Аналитический отчет педагогической деятельности
статья
Аналитический отчет педагогической деятельности Даниловой Анны Борисовны, учитель начальных классов МКОУ "Екатерининская СОШ". В отчете представлены результаты педагогической деятельности за 3 года работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analit_otchet_no_2_.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа»,
Третьяковского района, Алтайского края
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности
Даниловой Анны Борисовны,
учителя начальных классов,
первой квалификационной категории.
2019 год
Я, Данилова Анна Борисовна, родилась 08.08.1977 году, в селе Самарка, Рубцовского района, Алтайского края. Образование среднее специальное, в 1996 году закончила Рубцовское педагогическое училище по специальности «Преподавание в начальных классах», с дополнительной специализацией «учитель музыки 5-6 классов».
С 27 августа 1996 года по 25 июня 1998 года работала в Егорьевском детском доме воспитателем.
С 17 августа 1998 года работаю в МКОУ «Екатерининская СОШ», учителем начальных классов.
Стаж педагогической работы - 22 года.
Стаж работы в данном учреждении - 20 лет.
Стаж работы в данной должности - 20 лет.
Имею первую квалификационную категорию.
Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться».
Свою педагогическую деятельность я начала по традиционной системе обучения. С 2008 года освоила преподавание УМК «Перспективная начальная школа», в рамках которой овладела личностно-ориентированной системой обучения.
УМК предполагает сформированное желание каждого школьника выбирать посильные и интересующие его задания и выполнять их творчески – как самостоятельно (в индивидуальной учебной деятельности), так и в условиях коллективной деятельности, используя всевозможные источники информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учёбы, использовать знания в нестандартных ситуациях.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы, загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Целью моей педагогической деятельности является использование современных технологий обучения в условиях внедрения стандартов нового поколения.
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования современных технологий обучения в условиях внедрения стандартов нового поколения.
- овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
В основе реализации данных целей лежит технология системно – деятельностного подхода, которая предполагает ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий.
Уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Чтобы ответить на вопрос, о том, как я реализую программу ФГОСНОО, нужно сказать об уровне сформированности УУД. Я провожу диагностические тесты, по методикам, которые позволяют определить уровень сформированности личностных и познавательных УУД и проследить динамику их развития.
Уровень сформированности УУД на конец года в 1 классе – 81,8% (13 чел базовый уровень и 5 человек повышенный уровень), 4 чел-18,2% не достигли базового уровня (низкий уровень) сформированности УУД.
Во 2 классе уровень сформированности УУД:- 84,5%
На начало 3 класса уровень сформированности УУД – 85,7%
Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.
При подготовке к уроку учитываю реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отбираю совокупность приёмов мотивации, создающих оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.
Материал урока отбираю в соответствии с принципами доступности, логичности, научности, систематичности, последовательности и прочности усвоения. В содержание учебного материала включаю обязательные знания, соответствующие программе, основой которых является учебник, а также материалы научно-популярной литературы.
Для создания положительной мотивации учения и развития познавательной активности учащихся, на своих уроках создаю атмосферу первоначального успеха благодаря дифференцированию заданий по степени сложности и возможности выбора индивидуального темпа обучения в процессе самостоятельной деятельности. Создаю проблемные ситуации разного уровня сложности. На всех уроках учу детей выделять главное в излагаемом материале. При изучении нового материала использую приёмы способствующие развитию памяти, внимания и мышления. Исходя из этого, главной задачей в процессе обучения считаю выработку положительных эмоций, чтобы никто не чувствовал себя обделённым вниманием, чтобы каждый ребёнок смог ответить несколько раз, чтобы он получил поддержку своим усилиям словом, взглядом, прикосновением. Главное я считаю, умение поощрять любознательность, заложенную в каждом ребёнке.
Я считаю, что эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. В учебном процессе я использую весь комплекс средств обучения (демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (рисунки, иллюстрации, муляжи, гербарии, таблицы, стенды, плакаты, учебные датчики, электронный микроскоп, мультимедийный проектор, компьютер), раздаточный материал (карточки — задания, тесты, дидактический материал), игрушки, видео и аудио материал, книжный фонд, методическую литературу, периодические издания «Начальная школа», «Педсовет».
