Выступление на педагогическом совете
материал
«Системный подход к организации работы по развитию одаренности у детей как ресурс повышения качества образования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд 1
«Системный подход к организации работы по развитию одаренности у детей как ресурс повышения качества образования»
Слайд 2
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка «талантливого ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Слайд 3
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 4
Признаками одарённости является высокая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, высокий уровень интеллектуальных способностей, возможность достижения нестандартных решений.
Слайд 5
Могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной - интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной - лидерская.
Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны педагогов и родителей. Задача педагога - создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст, доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений обучающихся, учета степени сформированности универсальных учебных действий, личностных характеристик.
Слайд 6
По результатам ежегодного мониторинга педагогического процесса в дошкольном отделении можно сделать следующие выводы:
- 31% детей имеют высокий уровень познавательного развития,
- 16% детей имеют высокий уровень речевого развития в старшем дошкольном возрасте,
- 21 % детей – имеют высокий уровень художественно-эстетического развития,
- 25% детей – имеют высокий уровень физического развития.
Одним из методов в начальной школе является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключаются в том, что с их помощью можно охватить всех учеников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В соответствии с требованиями ФГОС в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих учеников, развития их общих, универсальных способностей.
Слайд 7
Для решения этой проблемы учителя применяют такие технологии как:
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологию проблемного обучения;
- метод проектов;
- коллективные способы обучения;
- развивающее обучение.
Слайд 8
Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся);
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Слайд 9
В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей обучающихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, «творческие мастерские». Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.
Для того чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную индивидуальную работу не только на уроке, но и во внеурочное время.
Занятия во внеурочное время по выбору в большей степени позволяют реализовать принцип дифференциации обучения, учесть различные потребности и возможности одаренных детей.
Слайд 10
Вне урока основными формами работы с одаренными детьми в начальной школе являются:
1. Предметные недели.
2. Внеурочная деятельность «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Мастерская речевого творчества», «Народные и подвижные игры», музыкальные занятия, хореография, «Слово и сценическое искусство» и другие внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: фантазирование, воображение, придумывание, сочинительство, поиск дополнительной информации к заданию, используя различные источники.
3. Участие в исследовательской работе и проектной деятельности, как в классе, так и в районе, например, ХХI век. В поисках совершенства», «Человек на Земле» и т.д.
4. Участие во Всероссийских конкурсах, интеллектуальных играх, викторинах, олимпиадах.
5. Составление ученического «портфолио».
Для каждого ребёнка создаются детские «портфолио» - анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.
О жизнеспособности системы работы с одаренными детьми в классе и в школе можно подтвердить только наличием победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, региональных и всероссийских конкурсов, научно-исследовательских работ обучающихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.
Как правило, одаренные ребята имеют неплохие результаты в таких конкурсах, как «Кенгуру», «Русский медвежонок», «ЧИП», «ЭМУ», «Инфознайка», «УНИКУМ», «Человек и природа» и др. И что замечательно учащиеся сами интересуются о дате проводимого конкурса, результатах, что говорит о познавательной их активности. За свои заслуги и победы обучающиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.
Во внеклассной работе важно расширение количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования:
- музыкальные школы;
- спортивные школы;
- художественные школы;
- хоровые студии;
- детские клубы.
Слайд 11
Одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья. Поэтому, развитие одаренного ребенка представляет собой двусторонний процесс: «дом – школа, школа – дом». Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного воспитания и обучения на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере, обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Во время учебного года родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.
Следовательно, одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями.
В связи со всем вышеизложенным, можно сделать вывод, что готовить учащихся и развивать их способности нужно, исходя из разных стратегий организации деятельности, опираясь на различные формы и методы. Большая награда для учителя - знать, что его труд, его идеи оказали благотворное влияние на судьбы учеников.
Слайд 12
Желаю успеха!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Виды одаренности:
Мониторинг педагогического процесса
Принципы работы с одарёнными детьми
Урочная деятельность К ней относятся следующие виды деятельности: - проблемно-развивающее обучение; проектная деятельность; - работа в малых группах, научно-исследовательская деятельность; творческие и нестандартные задания; -игровые технологии (деловые игры и путешествия) ; -информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации; -развитие способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) .
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие индивидуальных способностей во внеурочной деятельности (олимпиады; конкурсы; факультативы; кружки по интересам; индивидуальная работа ; научно-практические конференции; занятия исследовательской деятельностью; творческие мастерские; занятия с «сильными» учащимися; интеллектуальный марафон; участие в олимпиадах и конкурсах; работа по индивидуальным планам) создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...