Знакомство детей с правилами поведения в природе. Обогащение жизненного опыта примерами позитивного отношения с окружающей средой. Правила сортировки мусора.
Экологическая акция «Очистим планету от мусора».
Практические работы: «Изготовление и установка экознаков», «Уборка пристанционной территории».
Экскурсия в лесопарк города.
3.Разведка осенних примет.
Сезонные изменения в жизни растений и животных . Адаптация живых организмов к смене времён года. Деятельность человека по сохранению среды обитания.
Экологическая акция «Всемирный день защиты животных».
Практические работы: «Сезонные изменения в жизни растений», «Сезонные изменения в жизни животных». Ведение дневника наблюдений. Работа на географической площадке.
Видеофильм: «Заповедники ».
Экскурсия в лесопарк города.
4.Чудесная кладовая.
От чего зависит скорость процесса разложения мусора. Природные дворники. Земляные детективы. Факторы, влияющие на разрушение плодородного слоя земли.
Практическая работа: «Исследуем рельеф местности».
Лабораторная работа: «Как образуется почва».
5.Всё о загадочном лесе.
Составные части леса. Признаки леса.
Практическая работа: «Лес - многоэтажный дом».
Проект: «Экологическая тропинка».
Разведка зимних примет.
Приспособление птиц к условиям жизни в городской среде. Особенности поведения городских и лесных птиц зимой.
Экологические акции: «Добрая зима», «Операция «Ёлочка».
Практические работы: «Изготовление хлебной копилки», «Наблюдение за птицами», «Изготовление поделок для экологической ярмарки «Добрая зима».
Экскурсии: «Птицы в городе зимой», «Деревья и кустарники зимой».
Сказание о земле Югорской.
Экологический портрет Новосибирской области .День заповедников и национальных парков.
Творческая мастерская: «Мой край». Выставка творческих работ.
Игровая программа: «Забавы северных народов».
Практические работы: «Изготовление календарей ».
Экскурсии: в библиотеку, в краеведческий музей.
8.Необыкновенный минерал.
Капелька, ручей, река. Круговорот воды в природе. Как тебя зовут река? Изучаем водоемы города.
Игра: «Путешествие капельки».
Практические работы: «Экономим воду», «Составление фотоэнциклопедии из жизни водной экосистемы».
Лабораторная работа: «Свойства воды».
9.Пробуждение земли. Разведка весенних примет.
Весенние приметы в природе. Земля она твоя и моя. Мы открываем чудеса. Что прячется в семечке? Подари улыбку городу.
Проект: « Росточек».
Практические работы: «Почвенная кухня», «Проращивание семян различных растений»,
10. Итоговое занятие: «Мы друзья природы».
Ожидаемые результаты (1 год обучения)
В процессе усвоения программы обучающиеся приобретают следующие
знания:
- правила поведения в природной среде;
- климатические особенности природы родного края;
- особенности сезонных изменений природы ;
- этажность леса;
- основные виды растительности ;
- виды животных ;
- состав почвы;
- свойства воды;
- условия, необходимые для прорастания семян;
- особенности быта коренного населения;
- правила проведения лабораторных и практических работ.
Умеют:
- соблюдать правила поведения в природной среде;
- вести наблюдения за изменениями в неживой природе;
- вести наблюдения за изменениями в живой природе;
- распознавать типичные деревья и кустарники в безлистном состоянии;
- проводить несложные опыты;
- устанавливать связи между поведением человека в природе и её состоянием.
Введение.
Содержание учебного плана Второй год обучения
Знакомство с планом работы. Фенологический календарь. Дневник наблюдений. Инструктаж по технике безопасности.
Экскурсия
Экологический светофор.
Ответственность человека за изменение среды обитания. Человек в экосистеме города. Необходимость рационального взаимодействия человека с окружающей средой.
Практические работы: «Мусор – спутник человека», «Автомобиль – помощник и недруг людей», выпуск листовок к акции «Очистим планету от мусора»
Экскурсия по лесопарковой зоне .
Экологическая акция «Очистим планету от мусора».
Мозаика природы.
Организмы и среда их обитания. Особенности обитания животных и произрастания растений в природных условиях . Экологические связи в природе. Экологические ниши. Растения разных экологических ниш. Кто где живёт? Животные разных экологических ниш. Кто что жуёт? Цепи питания в природе на примере животных .
Игра-викторина: «Лесной трактир».
Экологический проект: «Животные в истории моей семьи». Выпуск листовок, плакатов. Экскурсия в лесопарк.
Практическая работа: «Живая пирамида».
Добрая зима.
Животные и растения в зимнее время . Кто как зимует? Приспособленность птиц к воздействию низких температур.
Практические работы: «Теплообмен у животных», «Перьевой покров у водоплавающих птиц »
Экологическая акция: благотворительная ярмарка: «Добрая зима»,
«Операция «Ёлочка».
Экскурсия «Как зимуют птицы»
Школа следопытов.
От чего у птиц разные перья и клювы? Птичьи разговоры. Влияние человека на среду обитания птиц. Аквариум - замкнутая экосистема. Подводный мир. Взгляни на мир глазами природы. День заповедников и национальных парков. Приспособленность рыб к жизни в воде. Влияние человека на среду обитания рыб. Молочные братья. Как среда обитания влияет на внешний вид и повадки животных. Мир ощущений животных. Язык жестов и звуков.
Практические работы: «Всё о перьях», «Строение разных типов перьев»,
«Водные обитатели », «Отличительные признаки зайцев от кроликов», «Чьи следы на снегу».
Экскурсии: «Водоплавающие птицы », «Подводный мир», «Роспись на снегу».
6.Солнце, воздух и вода – планеты лучшие друзья.
Колесо жизни. Условие существования жизни на планете Земля. Возобновляемые и не возобновляемые природные ресурсы.
Практические работы: «Влияние света на рост комнатных растений», «Вода и растения», «Отходы в доходы»
Экскурсия: «Водоемы нашего города».
7. Итоговое занятие: «Нам о природе много надо знать, прийти на помощь, от беды спасать».
Ожидаемые результаты (2 год обучения)
В процессе усвоения программы обучающиеся приобретают следующие
знания:
- разнообразие сред обитания живых объектов;
- особенности обитания видов в природных условиях;
- экологические связи в природе;
- особенности питания птиц зимой;
- понятия экологическая ниша, экосистема;
- условие существования жизни на планете Земля.
Умеют:
- применять знания и умения при общении с живыми организмами;
- участвовать в деятельности по улучшению природного окружения;
- вести наблюдения за живыми объектами и природными явлениями по предложенному плану;
- ухаживать за животными и комнатными растениями;
- правильно ведут себя в окружающей природной среде.
Содержание учебного плана.
Третий год обучения
- Введение. Земля наш космический дом.
Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Планета Земля неповторима в Солнечной системе.
Экскурсия по лесопарковой зоне.
Экологический светофор.
Микрорайоны города и их экологическое состояние.
Экологическая акция «Очистим планету от мусора».
Практические работы: «Изучение состояния деревьев и кустарников в микрорайоне», «Разработка правил для туристов и отдыхающих в парках города».
Микромир.
Прибор, открывающий тайны. Устройство микроскопа и бинокуляра. Обитатели почвы. Всё о насекомых. Насекомые как самая многочисленная группа животных на земле.
Практические работы: «Приёмы пользования микроскопом, бинокуляром»,
«Живое и неживое под микроскопом», «Кто обитает в почве?»,
«Строительство гнезд насекомых в почве».
Экскурсия в лесопарковую зону.
Организмы и окружающая среда.
Из чего состоит живая природа: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов. Как зарождается жизнь. Условия роста живых организмов. Типы питания. Как живые организмы размножаются.
Практическая работа:
«Способы размножения растений», «Наблюдение за способами питания у различных видов животных».
Экскурсии в лесопарковую зону.
Биоритмы.
Суточные биоритмы. Годичные биоритмы. Влияние факторов неживой природы на биоритмы. Функции биологических часов.
Практические работы: «Суточные биоритмы животных »,
«Влияние сезонных изменений на биоритмы животных», «Цветочные часы».
Почему всем хватает места на земле.
Природные сообщества . Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.
Практическая работа: «Пирамида питания».
Человек – часть живой природы.
Биосфера. Техносфера. Ноосфера. Влияние человека на биосферу. Спасти себя можно, лишь спасая природу.
Экскурсия: лесопарковую зону.
Город, в котором я живу.
Человек и город. Загрязнение воздуха автомобильным транспортом. Загрязнение воды. Здоровье горожанина. Городская квартира как экосистема. Практические работы: «Основные приемы фитодизайна квартиры», «Учет автомобильного транспорта в р-не»
Проект: «Новые средства передвижения», «Я строю дом» - разработка проекта дома, основанного на принципах экологической целесообразности.
Итоговое занятие.
Ожидаемые результаты (3 год обучения)
В процессе усвоения программы обучающиеся приобретают следующие
знания:
- разнообразие организмов экосистем ;
- основные среды обитания организмов;
- искусственные сообщества и их отличие от естественных природных сообществ;
- связи человека с окружающей природной социокультурной средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека.
Умеют:
- заботится об оздоровлении окружающей природной и социокультурной среды, улучшении её жизнепригодных и эстетических качеств;
- предвидеть последствия поведения людей и природопользования в конкретных ситуациях.
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;
- проводить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Планируемые результаты
Для достижения наиболее прозрачных и объективных результатов, диагностика успешности овладения учащимися содержания программы проводится с привлечением специалиста педагога-психолога.
Диагностическая оценка направлена на определение следующих уровней:
- Уровень становления экологических компетенций (определяется содержанием и тематической направленности программы): тестирование, анкетирование, творческие задания, выполнение проектов.
- Уровень сформированности субъективного отношения к природе: выявление типа доминирующей установки по методике В.А. Ясвина и С.Д. Дерябо «ЭЗОП».
Требования к результатам обучения
В соответствии с концепцией ФГОС личностными результатами является «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам».
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Родничок» направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
- Реализация установок здорового образа жизни.
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- Сформированность у учащихся коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.
Метапредметные результаты:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности.
- Умение работать с разными источниками биологической информации.
- Сформированность у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств во взаимосвязи человека и окружающей среды;
- классификация живых организмов;
- умение работать с определителями растений и животных;
- выявление изменчивости организмов; приспособлении организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в экологической лаборатории;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях, ожогах, травмах, обморожениях и др;
-организация труда и отдыха, выращивание и размножение культурных растений, животных, ухода за ними, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график к дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей програм
Условия реализации программы
Условия реализации программы
Помещения: учебный кабинет - S=60м2,
Материально – технические средства обучения
- Отдел живой природы:
-оранжерейно-тепличный комплекс;
-учебно-опытный участок;
-лесопарковая зона;
-географическая площадка.
- Микроскопы, бинокуляры, лабораторное оборудование.
- Измерительные приборы.
- Компьютер, интерактивная доска.
- Фотоаппарат.
Формы аттестации/ контроля
Педагогический контроль знаний, умений и навыков по программе предусматривает несколько этапов и уровней.
Промежуточный контроль осуществляется через тестовую проверку и творческое использование полученных знаний и умений в исследовательской работе.
Тестовый контроль знаний предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний. Проводится при изучении каждой из тем курса в ходе учебных занятий. Для тестового опроса используются разработанные автором тесты по экологии. Кроме этого диагностика проводится через игру, беседу (натурально-активные и эмоционально-чувственные типы действия), выполнение творческих заданий .
Творческое использование полученных знаний и умений в исследовательской работе. Проверка знаний на уровне «переноса», т.е. умение творчески использовать знания для решения новых проблем, предполагает разработку учащимися конкретной исследовательской темы экологического направления, написание исследовательской работы и ее защиты.
Промежуточный контроль знаний учащихся предусматривает участие в районных, городских, областных конкурсах.
Оценочные материалы
К программе «Родничок » разработаны тестовые задания, позволяющие определить уровень экологической обученности и готовность обучающихся к экологической деятельности (приложение 2). Результаты тестирования заносятся в оценочные листы (приложение 3).
Для определения уровня экологического сознания программой предусмотрено использование комплекта методик по выявлению субъективного отношения к природе (авторы С.Д. Дерябо, С.С. Кашлев, С.Н. Глазачев).
Методические материалы
- Экология родного края. Сборник методических рекомендаций. Г. Киров.
- Подобранный и обобщенный фактический учебный материал по отдельным темам курса.
Дидактические средства, используемые на занятиях.
- Натуральные объекты:
-натуральные природные объекты (представители животного и растительного мира);
-препарированные природные объекты (влажные препараты, сухие препараты, чучела);
-объекты созданные человеком (измерительные приборы, коллекции, гербарии).
- Объёмные наглядные пособия:
-муляжи;
-модели.
- Плоскостные наглядные пособия:
-дидактические карточки и игры;
-фотографии;
-учебные картины;
-учебные таблицы;
-схемы;
-географические карты;
-экранные пособия;
-учебное кино, телевидение.
3. Список литературы
- Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. -352с.
- Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами. – Ярославль, 2004. – 256с.: ил.
- Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование.
– Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1999. – 141с.
- Бобнева Н.П. Всё о…: Детская энциклопедия: Всё о загадочном лесе.- М.: ООО «Издательство Астерель», ООО « Издательство АСТ», 2000.- 320 с.: ил.
- Гребенюк Г.Н. и др. Экология для младших школьников. – Тюмень: Издательство института проблем освоения Севера СО РАН, 1999. – 104с.
Приложение 2
Тестовые задания к программе «Родничок»
Колесо Жизни.
Перед началом работы обсудите с детьми, что символизирует колесо. Приведите примеры кругов и круговоротов в природе (солнце, луна, земля, смена времён года, жизненные циклы, годичные кольца дерева и т.д.) Выдайте листы бумаги со схемой Колеса жизни (рис.1)
Объясните, что дети будут выполнять небольшое самостоятельное задание. Каждый может выбрать себе место, где можно побыть одному. Для создания благоприятной атмосферы творческого процесса используйте тихую спокойную музыку или звуки природы. После того, как дети посидят спокойно 5-7 минут, они должны будут нарисовать Колесо Жизни. Создание Колеса Жизни – это способ художественными средствами выразить свои впечатления об окружающем нас мире. Работы детей подписываются и сохраняются на протяжении всего курса обучения по программе.
Как нарисовать колесо?
Колесо должно передать ваше ощущение окружающего мира. В центре колеса изобразите то, что для человека является самым главным, без чего никак не обойтись. Далее по часовой стрелке в секторах нарисуйте то, из чего состоит наш мир по вашему мнению. Возможно, некоторые части круга останутся незаполненными.
Тест поможет выяснить степень сформированности у детей понятия об окружающем мире. Даст возможность преподавателю увидеть отношение ребёнка к природе, к самому себе и к окружающим. Проведение теста на протяжении всего обучения по программе «Натуралист-эколог» позволяет
увидеть динамику развития учащихся, проследить переход от эгоцентрического к биоцентрическому восприятию окружающего мира.
Тестовые задания к программе « Родничок»
Инструкция для обучающихся
На листке в правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя. В тестовом задании предложено 10 вопросов, на каждый вопрос даётся по три варианта ответов. Вопросы нумеруются цифрами, ответы обозначаются буквами. Поставьте цифру 1 и прослушайте вопрос. Прослушайте все ответы и выберите один ответ, который вы считаете верным. Рядом с номером вопроса запишите букву ответа. Далее работаем в столбик по такому же принципу.
- Экология - это наука: А. О взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
В. Наука о животных.
С. Наука о загрязнении окружающей среды.
Соблюдать правила поведения в природе нужно:
А. Чтобы не сердить взрослых.
В. Чтобы выглядеть культурным человеком. С. Чтобы не наносить вред окружающей природе.
Экологическая ниша – это:
А. Место жизни живого организма. В. Место в живом окружении, отношения вида к пище и к врагам. С. Место питания живого организма.
- В красную книгу занесена: А. Утка мандаринка. В. Краснозобая казарка.
С.Ворона.
Антропогенное воздействие на среду – это:
А. Влияние человека на среду обитания животных.
В. Явления неживой природы, влияющие на окружающую среду. С. Деятельность человека, изменяющая окружающую среду.
Организм является средой обитания для:
А. Хищника.
В. Паразита.
С. Вирусов и бактерий.
К млекопитающим, живущим на территории области, относятся:
А. Медведь, бурундук, лось, полёвка. В. Муксун, осётр, лиса.
С. Северный олень, гадюка, глухарь.
С чем связанно строение клюва птиц?
А. С местом обитания. В. С питанием.
С. С размножением.
Почему зимой делают проруби в ледяном покрове водоёмов?
А. Для ловли рыбы.
В. Для закаливающих процедур. С. Для обогащения водоёмов кислородом.
Как лучшим способом сократить количество мусорных свалок?
А. Сжигать мусор. В. Засыпать землёй.
С. Подвергать переработке
Промежуточный контроль к программе «Родничок» Первый год обучения
Инструкция для обучающихся
На листке в правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя. В тестовом задании предложено 8 вопросов, на каждый вопрос даётся по три варианта ответов. Вопросы нумеруются цифрами, ответы обозначаются буквами. Поставьте цифру 1 и прослушайте вопрос. Прослушайте все ответы и выберите один ответ, который вы считаете верным. Рядом с номером вопроса запишите букву ответа. Далее работаем в столбик по такому же принципу.
1.Окружающая среда-это:
А. Живая природа;
В. Неживая природа;
С. Всё, что нас окружает.
2.В хвойном лесу растут;
А. Берёзы; В. Клёны; С. Пихты.
Лес состоит из;
А. Ярусов;
В. Деревьев;
С. Ягод и грибов.
Смена времён года происходит из-за:
А. Вращения Земли вокруг Солнца; В. Вращения Земли вокруг своей оси; С. Вращения Земли вокруг Луны.
К перелётным птицам относится;
А. Дятел; В. Журавль; С. Сорока.
Почва - это:
А. Место, где живут животные; В. Место, где растут растения;
С. Верхний плодородный слой земли.
Соблюдать правила поведения в природе нужно:
А. Чтобы не сердить взрослых;
В. Чтобы выглядеть культурным человеком; С. Чтобы не наносить вред окружающей природе.
В красную книгу области занесен:
А. Дятел;
В. Орлан-белохвост; С. Фламинго.
Промежуточный контроль к программе «Родничок» Второй год обучения
Инструкция для обучающихся
На листке в правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя. В тестовом задании предложено 6 вопросов, на каждый вопрос даётся по три варианта ответов. Вопросы нумеруются цифрами, ответы обозначаются буквами. Поставьте цифру 1 и прослушайте вопрос. Прослушайте все ответы и выберите один ответ, который вы считаете верным. Рядом с номером вопроса запишите букву ответа. Далее работаем в столбик по такому же принципу. Шестое задание предусматривает продолжить фразу
- Экология - это наука: А. О взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой;
В. Наука о животных;
С. Наука о загрязнении окружающей среды.
Первой средой обитания живых организмов была:
А. Наземная среда; В. Воздушная среда; С. Водная среда.
Экологическая ниша – это:
А. Место жизни живого организма; В. Место в живом окружении, отношение вида к пище и к врагам; С. Место питания живого организма.
Как лучшим способом сократить количество мусорных свалок?
А. Сжигать мусор; В. Засыпать землёй;
С. Подвергать переработке.
- Выбери правильную цепь питания: А. Клюква – заяц – волк; В. Осина – заяц – лиса;
С. Осина – заяц – олень.
- Продолжи фразу. Животные могут питаться: А. растениями. Это …; (растительноядное животное) В. другими животными. Это …; (хищник)
С. соками организма хозяина. Это…; (паразит)
Промежуточный контроль к программе «Родничок» Третий год обучения
Инструкция для обучающихся
На листке в правом верхнем углу напишите свою фамилию и имя. В тестовом задании предложено 7 вопросов, на каждый вопрос даётся по три варианта ответов. Вопросы нумеруются цифрами, ответы обозначаются буквами. Поставьте цифру 1 и прослушайте вопрос. Прослушайте все ответы и выберите один ответ, который вы считаете верным. Рядом с номером вопроса запишите букву ответа. Далее работаем в столбик по такому же принципу.
Зелёные насаждения в городе:
А. Украшают улицы.
В. Место для гнездовья птиц. С. Природные фильтры.
Почему нужно убирать в городе опавшую листву:
А. Чтобы было чисто.
В. Чтобы избежать избыточного размножения насекомых.
С. В листьях накапливается большое количество вредных веществ.
Какое загрязнение воды опаснее:
А. Мусор, плавающий на поверхности воды. В. Затопленный мусор.
С. Вещества растворимые в воде.
Как уменьшить количество бездомных животных в городе:
А. Отлавливать.
В. Создавать приюты. С. Каждому человеку нести ответственность за прирученных животных.
Как сохранить исчезающие виды:
А. Занести в Красную книгу. В. Создавать заповедники.
С. Разработать комплексную программу по сохранению вида
7. Выезжая в лес, я…
А. наслаждаюсь красотой природы. В. Укрепляю здоровье.
С. По возможности стараюсь исправить ошибки, допущенные другими людьми.
Приложение 3
Оценочные материалы
Оценочный лист
к программе «Родничок»
Форма контроля входящий, текущий, тематический, промежуточный
(нужное подчеркнуть)
Количество обучающихся . Возраст обучающихся (класс)
Группа № . Год обучения по программе .
Результаты контроля
№ п\п | Показатели. | Результаты. |
1. | Задание выполнили полностью | чел. ( %) |
2. | Задание выполнено с одной ошибкой | чел. ( %) |
3. | Задание выполнено с двумя ошибками | чел. ( %) |
4. | Задание выполнено с тремя и более ошибками | чел. ( %) |
5. | Не справились с заданием | чел. ( %) |
Средний результат: | % |
Низкий уровень усвоения материала – до 40%. Средний уровень усвоения материала – с 41 до 70%. Высокий уровень усвоения материала - с 71 до 100%. Общие выводы:
- Форма проведения контроля:
- выбрана целесообразно,
- соответствует возрастным особенностям обучающихся,
- соответствует содержанию рабочей программы.
- Уровень сложности:
- соответствует программным требованиям,
- соответствует подготовленности обучающихся.
- Средний результат контроля составил
%, что
соответствует уровню усвоения программного материала.
ПДО ( )
Приложение 4
Методические материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ
Начало XXI века связано с глобальной компьютеризацией и информатизацией пространства, в том числе и школьного. Дети работают на компьютерах, выполняют домашние задания с опорой на интернет – ресурсы. Учебные кабинеты оснащаются интерактивными досками и стендами. Современные школьники испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. По данным института возрастной физиологии и центра начального образования РАО состояние здоровья школьников крайне неудовлетворительно. С одной стороны 80-90% детей 6-7 лет поступающих в первый класс имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные нарушения психического здоровья.
Выход, как считает биолог К. Ефремов, прост: «давать ребёнку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику».
На наш взгляд, давать ребёнку движение, свет и близость к природе способны занятия - экскурсии. Данная форма проведения занятий особенно важна для детей Сибири, где намного меньше солнечных дней в году. Современные школьники всё чаще возвращаясь с уроков, продлёнок, кружков, секций уже не застают естественное солнечное освещение, не получают свои законные 20 солнечных минут в день, необходимых для выработки витамина D.
В силу возрастных особенностей, младшие школьники усваивают новые знания на предметно - деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе. Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников и индивидуальные особенности кинестетов и визуалов. Великий педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений, и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания». Всему этому способствует общение с природой при проведении интерактивных экскурсий.
Интерактивность (от англ. Interaction – взаимодействие) – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.
Обычная экскурсия предполагает достаточно пассивное участие экскурсантов в процессе экскурсии: они слушают, смотрят, перемещаются по объекту, но при этом могут весьма поверхностно воспринимать виденное. Интерактивная экскурсия, наоборот, позволяет вовлечь участников в активное взаимодействие с экскурсоводом и подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию объекта или объектов экскурсии. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной и более запоминающейся. Использование интерактивной модели экскурсионного мероприятия предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Этапы создания интерактивной экскурсии
Следует учитывать этапность в подготовительной работе и проведении экскурсии. Часть 1. Подготовительная
Этап 1. Необходимо определить вид и формы интерактивной экскурсии (далее ИЭ).
Это может быть:
Виды
Межпредметная | Экскурсия будет опираться на межпредметные связи, |
отражающие содержание предметной области (биология, природоведение, экология и пр.), определенной темы (например, «Приспособленность животных к условиям обитания», «Явления осени в природе» и т.д), какого-либо природного объекта | |
Экспонатная | Экскурсия посвящена одному природному объекту, явлению, ориентируется на него или группу похожих по этимологии явлений (объектов) |
Экспозиционная | Экскурсия посвящена определенной теме |
Датированная | Экскурсия не приурочена к объектам (явлениям) и темам, но имеет ориентированность на историческую дату |
Формы. Экскурсия может быть
Единичная | Экскурсия готовится и проводится как самостоятельное мероприятие |
Цикл экскурсий | В процессе подготовки материал распределяется на несколько логически взаимосвязанных между собой мероприятий |
Беседа | Экскурсия – беседа – это форма работы, когда основной задачей является не столько научить, сколько пробудить интерес, любознательность |
Цикл бесед | Несколько взаимосвязанных бесед на одну тему или родственные темы |
Этап 2. Выбор тематики ИЭ.
Логично выбирать тему в соответствии с возрастной категорией участников данной ИЭ. Как правило, экскурсии составляются для возрастных категорий 1-4 классы, 5-8 классы, 9- 11 классы. Материал, подбираемый по темам экскурсий должен быть не сложным, но и не простым. ИЭ – должна стать посильным примером самостоятельной поисково- исследовательской работой каждого ученика
Этап 3. Создание презентации для ИЭ.
В настоящее время презентациями в учебно-воспитательном процессе пользуются очень часто. У этого вида ТСО масса преимуществ: яркость, возможность в большом формате показывать фотографии, подчеркивать музыкальным сопровождением наиболее выгодные эмоционально-логические части или отдельные моменты.
Этап 4. Выбор содержания экскурсии
Подбор материала для экскурсии является основной задачей во всем подготовительном процессе. Именно от того какие факторы и какую структуру экскурсии вы выберете, будут зависеть дальнейшие шаги: а именно создание маршрутных листов и вспомогательных заданий к экскурсии.
Этап 5. Создание маршрутного листа и заданий для ИЭ.
Маршрутный лист – это не план, по которому должны двигаться ученики. Хитрость маршрутного листа заключается в том, что в нем содержаться такие задания, которые выполнив, ученик получит информационный справочный материал, состоящий из новых заданий или открытий. Причем сам лист должен быть компактным и удобным для хранения и длительного использования. Этот лист не должен содержать много заданий или сложных вопросов.
Часть 2. Экскурсионная
Этап 6. Интерактивная экскурсия может проводиться как в помещении, так и в природе. Результатом любой интерактивной экскурсии должно стать достижение поставленных целей и задач. Учащиеся не просто слушают, но активно взаимодействуют с педагогом, работают с маршрутным листом, выполняют различные задания.
Вариант проведения интерактивной экскурсии в природе
Экскурсия «Под разноцветным дождем» проводится в осенний период с обучающимися начальных классов.
Этапы экскурсии:
1 этап проходит на экологической тропе, парке, сквере. 2 этап - в учебном кабинете.
Материал занятия может использоваться педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, а также классными руководителями при организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений.
Цели:
- познакомить обучающихся с осенним явлением листопада и значением листопада в жизни деревьев;
- способствовать развитию личностных качеств обучающихся: речи, внимательности, наблюдательности, творческого воображения и познавательного интереса к изучению окружающего мира;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви ко всему живому; показать проявление красоты в мире природы.
Образовательные ресурсы: осенние листья, коробочки для сбора листьев и хранения засушенных листьев, гербарий засушенных листьев различных пород деревьев, ножницы, клей ПВА, карандаши, белые альбомные листы.
Интерактивные элементы: игры, диалоговое взаимодействие, творческая работа, идентификация.
Проведение экскурсии
Организационный момент. Психологический настрой
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас на удивительное занятие, которое начнется с прогулки по экологической тропе и учебно- опытному участку.. Мы будем наслаждаться осенней красотой, радоваться теплым лучикам солнца. И я надеюсь, что у вас возникнет «теплое» осеннее настроение. ( Педагог дарит улыбку детям).
Игра «Гусеница»
Настрой, задаваемый игрой детям: активность, наблюдательность.
Чему научит детей эта игра, какие качества разовьёт в них: умение сосредоточиться, чувственное восприятие
Детей выстраиваем в линию, напоминающую гусеницу. Каждый ребенок кладет руки на плечи предыдущего и закрывает глаза. Детям дается задание с закрытыми глазами следовать по тропе, прислушаться, принюхиваться, стараться почувствовать всё, что их окружает. Пройдя определённый путь, детям предлагается открыть глаза и повторить тот путь, который они прошли. Проанализировать, что они ощущали, какие звуки слышали.
Диалог о листике
Педагог: Дети, пожалуйста, встаньте полукругом возле меня. (Дети встают полукругом возле педагога).
Педагог: Сейчас я дотронусь до вашей ладошки и оставлю «что-то», а вы попробуйте определить «что это». (Дети закрывают глаза и протягивают руки. Педагог каждому на ладошку кладет разноцветный листик дерева).
Педагог: Можно пощупать, понюхать это «что-то». Какое оно? (Ответы детей: мягкое, холодное, теплое, гладкое, шершавое, пахнет зеленью, ничем не пахнет).
Педагог: Дети, а теперь откройте глаза и скажите, что у вас в ладошке? (Дети открывают глаза и хором говорят: «Листик!»).
Педагог: Молодцы, правильно - у каждого в ладошке листик! А сейчас внимательно разглядите листики и скажите, все ли они одинаковые? (Дети сравнивают листики. Отвечают: «Нет, не одинаковые»).
Педагог: Какие листики по форме? (Ответы детей: маленькие, большие, круглые, овальные).
Педагог: А по цвету? (Ответы детей: желтые, красные, оранжевые, зеленые). Педагог: Всё это цвета какого времени года? (Дети отвечают: «Осени!»).
Педагог: Это краски осени. (Педагог зачитывает строчки из стихотворения И. Бунина)
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой…
Педагог: Ребята, в этом стихотворении словами: лиловый, золотой, багряный, желтый, - автор описывает осеннюю окраску листвы деревьев, но ведь летом у деревьев листья зеленые. Почему же летом все листья зеленые, а осенью - разноцветные? Кто их красит? (Ответы детей).
Педагог: Оказывается, в листьях содержится зеленое вещество - хлорофилл. Он придает листьям зеленую окраску. Летом в листьях его очень много, поэтому листья летом зеленые. Кроме него в листьях присутствуют желтое вещество – ксантофилл, оранжевое – каротин, красно-фиолетовое - антоциан. Но летом они не видны. А осенью с наступлением холодов, эти красящие вещества проявляются, и листья окрашиваются в различные цвета. Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю окраску листьев: светло- желтые листья у березы; пунцово-красные листья у рябины; пурпуровые – у черемухи; оранжево-бурые – у осины.
Педагог: Дети, а теперь давайте поиграем в игру «Найди пару». У каждого из вас в ладошке листик, посмотрите вокруг и найдите в природе ему пару.
Педагог: Ребята, а вы когда-нибудь гуляли под разноцветным дождиком? (Ответы детей: «Нет!»)
Педагог: А вот сейчас как раз такой дождик пойдет! Я предлагаю вам дружно подбросить ваши листики вверх, на счет раз, два, три! (Дети подбрасывают листики вверх, радуются).
Педагог: Здорово! Какой разноцветный дождик получился!
Педагог: В природе тоже бывает «разноцветный дождик». И это яркое осеннее явление, когда массово опадают листья, называется листопадом.
Падают, падают листья, В нашем саду - листопад, Желтые, красные листья По ветру вьются, летят.
Педагог: Все ли деревья сбрасывают свою листву на зиму? (Ответы детей: не все). Деревья, которые каждый год сбрасывают листья, называются листопадными. Это - береза, ива, осина. Но есть деревья, у которых листва сохраняется в течение всего года, они называются вечнозелёными. Это - ель, сосна, кедр. Свою листву (хвою) они меняют постепенно: каждая иголка сосны живет три года, а ели – от пяти до десяти лет. Но есть среди хвойных, необычное дерево – лиственница. Название свое она получила, потому что каждую осень сбрасывает свои пожелтевшие иголки, как листья.
Педагог: Листья «живут» на дереве все лето, к осени листья стареют. В них накапливается много вредных веществ. Почему лиственные деревья ежегодно сбрасывать свою листву на зиму? (Ответы детей: «Сбрасывая листья, дерево избавляется от ненужных веществ»).
Педагог: Листопад способствует удалению ненужных веществ, накопившихся в листьях. Это - первое значение листопада. Для чего еще нужен листопад?
Педагог: Корни деревьев всасывают воду из почвы, а через листья она испаряется. Давайте представим, что бы было с деревьями, если бы они остались на зиму в своем зеленом уборе? (Ответы детей: «Дерево бы погибло от недостатка влаги»)
Педагог: Листопад – это приспособление к испарению воды. Это - второе значение листопада.
Педагог: Ребята, давайте представим, что вдруг, среди лета, выпало много снега, что произошло бы с деревьями? Порассуждаем… . (Педагог рассуждает вместе с детьми:
«На облиственных побегах будет задерживаться много снега, и под его тяжестью ветви деревьев будут обламываться»).
Педагог: Листопад – это защита от обламывания ветвей.
Педагог: Итак, для чего нужен деревьям листопад? (Ответы детей: «Листопад позволяет деревьям экономить воду, удалять ненужные вещества, предотвращает обламывание ветвей под тяжестью снега»).
Далее занятие проходит в учебном кабинете.
Педагог: Листья дерева - это живые частички растения, но они имеют свое строго определенное время жизни, после чего они падают на землю и погибают. Но сегодня мы с вами совершим маленькое чудо. Мы дадим вторую жизнь осенним листьям. Контуры листьев позволяют изобразить птиц, зверей, насекомых, фигурки людей и создавать целые сюжетные композиции.
Творческая работа «Осенний коллаж»
Цели: познакомиться с листьями различных лиственных пород деревьев. Создать аппликацию из осенних листьев.
Оборудование: засушенные листья различных пород деревьев, ножницы, клей ПВА, карандаши, белые альбомные листы (все это на каждую парту).
Ход работы.
- Рассмотрите листья различных лиственных пород деревьев. Какие листья по форме, по цвету?
- Выберите шаблон для аппликации, скопируйте его на свой альбомный лист.
- Выберите подходящие листья для аппликации.
- Выложите на альбомный лист аппликацию из листьев, а затем приклейте листочки с помощью клея ПВА.
Педагог: Ребята, наверно, вы устали? Я предлагаю поиграть в игру «Мы - осенние листочки». Я буду зачитывать строчки, а вы должны изобразить движениями, жестами, мимикой, то, что я читаю.
Мы – листочки, мы - листочки, (дети встают, руки разводят в стороны)
Мы – осенние листочки, (машут руками) Мы на веточке сидели, (дети приседают) Ветер дунул – полетели. (дети встают)
Мы летали, мы летали, (дети кружатся вокруг себя)
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок – (дети перестают кружиться)
Мы присели все в кружок. (дети приседают)
Ветер снова вдруг подул (ртом изображают ветер, дуют)
И листочки быстро сдул. (дети встают)
Все листочки полетели, (дети двигаются)
И на землю тихо сели. (дети садятся за учебные столы) Педагог: А теперь попробуем отгадать «Загадки Осени».
Вот художник, так художник Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, Кто художник этот? (Осень)
Летают, кружатся, На землю ложатся. С земли не встают
И тут пропадут. (Листья дерева).
В тишине осенних рощ
Золотистый льется дождь. (Листопад).
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, И бормочет, и поёт, убаюкивает. (Дождь).
Падают с ветки золотые монетки (Листы березы опадают)
Все лето на ветке зеленый сижу,
А осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).
Педагог: Ребята, существует ряд примет, связанных с листопадом. Попробуем назвать их. Первую примету я назову. «Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя». (Ответы детей)
Педагог: Листья осины лежат на земле лицевой стороной – зима будет холодная, изнаночной – теплая.
Педагог: Прежде времени лист опадает – к долгой зиме.
Педагог: Если с дерева лист опадает не чисто, будет строгая зима.
Рефлексия. Подведение итогов.
Педагог: О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? (Ответы детей: «об осени, листьях, листопаде, приметах осени, почему осенью листья окрашиваются»).
Педагог: Какое яркое осеннее явление природы мы изучили? (Ответы детей:
«Листопад»).
Педагог: Зачем деревьям листопад? (Ответы детей: «Листопад позволяет деревьям экономить воду, удалять ненужные вещества, предотвращает обламывание ветвей под тяжестью снега»).
Педагог: Ребята, а сейчас пришло время оценить вашу работу, как вы себя чувствовали на занятии, было ли вам интересно. Для этого я заранее приготовила листья из бумаги разных цветов. Каждый цвет обозначает свое: зеленый - я чувствовал на занятии себя уверенно, легко справлялся с заданиями, мне было интересно; желтый - я испытывал затруднение, выполняя некоторые задания, занятие мне понравилось; красный
- я все занятие скучал, задания были очень сложные и неинтересные, я не смог с ними справиться самостоятельно. Посмотрите, на доске я нарисовала деревце, но оно без листьев. Возьмите соответствующий листик и прикрепите его на наше деревце. Посмотрим, что получится. (Дети выбирают листик и прикрепляют его к деревцу).
Педагог: Молодцы, ребята! Хочу вас поблагодарить за вашу работу. Я надеюсь, что после занятия «Под разноцветным дождем» вы получили положительный эмоциональный заряд и просто хорошее настроение!
Литература.
- Красиков С.П. Лесная энциклопедия. – М.: Природа и человек, 2007. – 250с.
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: Просвещение, 2002. – 158с.
- Природа края в художественной литературе: Времена года /Сост. О.Н. Гаврилова.
– Тюмень: «Софтдизайн», 1997. - 272 с.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2001. – 215с.
- Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2003. –
180с.
- Черныш И.М. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ-Пресс, 2009. – 162с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Каждая аппликация детьми делается на альбомном листе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Затейники» МБУДО «Дом детского тво...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные экологи» МБУ ДО «Дом детского...
Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»
Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб
Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Наш родной край»
Программа разработана для учащихся начальной школы с учетом возрастных особенностей.Основы краеведческой культуры следует закладывать у людей с раннего возраста. Особая значимость этого курса состоит ...