Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
материал
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД»
Крохина Александра Владимировна, «МБОУ гимназия №2», учитель начальных классов
Овладение коммуникативной деятельностью – условие успешного изучения предметов начальной школы, а также благополучной адаптации ребенка, пришедшего в школу, в коллективе одноклассников.
Групповая деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументированно высказывать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В наше время, когда межличностное взаимодействие становится всё более важным, формирование коммуникативных УУД приобретает особую актуальность. Межличностная коммуникация играет ключевую роль. Эти навыки помогут ученикам не только успешно справляться со школьной программой, но и станут основой для их дальнейшего личностного роста и профессиональной самореализации.
Элементы групповой работы важно начинать вводить уже с первых дней учебы детей в школе, создавать условия для совместной деятельности обучающихся, так как учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности.
Для успешной реализации групповой деятельности необходимо правильно организовать процесс. Основные аспекты, которые следует учитывать при планировании такой работы:
- Формирование групп. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика при формировании групп. Можно создавать группы по интересам, уровню подготовки или даже случайным образом, чтобы дети учились взаимодействовать с разными людьми.
- Постановка задач. Задача должна быть понятной и интересной для всех участников группы. Хорошо работают задания, требующие коллективного обсуждения и принятия решений.
- Роли в группе. Разделение ролей внутри группы помогает детям лучше понять структуру взаимодействия. Например, можно назначить лидера, который будет координировать работу, секретаря, записывающего идеи, и критика, оценивающего результаты.
- Обратная связь. После выполнения задания важно обсудить результаты работы каждой группы. Учитель может задать вопросы, направленные на анализ процесса и результатов, а также предложить другим группам оценить работу своих одноклассников.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести дискуссии, но избегать конфликтов. Для этого нужно предоставить детям правила работы в группе. Такими правилами являются следующие:
- Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1–2 классах, не более 20-30 минут – в 3–4 классах;
- Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как групповая работа предполагает обмен мнениями, диалог, дискуссию. Поэтому надо заранее договориться, что небольшой шум в классе допустим, однако если он превысит определенный уровень, учитель подает условный сигнал, и группы начинают обсуждать задание тише;
- Недопустимо лишение ребенка права участия в групповой работе в качестве наказания.
Рассмотрим несколько примеров заданий, которые могут использоваться в рамках групповой активности:
- Создание проекта: создание общей презентации на заданную тему, где каждый член группы отвечает за определенный аспект.
- Решение проблемных ситуаций: постановка перед группой задачи, связанной с реальной жизненной ситуацией, которую нужно разрешить через дискуссию и поиск оптимального решения.
- Командные игры и викторины: проведение игровых мероприятий, направленных на развитие соревновательного духа и укрепление командного взаимодействия.
Работа в группах является эффективным средством формирования коммуникативных умений у младших школьников. Использование различных методик и подходов позволяет создать условия для развития у детей навыков сотрудничества, взаимопонимания и конструктивного диалога. Этот опыт обязательно пригодится им в будущем, помогая успешно адаптироваться в обществе и достигать поставленных целей.
Список использованных источников
- Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [Текст] / О. М. Арефьева // Начальная школа . — 2012. — № 2. — С. 74-78.
- Клубович, О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О. В. Клубович // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 10. — С. 50-51.
- Леонова, Е. В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Е. В. Леонова // Начальная школа . — 2011. — № 7. — С. 91-96.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников
Материал рассказывает о том, что такое технология сотрудничества, о приемах и методах, которые способствуют укреплению сотрудничества....
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
«Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий»
В статье рассматривается применение игровых технологий на уроке литературного чтения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей с ЗПР....
Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
«Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативных умений»
Обобщение педагогического опыта по развитию речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе....
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....