Современный урок в контексте с ФГОС
статья

Преженникова Елена Маратовна

В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Современный урок в контексте с ФГОС

В педагогическом сообществе широко обсуждается вопрос, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учетом требований ФГОС? Как должна измениться система оценивания учебных достижений учащихся? Как отследить эффективность урока?

В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. По наблюдениям педагогов и психологов для них характерны повышенная эмоциональность и впечатлительность, они более требовательны к восприятию информации, не желают подчиняться указаниям взрослых, выражают протест(вплоть до агрессии), когда их заставляют что-то делать, у них завышенная самооценка. Нередки  случаи повышенной тревожности, возбудимости. Изменилась также социальная ситуация развития детей нынешнего века. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, но вместе с тем резко возросла их информированность через другие современные источники. Наблюдается ограниченное общение со сверстниками. В связи с этим  учителю приходится решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта.

Под современный процессом обучения понимается не только усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно - деятельностного подхода.

       Основной организационной формой учебного процесса в школе был и остаётся урок. На уроке осуществляется реализация образовательных, воспитательных и развивающих задач, к уроку предъявляются дидактические, психологические, гигиенические, технологические и иные требования. Каждый урок должен быть хорошо спланирован и подготовлен.

     Урок - логически законченный целостный элемент учебно-воспитательного процесса, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляется личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

    Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)

   Наша главная задача (задача современного учителя) на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

   Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т. е.  учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр., а также создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

           К современному уроку предъявляются следующие требования:

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

       От уровня  проведения урока,  его содержательной и методической наполненности, его атмосферы, зависит качество подготовки учащихся.

Задачей учителя в подготовке и проведении современного урока является не только смысловая наполненность и оттачивание практических навыков учащихся, но и способность вызвать интерес к обучению у детей.

     Составляя план проведения урока, учитель должен четко определить и сформулировать для себя тему самого урока, определить ведущие понятия, а также рассмотреть данную тему во временных плоскостях – повторение ранее изученного материала и перспективы в дальнейшем изучении предмета.

Подготовка учебного материала является одной из неотъемлемых частей планирования современного урока – предоставленные материалы по данной теме должны помочь учащимся решить поставленные в уроке задачи наиболее простым и доступным способом. Это помогает приучить учеников самостоятельно пользоваться дидактическими материалами, работать с различными словарями и прочими учебными пособиями. К практической части урока требуется подобрать задания и упражнения, которые помогут учащимся применить и укрепить знания, полученные в ходе урока.

В каждом уроке должно быть что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть и  интересный факт, и неожиданное открытие, и красивый опыт, и нестандартный подход к уже изученному. Учитель, должен уметь находить такую форму подачи нового материала и работы с ним, которая вызовет повышенную активность учащихся, желание самим принимать участие в формирование темы и способах решения поставленных задач.

Каждый урок должен быть направлен на формирование у учащихся умения учиться. Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе, самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого пересказа, конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм, а также самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые.

Качество и эффективность современного урока во многом зависит от умения учителя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Поэтому важным элементом педагогического творчества является анализ и самооценка своего урока. Аналитическая деятельность как один из главных инструментов управления качеством преподавания в школе позволяет мысленно разложить проведенный урок на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, с целью оценить конечный результат деятельности учителя, путем сравнения запланированного результата с осуществленным, с учетом успехов и продвижения учащихся.

Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время сегодня рассматривается как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в  статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос...

Современный урок в контексте реализации ФГОС

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от ...

Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения

Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...

Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»

Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...