Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Сенсорное развитие", 1 класс, II вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_1_klass.docx | 63.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Лицей № 2010 имение героя Советского Союза М.П.Судакова»
Рабочая программа учебного курса
«Сенсорное развитие»
1 класс
(II вариант)
Составители:
Методическое объединение
учителей среднего образования
СП-4
Москва – 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основании следующих документов:
1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.
2. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.
5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617).
6. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000)
8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;
9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М. : Просвещение, 2013. – 42с.
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.
Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.
Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. В классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.
Состав подгрупп имеет подвижный характер: одним обучающимся класса необходима индивидуальная коррекция, другие включаются в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Общее количество часов коррекционно-развивающих занятий – 3 часа в неделю, 108 часов в учебный год.
Рабочая программа курса предназначена для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Познание мира и окружающей среды обучающимися с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
Обучающиеся не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Дети неловки, у них все падает, разрушается. Они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Обучающиеся слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в обществе).
Соответствие Государственному образовательному стандарту
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.
В программу включены занятия, способствующие овладению представлениями об окружающем мире. Занятия позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Сконцентрированы усилия в 1 классе на формирование навыков общения в коллективной деятельности как основе новой социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей ему усвоение новой роли (ученик, успешный ученик) и формирующей его новое отношение к среде. Первоначально ведущая деятельность (учебная) появляется в коллективной деятельности. Для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья освоил социальную роль школьника, т.е. овладел учебной деятельностью, необходимо создать условия для коллективного освоения этой деятельностью детьми. Новое социальное окружение становится ситуацией развития личности ребенка. Этому способствует создание проблемных ситуаций, решение которой не возможно только силами ребенка, но возможно в деятельности совместной, которой ребенок еще не владеет. Эта проблемная ситуация принимается, понимается ребенком, он желает найти выход из нее, использует имеющиеся у него возможности.
В программу включены мероприятия, способствующие формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
На занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная "тропа" для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
Планируемые результаты освоения курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающиеся должны знать:
- правила пользования письменными принадлежностями;
- кинезиологические упражнения.
Обучающиеся должны уметь:
- правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- распознавать основные эмоции;
- выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
- составлять предмет из частей.
Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
- названия основных размеров: длина, ширина, высота;
- названия форм предметов;
- цвет – свойство предмета.
Обучающиеся должны уметь:
- выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- классифицировать геометрические фигуры;
- сравнивать предметы по размерам;
- сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
- различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
- различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.
Обучающиеся должны знать:
- название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
- отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;
- названия дней: вчера, сегодня, завтра;
- названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
- названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающиеся должны уметь:
- определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
- определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
- выделять части суток и определять порядок дней недели;
- ориентироваться на поле бумаги;
- определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Раздел определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- составлять предмет из 2—3 частей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
- Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.
- В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- формирования познавательных интересов;
- расширения практического опыта детей;
- привлечение внимания к различным сторонам окружающего мира (что способствует расширению диапазона познавательных интересов).
Для эффективного использования возможностей формирования познавательных интересов организовывается процесс обучения через новые знания, возникающие в результате активной умственной деятельности детей. Деятельность детей направляется на самостоятельный поиск выводов, умозаключений.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:
- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;
- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;
- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.
Основные направления коррекционной работы.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени.
Специфика программы
В программе просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
В программу введена методика М.И. Чистяковой Психогимнастика, направленная на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.
Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
В программу включено обучение расслаблению.
Расслабление по контрасту с напряжением
При обучении детей расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определенным группам мышц (рук, ног, туловища, шеи, лица). Контрастными парами могут быть слова: Твердый - мягкий. Сильный - слабый. Холод - тепло. Сосулька - водичка. Движение - сон. Страх - доверие. Злой - добрый.
Расслабление с фиксацией внимания на дыхании
Почти все динамичные упражнения, игры и танцы заканчиваются расслаблением с фиксацией внимания на дыхании. Ритмичное, замедленное дыхание успокаивает возбужденный ум и помогает глубже расслабиться.
Виды и формы организации учебного процесса.
На занятиях используются разные формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Основные методы программы: словесные, наглядные, практические.
Методы и приёмы технологии обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.
Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:
1. Развитие моторики и графомоторных навыков:
- упражнения с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазание, прыжки, метание);
- игры малой и средней подвижности с элементами основных движений;
- задания, способствующие саморегуляции;
- упражнения для координации разных частей тела;
- игры по развитию тонких движений рук с использованием мелких деталей, сыпучих предметов и т.п.
- упражнения на развитие статистической координации движений пальцев рук;
- упражнения на развитие динамической координации движений пальцев рук;
- упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений рук;
- имитационные игры и упражнения для кистей рук;
- упражнения для расслабления рук;
- развитие графических движений (штриховка, раскрашивание, дорисовывание, рисование и т.п.).
2. Развитие тактильно-двигательного восприятия:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала;
- рисование (пальцами, кусочком ваты, «бумажной кисточкой»);
- игры с мозаикой, конструктором;
- игры с пазлами;
- сортировка мелких предметов (пуговицы, жёлуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
- игры с водой разной температуры;
- игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
- пальчиковая гимнастика с использованием массажа и самомассажа;
- дидактические игры для развития тактильных ощущений;
- упражнения по различению температуры, веса, качества поверхности;
- игры и упражнения, направленные на развитие различных компонентов двигательной сферы.
3. Развитие восприятия формы, величины, цвета предметов:
- игры и упражнения на группировку предметов по форме, на узнавание знакомых форм на рисунке, на определение формы предметов, расположенных в разных ракурсах и др.
- игры и упражнения на сравнение предметов (объектов) по высоте, сравнение плоскостных изображений, сравнение нарисованных предметных изображений, сравнение параметров предметов по представлению;
- игры и упражнения на цветоразличение, умение сопоставлять цвета, их сочетания и оттенки, подбирать необходимые цветовые сочетания, создавать их по собственному замыслу.
Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:
- Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
- Действия по соотнесению предмета с эталоном.
- Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.
- практические упражнения в черчении геометрических фигур;
- работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Содержание коррекционных занятий
Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).
Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.
Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
Восприятие запаха и вкуса.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.) Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Учебно-методическое обеспечение
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.
- Антонова С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
- Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Список литературы
- Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. [Текст] /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/[Н.Н.Малофеев, О.И.Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л.Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.
- Метиева, Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс]/Л.А.Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html
- Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Исследование психомоторики и сенсорных процессов. | 2 |
Развитие психомоторики (28 часов) | ||
2. | Восприятие раздражителей различной модальности. | 12 |
3. | Реагирование на раздражители различной модальности. | 12 |
Коррекция сенсорной сферы (78 часов) | ||
4. | Повторение воздействия раздражителей | 9 |
5. | Узнавание людей, предметов и ситуаций | 9 |
6. | Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам | 12 |
7. | Манипулирование предметами | 10 |
8. | Зрительный контроль | 11 |
9. | Узнавание и понимание функции предметов | 22 |
10. | Итоговая диагностика | 1 |
Всего: 102 часов
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
1. | Исследование психомоторики. | 1 | |||
2. | Исследование сенсорных процессов. | 1 | |||
3. | Игра «Ласковый котенок» | 1 | |||
4. | Игра «Ласковый котенок» | 1 | |||
5. | Игра «Мои игрушки» | 1 | |||
6. | Игра «Мои игрушки» | 1 | |||
7. | Игра «Жучки» | 1 | |||
8. | Игра «Жучки» | 1 | |||
9. | Игра «Море волнуется раз…» | 1 | |||
10. | Игра «Море волнуется раз…» | 1 | |||
11. | Игра «Кот и мыши» | 1 | |||
12. | Игра «Кот и мыши» | 1 | |||
13. | Игра «Лимон-банан» | 1 | |||
14. | Игра «Лимон-банан» | 1 | |||
15. | Игра «В мире запахов» | 1 | |||
16. | Игра «В мире запахов» | 1 | |||
17. | Игра «В мире звуков» | 1 | |||
18. | Игра «Игрушечный концерт» | 1 | |||
19. | Игра «Игрушечный концерт» | 1 | |||
20. | Игра «Звуки в природе» | 1 | |||
21. | Игра «Звуки в природе» | 1 | |||
22. | Игра «В мире звуков» | 1 | |||
23. | Игра «Ближе, дальше» | 1 | |||
24. | Игра «Ближе, дальше» | 1 | |||
25. | Игра «В мире голоса» | 1 | |||
26. | Игра «В мире голоса» | 1 | |||
27. | Игра «Звуки вокруг меня» | 1 | |||
28. | Игра «Что это?» | 1 | |||
29. | Игра «Что это?» | 1 | |||
30. | Игра «Хоровод» | 1 | |||
31. | Игра «Жарко-холодно» | 1 | |||
32. | Игра «Жарко-холодно» | 1 | |||
33. | Игра «Готовим обед» | 1 | |||
34. | Игра «Готовим обед» | 1 | |||
35. | Игра «Мультяшки» | 1 | |||
36. | Игра «Мамочка пришла» | 1 | |||
37. | Игра «Мамочка пришла» | 1 | |||
38. | Игра «Стоп-игра» | 1 | |||
39. | Игра «Стоп-игра» | 1 | |||
40. | Игра «Наши пальчики» | 1 | |||
41. | Игра «Повтори движение» | 1 | |||
42. | Игра «Повтори движение» | 1 | |||
43. | Игра «За чаем» | 1 | |||
44. | Игра «За чаем» | 1 | |||
45. | Игра «Кто пришел к нам в гости» | 1 | |||
46. | Игра «Кто пришел к нам в гости» | 1 | |||
47. | Игра «Выбери игрушку» | 1 | |||
48 | Игра «Выбери игрушку» | 1 | |||
49. | Игра «Что изменилось» | 1 | |||
50. | Игра «Что спряталось» | 1 | |||
51. | Игра «Я и мои игрушки» | 1 | |||
52. | Игра «Золотые рыбки» | 1 | |||
53. | Игра «Золотые рыбки» | 1 | |||
54. | Игра «Поймай меня» | 1 | |||
55. | Игра «Поймай меня» | 1 | |||
56. | Игра «Найди меня» | 1 | |||
57. | Игра «Найди меня» | 1 | |||
58. | Игра «Веселые колокольчики» | 1 | |||
59. | Игра «Ловим бабочек» | 1 | |||
60. | Игра «Ловим бабочек» | 1 | |||
61. | Игра «Прятки с игрушками» | 1 | |||
62. | Игра «Музыкальный калейдоскоп» | 1 | |||
63. | Игра «Робот» | 1 | |||
64. | Игра «Робот» | 1 | |||
65. | Игра «Зеркало» | 1 | |||
66. | Игра «Зеркало» | 1 | |||
67. | Игра «Ветер по морю гуляет» | 1 | |||
68. | Игра «Прятки с игрушками, предметами» | 1 | |||
69. | Игра «Прятки с игрушками, предметами» | 1 | |||
70. | Игра «Наполняем баночки, коробочки» | 1 | |||
71. | Игра «Ожерелье» | 1 | |||
72. | Игра «Ожерелье» | 1 | |||
73 | Игра «Строим заборчик» | 1 | |||
74. | Игра «Строим заборчик» | 1 | |||
75. | Игра «Отгадай кто это?» | 1 | |||
76 | Игра «Мое и чужое» | 1 | |||
77. | Игра «Мое и чужое» | 1 | |||
78. | Игра «Твое и мое» | 1 | |||
79. | Игра «Делаем вместе» | 1 | |||
80. | Игра «Кто к нам пришел?» | 1 | |||
81. | Игра «Кто к нам пришел?» | 1 | |||
82. | Игра «Паровозик» | 1 | |||
83. | Игра «Волшебный мешочек» | 1 | |||
84 | Игра «Волшебный мешочек» | 1 | |||
85 | Игра «В гостях у волшебного платочка» | 1 | |||
86 | Игра «К нам приехал театр» | 1 | |||
87. | Игра «К нам приехал театр» | 1 | |||
88. | Игра «Что мы делали - покажем» | 1 | |||
89. | Игра «Что мы делали - покажем» | 1 | |||
90. | Игра «Сделай так» | 1 | |||
91. | Игра «На пляже» | 1 | |||
92. | Игра «На полянке» | 1 | |||
93. | Игра «Солнечные зайчики» | 1 | |||
94. | Игра «Солнечные зайчики» | 1 | |||
95. | Игра «Подарок» | 1 | |||
96. | Игра «Подарок» | 1 | |||
97. | Игра «Послушная кукла» | 1 | |||
98. | Игра «Мыльные пузыри», «Разноцветный ручеек» | 1 | |||
99. | Игра «Я и мои игрушки» | 1 | |||
100. | Игра «Я и мои игрушки» | 1 | |||
101. | Игра «Повтори за мной» | 1 | |||
102. | Итоговое занятие. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Развитие речи и окружающий природный мир» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью (Уровень начального общего образования) (вариант 6.4)
Цель реализации адаптированной основной программы начального общего образования.АООП образования (вариант 6.4) обучающихся с умственной отсталостью и опорно-дв...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы и формирование коммуникативного поведения" обучающихся с РАС (вариант 8.4)
Программа коррекционно-развивающего курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с РАС в освоении основной образова...
Рабочая программа Чтение и развитие речи ,3 кл. (для детей с у/о Вариант 9.1)
Рабочая программа используется для работы с умственно отсталыми учащимися в 3 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по сенсорному развитию и предметно - практическим действиям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
сенсорное развитие и предметно - практические действия...
Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант"
Рабочая программа "Обслуживающий труд. 6 класс. 2 вариант" предназначена для коррекционных школ....
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие коммуникативного поведения" Вариант 8.1 Первый класс
Формирование культуры речевого общения у школьника - одна из важнейших задачобучения. Обучение обучающихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так ...