программа кружка "Финансовая грамотность"
рабочая программа (4 класс)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.
Направление : обще-интеллектуальное
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fin_gram_18-19.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 17имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района Волгограда»
Программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Программа для детей 7-11 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
Глезер Светлана Николаевна,
педагог дополнительного образования
Волгоград 2015г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по финансовой грамотности для 4 класса (в рамках предмета «Математика») составлена на основе авторской программы: Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Учебная программа.2-4 классы. Москва, Вита, 2015.
Направление : обще-интеллектуальное
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Новизна программы кружка «Финансовая грамотность » состоит в том, что она дополнена новыми
формами работы :
- Круглый стол ;
- Тренинг ;
- Акции
Методами :
- Поисковый .
Актуальность предлагаемой программы предопределяется необходимостью экономического образования учащихся в современных условиях становления рыночной экономики. Сегодняшний заказ общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.
В предлагаемой программе материал адаптирован для учащихся начальных классов, с учетом уровня математической, общегуманитарной и психологической подготовки, а также специфики восприятия детей младшего школьного возраста.
Основной акцент делается на углубление знаний по основам экономической теории , изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
Программа кружка осуществляет межпредметную связь с такими предметами базового курса как; окружающий мир, математика.
Цель – создание условий для формирования базовой компетенции учащихся в области финансовой грамотности
Задачи:
- разработка методических материалов по финансовому просвещению младших школьников;
- ознакомление учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой финансовых операций;
- развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
- формирование информационной культуры школьников;
- организация социально-значимой деятельности учащихся в свободное время;
- популяризация идеи финансовой грамотности в обществе.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недель)
В основе практической деятельности лежит выполнение творческих заданий по созданию проектов, презентаций.
Возраст : коллектив родителей и детей (9-11 лет)
Срок реализации : 1 год
Режим работы : 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы работы с детьми :
- Беседа, игра
- Тренинг.
- Презентация
- Проект
- Соревнования
Методы работы :
- Наглядный
- Практический
- Словесный
- Поисковый
- Практический
3. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
*осознание себя как члена семьи, общества и государства;
*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
*понимать цели своих действий;
*составлять простые планы с помощью учителя
*проявлять познавательную и творческую инициативу;
*оценивать правильность выполнения действий;
*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
*составлять текст в устной и письменной формах;
*слушать собеседника и вести диалог;
*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
*понимать и правильно использовать экономические термины;
*иметь представление о роли денег в семье и обществе;
*уметь характеризовать виды и функции денег;
*знать источники доходов и направлений расходов семьи;
*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет4
Определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения4
*проводить элементарные финансовые расчеты.
4. Содержание учебного предмета.
Курс открывается темой «Что такое деньги и откуда они взялись», при изучении которой ребятам впервые предлагается сведения о появлении обмена товарами, о проблемах товарного обмена, о появлении первых денег – товаров с высокой ликвидностью. При этом дети в общих чертах прослеживают, что свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Дети узнают о появлении первых монет и о монетах разных государств.
Изучение курса продолжается в теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок», которая знакомит детей с устройством монет, изобретением бумажных денег, со способами защиты от подделок бумажных денег.
Следующая тема программы «Какие деньги были раньше в России» формирует у учащихся представление о древнерусских товарных деньгах, о происхождении слов «деньги», «рубль», «копейка», о первых русских монетах. Далее изучается тема «Современные деньги России и других стран», в которой дети знакомятся с современными деньгами России, современными деньгами мира, появлением безналичных денег, безналичные деньги как информация на банковских счетах, проведение безналичных расчетов, с функциями банкоматов.
Следующая тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия: деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад, основным источником дохода современного человека является заработная плата, размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты, государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Продолжает изучение курса тема «На что тратятся деньги» Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Многие люди тратят деньги на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Следующая тема для изучения « Как умно управлять своими деньгами» Здесь даются понятия : бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учет доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.
В теме «Как делать сбережения» учащиеся узнают, что если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Учебно-тематическое планирование программы кружка «Финансовая грамотность»
на 2018-2019 учебный год
№ занятия | Раздел, тема | Количество часов | Дата | ||||
план | факт | ||||||
всего | Теоретич. занятий | Практ. занятия | |||||
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают | |||||||
Как появились деньги. | 1 | 1 | 03.09.18 | ||||
Как появились деньги. | 1 | 1 | 10.09.18 | ||||
Как появились деньги. | 1 | 1 | 17.09.18 | ||||
Как появились деньги. | 1 | 1 | 24.09.18 | ||||
История монет. | 1 | 1 | 01.10.18 | ||||
История монет. | 1 | 1 | 08.10.18 | ||||
История монет. | 1 | 1 | 15.10.18 | ||||
История монет. | 1 | 1 | 22.10.18 | ||||
Бумажные деньги | 1 | 1 | 12.11.18 | ||||
Бумажные деньги | 1 | 1 | 19.11.18 | ||||
Бумажные деньги | 1 | 1 | 26.11.18 | ||||
Бумажные деньги | 1 | 1 | 3. 12.18 | ||||
Безналичные деньги. | 1 | 1 | 10. 12.18 | ||||
Безналичные деньги. | 1 | 1 | 17. 12.18 | ||||
Безналичные деньги. | 1 | 1 | 24. 12.18 | ||||
Безналичные деньги. | 1 | 1 | 14. 01.19 | ||||
Валюты. | 1 | 1 | 21. 01.19 | ||||
Валюты. | 1 | 1 | 28. 01.19 | ||||
Валюты. | 1 | 1 | 4. 02.19 | ||||
Валюты. | 1 | 1 | 11. 02.19 | ||||
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье | |||||||
Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 1 | 18. 02.19 | ||||
Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 1 | 25. 02.19 | ||||
Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 1 | 4. 03.19 | ||||
Откуда в семье берутся деньги. | 1 | 1 | 11. 03.19 | ||||
Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. | |||||||
На что семья тратит деньги. | 1 | 1 | 18. 03.19 | ||||
На что семья тратит деньги. | 1 | 1 | 1. 04.19 | ||||
На что семья тратит деньги. | 1 | 1 | 8. 04.19 | ||||
На что семья тратит деньги. | 1 | 1 | 15. 04.19 | ||||
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | |||||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 22. 04.19 | |||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 29. 04.19 | |||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 6. 05.19 | |||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 13. 05.19 | |||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 20. 05.19 | |||||
Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 | 27. 05.19 |
Содержание изучаемого курса
№ темы п/п | Тема/ раздел курса | Возможные виды деятельности (практические работы, экскурсии, проекты и т.п.) |
1-4 | Экономика – как наука. Потребности. Виды потребностей Этика и мораль предпринимательства Понятие о товаре. | Мини-проектная деятельность по темам: «Что мы узнаем из сказок о старинном этикете»; «Точный расчет: зачем он нужен»; «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?»; «История этикета»; «Составление кодекса чести моего класса»; «Мой речевой этикет». В тетради для каждого персонажа завести страничку «Качества героя» для последующего заполнения (после каждой сказки) |
5-6 | Собственные затраты. Цена и при быль. Услуги как особый вид деятельности | Рассмотреть, как отражается вопрос о потребностях в сказках, литературных произведениях. Мини-проекты по темам: «Потребности древнего человека», «Потребности наших прабабушек», «Как изменились потребности человека за 100 лет». Работа в задачнике - рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей» ведется на каждом уроке в соответствии с темами |
7-10 | Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая и розничная. | Исследовательские мини-проекты: «История денег»; «История копейки»; «Что служило деньгами у разных народов», «Пословицы и поговорки со словами «деньги», «копейка», «рубль», «цена», «торговля». Викторина по литературным произведениям, которые связаны с понятиями товарно-денежных отношений |
11-14 | Понятие о посредничестве. Доля посредника. Спрос и предложение. Их соотношение и взаимосвязь с ценой. | Интегрированная игра «Открываю свое дело». Составление бизнес-плана по организации своего предприятия. Составить таблицу, какие профессии были раньше и есть сейчас, появились недавно |
15-17 | Понятие собственности и право распоряжаться ею. Сущность аренды. Арендная плата. Арендный договор. | Подбор отрывков из сказок, где по смыслу отношений могли быть употреблены экономические понятия (например, «Мужик и медведь»: понятия «арендатор», «арендодатель», «арендная плата»). Составление экономических задач на нахождение арендной платы |
18-21 | Первоначальный капитал. Сущность Кредита. Банковский процент и банковская прибыль. Отличие капитала от суммы денег. | Мини-проектов: «История банка»; «Как банки повлияли на развитие экономики»; «Банк. Вклады»; «Разновидности банка». Игру «Справочное бюро» |
22-24 | Производство. Издержки производства. Прибыль производства. Материально-трудовые затраты. | Интерактивная игра «Я открываю производство. Мой бизнес-план». Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности |
25-27 | Конкуренция: хорошо это или плохо? Понятие о монополии. | Урок-игра «Конкуренция: хорошо или плохо», мини-проекты по темам: «Примеры конкурентной борьбы в истории», «Положительные и отрицательные стороны конкурентной борьбы» |
28-29 | Банкротство. Акционерная форма капитала | Игра «Аукцион» |
30-31 | Внешняя торговля. Контракт как способ юридического оформления сделки. Корпорация. Искусственный дефицит. | Мини-проект «Составление контракта» |
32-33 | Способы ведения хозяйства | Дискуссия о рациональных способах ведения хозяйства |
34 | КВН «Путь к успеху» | Игра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная грамотность»
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков, выработка которых является одним из приоритетов общего образовани...
программа Финансовая грамотность
Программа внеурочной деятельности по формированию основ финансовой грамотности для обучающихся 4 класса. Первый год обучения....
Муниципальная инновационная площадка «С Афлатотом к Афлатуну» ( Преемственности в преподавании программы финансовой грамотности между детским садом и школой)
Программа является организационной основой для создания на базе школы муниципальной инновационной площадки. Программа определяет стратегию и механизмы реализации, основные модели организации дея...
Внеурочная программа "Финансовая грамотность" 1-4кл
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Финансовая грамотность" для 1-4 классов....
Рабочая программа " Финансовая грамотность"
Рабочая программа для 4 класса....
Рабочая программа "Финансовая грамотность"
Рабочая программа "Финансовая грамотность" для 1-4 классов...
Рабочая программа "Финансовая грамотность.История денег" 4 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 4 класса. Это дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности....