Коррекционная работа с обучающимися воспитанниками. Диагностика тудностей
статья

Суманева Вера Васильевна

   Формирование познавательных способностей – процесс очень сложный. Несформированные способности ведут к недоразвитию личности.

   Коррекция недостатков в развитии способностей ребёнка – важнейшее направление моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppy_trudnostey.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

Основные группы трудностей при обучении воспитанников  с ОВЗ (ЗПР).

Трудности, которые испытывают обучающиеся воспитанники с ОВЗ (ЗПР) при усвоении учебного программного материала по русскому языку, чтению, математике различны и  разделены на 3 группы

Связана с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения.

Обусловлена особенностями формирования когнитивного компонента навыков письма, чтения и вычислительных умений.

Связана с недостатками в формировании регуляторного компонента письма, чтения и вычислительных умений; несформированности самоконтроля и саморегуляции

Диагностика трудностей

Диагностика трудностей, связанных с недостатками формирования сложных по структуре и многоуровневых по организации двигательных навыков письма и чтения

1-4 класс

Ф.И. обучающегося

Трудности письма

Несформ. зрит. – двиг.        координац.

Недост. Уровень дифференц.мышечн. усилий

Недост. в  развит. микромоторики

Нестаб. графич.Форм по высоте,ширине,наклону

Плохойпочерк

Медленныйтемпписьма

Печатан.букв

Большоенапряж. руки

1-4 класс

Ф.И. обучающегося

Трудности    чтения

Низкая скорость

чтения

Слоговой тип чтения

Низкий уровень

понимания читаемого

Диагностика трудностей, обусловленная особенностями формирования когнитивного компонента навыка письма, чтения, вычислительных умений

1-4 класс

 

Ф.И. обучающегося

       

         

                                                     Трудности

Замена, пропуск

букв, недописывание слов, замена или удвоение слогов, количественные ошибки при написании букв

Трудности понимания слов, искажение смысла слов

Неправильное чтение похожих по начертанию букв

Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова

Отсутствие устойчивых навыков счёта

Незнание отношений между смежными числами

Трудности перехода из конкретного плана в абстрактный

Неумение решать задачи

тугодумость

Диагностика трудностей, связана с недостатками в формировании регуляторного компонента навыков письма, чтения и математики.

1-4 класс

Ф.И. обучающегося

трудности

Неумение обнаруживать свои ошибки

Возрастание количества ошибок к концу работы

Выполнение требований учителя в неполном объёме

Трудности в формировании двигательных навыков письма

Медленный темп письма

Все эти трудности обусловлены недоразвитием познавательных процессов.

Особенности познавательных процессов школьников с ЗПР.

 Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в несформированности таких операций, как  анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления.

    Недостаточность развития мыслительной деятельности  у большинства  учеников данного класса в целом проявляется в искажениях смысла слов, непонимании переносного смысла слов и фраз, склонности к дословному пересказу текста, в затруднениях при употреблении заглавной буквы, неумение выделять существенное и др.

   Недостаточное развитие мыслительной деятельности приводит к тому, что ребята испытывают трудности в формировании правил на основе анализа нескольких примеров, плохо запоминают схемы рассуждения при решении типовых задач. В основе этих затруднений лежит недостаточность такой мыслительной операции, как обобщение.

    В овладении математическим материалом существенное значение приобретает умение сравнивать.

     У слабоуспевающих школьников такое умение часто не характеризуется обобщённостью: ученик умеет сравнивать предметы, но не умеет сравнивать математические выражения, не умеет при сравнении устанавливать взаимо-однозначные соответствия. Операция сравнения лежит в основе классификации явлений и их систематизации; на основе сравнения  формируются понятия равенства и неравенства, понятия о геометрических фигурах и др.

    Особенности  познавательной деятельности у учащихся с ЗПР проявляются в недостаточной  сформированности  внимания. В исследованиях Г.И. Жаренковой убедительно показано, что свойственные  детям рассматриваемой категории пониженная работоспособность и неустойчивость внимания имеют разные формы индивидуального проявления.

    У одних детей моего класса максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы; у других сосредоточение внимания  наступает лишь некоторого периода деятельности; у третьих отмечаются периодические колебания внимания, и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

   Недостаточное развитие процессов произвольного внимания являются  причиной многих видов трудностей при обучении русскому языку и чтению: недописывание слов и предложений, лишних вставок букв, пропуск букв при списывании, перестановок слогов в словах, при чтении «потеря» строки, повторное считывание той же строчки.

    Исходя из выше сказанного, становится ясно, что недостатки внимания отрицательно сказываются на процессах восприятия.

     Многие дети испытывают трудности в процессе восприятия. Прежде всего,  это проявляется в том, что ученики не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

    Существе6нным недостатком восприятия является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.

     У всех  ребят наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного.

    Недостатки развития памяти проявляются в нечётком запоминании алфавита, в плохом запоминании прозы и стихотворений, ограниченном словарном запасе, плохом запоминании слухо - зрительно- двигательных образов отдельных букв и слов, нечётком запоминании правил правописания,  законов, последовательности выполнения задания.

    Эти особенности познавательной деятельности препятствуют усвоению ими программного материала.

   Из выше сказанного ясно, что  по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы учащиеся моего  класса  значительно отличаются от нормально развивающихся школьников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Педагогические приёмы для коррекции недостатков внимания и восприятия.

-   учитывать все  раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекают внимание ребёнка;                                                                  -  речь учителя должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченным к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение;

- использование интересного наглядного материала в начале урока;

- усвоение нового осуществляется на основе известного, т.е. накопленного в памяти;

- все сообщаемые сведения следует неоднократно повторять:

-наглядный материал должен быть свободен от лишних, не используемых непосредственно на данном уроке деталей;

- предъявление основного и вспомогательного материала  должно происходить  в оптимальных условиях ;

- класс должен быть хорошо освещен: иллюстрации должны быть достаточно чёткими и крупными;

- не вывешивать на стенах класса наглядные пособия, плакаты, панно, которые не относятся непосредственно к теме данного урока;

- наглядный материал должен сопровождаться подробными словесными комментариями;

- целесообразно время о времени переключать детей на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением, но в то же время, в связи с недостаточностью такого свойства внимания, как переключаемость, смена видов деятельности не должна быть слишком частой.

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися  с ОВЗ (ЗПР).

   Формирование познавательных способностей – процесс очень сложный. Несформированные способности  ведут к недоразвитию личности.

   Коррекция недостатков в развитии способностей ребёнка – важнейшее направление моей работы.

Основная цель коррекционной работы :

-способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.

Основная задача :

-психолого педагогическая коррекция отклонений в развитии ребёнка на основе создания оптимальных психолого – педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребёнка.

   

Основные принципы коррекции.

 1)Единство коррекции и развития (решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого – педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребёнка).

2)Единство возрастного и индивидуального в  развитии (индивидуальный подход к ребёнку в контексте его возрастного развития).

3) Единство диагностики и коррекции (задачи коррекционной работы могут быть определены на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития).

4)Деятельностный принцип осуществления коррекции (предполагает проведение коррекционной работы  через организацию соответствующих видов деятельности самого ребёнка в сотрудничестве со взрослым; выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели). 

5)Подход к каждому ребёнку как  к одарённому.

Коррекция недостатков развития познавательных процессов осуществляется как на уроках, так и на групповых индивидуальных занятиях общеразвивающей и предметной направленности. Это осуществляется, используя игры, специальные задания и упражнения.

 

 РАЗВИТИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ СПОСОБСТВУЮТ:

1)  Словарный диктант; математический диктант.                                                        2)  Комментированное письмо, решение примеров.                                                 3)  Обнаружение ошибок в тексте, в решении примеров, уравнений и.т.п.                     4)  Корректурные задания (проводят ежедневно по 5 минут 2 месяца                         -  находить  и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте (цифры), использую    любые печатные тексты, старые книги, журналы (задания усложняются, зачёркиваются другие цифры; одновременно отыскиваются две буквы);                                                                                                                                 5) Чтение текста до заданного выражения.                                                                 6)  Упражнения, основанные на точном воспроизведении какого – либо образа (задание точно воспроизвести геометрический узор по клеточкам, последовательность букв, цифр).

