Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему
Представлен материал из обобщения опыта работы по данной теме, в котром содержатся цели и задачи, методы, способы, приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования вызывает противоречие между: необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей и созданием условий для достижения успешности всеми учащимися;
Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект: деятельность педагога по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.
Предмет: разработка методов и приемов развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности.
Цель: научно-педагогическое обоснование системы работы по формированию у младших школьников коммуникативных универсальных действий в учебной деятельности.
Гипотеза: если при обучении младших школьников на уроках литературного чтения систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий у учащихся начальных классов.
Задачи:
1.Выявить сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
2.Провести диагностику развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3.Выявить эффективные методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.
Методы исследования:
1.Теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по коммуникации младших школьников.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, диагностика.
Универсальный характер УУД
Носят метапредметный и надпредметный характер;
Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, и саморазвития личности;
Обеспечивают преемственность всего образовательного процесса;
Лежат в основе организации и регуляции всей деятельности учащегося не зависимо от ее социально-предметного содержания;
Обеспечивают этапы учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Виды УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Подробнее остановимся на коммуникативных.
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения – это
Умение раскрывать тему, основную мысль;
Находить материал к высказыванию;
Систематизировать материал собранный к высказыванию;
Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
Определять авторскую позицию;
Высказывать собственное отношение и –
Учу детей:
Определять основной тезис рассказа.
Выделять вступительную часть.
Обдумывать вывод.
Мною исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.
Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:
Возрастных особенностей группы детей;
Индивидуального развития самого ребёнка;
Личностного развития (рост интересов);
Психологических особенностей деятельности и общения;
Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.
В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:
проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);
проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);
проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).
Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:
Добывать знания в совместном труде;
Создавать зону свободного самообразования;
Учить ребёнка верить в себя;
Углублять и развивать свои творческие способности.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:
игровые приёмы;
занимательный текстовой материал;
задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.
На уроках чтения я стараюсь использовать различные приемы и методы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Методы: работы в парах, метод подражания, метод сотрудничества, метод дидактических игр, метод дискуссии
Приемы: «Человечек», «Вертушка», «Ты мне, я тебе»,
«Ассоциация», «Командно-игровая деятельность».
С целью выявления уровня сформированности коммуникативных УУД была проведена диагностика, которая проводилась дважды: в ноябре и апреле. Детям был предложен текст с тремя заданиями: 1. Озаглавить текст; 2. Разделить текст на части; 3. Озаглавить каждую часть.
Месяц | % | Виды деятельности |
Ноябрь | 60% | Озаглавили текст |
| 60% | Разделили текст на части |
70% | Озаглавили части | |
Апрель | 90% | Озаглавили текст |
70% | Разделили текст на части | |
90% | Озаглавили части |
В результате данного анализа наблюдается положительная динамика уровня сформированности коммуникативных УУД.
На основании проведенного анализа научно-методической литературы по теме исследования, а так же опытно-экспериментального исследования я сделала следующие выводы:
1.Выявила сущность понятия коммуникативные универсальные учебные действия.
2. Провела диагностику развития коммуникативных универсальных учебных действий.
3. Выявила эффективные методы и приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте деятельности;
В результате своего исследования выдвинутая мною гипотеза:
если при обучении младших школьников на уроках литературного чтения систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий у учащихся начальных классов была доказана. Цель и задачи достигнуты.
-умение выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
-умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми;
-оформление своих мыслей в устной и письменной форме с речевой ситуации;
-умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения
Для подготовки выступления...
Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения
Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс....
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения
В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...
« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»
Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...
Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
Этапы работы с текстом на уроках литературного чтения...
"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"
Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....