Современный урок в контексте реализации ФГОС
статья по теме
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_v_kontekste_realizatsii_fgos.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Атрашкевич Жанна Александровна
учитель начальных классов
г.о.Жуковский, Московская область РФ
Современный урок в контексте реализации ФГОС
Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной. Образовательная модель 21 века – это целостная система основополагающих идей, целей, принципов и методов обучения и воспитания.
Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников.
Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен учащимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Изменение представления учителя о современном уроке:
Ученик - субъект учебной деятельности.
Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное
наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления.
Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность.
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся.
Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися.
Методические принципы современного урока.
Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.
Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.
От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.
Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:
СУБЪЕКТИВАЦИЯ | Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса. |
МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ | Предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся. |
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД | Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности. |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ | Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке. |
РЕФЛЕКСИВНОСТЬ | Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока. |
ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬ | Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения. |
Таблица 1.
Чем же инновационный урок отличается от традиционного?
СХЕМА УРОКА | |
ТРАДИЦИОННЫЙ УРОК | ИННОВАЦИОННЫЙ УРОК |
6. Домашнее задание. |
5. Рефлексия. |
Таблица 2.
Предлагаю сравнение слов-ориентиров для определения целей урока:
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД | КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД |
Понимать требования | Научить формулировать цель |
Знать (сформировать знание о …) | Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему) |
Научить работать с различными источниками знаний | Научить выбирать источники знаний |
Систематизировать | Научить систематизировать |
Обобщать | Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) | Научить выбирать способы решения |
Оценить | Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Закрепить | Модифицировать, перегруппировать, научить применять |
Проверить | Научить приемам самоконтроля |
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) | Сформировать способность к самооценке |
Таблица 3.
ВЫВОД: Важнейшая задача современной системы образования- «научить учиться».
Три постулата заложены в основание новой технологии урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Урок – это работа души. И чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.
Что можно и что нельзя на уроке:
– нельзя не работать;
– нельзя посягать на другого человека;
– все остальное – можно.
Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и ни кто никого не боится.
Организационные основания урока:
1. Работают все, и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Система организационных правил на уроке:
1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
4. Не предъявлять детям непосильных требований.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Если мы рассмотрим таблицу, то увидим, что на сегодняшний день, обучение – процесс двусторонний. Учитель не «над детьми» , не «рядом с детьми», а вместе с детьми. Он и учащиеся на уроке выполняют одни и те же функции, одни и те же действия: планируют, организуют, контролируют, корректируют, анализируют, оценивают, т.е.взаимодействуют.)
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Таблица 4.
Показатели культуры урока:
1. Поведенческие.
2. Предметно-вещевая среда (характеристика объектов, окружающих участников образовательного процесса в классном помещении), предметно-вещевой комплекс, интерьер классной комнаты.
3. Учебный материал – отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям, как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
4. Эмоциональная окрашенность урока.
Нетрадиционные виды уроков:
1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
3. Кино-, теле-, видеоуроки
4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
5. Урок-исторический портрет, урок-суд, урок-знакомств
6. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
7. Модульный урок
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования обладают рядом существенных отличий от государственного образовательного стандарта (ГОС), которые должны быть отражены учителем в процессе проектирования образовательной деятельности, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.
В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организацию познавательной деятельности, сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место.
ФГОС Новая школа – «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
Уильям Уорд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок в контексте реализации ФГОС
Что такое современный урок? Данный вопрос думаю задают себе и друг другу многие учителя. Это я попыталась выяснить и изложить в статье. В статье представлена характеристика изменнений деятельнос...
"«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»"
Технологическая карта урока...
«Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения. Технологическая карта урока как одно из средств проектирования урока в условиях ФГОС»
Современный урок в контексте реализации ФГОС второго поколения...
Требования к современному уроку в контексте внедрения ФГОС нового поколения
Сегодняшняя жизнь предъявляет нам жесткие требования, главным из которых является умение ориентироваться в большом потоке информации, отбирать только нужное, умение адаптироваться к изменяющимся услов...
Современный урок в контексте с ФГОС
В статье рассматривается вопрос о том, каким должен быть современный урок. Как спроектировать урок с учётом требований ФГОС....
Современный урок в контексте требования ФГОС.
Для выступления на семинаре...
Мастер-класс «Структура современного урока в контексте требований ФГОС»
Представлена типология уроков по ФГОС. Продемонстрированы этапы урока комплексного применения знаний (урока-практикума), цель каждого этапа, используемые нетрадиционные приёмы. Оценивание успешности п...