Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 2 класс | 37.58 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области
«Пошехонская школа – интернат»
Рассмотрена Согласована Утверждена
на МО учителей зам. директора по УР приказом по школе
№ 1 от ___________ ______________ №____от_____________
руководитель МО Чистова Э.В. директор школы
________________ ______________
Яблокова С.Н. Лужина С.А.
Адаптированная рабочая программа
по курсу
«Сенсорное развитие»
2 класс
на 2018-2019 уч. год
составлена учителем Куделиной Ольгой Ивановной
Пошехонье 2018 год
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся второго класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
По данной программе будут обучаться дети с глубокой умственной отсталостью в количестве трех человек. Они уже обучались в школе и программа предназначена для их дальнейшего развития.
Цель программы: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов. Второе направление – обучение использованию специальных
действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Рабочая программа включает следующие разделы:
- «Развитие зрительного восприятия»
- «Развитие слухового восприятия»
- «Развитие кинестетического и кинетического восприятия»
- «Развитие восприятия запаха»
- «Развитие восприятия вкуса»
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Данный принцип наглядно демонстрируется в содержании представленных разделов.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа проводится в групповой форме. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 33 часа в учебном году (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:
- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
−Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
- Знание основных цветов радуги.
− Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Умение составлять предмет из 4—6 частей.
- Способность различать речевые и неречевые звуки.
- Умение соотносить звук с его источником.
- Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Знание частей суток и названий дней недели.
- Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
- Способность узнавать продукт по вкусу.
- Способность различать объект по запаху.
- Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
- Способность согласовывать свои действия и движения.
- Способность опосредовать свою деятельность речью.
Содержание программы
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на форме предмета;
- фиксация внимания на цвете предмета;
- фиксация внимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по форме (круглый, квадратный);
-различение объектов по величине (большой, маленький);
-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);
Раздел 2. Развитие слухового восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
-локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-соотнесение звука с его источником;
-нахождение объектов, одинаковых по звучанию; -различение речевых и неречевых звуков.
Раздел 3. Развитие кинестетического и кинетического восприятия Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых
ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения
человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по
температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
-адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
-согласованность действий и движений разных частей тела; -целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 4. Восприятие вкуса
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий - узнавание продукта по вкусу;
-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Раздел 5. Восприятие запаха
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- адекватная реакция на запахи
- различение объектов по запаху
Ресурсное обеспечение рабочей программы
- Метиева Л.А «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии»; сборник игр и игровых упражнений./ Л.А Метиева; Э. Я. Удалова. – М: Книголюб; 2007-119 с. - (Специальная психология)
- Шалаева Г. П. «Большая книга логических игр». – М: АСТ: СЛОВО, 2011 год-224 с.
- Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушением развития» с 2003 по 2011 годы.
- Гаврина С. Е. «Цвета и оттенки» - ООО Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»
- Выткалова Л. А., Краюшкина П. В. «Развитие пространственных представлений у младших школьников» - Издательство «Учитель», 2009 год.
- Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» - Издательство «Просвещение» Владос, 1994 год.
- Останкова Ю. В. «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе» - Издательство «Учитель», 2008 год-130 с.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». Москва «БУК-МАСТЕР», 1993 год.
- Томилина Т. Зарядка для пальчиков» М: «Просвещение», 2007 год.
Аннотация к рабочей программе по курсу
«Сенсорное развитие »
во 2 классе
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Настоящая дисциплина предусмотрена Базисным учебным планом для учащихся 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида.
2. Цель изучения дисциплины
Развитие и коррекция сенсорной и умственной деятельности, развитие умений и навыков ручной деятельности.
3. Структура дисциплины
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Тактильно - двигательное восприятие. Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
4. Основные образовательные технологии
- практические работы (изготовление аппликаций из различных материалов, лепка, конструирование, графические задания, организация практических действий: штриховка, обводка, рисование по трафарету);
- Игровые технологии (дидактические игры, разыгрывание ситуаций, разрешение проблемных ситуаций, игры на развитие аналитико- синтетической деятельности, обогащения словарного запаса);
- Словесные методы (знакомство с литературными произведениями о временах года, пословицами, поговорками, использование загадок, бесед);
- Здоровье — сберегающие технологии. (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, релаксационные техники, занятия с элементами тренинга, психологические игры и упражнения, физкульт - минутки, гимнастика для глаз, игры на развитие межполушарных взаимодействий)
5. Предметными результатами изучения курса « Сенсорное развитие» являютс:
Учащиеся должны знать:
- основные цвета и оттенки цветов;
- набор эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, куб, шар);
- параметры величины (размер, высота, длина, ширина);
- температурные ощущения (теплый, горячий, холодный);
- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);
- барические ощущений (ощущение тяжести от разных предметов);
- понятия: близко, ближе, далеко, дальше:
- порядок месяцев в году;
Обучающиеся должны уметь:
- точно выполнять целенаправленные действия по инструкции педагога, состоящей из 2-3 звеньев;
- согласовывать (координировать) действия руки и глаза, пальцев и кистей рук, разных частей тела;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать в разных направлениях;
- определять на ощупь и называть:
- объемные предметы с разными свойствами (мягкие, жесткие, гладкие, шершавые);
- формы плоскостных предметов по контуру;
- сравнивать и обозначать словами:
- два три предмета по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина);
- три предмета по весу (тяжелый, средний, легкий);
- составлять:
- целое из частей на разрезном наглядном материале (три четыре детали с разрезами по диагонали);
- различать:
- цвета и оттенки, подбирать оттенки к основным цветам;
- наложение изображения ( 3-4 изображения);
- температуру окружающих предметов и явлений (теплый, горячий, холодный) и обозначать словами температурные ощущения;
- вкусовые качества (сладкое, горькое, сырое, вареное);
- речевые и неречевые звуки;
- мелодии по характеру (веселая, грустная);
- конструировать предметы из геометрических фигур (3-4 детали);
- находить различия двух сходных сюжетных картинок;
- определять:
- отличительные и общие признаки двух предметов;
6. Общая трудоемкость дисциплины:
Программа рассчитана на 33 часов в год, 1 часа в неделю.
7. Форма контроля: тесты, опросники, практические, индивидуальные работы.
8. Составитель: Куделина О.И.
РАСКЛАДКА ЧАСОВ
Наименование разделов и тем
| Количество часов | Практические работы | Экскурсия |
Зрительное восприятие | 16 | 1 | |
Слуховое восприятие | 4 | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | 6 | ||
Восприятие запахов | 3 | 1 | |
Восприятие вкуса | 4 | ||
Итого | 33 |
№ п/п№ п/п | Наименование разделов и тем
| Вид деятельности | Информационное обеспечение, оборудование | Дата | |
I | Зрительное восприятие | 16 | |||
1. | Фиксация взгляда на лице человека | 1 | |||
2. | Знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим. | 1 | Рассматривание картинок, муляжей | С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс Цветные карандаши | |
3. | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева. Закрепление знаний о жёлтом цвете «Солнышко - желтое» | 1 | Рассматривание картинок, муляжей | С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс Цветные карандаши | |
4. | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенном предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). Закрепление знаний о красном «Яблоко – красное», «Красная шапочка» | 1 | Рассматривание картинок, муляжей | С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс Цветные карандаши | |
5. | Прослеживание взглядом за движущимся удаленном объектом. Закрепление знаний о синем цвете: чашка, платье синее | 1 | Рассматривание картинок, муляжей | С. Таврина «Цвета и оттенки» Росмэн-Пресс Цветные карандаши | |
6. | Ориентировка в цвете на уровне сличение. Лото «Цвет» | 1 | Сличение предметов с образцами | Лото «Цвет» | |
7. | Собери разрезную картинку из 2-3 частей | 1 | Работа с раздаточным материалом | Игра «Разрезные картинки» | |
8. | Лото (узнавание предметов по картинке) | 1 | Работа с раздаточным материалом | Игра «Лото» | |
9. | Нахождение двух одинаковых предметов-картинок | 1 | Работа с предметными картинками | Игра «Парные изображения» | |
10. | Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник) | 1 | Работа с геометрическими фигурами | Игра «Обведи фигуру», трафареты | |
11. | Закрепление знаний о круге | 1 | Работа с геометрическими фигурами | Игра «Геометрическое лото» | |
12. | Закрепление знаний о треугольнике | 1 | Практическая работа «Конструирование елочки из треугольников» | Набор треугольников разного размера | |
13. | Закрепление знаний о квадрате | 1 | Рассматривание предметов различных по форме | Игра «Найди форму в предмете» | |
14. | Игра «Угадай чего не стало» | 1 | Запоминание расположения предметов | Предметные картинки, игрушки | |
15. | Игра «Чья тень». Найди тень жирафа, неваляшки… | 1 | Рассматривание картинок | Предметные картинки | |
16. | Игра «Найди свою игрушку» | 1 | Запоминание расположения предметов | Игрушки | |
II | Слуховое восприятие | 4 | |||
1. | Различение речевых и неречевых звуков | 1 | Различение звукоподражаний | Игра «Кто как кричит», «Зоопарк» | |
2. | Нахождение объектов одинаковых по звучанию | 1 | Различение звуков | Игра «Найди пару» | |
3. | Различение речевых звуков | 1 | Узнавание речевых звуков | Игра «Чей голосок» | |
4. | Различение неречевых звуков | 1 | Узнавание неречевых звуков | Игра «Какой звучит инструмент» | |
III. | Кинестетическое и кинетическое развитие | 6 | |||
1. | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений | 1 | Выполнение упражнений по заданию педагога | Игра «Море волнуется раз», «Зеркало» | |
2. | Адекватная реакция на положение частей тела | 1 | Имитация повадок зверей | Игра «Волшебные превращения», «Аист, журавль, лягушка» | |
3. | Играем с предметами | 1 | Обследование предметов | Игра «Прикрепи прищепки», «Подбери крышку» | |
4. | Развитие тактильного восприятия | 1 | Обследование предметов | Игра «Чудесный мешочек» | |
5. | Адекватная реакция на соприкосновение тела с различными видами поверхностей | 1 | Тактильное различение свойств предметов | Игра «Холодно-тепло-горячо», емкости с водой | |
6. | Играем с предметами | 1 | Тактильное различение свойств предметов | Игра «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу», емкости с крупой | |
IV | Восприятие запахов | 3 | |||
1. | Узнай по запаху (яблоко, апельсин, лимон) | 1 | Обследование предметов на запах | Натуральные предметы | |
2. | «Что готовим?» | 1 | Обследование продуктов на запах, экскурсия в столовую | Натуральные продукты | |
3. | Узнай по запаху (туалетное мыло, духи, хвоя) | 1 | Обследование предметов на запах | Натуральные предметы | |
V | Восприятие вкуса | 4 | |||
1. | Знакомство со вкусном – сладкий | 1 | Обследование на вкус | Игра «Узнай по вкусу» | |
2. | Знакомство со вкусном – соленый | 1 | Обследование на вкус | Игра «Узнай по вкусу» | |
3. | Знакомство со вкусном – кислый | 1 | Обследование на вкус | Игра «Узнай по вкусу» | |
4. | Знакомство со вкусном – горький | 1 | Обследование на вкус | Игра «Узнай по вкусу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант...
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 2 класс, II вариант...
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 1 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...
Адаптированная рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» 3 класс
Программа « Сенсорное развитие» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку п...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 7 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" 8 класс
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 4 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность коррекционного курса "Сенсорное развитие" заключается в обогащении чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные...