"Синонимы в тексте". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

ГЕЙСТ Ирина Викторовна

Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература)  2 класс. УМК "Начальная школа XXI века». "Синонимы в тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_v_tekste.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды

выбираю!
— Скворец-молодец, помогай Мамин праздник - на подходе!   огород копать!
— А я помогаю: личинок Что же маме смастерить?    с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай стадо пасти!
— А я помогаю: шерсть линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай   Из бумаги пароходик   сад беречь!
— А я помогаю: гусениц     Я попробую сложить.    собираю!                                        

— Эй, скворец, помогай  поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды   выбираю!
— Скворец-молодец, помогай   огород копать!
— А я помогаю: личинок Мы корабль-оригами    с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай стадо пасти!
— А я помогаю: шерсть линячую Будем вместе запускать,  выдираю!
— Эй, скворец, помогай У ручья скажу я маме:   сад беречь!
— А я помогаю: гусениц  Дай тебя расцеловать!   собираю!                                                  

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай огород копать!
— А я помогаю: личинок с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай стадо    Я любимой мамочке      пасти!
— А я помогаю: шерсть Подарю подарочки:  линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай Вышью ей платочек.   сад беречь!
— А я помогаю: гусениц Как живой, цветочек! собираю!                                                        

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай  огород копать!
— А я помогаю: личинок  с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай    Свою мамочку люблю,      стадо пасти!
— А я помогаю: шерсть    Крепко обнимаю      линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай  И поздравить в этот день     сад беречь!
— А я помогаю: гусениц     Раньше всех желаю.      собираю!                                              

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай огород копать!
— А я помогаю: личинок    С 8 Марта, мамочка.      с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай  стадо   Счастья и любви!     пасти!
— А я помогаю: шерсть линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай    Лучше нету на Земле     сад беречь!
— А я помогаю: гусениц     Мамочки, чем ты!      собираю!                                                  

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай огород копать!
— А я помогаю: личинок   Улыбнулось солнышко,     с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай       Заглянув в окошко,     стадо пасти!
— А я помогаю: шерсть линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай      И согрело ласково       сад    беречь!
— А я помогаю: гусениц    Постучался      Мамины ладошки.      собираю!                        


— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай     Зацвели мимозы     огород копать!
— А я помогаю: личинок    Под твоим окном      с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай    День 8 Марта    стадо пасти!
— А я помогаю: шерсть линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай      Постучался в дом.      сад беречь!
— А я помогаю: гусениц собираю!                                                                                           


— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай огород копать!
— А я помогаю: личинок с гряд собираю!        Мамочка любимая,
— Эй, скворец, помогай стадо   пасти!
— А я помогаю: шерсть      Праздник у тебя.      линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай     Будь же ты красива       сад беречь!
— А я помогаю: гусениц      Счастлива всегда.     собираю!                                                   

— Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков  с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай  огород копать!
— А я помогаю: личинок     Пусть сияет солнышко,     с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай   Пахнут пусть цветы.     стадо пасти!
— А я      И пускай сбываются      помогаю: шерсть линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай сад     Все твои мечты.     беречь!
— А я помогаю: гусениц собираю!                                                                                         

Эй, скворец, помогай поле пахать!
— А я помогаю: червяков  с борозды выбираю!
— Скворец-молодец, помогай      Из цветной бумаги вырежу кусочек.    огород копать!
— А я помогаю: личинок  с гряд собираю!
— Эй, скворец, помогай      Из него я сделаю маленький цветочек.        стадо пасти!
— А я   помогаю: шерсть     Мамочке подарок приготовлю я.    линячую выдираю!
— Эй, скворец, помогай сад      беречь!
— А я помогаю: гусениц     Самая красивая Мама у меня!    собираю!                        

Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.

Задачи:

Образовательные:

- моделирование ситуаций, описанных в тексте,

- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;

- находить синонимы в тексте;

- продолжать учиться работать со словарём;

- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

-проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

-формируем умение высказывать самые простые правила.

Регулятивные УУД:

- формируем умение определять цель деятельности на уроке;

формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

формируем умение определять основную мысль текста;

формируем умение на основе анализа делать выводы;

формируем умение устанавливать аналогии;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

- формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

- находить синонимы в тексте;

- подбирать синонимы к словам;

- продолжать учиться работать со словарём;

- редактировать текст, отдельные предложения.

Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.

Материально-техническое оснащение урока:

1) для учителя – классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013г

2) для всего класса: карточка с заданием для работы в парах №1

3) для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013, карточки для групповой работы №2

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сегодня у вас необычный урок. Интересен для вас он тем, что вести его буду я – Ирина Викторовна. У меня прекрасное  настроение, мне хочется поделиться им с вами!  Улыбнитесь мне и друг другу.

Попрошу вас ответить на вопросы: (ИИ)

- Какого жанра произведение  «Лис Миккель и другие»? (сказки С )

- как называется деревянный бочонок, в котором взбивается масло? (маслобойка М )

- назовите автора сказки «журавль и цапля» (народная)

- кто играл на гитаре в сказке брем музык? (осёл)

- какого жанра произ-е «Лучше всех» Л.Н. Толстого? (быль)

- промежуток времени от понедельника до воскресенья? (Неделя)

Какое слово можно составить из этих букв? это слово вы знаете с уроков русского языка!

(СИНОНИМЫ)

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока.

(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию). Верно.

- Вспомните, что вы уже знаете о синонимах.

 Прочтите определения на доске. Найдите верные утверждения о синонимах. (2 слайд)

1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые».

2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.

3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.

4. Синонимы – слова, противоположные по значению.

5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос.

Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5).

Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист.

- Мы выяснили, что вам известно о синонимах.

А тема урока: синонимы в тексте.

- Что вы знаете о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд)

1. Текст, состоит из нескольких предложений.

2. Заголовок не связан с текстом.

3.Заголовок связан с текстом.

4. Текст имеет начало.

5. Предложения в тексте не связаны по смыслу.

Назовите номера верных утверждений.

Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл.

- Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно их использовать.

- Работаем по учебнику.

Упр. 1.

Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы).

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Каплет, брызжет,

Хлещет, льёт.

Дождь на улице идёт.

Самопроверка.

Покажите сигналом, все ли синонимы выписали. Поставьте  балл себе в оценочный лист.

- Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют?

1. Чтобы не было повторов.

Упр. 2.

- Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Если вы правильно определили жанр – балл.

Какую особенность вы заметили в этом стихотворении?

- Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами?

- Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено?

ФИЗМИНУТКА

Непоседа потянулся

Влево вправо повернулся

Руки вытянул, согнул

И тихонько сел на стул.

В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?

Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.

Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.

- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.

Прочитайте задание и текст упражнения.

- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?

- Подберите и запишите в тетрадь синонимы к слову бежать. Сначала самостоятельно. Затем в парах, пополняйте список. Теперь используйте синонимы в тексте,  отредактируйте текст. Поработайте

бегать,  убегать, нестись, мчать(ся), лететь; пробегать.

Какой вывод вы можете сделать из этого упражнения?

- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.

Теперь я попрошу вас взять карточки № 1. На всех карточках одинаковый текст. Но в этих текстах есть лишние словосочетания или  предложения. Ваша задача – поработать в парах, внимательно прочитать текст, найти лишние слова и их подчеркнуть. Работайте!

Нашли и подчеркнули лишние слова.  А для того, чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, откройте учебник с.ч. стр. 112, найдите произв-е Николая Сладкова «Скворец-молодец» и сравните в парах. Участник, ближе к двери – читает в учебнике, товарищ – сравнивает с карточкой. Если есть ошибки – исправляйте. Если не допустили ни одной ошибки – балл в оценочный лист.

А теперь прочтите только те слова, которые вы подчеркнули. Что заметили? Верно, это стихи о маме и о весте.3 дня назад, 8 марта, во всём мире отмечали праздник «МЕЖД ЖЕН ДЕНЬ». И вот настало время сюрприза: сегодня мы выпустим сборник стихов об этом празднике. Ваша задача: взять карточки №2 (цветная бумага) и списать по порядку все «ЛИШНИЕ» слова. Обратите внимание – первое слово каждой строчки – с заглавной буквы. Предложения в столбик.! Сдаём! балл в оценочный лист.

- Давайте подведём итоги.

Чему мы учились на уроке?

Вы работали самостоятельно, в парах.

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое самым лёгким.

Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?

Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.

У кого 6 или 5  баллов – это «5»,

4 – это «4». Поставьте себе оценку.

Встаньте те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо.

Остальным ребятам я желаю удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.

А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. ДЗ по выбору: с. 58 упр. 5 или6.

 Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат, могуч великий русский язык.

Будем учиться пользоваться своим богатством.

Вы молодцы, спасибо за урок! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")

Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК  «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

"Заглавная буква – лучше всех!!!". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».

Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература)  2 класс. УМК Начальная школа «XXI век». Заглавная буква – лучше всех!...

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...