программа кружка "Финансовая грамотность"
рабочая программа (4 класс)

 

   1.  Пояснительная записка

  Рабочая программа по финансовой грамотности  для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва,  Вита, 2015.

Направление : обще-интеллектуальное

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin_gram_18-19.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 17имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

Тракторозаводского  района  Волгограда»

Программа курса внеурочной деятельности

  «Финансовая грамотность»

Программа для детей   7-11 лет

Срок реализации   - 1 год

Составитель:

Глезер Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

                                                                                                                  Волгоград 2015г.

   1.  Пояснительная записка

  Рабочая программа по финансовой грамотности  для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва,  Вита, 2015.

Направление : обще-интеллектуальное

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие экономического образа мышления;

- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Новизна программы  кружка  «Финансовая грамотность » состоит в том, что она дополнена новыми

формами работы :

  • Круглый стол ;
  • Тренинг ;
  • Акции

Методами :

  • Поисковый .

Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ  общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.

В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся начальных классов, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики  восприятия детей младшего школьного возраста.

Основной акцент делается на углубление знаний по основам экономической теории , изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях,  овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

Программа кружка осуществляет межпредметную связь с такими предметами базового курса как; окружающий мир, математика.

Цель – создание условий для формирования базовой компетенции учащихся в области финансовой грамотности

Задачи:

-        разработка методических материалов по финансовому просвещению младших школьников;

-        ознакомление учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой финансовых операций;

-        развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

-        формирование информационной культуры школьников;

-        организация социально-значимой деятельности учащихся в свободное время;

          -        популяризация идеи финансовой грамотности в обществе.

 Место курса в учебном плане.

 На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе  начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недель)

В основе практической деятельности лежит выполнение творческих заданий по созданию проектов, презентаций.

Возраст : коллектив родителей и детей (9-11 лет)

Срок реализации : 1 год

Режим работы :  1 раз в неделю по 1 часу.

Формы работы с детьми :

  • Беседа, игра
  • Тренинг.
  • Презентация
  • Проект
  • Соревнования

Методы работы :

  • Наглядный
  • Практический
  • Словесный
  • Поисковый
  • Практический

     3. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи, общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и   реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

 Познавательные.

Обучающийся  научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 Коммуникативные.

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

      Предметные.

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать экономические термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4

Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4

*проводить элементарные финансовые расчеты.

     4. Содержание учебного предмета.

Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении  обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что  свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.  Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.

Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок»,  которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.

Следующая тема  программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.

Следующая тема «Откуда в семье деньги».  В ней рассматриваются следующие  понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Учебно-тематическое планирование программы кружка «Финансовая грамотность»

 на 2018-2019 учебный год

  №

занятия

                       Раздел, тема

Количество часов

Дата

план

факт

всего

Теоретич.

занятий

Практ.

занятия

Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают

 Как появились деньги.

1

1

03.09.18

Как появились деньги.

1

1

10.09.18

Как появились деньги.

1

1

17.09.18

Как появились деньги.

1

1

24.09.18

История монет.

1

1

01.10.18

История монет.

1

1

08.10.18

История монет.

1

1

15.10.18

История монет.

1

1

22.10.18

 Бумажные деньги

1

1

12.11.18

 Бумажные деньги

1

1

19.11.18

 Бумажные деньги

1

1

26.11.18

 Бумажные деньги

1

1

3. 12.18

Безналичные деньги.

1

1

10. 12.18

Безналичные деньги.

1

1

17. 12.18

Безналичные деньги.

1

1

24. 12.18

Безналичные деньги.

1

1

14. 01.19

Валюты.

1

1

21. 01.19

Валюты.

1

1

28. 01.19

Валюты.

1

1

4. 02.19

Валюты.

1

1

11. 02.19

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье

Откуда в семье  берутся деньги.

1

1

18. 02.19

Откуда в семье  берутся деньги.

1

1

25. 02.19

Откуда в семье  берутся деньги.

1

1

4. 03.19

Откуда в семье  берутся деньги.

1

1

11. 03.19

Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать.

На что семья  тратит  деньги.

1

1

18. 03.19

На что семья  тратит  деньги.

1

1

1. 04.19

На что семья  тратит  деньги.

1

1

8. 04.19

На что семья  тратит  деньги.

1

1

15. 04.19

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал.

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

22. 04.19

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

29. 04.19

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

6. 05.19

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

13. 05.19

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

20. 05.19

Как правильно планировать семейный бюджет.

1

27. 05.19

Содержание изучаемого курса

№ темы п/п

Тема/ раздел курса

Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.)

 

  1-4

Экономика – как наука.

Потребности. Виды потребностей

Этика и мораль предпринимательства

Понятие о товаре.

Мини-проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»; «Точный расчет: зачем он нужен»;

«Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?»; «История этикета»; «Составление кодекса чести моего класса»; «Мой речевой этикет».

В тетради для каждого персонажа завести страничку

«Качества героя» для последующего заполнения (после каждой сказки)

 

  5-6

Собственные затраты. Цена и при быль.

Услуги как особый вид деятельности

Рассмотреть, как отражается вопрос о потребностях в сказках, литературных произведениях. Мини-проекты по темам:  «Потребности древнего человека»,  «Потребности наших прабабушек», «Как изменились потребности человека за 100 лет».

Работа в задачнике - рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей» ведется на каждом уроке в соответствии с темами

   

  7-10

Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая и розничная.

Исследовательские  мини-проекты: «История денег»; «История

копейки»; «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки со словами «деньги», «копейка», «рубль», «цена», «торговля».

Викторина по литературным произведениям, которые связаны

с понятиями товарно-денежных отношений

 11-14

Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой.

Интегрированная игра «Открываю свое дело».  Составление бизнес-плана по организации своего предприятия.

Составить таблицу, какие профессии были раньше и есть сейчас, появились недавно

 15-17

Понятие собственности и право  распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор.

Подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и медведь»: понятия «арендатор», «арендодатель», «арендная плата»).

Составление экономических задач  на нахождение арендной платы

 18-21

Первоначальный капитал. Сущность

Кредита. Банковский процент и банковская прибыль.  Отличие капитала от суммы денег.

Мини-проектов: «История банка»; «Как банки повлияли на развитие экономики»; «Банк. Вклады»; «Разновидности банка». Игру «Справочное бюро»

   

 22-24

Производство. Издержки производства. Прибыль производства. Материально-трудовые затраты.

Интерактивная игра «Я открываю производство. Мой бизнес-план».

Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности

   

 25-27

Конкуренция: хорошо это или плохо?

Понятие о монополии.

Урок-игра «Конкуренция: хорошо или плохо», мини-проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы»

 28-29

Банкротство. Акционерная форма капитала

Игра «Аукцион»

 30-31

Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки. Корпорация. Искусственный дефицит.

Мини-проект «Составление контракта»

 32-33

Способы ведения хозяйства

Дискуссия о рациональных способах ведения хозяйства

 

 

    34

КВН «Путь к успеху»

Игра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»

Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...

программа Финансовая грамотность

Программа внеурочной деятельности по формированию основ финансовой грамотности для обучающихся 4 класса. Первый год обучения....

Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)

Программа  является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации дея...

Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  "Финансовая грамотность" для 1-4 классов....

Рабочая программа " Финансовая грамотность"

Рабочая программа для 4 класса....

Рабочая программа "Финансовая грамотность"

Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...

Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....