Коррекционная работа с обучающимися воспитанниками. Диагностика тудностей
статья
Формирование познавательных способностей – процесс очень сложный. Несформированные способности ведут к недоразвитию личности.
Коррекция недостатков в развитии способностей ребёнка – важнейшее направление моей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppy_trudnostey.docx | 31.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные группы трудностей при обучении воспитанников с ОВЗ (ЗПР).
Трудности, которые испытывают обучающиеся воспитанники с ОВЗ (ЗПР) при усвоении учебного программного материала по русскому языку, чтению, математике различны и разделены на 3 группы
Связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения. | Обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений. | Связана с недостатками в формировании регуляторного компонента письма, чтения и вычислительных умений; несформированности самоконтроля и саморегуляции |
Диагностика трудностей
Диагностика трудностей, связанных с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения
1-4 класс
Ф.И. обучающегося | Трудности письма | |||||||
Несформ. зрит. – двиг. координац. | Недост. Уровень дифференц.мышечн. усилий | Недост. в развит. микромоторики | Нестаб. графич.Форм по высоте,ширине,наклону | Плохойпочерк | Медленныйтемпписьма | Печатан.букв | Большоенапряж. руки | |
1-4 класс
Ф.И. обучающегося | Трудности чтения | ||
Низкая скорость чтения | Слоговой тип чтения | Низкий уровень понимания читаемого | |
Диагностика трудностей, обусловленная особенностями формирования когнитивного компонента навыка письма, чтения, вычислительных умений
1-4 класс
Ф.И. обучающегося
| Трудности | ||||||||
Замена, пропуск букв, недописывание слов, замена или удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв | Трудности понимания слов, искажение смысла слов | Неправильное чтение похожих по начертанию букв | Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова | Отсутствие устойчивых навыков счёта | Незнание отношений между смежными числами | Трудности перехода из конкретного плана в абстрактный | Неумение решать задачи | тугодумость | |
Диагностика трудностей, связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и математики.
1-4 класс
Ф.И. обучающегося | трудности | ||||
Неумение обнаруживать свои ошибки | Возрастание количества ошибок к концу работы | Выполнение требований учителя в неполном объёме | Трудности в формировании двигательных навыков письма | Медленный темп письма | |
Все эти трудности обусловлены недоразвитием познавательных процессов.
Особенности познавательных процессов школьников с ЗПР.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.
Недостаточность развития мыслительной деятельности у большинства учеников данного класса в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумение выделять существенное и др.
Недостаточное развитие мыслительной деятельности приводит к тому, что ребята испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.
В овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.
У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщённостью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнении устанавливать взаимо-однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.
Особенности познавательной деятельности у учащихся с ЗПР проявляются в недостаточной сформированности внимания. В исследованиях Г.И. Жаренковой убедительно показано, что свойственные детям рассматриваемой категории пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления.
У одних детей моего класса максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания наступает лишь некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.
Недостаточное развитие процессов произвольного внимания являются причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывание слов и предложений, лишних вставок букв, пропуск букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки.
Исходя из выше сказанного, становится ясно, что недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.
Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего, это проявляется в том, что ученики не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
Существе6нным недостатком восприятия является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.
У всех ребят наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.
Недостатки развития памяти проявляются в нечётком запоминании алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо - зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, нечётком запоминании правил правописания, законов, последовательности выполнения задания.
Эти особенности познавательной деятельности препятствуют усвоению ими программного материала.
Из выше сказанного ясно, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащиеся моего класса значительно отличаются от нормально развивающихся школьников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Педагогические приёмы для коррекции недостатков внимания и восприятия.
- учитывать все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекают внимание ребёнка; - речь учителя должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченным к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение;
- использование интересного наглядного материала в начале урока;
- усвоение нового осуществляется на основе известного, т.е. накопленного в памяти;
- все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять:
-наглядный материал должен быть свободен от лишних, не используемых непосредственно на данном уроке деталей;
- предъявление основного и вспомогательного материала должно происходить в оптимальных условиях ;
- класс должен быть хорошо освещен: иллюстрации должны быть достаточно чёткими и крупными;
- не вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся непосредственно к теме данного урока;
- наглядный материал должен сопровождаться подробными словесными комментариями;
- целесообразно время о времени переключать детей на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением, но в то же время, в связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой.
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ (ЗПР).
Формирование познавательных способностей – процесс очень сложный. Несформированные способности ведут к недоразвитию личности.
Коррекция недостатков в развитии способностей ребёнка – важнейшее направление моей работы.
Основная цель коррекционной работы :
-способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.
Основная задача :
-психолого – педагогическая коррекция отклонений в развитии ребёнка на основе создания оптимальных психолого – педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка.
