Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.
материал (2 класс)

Чакина Анна Владимировна

Доклад по теме самообразования: "Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_obobshcheniyu_opyta_po_teme_samoobrazovaniya.docx60.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения.

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

 В структуру и содержание учебников по УМК «Школа России» заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения.

Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

  • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
  • умение слушать собеседника.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

- коммуникацией как взаимодействием,

- коммуникацией как сотрудничеством и  

-коммуникацией как условием интериоризации.

Рассмотрим каждую группу коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникация как взаимодействие. Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Важной вехой в развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту является преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения — та, которая совпадает с их собственной. При этом детям свойственно бессознательно приписывать свою точку зрения и другим людям — будь то взрослые или сверстники.

Коммуникация как кооперация. Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

     1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

    2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.

    3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).

   4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

   5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).

   6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы). Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщенных способов решения задач.

Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Ранние этапы развития ярко показывают, что детская речь, будучи средством сообщения, которое всегда адресовано кому-то (собеседнику, партнеру по совместной деятельности, общению и т. д.), одновременно развивается как все более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. («Я думаю…», «Мне хотелось бы сказать…Добавить…», « Я не согласен.., потому что…»…)

Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

Совместная деятельность младших школьников будет эффективной в том случае, если она будет строиться по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей.

В связи с переходом обучения на стандарты второго поколения очень важной является система мониторинга сформированности  предметных компетенций и УУД.

         Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижения  ученика.

Длительность работы

Работа охватывает период с  сентября 2016г.  по  май 2018 г. и разделена на несколько этапов:

-начальный (констатирующий): сентябрь 2016 года -  май 2017 года, предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий;

-основной (формирующий):  сентябрь 2017 года -  декабрь 2017года, предполагает решение проблемы, определение форм, приемов и методов реализации технологии опыта;

-заключительный (контрольный):  январь 2017 – май 2018 года, предполагает диагностику степени сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Результативность опыта

Для выявления уровня  сформированности коммуникативных универсальных  учебных действий была проведена методика Г.А.Цукермана «Рукавички». Цель: выявление коммуникативных компетенций по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. По данной методике было проведено наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами и анализ результата. Все дети, сидящие рядом получили по паре рукавичек (левую и правую). Детям было предложено задание разукрасить рукавички так, чтобы они составили пару. Основная цель, чтобы дети смогли договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Результаты представлены в виде диаграммы.

 Интерпретируя результаты данной методики, было выявлено, что на высоком уровне сформированности коммуникативных компетенций 3 ребенка – 16%(начало года) и 32%(конец года), на среднем уровне 10 детей – 52 %(на начало) и 56( наконец года) и на низком уровне 6 детей – 32% (начало) и  12% (конец года).

Рисунок 1 Результаты методики "Рукавичка" Г.А. Цукермана

Еще одна методика, которая была использована в исследовании также принадлежит Г.А.Цукерману «Узор под диктовку». Цель: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Двоих  детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Результаты показали: что 5 детей- 26,3% имеют низкий уровень(начало года) и 2 ребенка -8 %(конец года), 9 детей – 47,4% имеют средний уровень(начало) и 12 детей 48%(конец) . 5 детей – 26,3% - высокий уровень(начало) и конец года 11 детей – 44%

Рисунок 2 Результаты методики " Узор под диктовку"

 За второй год обучения обучающиеся показали следующее качество знаний:

2 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Качество знаний за год

3 класс 1 четверть

Русский язык

Успев.: 100%

Кач.зн: 46%

100%

50%

100%

50%

100%

54%

100%

50%

100%

54%

Литер.чтение

Успев.:100%

Кач.зн:62%

100%

75%

100%

80%

100%

84%

100%

75%

100%

84%

Математика

Успев.:100%

Кач.зн:42%

100%

54%

100%

54%

100%

62%

100%

54%

96,1%

62%

Окружающий мир

Успев.:100%

Кач.зн:50%

100%

62%

100%

75%

100%

75%

100%

66%

100%

84%

Результат обучения

Успев.:100%

Кач.зн:50%

100%

60%

100%

64%

100%

68%

100%

60%

100%

71%

Участие обучающихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

2016- 2017 год

Год

 Название мероприятия

Уровень

 Результат

2016

Конкурс «Братья наши меньше»

Муниципальный

2 место

2016

Городские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях

Муниципальный

1 место

2016

Городской конкурс «Отец-это звучит гордо»

Муниципальный

Участие

2017

Городской творческий конкурс «Сохраним нашу планету»

Муниципальный

1 место

2017

Конкурс рисунков жд « Победа глазами детей»

Муниципальный

Участие

2017

Музыкальный конкурс «Когда поют солдаты»

школьный

Участие

2017

Поэтический конкурс «И помнит мир спасенный…»

Школьный

1 место

2017

Поэтический конкурс « Строки опаленные войной»

Муниципальный

Участие

2017

Всероссийская неделя мониторинга «Знаника»

Всероссийский

Участие

2017

III Международная олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

Всероссийский

Победители

Вывод: Целенаправленная работа над повышением уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий способствует тому, что обучающиеся с желанием работают в группах, в парах, умеют организовать общение, формулируют  свои мысли сложными синтаксическими конструкциями, не боятся  выступать публично, корректно оценивают выступления одноклассников.

Но сложность работы заключается в том, что дети мало читают, имеют небольшой словарный запас, родители не помогают своим детям в учебе, некоторые дети не ходили в детский сад.

Хочется верить, что занятия в доверительной атмосфере, где может высказать каждый свое мнение, проявить творчество, выстраивать гипотезы, предположения и находить их подтверждение или опровержение, работать в парах, группах -  будут способствовать успешному обучению обучающихся.

  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

 (Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию))

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Результаты представлены на диаграмме:

Узор под диктовку»

 (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами  

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

                                                            Рис. 3

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместнойдеятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;  
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
  • эмоциональноеотношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и  соблюдением правил.  

 К концу обучения младшего школьника в начальной школе определяются следующие  результаты формирования универсальных учебных действий.

К концу 1 класса учащиеся должны:

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Взаимодействовать  в паре.

Во 2 классе:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3 класс

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

К концу 4 класса:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

На данных занятиях с целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на орг.момент часто планирую нестандартное начало:

-назови слова, близкие (противоположные) по значению;

-найди третье (четвертое) лишнее слово (выделяют сходство, различие, что обосновывают связными высказываниями);

-назови слово, поменяв порядок букв;

-объясните значение (заменив одну букву: бочка-точка);

-в каких значениях употребляются одинаково звучащие слова (ключ, коса);

-измени ударение (стрелки, замки). Изменилось ли значение?

-отгадай (составь) загадку, дай развернутое объяснение;

-разгадывание кроссвордов.

Например такие виды работы:

  1.  сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы увидеть разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. (Приложение 3.)  В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета и может присутствовать рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления

  1. Рефлексивные упражнения.

Сталкивание мнений (Какая из сестёр татарской народной сказки «Три дочери» больше всего понравилась вам? Отчего поправился дед Кузьма из сказки К.Паустовского «Стальное колечко»?Кто же такой барон Мюнхаузен из книги«Приключения барона Мюнхаузена» Р.Э.Распе).

Попробуй предположить по названию, о чём будет это произведение? Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка). Беря в руки любой текст, зрелый читатель всегда, хотя иногда и неосознанно, ставит перед собой задачу выделить главное, т.е. понять, ради чего написан этот текст. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Учитель задаёт вопрос: Как вы думаете, о чём или о ком пойдёт речь, судя по названию текста? («Мена» К. Ушинский, «Живая шляпа» А.Носова,  «Телевизионные макароны» О.Кургузов).

Дети выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают.  

3. Составление вопросов по тексту своим товарищам. Ответы на вопросы. Самооцениваниеи оценивание своих товарищей.

4. Речевые упражнения:

а) необычные вопросы. Многие тексты, особенно детские, отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, возможность предугадывать развитие событий. Поэтому первоначальная задача - научить ребёнка видеть такие вопросы:

- давать на них свои ответы;

- удерживать вопросы и ответы в памяти до тех пор, пока не будет найден ответ в тексте, т.е. пока не появится возможность провести самоконтроль.

Предлагаются следующие виды работы:

 - Сейчас ты будешь говорить с текстом. Читай стихотворение по строфам и выполняй задание. 

Многие произведения содержат много вопросов, на которые можно ответить по-разному. Например, читая сказку Н.Носова «Фантазеры», Б. Заходера    «Что красивей всего?» (2 класс)  предлагается отвечать на вопросы, которые есть в самом тексте.

Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
- А ну-ка скажи,
Что красивей всего?

Да, вот так вопрос:
«Что красивей всего?»
Ответить
Я сам не сумел на него.

И вот я решил
Послушать ответы
Других обитателей
Нашей планеты.

Деревья и Травы
Сказали в ответ:
- Да что же прекрасней,
Чем солнечный свет?!

- Да что же прекрасней
Ночной темноты?! -
Откликнулись Совы,
Сычи и Кроты...

- Леса! -
Отвечали мне
Волк и Лиса.
Орел свысока
Процедил:
- Небеса!

- По-моему, море! -
Ответил Дельфин.
- Мой хвост, без сомнения! -
Крикнул Павлин.

Спрошу Мотылька -
Отвечает:
- Цветок! -
Спрошу у Цветка -
Говорит:
- Мотылек! -

Кто славит поля,
Кто - полярные льды,
Кто - горы, кто - степь,
Кто - мерцанье звезды...

А мне показалось,
Что все они правы.
Все: Звери и Птицы,
Деревья и Травы...

И я не ответил,
Увы,
Ничего
На трудный вопрос:
«Что красивей всего?»

А также нарисовать рисунок, что для ребенка является красивей всего и защитить его.

Второй уровень: «Небольшие выступления».

Цель – научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы

  1. Сочинить докучную сказку на современный лад.

Шел по лесу волк. Ничего не мог взять в толк. Посмотрел в GPS  и YES? YES? YES- он стал кричать. Сказку снова рассказать?

Игра «Фантазер»

Цель: развивать фантазию и речевое творчество детей. Учитель предлагает тему, дети должны коллективно придумать интересный рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи, одноклассники.

Только после игры взрослый дает оценку и говорит об ошибках.

На уроках обучения грамоте предлагалась работа по сочинению собственных загадок, стихов, рассказов, небылиц. Эта работа очень нравится детям. Главное - заинтересовать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения

Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....

Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения

В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...

« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»

         Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...

"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"

Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....

Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Представлен материал из обобщения опыта работы по данной теме, в котром содержатся цели и задачи, методы, способы, приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе....