Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.
статья
В статье рассматривается методика организации и проведения работы в группе на уроке в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коршунова В.О., учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №151 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Работа в группе на уроке в начальной школе: методика организации и проведения.
В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе надо сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
- Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Можно выделить технологическую цепочку разработки формы групповой деятельности учащихся:
- Определить цели и задачи урока:
- какие знания учащиеся должны усвоить;
- какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть;
- какие качества будут проявлять;
- какие чувства будут выражать;
- как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке.
- Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся.
- Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока.
- Продумать методы создания групп.
- Выбрать помощников (руководителей групп).
- Определить этапы работы групп.
- Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов.
- Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.).
- Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.
Групповая работа на уроке может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учащихся.
Первый этап включает в себя организацию индивидуальной работы учащихся, например, с учебным текстом, иллюстрациями, индивидуальными заданиями, дополнительной литературой.
Второй этап – работа в парах постоянного состава (может рассматриваться и как начальный этап групповой работы). Работа в парах выбирается также при малом опыте детей в коллективной деятельности.
Третий этап – собственно групповая работа – начинается с первоначального формирования групп. Причем здесь можно использовать несколько вариантов, например: группы могут создаваться по желанию учащихся или самим учителем, могут формироваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок (одну тему).
Исходя из практики организации групповой работы и собственного опыта, учителю рациональнее организовывать рабочие группы самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей каждого ученика с тем, чтобы в группе были школьники с разными учебными возможностями.
Поведение учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
- Он может контролировать.
- Организовывать.
- Оценивать работу учеников.
- Участвовать в работе группы.
- Предлагать участникам разные варианты решений.
- Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
- задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
- задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
- задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
- задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Правила совместной работы.
В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.
Литература и Интернет-источники:
Педагогическая мастерская «Первое сентября. Открытый урок»
«Современные педагогические технологии на современном уроке» [Текст]: составители: И.И. Полтава, Г. И. Козлова – Златоуст: Изд-во ММЦ № 74205, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.
Групповые формы организации деятельности учащихся, которые необходимы для учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
Работа в группах на уроках в начальной школе.
Работа в группах на уроках в начальной школе....
Буклет для педагогов с рекомендациями по организации парной работы с детьми на уроках в начальной школе.
Коллективные, групповые учебные занятия - это не просто работа учащихся. Здесь каждый ученик по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого. Каждый участник являет...
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....
Работа в группе на уроке в начальной школе.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Данный вид работы является одним из наиболее эффективных форм работы в нача...
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...