"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"
статья по чтению на тему
Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_uud.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их действительно универсального характера.
На мой взгляд первое место среди предметов, формирующих коммуникативные универсальные учебные действия, занимает литературное чтение.
На уроках литературного чтения, с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий, я использую такие формы организации учебного сотрудничества как парная и групповая.
Работа в парах или группах на уроках литературного чтения обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. А именно:
- умение договариваться, находить общее решение практических задач (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
- умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение убеждать, и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Парную и групповую формы организации я начинаю использовать уже в первом классе на заключительном этапе обучения грамоте и на уроках литературного чтения. Если домашнее задание было выучить стихотворение или выразительное чтение текста, то предлагаю ребятам на уроке при проверки поработать в парах: они декламируют стихотворение друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть читает один ученик, а вторую — другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди. Эту работу строго регламентирую при помощи песочных часов. Сначала знакомлю, а затем повторяем привила работы (Б — быстро, П — правильно, Т — тихо, Д — дружно). Если ребята работают очень шумно, звучит сигнал «шумомера» (бубна).
В ходе проверки домашнего задания учащиеся оценивают работу товарища по следующим критериям: способ чтения, правильность, выразительность. После проверки домашнего задания предлагаю назвать имена тех ребят, которые отлично справились с домашним заданием. Эти ребята отвечают у доски.
Очень эффективна групповая работа при прочтении произведений, которые можно читать по ролям. Необходимо предварительно выяснить сколько в рассказе или сказке действующих лиц. Подготовить текст к чтению по ролям. Затем предлагаю образовать группы и распределить между её членами роли. После чего каждая группа выступает, а после каждого выступления звучат аплодисменты. Другие группы оценивают работу своих товарищей.
Для работы в группе со второго класса чаще предлагаются задания, ориентированные на вырабатывание критериев оценивания, выделения этапов решения конкретных задач.
Задание: перечитайте сказку, из предложенных пяти пословиц, выберите ту, которая выражает главную мысль текста.
Организуется коллективная работа по выдвижению критериев оценивания.
Критерии оценивания проверочной работы:
1. Выбрана пословица, содержание которой выражает главную мысль прочитанной сказки.
2. Есть объяснение выбора пословицы.
Группы перечитывают сказки. Выполняют задание. Выступают представители групп. Их работа оценивается другими группами по критериям.
Задание: подготовить чтение «по-взрослому» той части текста, которая написана на листах. Составить партитуру текста. Прочитать текст по партитуре.
Памятка для составления партитуры
1. Подели каждое высказывание на синтагмы (речевые звенья).
2. Обозначь знаком / или // паузы между ними.
3. В каждой синтагме подчеркни ключевые слова.
4. Отметь особую интонацию в конце каждого высказывания.
5. Отметь особую интонацию внутри высказывания.
Группам предлагается дидактический текст, распечатанный на листе бумаги формата А3. Учащиеся в ходе группового обсуждения подчеркивают ключевые слова, расставляют паузы и повышение-понижение интонации. В результате получается несколько вариантов партитуры одной части. Потом класс сравнивает партитуры и в ходе обсуждения составляет эталонную партитуру текста. Затем ребята читают текст по-взрослому, пользуясь эталонной партитурой. Оценивают чтение, пользуясь памяткой для составления партитуры.
Задание: какую работу необходимо выполнить, чтобы прочитать стихотворение выразительно?
В ходе группового обсуждения приходят к выводу, что для выразительного чтения необходимо определить настроение, тон (Звучание голоса, высота голоса.), темп (Это скорость чтения. Темп может быть быстрый, медленный, плавный, ритмичный).
Составляется план работы:
1. Прочитайте строфу.
2. Подчеркните слова-настроения.
3. Определите настроение, тон, темп.
Все группы работают над первой строфой. Обсуждаются результаты деятельности. Выразительное чтение первой строфы.
Затем первая группа работает со второй строфой, вторая — с третье, а третья - с четвертой, пользуясь планом. Выступления представителей групп. Выразительное чтение. Можно провести коллективное чтение стихотворения: по одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы.
На уроках литературного чтения в третьем - четвёртом классах чаще необходимо использовать парные и групповые формы организации учебной деятельности. К десяти годам дети не только способны организовать работу в группе, распределив между собой обязанности или ведя дискуссию, но и готовы к диалогу между группами. Ребята могут выполнять задания, связанные с планированием отдельных этапов урока и проектированием заданий.
Организация группового проекта на уроке литературного чтения по теме «Жанровые особенности басни. Басни И. А. Крылова»
Каждая группа получает для работы следующие материалы:
- текст басни с иллюстрацией;
- ножницы;
- клей;
- фломастер;
- лист для проекта с заданием.
В листе заданий пиктограммой подсказано, что группа должна делать: книжка - «прочитайте», ножницы - «вырежьте и наклейте», ручка - «напишите». Создавая такой проект, учащиеся должны будут в группе прочитать задание и басню, воспринять задание, разделить между собой обязанности для успешного выполнения задания-проекта, а затем готовый проект представить классу.
Вот как выглядит лист для проекта с заданием.
Задание для работы в группе:
1 шаг. Прочитайте басню.
2 шаг. Покажите персонажей басни:
3 шаг. Какие они?
4 шаг. Выделите мораль басни:
5 шаг. Какой недостаток высмеивается в басне?
Литература:
Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. И др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008 г.
Цукерман Г. А. Виды общения в обучении — Томск.: Пеленг, 1993 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....
Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
Этапы работы с текстом на уроках литературного чтения...
Мастер – класс «Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Формирование личностных и коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах...
"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"
Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....
Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в к...
Мастер - класс "Развитие коммуникативных компетенций на уроках литературного чтения в начальных классах
Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ. Что такое критическое мышление? По мнению авторов РКМЧП: «Думать критически означает прояв...
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.
Основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно - компетентной личности....