В моей коллекции находятся мультимедийные энциклопедии, электронные пособия, коллекция презентаций по предметам, которые я использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, классные часы, внеурочную занятость детей, создаю презентации.
В процессе своей работы использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектный метод обучения, информационно – коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
№ | Название технологии | Конкретные результаты внедрения (названия программ, пособий, дидактических материалов), отраженные в «портфолио» учителя |
1 | Технология проблемного-диалогического обучения | Главной ценностью применения проблемного обучения в моей работе считаю то, что оно приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни. Изменения, происходящие в моих учениках, указывают на то, что учебные проблемы создают условия, благоприятные для общего развития каждого ребёнка. У учащихся повысился интерес к учёбе; обеспечивается развивающий эффект; создаётся атмосфера сотрудничества; происходит развитие речи, логического мышления; вырабатывается активная позиция детей, раскрывается творческий потенциал школьников. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной динамики качества обучения. |
2 | Метод проектов | Использование метода проектов в моей педагогической практике показало, что у моих учеников ко II классу: - повысился интерес к работе с различными источниками, в т. ч. с Интернет-ресурсами; - они умеют отбирать, сравнивать, анализировать и обобщать разный материал; - умеют самостоятельно проводить исследования (некоторые практические работы по заданной теме) и создавать свои проекты; - устанавливают причинно-следственные связи, строят умозаключения, выражают свою мысль. Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. |
3 | Игровые технологии | Применение игровых технологий способствует активизации познавательной деятельности. Учащиеся, увлечённые игрою, незаметно для себя приобретают определённые знания, умения и навыки. В классе создаётся атмосфера доверия и взаимопонимания, что содействует самовыражению, побуждает ребёнка к диалогу. В результате применения игровых технологий в моём классе повысилась школьная мотивация, у учащихся формируется нормативное поведение, умение следовать определённым правилам. Опыт показывает: удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. А ещё дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. Конечно, нельзя постоянно играть, играть и играть, но игровой момент в несколько секунд даёт желаемый результат быстрее, чем многократное повторение каких-либо правил. При очередном знакомстве с новой игрой у учащихся формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. Игровые технологии сохраняют и укрепляют нравственное, психическое и физическое здоровье моих учащихся. |
4 | Информационно-коммуникативные технологии | Дети с первых дней показа в классе презентаций хотели сами узнать «как там всё само двигается», поэтому стали приносить заготовки, сделанные дома с помощью родителей, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Самые первые работы были сделаны с помощью взрослых: родителей и учителя. Кроме работы над проектами, ребята стали принимать участие в подготовке презентаций к уроку. Обычно в конце урока я сообщаю следующую тему и предлагаю желающим подобрать интересные материалы, подготовить небольшое выступление. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно самих авторов материалов. В этом случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации (пример: «Мое село родное»). Использование ИКТ позволяет мне расширить рамки учебника. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес. Детям очень нравятся электронные динамические паузы, зарядка для глаз - задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Они заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже: я периодически готовлю презентации к родительским собраниям. При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Систематически, почти на всех уроках, использую мультимедийные средства обучения, компьютерные программы, видео, аудио аппаратуры и пр. |
5 | Технология групповой деятельности | Детям очень нравятся такая форма работы. Они с нетерпением ждут таких уроков. Каждый ученик активно включается в процесс усвоения учебного материала. Повышается учебная и познавательная мотивация. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. Улучшается психологический климат в классе. Ученики, общаясь между собой, анализируют проблемы и задачи, находят пути их решения, оказывают помощь своим товарищам. Не все ученики готовы задать вопрос учителю, если ему не понятен материал. При совместной же работе учащиеся выясняют друг у друга всё, что им не понятно. Ученики учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. В процессе такой работы учащиеся учатся сами контролировать не только свою деятельность, но и работу своих товарищей по группе. Высокая активность учащихся, непринуждённость в общении друг с другом, в то же время очень серьёзное отношение к работе каждого члена группы – всё это позволяет видеть эффективность таких уроков. |
Использование данных технологий способствует повышению мотивации учащихся к изучению предметов. Ежегодно, провожу диагностику по выявлению уровня школьной мотивации учащихся. По результатам которой можно сделать вывод о том, что количество учащихся с высоким уровнем школьной мотивации увеличилось, а количество учащихся с положительным отношением к школе и низким уровнем школьной мотивации понизилось.
Кол-во уч. класс | Высокий уровень школьной мотивации | Хороший уровень школьной мотивации | Положительное отношение к школе | Низкий уровень школьной мотивации |
1 класс 22 ученика | 5 | 9 | 6 | 1 |
2 класс 19 учащихся | 5 | 13 | 1 | |
3 класс 19 учащихся | 6 | 12 | 1 |
Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали следующие показатели качества обучения:
Класс | Качество знаний | Успеваемость |
1 (2016-2017) | - | - |
2 (2017-2018) | 58 % | 98,7% |
Русский язык | 47,4 | 94,7 |
Литературное чтение | 68,4 | 100 |
Математика | 47,4 | 94,7 |
Окр. мир | 57,9 | 100 |
Изо. иск | 100 | 100 |
Технология | 100 | 100 |
Музыка | 100 | 100 |
3 (2018-2019 (1 полугодие) | ||
Русский язык | 58 | 100 |
Литературное чтение | 78,9 | 100 |
Математика | 57,9 | 100 |
Окр. мир | 68,4 | 100 |
Изо. иск | 100 | 100 |
Технология | 100 | 100 |
Музыка | 100 | 100 |
Информатика и ИКТ | 52,6 | 100 |
Для повышения качества знаний во 2 и 3 классе по русскому языку и математике с детьми в течение учебного года провожу коррекционную работа. Разрабатываю планы коррекции умений и навыков, ликвидации пробелов в знаниях, развитию УУД, в которых отражаю информацию о проблемах конкретного ученика в изучении предметов. С целью создания эффективных условий для усвоения материала были организованы индивидуальные и групповые занятия со слабоуспевающими школьниками в специально отведённое для этого время. В результате на конец первого полугодия в 3 классе качество знаний по русскому языку повысилось на 11,6%, по математике – 10,5%
Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации педагога. Я убеждена, что учитель перестаёт быть учителем тогда, когда перестаёт учиться сам, накапливать опыт, критически переосмысливать его, дополнять, убирать ненужное, поэтому систематически прохожу курсы профессиональной подготовки.
№ п/п | Дата | Где проходила | Тема | Кол-во часов |
1 | В апреле 2015 года | Научно – методический центр Издательство «Академкнига/Учебник» на базе МКОУ «Егорьевская СОШ», Новоегорьевского района. | Участвовала в образовательном форуме «Федеральный государственный образовательный стандарт: обсуждаем опыт решения инновационных задач» | |
2 | с 25.04.2016 г. по 29.04.2016 г. | КГБУ ДПО АКИПКРО | «Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» | 36 час |
3 | с 15.10.2018 г. по 24.10.2018 г. | ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» | «Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: ключевые особенности и механизмы» | 72 часа |
Изучение методической литературы, передового опыта учителей, новинок методической литературы, посещение уроков коллег, методических мероприятий – вот далеко не полный перечень возможностей, которые стараюсь использовать для повышения квалификации. Моя тема по самообразованию «Формирование УУД младших школьников в свете ФГОС НОО второго поколения».
В рамках ФГОС все учащиеся заняты во внеурочной деятельности различного направления. Мною разработаны для учащихся начальных классов программы по следующим направлениям внеурочной деятельности: научно-исследовательское «Я исследователь», проектная деятельность «Мои первые проекты». Дети представляли свои проекты как на уроках (технологии, ИЗО, окружающем мире), так и в различных выставках, конкурсах творческого характера. Учащиеся моего класса не только активно участвуют в конкурсах различного уровня, но и становятся призерами.
- Например: школьный конкурс рисунков «Здравствуй, осень», «Мир, который нужен мне», «Мир профессий». в игровой программе «Защитники Отечества» и др.
- Районный конкурс «Сибириада» приняли участие 3 ученика, 1–лауреат.
- Школьный конкурс чтецов «Мы помним! Мы гордимся!» 2 ученика - участие.
- Научно исследовательская конференция «Первые шаги в науку» школьный уровень –1 участник.
- Районный конкурс «Пожарная ярмарка», 2 участника из них 1– лауреат.
- Районная олимпиада по предметам «Вместе к успеху» участие 1 ученика.
Достижения учеников, результаты мониторинга фиксирую в портфолио.
Администрация нашей школы понимает необходимость создания условий для более эффективной деятельности учителей и прилагает все необходимые силы и имеющиеся возможности для создания качественной материально-технической базы:
- кабинет оснащен современным оборудованием, что дает возможность использовать в работе электронные презентации, тренажеры и другие программы.
- возможность использования компьютерного класса, кабинета с мультимедийным оборудованием (компьютер, проектор, интерактивная доска).
- возможность выхода в Интернет.
Свою работу, как классный руководитель строю в соответствии с программой воспитательной работы школы. Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить.
В своей практике применяю такую форму взаимодействия с родителями учащихся – как сотрудничество, использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия (родительские собрания, тренинги, индивидуальные и тематические консультации). Родители частые гости на моих открытых уроках, классных часах, праздниках, в походах – экскурсиях. В ходе организации сотрудничества с семьёй происходит совместная постановка целей и коррекция учебных достижений учащихся.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, работа по оформлению классного информационного уголка, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формируют у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
В своей профессиональной деятельности имею тесную связь с коллегами по работе:
- Обмениваемся опытом, методическими разработками, помогаем друг другу в подготовке к различным мероприятиям;
- Провожу мастер - классы и открытые уроки в рамках предметных недель и мероприятий школы (Преемственность обучения младших школьников - для коллег и педагогов детского сада, день открытых дверей - для родителей, для коллег).
- Участвую в конференциях, методических семинарах (районный семинар "ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС").
- Выступаю на заседаниях ШМО учителей начальных классов, на педсоветах ("Преемственность в обучении младшего школьника. Адаптация первоклассников", "Работа со слабоуспевающими учащимися", "Формирование ИКТ компетенций в условиях ФГОС")
- Разработки уроков и внеклассных мероприятий представляю на методических выставках (2012 год -школьная, 2014/2018 год - районная).
- Мои материалы можно посмотреть на страницах школьного сайта, по адресу: htt://оо1444.edu22.info.
- Имею свою личную страничку (https://nsportal.ru/danilova-anna-borisovna)
- Оказываю наставническую помощь молодым учителям начальных классов. В 2018 году была руководителем дипломной практики студентки БГПК, моей бывшей выпускницы Жолнерова Е.А., которая проходила на базе моего класса. Очень радует, что моя бывшая выпускница окончила БГПК с дипломом особого образца и в настоящий момент работает учителем начальных классов и продолжает получать высшее образование.
- Являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов, ко мне обращаются за консультацией по возникшим вопросам, посещают уроки. Я охотно обмениваюсь своим педагогическим опытом и материалами.
Считаю, что творческий рост учителя происходит при общении с коллегами.
В дальнейшем планирую свою деятельность по направлениям:
- Создать условия для приобретения учащимися компетентности, удовлетворяющей современным требованиям процесса обучения и воспитания в стандартах второго поколения, позволяющей выпускнику начальной школы адекватно адаптироваться в средней школе;
- Обновлять и корректировать содержание учебного материала с выходом на практическую направленность, в соответствии с требованиями содержания общего образования.
В перспективе я планирую:
- продолжить работу по изучению и использованию образовательных технологий;
- продолжить работу по теме самообразования;
- активизировать работу по обобщению и распространению педагогического опыта.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути.
Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитическая справка педагогической деятельности
В данном документе отражается анализ своей педагогической деятельности....
Аналитический отчёт педагогической деятельности
Подробный анализ работы учителя для аттестации...
Информационно-аналитический отчет педагогического работника в междуаттестационный период
Здесь вы найдете-Критерий 1 «Знание информационной основы деятельности».-Критерий 2 «Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных техноло...
Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...
Аналитический отчет педагогической деятельности
Педагог систематически реализует в своей трудовой практике современные образовательные технологии в соответствии с ФГОС в учебно-воспитательном процессе и результативно организ...
Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год
Дополнительная информация к аналитическому отчету профессиональной деятельности учителя начальных классов Потемкиной Людмилы Леонидовны за 2017-2021год...