Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
статья по чтению на тему
Предварительный просмотр:
Статья « Формирование коммуникативных навыков на уроках литературного чтения в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов Телепова Е.В.
За последние несколько лет отношение к чтению и книгам в российском обществе, как и во многих странах мира, изменилось. Чтобы поправить эту ситуацию, в России разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Главная цель программы - развитие грамотности и культуры чтения в России, повышение интеллектуального уровня граждан страны. Сроки реализации программы – 2007-2020 годы.
Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения отразилась и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества, инновационной экономики. Это возможно при условии привития школьникам читательской культуры. Именно читательские умения помогут младшему школьнику самостоятельно приобретать новые знания, а затем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Поэтому одна из главных задач учителя начальных классов: овладение учениками прочного и полноценного навыка чтения. Навык чтения имеет две стороны: смысловую и техническую.
Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.
Смысловая: понимание содержания и смысла прочитанного.
Многие годы больше внимания уделялось технической стороне чтения. При оценке навыка в первую очередь учитывали «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте.
В современной школе школьник должен владеть не только техникой чтения, но и навыками смыслового чтения.
Более того, техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Не случайно федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные цели освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах
Как работать с текстом на уроках чтения в начальной школе? Прежде чем говорить об этом, нужно определиться, какому чтению мы учим?
Во-первых, в начальной школе –это обучение медленному чтению художественного текста, то есть понимание смысла каждого слова, умение задавать вопросы и находить ответы в тексте и анализировать прочитанное.
Во-вторых, ученика нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои. В-третьих, уделять одинаковое внимание и чтению про себя.
Наблюдения позволили выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:
- Интерес к урокам литературного чтения.
- Способность к фантазированию, воображению.
- Проявление смекалки, сообразительности; открытие новых для себя знаний, поиск ответов на вопросы в книгах.
- Проявление радостных эмоций в процессе работы.
- Способность наслаждаться процессом творчества.
- Стремление к оригинальности.
- Проявление самостоятельности в работе.
- Умение преодолевать возникшие трудности.
Обучение такому чтению требует определенного подхода.
Выделяют три этапа работы с текстом : до начала чтения, в процессе чтения и после чтения.
Покажу технологию работы с басней на уроке литературного чтения в классе.
Работа с текстом до чтения
Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
2. Дети читают ключевые слова, которые учитель заранее выписывает из текста на доске. Дети высказывают свои предположения о теме
произведения, героях, развитии действия.
Работа с текстом во время чтения
Цель – достижение понимания текста.
Необходимо соблюдать такую последовательность действий:
1. Дети самостоятельно читают текст про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
2. Чтение вслух по абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям.
3. Затем задается уточняющий вопрос на понимание содержания произведения в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание по частям текста.
4. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: где ошиблись в предположениях о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?
Работа с текстом после чтения
Цель – достижение понимания основной мысли и подтекста.
1. Проблемный вопрос к тексту в целом. Далее беседа, результатом которой должно быть понимание авторского текста.
2. Беседа о смысле заглавия, его связи с темой произведения. Учитель еще раз обращает внимание на иллюстрацию,
какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
3. Рассказ учителя о писателе. Именно после чтения ребенок сможет соотнести информацию о писателе с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, это углубит понимание прочитанного произведения.
4.Творческие задания
В своей практике работу с текстом провожу не только на уроках литературного чтения, но и на уроках внеклассного чтения, окружающего мира, на классных часах.
При чтении художественных произведений дома дети работают с читательскими дневниками (пишут отзыв о прочитанном произведении
Кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить ребенка технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения в начальной школе
Актуальность выбранной темы заключается в том, что, переходя на новую образовательную парадигму, перед каждым учителем ставятся новые задачи – раскрытие субъектных ценностей и смыслов. Эти задач...
"Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения в начальных классах"
Опыт организации парной и групповой работы на уроках литературного чтения на начальной ступени обучения....
Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"
В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе
Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...
Доклад на тему: "Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему: «Формирование и отслеживания общеучебных умений и навыков на уроках литературного чтения в начальной школе» был подготовлен к выступлению на школьном методическом выс...
Статья "Формирование коммуникативной компетенции на уроках литературного чтения"
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в се...
Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.
Основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно - компетентной личности....