     Игра «Зеркало» (вслед за ведущим повторить его движения).

7) распределение цифр в определённом порядке (например в порядке возрастания от1 до 40 , начиная с верхнего левого квадрата).

12

4

34

11

30

 7

31

21

37

2

28

1

16

25

33

40

19

20

39

9

13

35

6

17

24

 

Н

  1. Найди слова (в каждом написанном слове нужно отыскать спрятавшееся в нём слово)

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок.

  1. В бессмысленном наборе букв  отыскать слова.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЬМЩЮСАЭЕЫМЯЧ

       ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРРСТУР 

  1. « Лабиринт» (прослеживание взглядом линии от начала  до конца).
  2. «Найди отличия».

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЁМА ВНИМАНИЯ И КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

  1. Игра «Заметь всё» (раскладываются предметы или картинки, а потом закрываются)
  2. Игра « Ищи безостановочно» (увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета).

           ТРЕНИРОВКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

  1. « Каждой руке - своё дело» (левой рукой перелистывать книгу, а правой чертить геометрическую фигуру или решать несложные примеры).
  2. Счёт с помехой (называют цифры от 1 до 20, одновременно записывают их на листе в обратном порядке).
  3. Чтение с помехой (читают и одновременно выстукивают ритм).

            РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО – МОТОРНОЙ И  СЛУХОВОЙ  ПАМЯТИ.

  1. Работа по образцу, работа с опорой на зрительный образ (рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узора по клеточкам).
  2. Воспроизвести по памяти сюжетную картинку.

                          РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

  1. Читают ребёнку набор слов, которые можно разделить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и.т.д.), а потом просят назвать слова, которые они запомнили.
  2. Выделить главное в тексте (создание опорных схем).

- чтение рассказа;

- выделение главных мыслей по ходу чтения;

- составление короткого рассказа, используя основные мысли.

       3)  Составление плана.

               РАЗВИИЕ НАГЛЯДНО – ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. Предметно – орудийная деятельность (работа с конструктором).
  2. Задания со спичками (выложить фигуру из определённого числа спичек), работа с ножницами.

                    РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. Рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструктором.

                              РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

  1. «Четвёртый лишний» (исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трёх).
  2. Придумывание недостающих частей рассказа.
  3. Загадки, логические задачи, головоломки.
  4. Составление предложений (наугад берут три слова «озеро, карандаш, медведь»).
  5. Исключение лишнего (собака, помидор, солнце).
  6. Поиск аналогов (вертолёт – птица, бабочка; вертолёт – поезд, автобус.)

                                  РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

  1. Незаконченные фигуры.
  2. Составление рассказа с использованием определённых слов (девочка, девочка, птица; ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.)
  3. Волшебные кляксы.
  4. Завершение рассказа.

                                       

                      Список литературы.

  1. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. Пособие для студ. средн. пед. учеб.заведений /И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под. ред. И.В. Дубровиной. – 2 – е изд. – М.; Издательский центр «Академия»,1999.

  1. Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей – 2 – е издание; под. ред. В.И. Лубовского; Смоленск,1994.

  1. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты: Методическое пособие для учителей классов коррекционно – развивающего обучения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

  1. Развитие познавательных  способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

  1. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – изд.. 3 – е, перераб. И доп. – М.: «ось – 89», 2003.

  1. Журнал «Начальная школа», 1999, № 2.

  1. Журнал «Начальная школа», 2003, № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...

Карта индивидуальной коррекционной работы с обучающимися. Образцы карт.

Карта индивидуальной  коррекционной  работы с обучающимися. Образцы карт.Направление:  Работа с неуспевающими детьми  над повышением интенсивности  учебной деятельностиПояснен...

Презентация "Формы коррекционной работы с обучающимися"

В презентации представлены различные формы коррекционной работы с обучающимися, даны методические рекомендации организации коррекционной работы на каждом тапе урока......

Коррекционная работа с обучающимся, имеющими низкий уровень воспитанности.

                      Коррекционная работа с обучающимся, ...

Взаимодействие педагога-психолога и родителей в процессе коррекционной работы с обучающимися

Подробнее мы остановимся на такой новой, современной форме работы как тренинг коррекции Детско-Родительских отношений....

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...