Задание по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению по теме
Данное задание формирует коммуникативные универсальные действия на уроках чтения с 1 по 4 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примеры заданий по формированию коммуникативных универсальных действий на уроках литературного чтения.
Коммуникация как кооперация.
Инициативное сотрудничество ( проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач).
Прочитай поговорки.
КАК НЕ ХИТРИ, А ПРАВДЫ НЕ ПЕРЕХИТРИШЬ.
ХИТРОСТЬ НА ХИТРОСТЬ НАТАЛКИВАЕТСЯ.
Выскажи предположение. Кто из героев сказки, лисица или тетерев, мог так сказать?
Запиши ответ.____________________________________________________
Обсуди с соседом по парте. Почему тетерев не послушал лисицу?
Назовите вместе как можно больше качеств тетерева.
Тетерев (какой?)__________________________________________________
Договоритесь, кто из вас будет читать за лису, а кто – за тетерева.
Попросите кого-то из одноклассников прочитать слова автора.
Прочитайте сказку по ролям. Послушайте чтение ваших одноклассников.
Оцените. Кто лучше передал характер лисы? Кто лучше передал характер тетерева?
Расскажи. На что ты обращал внимание, когда оценивал чтение товарищей?
Запиши.
1.Скорость чтения ( очень быстро, очень медленно).
2.__________________________________________.
3.__________________________________________.
Ведение диалога в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета.
Прочитай стихотворение про себя.
Урок вежливости.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться.
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!
Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили! ( С.Я.Маршак)
Расскажи, каким правилам вежливости пытались научить медведя.
Запиши эти правила в левый столбик таблицы по образцу.
Правила для медведя | Правила для человека |
В гостях нельзя реветь | |
Обсудите с товарищами в классе и напишите в правый столбик эти правила для людей. Подумай, какие поступки человека говорят о том, что он вежливый. Напиши. _______________________________________________________
Подумай, всегда ли ты поступаешь как вежливый человек.
Вспомни те случаи, когда ты поступал по- другому.
Подумай, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.
Вспомни, какие слова нужно использовать, когда хочешь извиниться, попросить прощения. Напиши эти слова.
Прочитай правила.
Если надо попросить прощения.
1. Важно понять, какими словами или поступками вы обидели собеседника.
2. Не откладывайте извинения, извиняйтесь сразу.
3. Во время извинения вежливо улыбайтесь.
4. Смотрите в глаза тому, перед кем извиняетесь.
5. Говорите чётко и внятно.
6. Извиняйтесь в обществе, этим вы показываете уважение к человеку.
Вспомни, приходилось ли тебе просить прощения.
Выскажи своё мнение. Зачем люди просят прощения? Посчитай. Сколько вежливых слов ты скажешь завтра за весь день?
Подумай. Как изменится твоя жизнь, если ты будешь использовать только вежливые слова? Изменишься ли ты?
Самостоятельный выбор источника информации, использование словарей и справочников, включая компьютер.
Вспомните с товарищем по парте всё, что вы узнали о Москве.
Договоритесь, кто из вас будет корреспондентом, а кто – художником; Кто будет писать короткую заметку о событии в Москве, а кто – готовить иллюстрацию к заметке*.
*Заметка, информация – первая ласточка газетных жанров. Она появилась в первой русской газете «Ведомости», основанной Петром I. Короткие сообщения состояли из 10-20 строк. Самое главное при составлении заметки – это отбор фактов. Нужно отсеивать случайные, мелкие факты и выделять главные, типичные, значительные. Заметка – один из жанров информации, самый простой и доступный каждому начинающему корреспонденту, в ней сообщаются значимые факты, интересные не только самому корреспонденту, но и многим читателям.
Придумайте название вашей заметки.
Обсудите, о каком событии вы обязательно напишите в заметке.
Обсудите, что должно быть в вашей иллюстрации.
Подумайте, хватает ли вам интересных фактов для написания заметки.
Подумайте, где можно найти недостающую информацию:
- в энциклопедии;
- в учебнике;
- в газете;
- в Интернете.
Запишите заметку и подготовьте иллюстрацию к ней.
Коммуникация как взаимодействие.
Построение понятных для партнёра монологических высказываний, выражение своей точки зрения разными способами, в том числе и неречевыми, слушание собеседника.
Прочитай сказку.
Заяц и черепаха.
Однажды заяц и черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну.
Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:
- Спеши не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню.
Пока он так потешался, черепаха, хоть и медленно двигалась, пришла к цели.
Кинулся заяц за нею, да уж поздно.
Бегать то он умел, но не знал, что лёжа на месте и от черепахи можно отстать.
Расскажи. Каким ты представляешь зайца? В своём рассказе постарайся ответить на следующие вопросы:
1. Какое настроение у этого героя?
2. Какой у него характер?
3. Каким обычно изображают зайца в других сказках?
Выскажи предположение. Почему заяц не смог обогнать черепаху?
Расскажи. Предположи. Могла ли эта история произойти на самом деле?
Выдвижение разнообразных предположений (гипотез).
Подумай. А у тебя есть друг? Что бы ты хотел рассказать о своём друге?
Напиши. _____________________________________________________
Предположи. Почему у некоторых людей нет друзей? Назови причины.
Напиши.______________________________________________________
Обсудите с товарищами в классе. Зачем человеку нужны друзья?
Прочитайте пословицы. Объясните. Как вы понимаете эти слова?
НЕТ ДРУГА, ТАК ИЩИ, А НАШЁЛ, ТАК БЕРЕГИ.
ЛЕГКО ДРУЗЕЙ НАЙТИ, ДА ТРУДНО СОХРАНИТЬ.
Аргументирование и обоснование высказанного мнения.
Прочитайте, что думают дети об удаве.
Оля: «Удав – вредное животное, от него нет никакой пользы, а слонёнка очень жалко».
Юра: «Удав – полезное животное. Он нападает только на ослабленных животных».
Петя: «Удав не может не нападать на других животных, он охотится, чтобы жить».
Подумай. С кем из детей ты согласен?
Обсудите с товарищами. Можно ли осуждать удава за то, что он ест слонят и других животных? Почему? Как вы думаете, зачем он это делает?
Напиши вывод.
Удав – полезное животное, так как ____________________________________.
Удав – вредное животное, так как _____________________________________.
Слонёнка жалко, но удав охотится, чтобы ______________________________.
Выступление перед знакомой аудиторией с небольшим сообщением.
Прочитай рассказ.
Кто прав.
Один человек сказал, что он хочет так жить, чтобы враги его боялись.
А другой сказал, что лучше так жить, чтобы враги боялись, а друзья любили.
А третий сказал:
- Лучше так жить, чтобы не было врагов, а чтобы все были друзья.
Объясни. Кого можно назвать другом? Запиши.
Друг_____________________________________________________.
Кого называют врагом? Расскажи. Как ты думаешь, кто из троих героев рассказа прав? Докажи.
Послушай, что об этом думают твои товарищи.
Сравни свой ответ с ответами товарищей. Ваши мнения совпали или нет? Расскажи. Чьи доводы тебе показались более убедительными? Почему?
Коммуникация как условие интериоризации.
Адекватное оценивание своего поведения и поведения окружающих в коммуникации, осуществление взаимоконтроля.
Прочитай отрывок из рассказа соседу по парте.
Дети в роще.
Двое детей – брат и сестра – отправились в школу. Они должны были проходить мимо тенистой рощи.
- Знаешь ли что, - сказал брат сестре. – В школе мы ещё успеем, а …….
Выскажи предположение. Чем мог бы закончиться этот рассказ?
Придумай продолжение рассказа.
Нарисуй иллюстрацию к своему рассказу.
Расскажи свой рассказ в классе. Послушай рассказы одноклассников.
Задай два вопроса по рассказам одноклассникам. Послушай, что тебе ответят.
Попросите учителя прочитать рассказ Константина Дмитриевича Ушинского полностью.
Сравни свой рассказ с рассказом автора. Совпал ли конец твоего рассказа с рассказом автора?
Предвидение разных мнений других людей, аргументирование своей позиции и координирование её с позиции партнёров при выработке общего решения, понимание мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих, их внутреннего мира.
Прочитай сам или послушай, как прочитает начало сказки учитель.
Аля, Кляксич и буква «А».
Аля писала письмо маме. Она очень старалась писать хорошо, но буквы не слушались. Они падали, менялись местами, точно они все друг с другом перессорились. Ну, просто наказание!
Вдруг прямо на середину страницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
- Что с тобой, что случилось? – изумилась Аля.
Буква «А» уселась на строчку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
- Кляксич!
- Ничего не понимаю! – сказала Аля.
- Да Кляксич же! – воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет заменить их всех своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоит жирная клякса – его племянница.
( И.П.Токмакова)
Ты прочитал или послушал текст.
Расскажи. Какой ты представляешь букву «А»?
В своём рассказе постарайся ответить на следующие вопросы:
1. Какое настроение у этой буквы?
2. Какой у неё характер?
3. какие буквы по характеру похожи на букву «А»?
Выскажи предположение. Почему буквы в сказке всё время ссорились?
Подумай и обсуди с товарищами. Как помочь буквам и не обидеть Кляксича?
Расскажи. Предположи. Что в этом рассказе произошло на самом деле? Был ли Кляксич на самом деле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения
Для подготовки выступления...
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения
В данной статье даны методические рекомендации по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения...
« Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения»
Актуальность. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключ...
Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
Этапы работы с текстом на уроках литературного чтения...
"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"
Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....
Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения
Представлен материал из обобщения опыта работы по данной теме, в котром содержатся цели и задачи, методы, способы, приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе....
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.
Основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно - компетентной личности....