"Синонимы в тексте". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века». "Синонимы в тексте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_v_tekste.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
— Эй, скворец, помогай поле пахать! выбираю! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
— Эй, скворец, помогай поле пахать! |
Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Задачи:
Образовательные:
- моделирование ситуаций, описанных в тексте,
- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить синонимы в тексте;
- продолжать учиться работать со словарём;
- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
-проявление интереса к новому содержанию занятия; - проявление любознательности к изучаемому материалу; -формируем умение высказывать самые простые правила. | Регулятивные УУД: - формируем умение определять цель деятельности на уроке; - формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы; - формируем умение определять основную мысль текста; - формируем умение на основе анализа делать выводы; - формируем умение устанавливать аналогии; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. | - находить синонимы в тексте; - подбирать синонимы к словам; - продолжать учиться работать со словарём; - редактировать текст, отдельные предложения. |
Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Материально-техническое оснащение урока:
1) для учителя – классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013г
2) для всего класса: карточка с заданием для работы в парах №1
3) для каждого учащегося: С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений 2 часть, 4 – е издание, перераб. - М.: Вентана – Граф, 2013, карточки для групповой работы №2
ХОД УРОКА
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Сегодня у вас необычный урок. Интересен для вас он тем, что вести его буду я – Ирина Викторовна. У меня прекрасное настроение, мне хочется поделиться им с вами! Улыбнитесь мне и друг другу.
Попрошу вас ответить на вопросы: (ИИ)
- Какого жанра произведение «Лис Миккель и другие»? (сказки С )
- как называется деревянный бочонок, в котором взбивается масло? (маслобойка М )
- назовите автора сказки «журавль и цапля» (народная)
- кто играл на гитаре в сказке брем музык? (осёл)
- какого жанра произ-е «Лучше всех» Л.Н. Толстого? (быль)
- промежуток времени от понедельника до воскресенья? (Неделя)
Какое слово можно составить из этих букв? это слово вы знаете с уроков русского языка!
(СИНОНИМЫ)
- Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать цель урока.
(Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию). Верно.
- Вспомните, что вы уже знаете о синонимах.
Прочтите определения на доске. Найдите верные утверждения о синонимах. (2 слайд)
1. Синонимы – слова, в переводе с древнегреческого, значат «одноимённые».
2. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию.
3. Синонимы – слова, имеющие несколько значений.
4. Синонимы – слова, противоположные по значению.
5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
Покажите сигналом, правильное ли первое определение (2, 3. 4, 5).
Кто выбрал всё правильно – балл в оценочный лист.
- Мы выяснили, что вам известно о синонимах. А тема урока: синонимы в тексте. - Что вы знаете о тексте. Назовите номера верных утверждений. (3 слайд) 1. Текст, состоит из нескольких предложений. 2. Заголовок не связан с текстом. 3.Заголовок связан с текстом. 4. Текст имеет начало. 5. Предложения в тексте не связаны по смыслу. Назовите номера верных утверждений. Вы согласны? Покажите сигналом. Поставьте себе балл. - Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно их использовать. |
- Работаем по учебнику. Упр. 1. Читаем задание: (Прочитай стихотворение. Найди и выпиши из текста синонимы). Открываем тетради, записываем число, классная работа. Каплет, брызжет, Хлещет, льёт. Дождь на улице идёт. Самопроверка. Покажите сигналом, все ли синонимы выписали. Поставьте балл себе в оценочный лист. - Для чего в этом тексте автор использует так много синонимов? Какую функцию они здесь выполняют? 1. Чтобы не было повторов. Упр. 2. - Самостоятельно прочитайте произведение. Определите жанр. Если вы правильно определили жанр – балл. Какую особенность вы заметили в этом стихотворении? - Как вы считаете, зачем автор много раз повторил слово «спят»? Почему Александр Введенский допустил повторы и не заменил, слово спят синонимами? - Кто такой машинист? Почему стихотворение так озаглавлено? |
ФИЗМИНУТКА
Непоседа потянулся
Влево вправо повернулся
Руки вытянул, согнул
И тихонько сел на стул.
В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор?
Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют.
Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора.
- Обратимся к упражнению 3 нашего учебника.
Прочитайте задание и текст упражнения.
- Вы заметили, о каких словах забыл Миша?
- Подберите и запишите в тетрадь синонимы к слову бежать. Сначала самостоятельно. Затем в парах, пополняйте список. Теперь используйте синонимы в тексте, отредактируйте текст. Поработайте
бегать, убегать, нестись, мчать(ся), лететь; пробегать, .
Какой вывод вы можете сделать из этого упражнения?
- Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной.
Теперь я попрошу вас взять карточки № 1. На всех карточках одинаковый текст. Но в этих текстах есть лишние словосочетания или предложения. Ваша задача – поработать в парах, внимательно прочитать текст, найти лишние слова и их подчеркнуть. Работайте!
Нашли и подчеркнули лишние слова. А для того, чтобы проверить, правильно ли вы выполнили это задание, откройте учебник с.ч. стр. 112, найдите произв-е Николая Сладкова «Скворец-молодец» и сравните в парах. Участник, ближе к двери – читает в учебнике, товарищ – сравнивает с карточкой. Если есть ошибки – исправляйте. Если не допустили ни одной ошибки – балл в оценочный лист.
А теперь прочтите только те слова, которые вы подчеркнули. Что заметили? Верно, это стихи о маме и о весте.3 дня назад, 8 марта, во всём мире отмечали праздник «МЕЖД ЖЕН ДЕНЬ». И вот настало время сюрприза: сегодня мы выпустим сборник стихов об этом празднике. Ваша задача: взять карточки №2 (цветная бумага) и списать по порядку все «ЛИШНИЕ» слова. Обратите внимание – первое слово каждой строчки – с заглавной буквы. Предложения в столбик.! Сдаём! балл в оценочный лист.
- Давайте подведём итоги.
Чему мы учились на уроке?
Вы работали самостоятельно, в парах.
Какое задание оказалось для вас самым трудным?
А какое самым лёгким.
Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания?
Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке.
У кого 6 или 5 баллов – это «5»,
4 – это «4». Поставьте себе оценку.
Встаньте те, кто получил – «5», «4». Очень хорошо.
Остальным ребятам я желаю удачи на следующем уроке, у вас обязательно всё получится.
А сейчас откройте дневники, запишем домашнее задание. ДЗ по выбору: с. 58 упр. 5 или6.
Сегодня, мы с вами ещё раз убедились в том, как богат, могуч великий русский язык.
Будем учиться пользоваться своим богатством.
Вы молодцы, спасибо за урок! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколения; авторских программ «Обучение грамоте» и «Русский язык» УМК «Начальная школа XXIвека» , руководитель проекта Виноградова Н.Ф; уч...
Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"
Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"
Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...
Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"
Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...
"Заглавная буква – лучше всех!!!". Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века».
Открытое интегрированное занятие (Русский язык, литература) 2 класс. УМК Начальная школа «XXI век». Заглавная буква – лучше всех!...
Тексты для изложения по русскому языку 3 класс УМК "Школа России"
Тексты для изложения...
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...