Современный урок в контексте с ФГОС
статья
В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современный урок в контексте с ФГОС | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок в контексте с ФГОС
В педагогическом сообществе широко обсуждается вопрос, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учетом требований ФГОС? Как должна измениться система оценивания учебных достижений учащихся? Как отследить эффективность урока?
В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. По наблюдениям педагогов и психологов для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность, они более требовательны к восприятию информации, не желают подчиняться указаниям взрослых, выражают протест(вплоть до агрессии), когда их заставляют что-то делать, у них завышенная самооценка. Нередки случаи повышенной тревожности, возбудимости. Изменилась также социальная ситуация развития детей нынешнего века. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, но вместе с тем резко возросла их информированность через другие современные источники. Наблюдается ограниченное общение со сверстниками. В связи с этим учителю приходится решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта.
Под современный процессом обучения понимается не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.
Основной организационной формой учебного процесса в школе был и остаётся урок. На уроке осуществляется реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач, к уроку предъявляются дидактические, психологические, гигиенические, технологические и иные требования. Каждый урок должен быть хорошо спланирован и подготовлен.
Урок - логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляется личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)
Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т. е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., а также создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.
К современному уроку предъявляются следующие требования:
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
От уровня проведения урока, его содержательной и методической наполненности, его атмосферы, зависит качество подготовки учащихся.
Задачей учителя в подготовке и проведении современного урока является не только смысловая наполненность и оттачивание практических навыков учащихся, но и способность вызвать интерес к обучению у детей.
Составляя план проведения урока, учитель должен четко определить и сформулировать для себя тему самого урока, определить ведущие понятия, а также рассмотреть данную тему во временных плоскостях – повторение ранее изученного материала и перспективы в дальнейшем изучении предмета.
Подготовка учебного материала является одной из неотъемлемых частей планирования современного урока – предоставленные материалы по данной теме должны помочь учащимся решить поставленные в уроке задачи наиболее простым и доступным способом. Это помогает приучить учеников самостоятельно пользоваться дидактическими материалами, работать с различными словарями и прочими учебными пособиями. К практической части урока требуется подобрать задания и упражнения, которые помогут учащимся применить и укрепить знания, полученные в ходе урока.
В каждом уроке должно быть что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть и интересный факт, и неожиданное открытие, и красивый опыт, и нестандартный подход к уже изученному. Учитель, должен уметь находить такую форму подачи нового материала и работы с ним, которая вызовет повышенную активность учащихся, желание самим принимать участие в формирование темы и способах решения поставленных задач.
Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе, самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм, а также самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые.
Качество и эффективность современного урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока. Аналитическая деятельность как один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе позволяет мысленно разложить проведенный урок на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат деятельности учителя, путем сравнения запланированного результата с осуществленным, с учетом успехов и продвижения учащихся.
Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время сегодня рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в контексте реализации ФГОС
Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос...
Современный урок в контексте реализации ФГОС
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от ...
"«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»"
Технологическая карта урока...
«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения...
Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения
Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...
Современный урок в контексте требования ФГОС.
Для выступления на семинаре...
Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»
Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...