Основные принципы коррекции.
1)Единство коррекции и развития (решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого – педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка).
2)Единство возрастного и индивидуального в развитии (индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития).
3) Единство диагностики и коррекции (задачи коррекционной работы могут быть определены на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития).
4)Деятельностный принцип осуществления коррекции (предполагает проведение коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребёнка в сотрудничестве со взрослым; выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели).
5)Подход к каждому ребёнку как к одарённому.
Коррекция недостатков развития познавательных процессов осуществляется как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Это осуществляется, используя игры, специальные задания и упражнения.
РАЗВИТИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ:
1) Словарный диктант; математический диктант. 2) Комментированное письмо, решение примеров. 3) Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п. 4) Корректурные задания (проводят ежедневно по 5 минут 2 месяца - находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте (цифры), использую любые печатные тексты, старые книги, журналы (задания усложняются, зачёркиваются другие цифры; одновременно отыскиваются две буквы); 5) Чтение текста до заданного выражения. 6) Упражнения, основанные на точном воспроизведении какого – либо образа (задание точно воспроизвести геометрический узор по клеточкам, последовательность букв, цифр).
Игра «Зеркало» (вслед за ведущим повторить его движения).
7) распределение цифр в определённом порядке (например в порядке возрастания от1 до 40 , начиная с верхнего левого квадрата).
12 | 4 | 34 | 11 | 30 |
7 | 31 | 21 | 37 | 2 |
28 | 1 | 16 | 25 | 33 |
40 | 19 | 20 | 39 | 9 |
13 | 35 | 6 | 17 | 24 |
Н | ||||
- Найди слова (в каждом написанном слове нужно отыскать спрятавшееся в нём слово)
Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.
- В бессмысленном наборе букв отыскать слова.
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРРСТУР
- « Лабиринт» (прослеживание взглядом линии от начала до конца).
- «Найди отличия».
УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.
- Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются)
- Игра « Ищи безостановочно» (увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета).
ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ.
- « Каждой руке - своё дело» (левой рукой перелистывать книгу, а правой чертить геометрическую фигуру или решать несложные примеры).
- Счёт с помехой (называют цифры от 1 до 20, одновременно записывают их на листе в обратном порядке).
- Чтение с помехой (читают и одновременно выстукивают ритм).
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ.
- Работа по образцу, работа с опорой на зрительный образ (рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узора по клеточкам).
- Воспроизвести по памяти сюжетную картинку.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.
- Читают ребёнку набор слов, которые можно разделить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и.т.д.), а потом просят назвать слова, которые они запомнили.
- Выделить главное в тексте (создание опорных схем).
- чтение рассказа;
- выделение главных мыслей по ходу чтения;
- составление короткого рассказа, используя основные мысли.
3) Составление плана.
РАЗВИИЕ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.
- Предметно – орудийная деятельность (работа с конструктором).
- Задания со спичками (выложить фигуру из определённого числа спичек), работа с ножницами.
РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.
- Рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструктором.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
- «Четвёртый лишний» (исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трёх).
- Придумывание недостающих частей рассказа.
- Загадки, логические задачи, головоломки.
- Составление предложений (наугад берут три слова «озеро, карандаш, медведь»).
- Исключение лишнего (собака, помидор, солнце).
- Поиск аналогов (вертолёт – птица, бабочка; вертолёт – поезд, автобус.)
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.
- Незаконченные фигуры.
- Составление рассказа с использованием определённых слов (девочка, девочка, птица; ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.)
- Волшебные кляксы.
- Завершение рассказа.
Список литературы.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб.заведений /И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под. ред. И.В. Дубровиной. – 2 – е изд. – М.; Издательский центр «Академия»,1999.
- Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей – 2 – е издание; под. ред. В.И. Лубовского; Смоленск,1994.
- Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – изд.. 3 – е, перераб. И доп. – М.: «ось – 89», 2003.
- Журнал «Начальная школа», 1999, № 2.
- Журнал «Начальная школа», 2003, № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»
Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.
Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.Направление: Работа с неуспевающими детьми над повышением интенсивности учебной деятельностиПояснен...
Презентация "Формы коррекционной работы с обучающимися"
В презентации представлены различные формы коррекционной работы с обучающимися, даны методические рекомендации организации коррекционной работы на каждом тапе урока......
Коррекционная работа с обучающимся,имеющими низкий уровень воспитанности .Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нефтеюганская школа для обучающихся с ог
Коррекционная работа с обучающимся, ...
Коррекционная работа с обучающимся, имеющими низкий уровень воспитанности.
Коррекционная работа с обучающимся, ...
Взаимодействие педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися
Подробнее мы остановимся на такой новой, современной форме работы как тренинг коррекции Детско-Родительских отношений....
Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися
Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...