Воспитательная система класса
материал на тему

Загирбекова Сапият Исмаиловна

Выступление-отчет о системе воспитательной работы с классом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательная система25.67 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

из опыта воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса

МКОУ СОШ п.Красный Маныч Туркменского района СК

Загирбекова Сапият Исмаиловна.

Могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, - это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда была моя семья. Без них я не смогла бы состояться как личность, как  классный руководитель.

Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель.

Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения и воспитания становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Считаю, что это поможет мне в непосредственной организации воспитательного процесса,  предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

Задачи программы воспитания:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, нравственные устои.
  2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
  1. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  1. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
  2. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

В результате моей воспитательной деятельности я ставлю цель  формировать у детей навыки самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Для меня, как для классного руководителя, деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой. Поэтому выделяю в свое работе с классным коллективом следующие ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

Считаю, что в общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:

  1. умение выслушивать его до конца;
  2. не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  3. открытость учащихся.

В моей работе с учащимися отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Чтобы реализовать в своей практике все вышесказанное, я постаралась «запустить» его как «связующий крепкий мостик» для перехода моих малышей через «бурную горную реку» воспитательной системы образовательного учреждения МКОУ СОШ № 13 п.Красный Маныч - «Школа – наш общий дом». Считаю, что моим воспитанникам легко покорятся такие «потоки» воспитательной программы, как:

  • «И Гражданином быть обязан!»
  • «Возвращение к истокам!»
  • «Я познаю мир!»
  • «Сделай мир добрее!»
  • «Познай себя!»
  • «Культура здорового и безопасного образа жизни»

«И Гражданином быть обязан!» ценностно-смысловая компетенция

Цель этого направления – развитие гражданского самосознания. Работая по этому направлению, знакомлю детей с понятиями – страна, Родина, малая   Родина; на тематических классных часах вместе с ребятами пытаемся дать свое определение понятиям «гражданская идентичность» и «патриотизм».

Большое впечатление на детей произвел классный час "День солидарности в борьбе с терроризмом" (годовщина трагических событий в г. Беслан). Ребята очень много рассказывали своим родителям об этом страшном событии.

Много говорим о том, что такое интернационализм, дружба народов – что это такое и как они  проявляются в нашей повседневной жизни. Ведь в нашей школе учатся, а самое главное, дружат друг с другом ребята многих национальностей Немаловажным считаю дать своим ребятам понятие закона и законности, познакомить с основными  правами и  обязанностями гражданина. К нам в класс приходили интересные гости: представители пожарников, инспектор ПДН.Проводятся классные часы, в которых рассказывается о правилах дорожного движения и ответственности за их несоблюдения: Каждый месяц обязательно проводятся профилактические классные часы по ПДД. ". Эти мероприятия помогают детям оценить обстановку и принять верное решение в той или иной ситуации.

Считаю важным аспектом направления воспитательной работы «И Гражданином быть обязан!» - воспитывать сознание своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества. В этом мне помогают традиционные классные часы и общешкольные мероприятия. Долгожданным событием всегда бывает празднование "Дня Именинника". Ребята ждут этого события с нетерпением, тем более, что они получают символические подарки в виде книг, невероятных приключений на празднике.

Эти и другие мероприятия стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в моих ребятах дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли.

Они учатся быть настоящими гражданами своей малой родины, Российской Федерации

«Возвращение к истокам!» - общекультурная компетенция

   Не менее актуальным и значимым является направление воспитательной работы "Возвращение к истокам".  Здесь я знакомлю детей с обычаями народов, проживающих в нашем селе, крае; с народными, праздниками; помогаю освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа; осознать глубинные связи поколений, знать свои  корни, свои истоки. 

 «Я познаю мир!» - учебно-познавательная компетенция

Реализация данной компетенции на практике помогает моим воспитанникам самостоятельно добывать знания;. Я всячески стараюсь привить своим ученикам любовь к учебе. В классе организуются конкурсы по сказкам, интеллектуальные марафоны позволяют учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Так они мне помогают в подобрать материал для проведения праздников совместно проводимых с родителями. Дети готовят увлекательнейшие материалы для проведения классных часов,  конкурсов, викторин, семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию.

Проведение нестандартных уроков и классных часов помогает раскрепостить ребят, сплотить и просто порадовать. Так мы проводили классный час             « Дружба».

А какой успех произвел классный час "Научные забавы", посвященный истории российской науки. Я старалась показать ребятам, что наука - это не скучное занятие, а очень интересное направление. Результат – удивленные глазки ребят и мотивация на учебу обеспечена! Проводя этот классный час  я использовала материалы с детской инциклопедии. Дети и до сих пор просматривают их, стараются чем – то удивить друг друга , рассказать что – то новое.

«Сделай мир добрее!» - социально-трудовая компетенция

Это направление воспитательной работы помогает ребятам стать добрыми и толерантными.

«Познай себя!» коммуникативная компетентность

Каждый человек должен знать, что он часть живой природы, личность, член общества. Работая в этом направлении, я хочу помочь ребенку понять – кто он и зачем; открыть и развить свои способности и возможности; приучать к здоровому образу жизни; учить  искусству общения с окружающими, с друзьями, учителями; учить  бережному отношению  к миру вещей; дать основные понятия культуры поведения.

С развитием моего классного коллектива совершенствуется и самоуправление. Игровая программа деятельности младших школьников по самоуправлению называется город «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», наш дружный класс. Это практическое воплощение воспитательной системы класса, образа классного коллектива и жизнедеятельности в нем, привлекательного и интересного для всех членов классного коллектива. Начальная школа - это время, когда формируется школьная мотивация, закладываются базовые знания, умения и навыки, как в учебной деятельности, так и системе взаимоотношений, приобретается и накапливается необходимый социальный опыт, опыт самоорганизации и саморегуляции. Все это в младшем школьном возрасте приобретается через игровую деятельность. С помощью игры, как наиболее близкого вида деятельности в данном возрасте, возможно создание положительного психологического климата в коллективе, поддержание хорошей мотивации к учёбе, к школе, снижение школьной тревожности, установление положительных межличностных отношений. Поэтому мною и была предпринята попытка создания такого игрового пространства (городка). Каждое своё мероприятие я стараюсь начать с загадки, кроссворда или стихотворения. Есть большой смысл организовать жизнь детей таким образом, чтобы они постоянно неискусственно вступали в реальные отношения, учились видеть за каждым предметом и поступком человека с его ценностями, чтобы учились мыслить и рассуждать, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них.

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Считаю, что мои ребята должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. В нашем городе живут те, кому интересно творить, взрослеть каждый день, учиться общению… 

  • В первом классе использовалась простейшая форма самоуправления. Дети выбирали себе поручения. Я разъясняла детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями. Это конечно  всё  хорошо. Но дети взрослеют и такого вида деятельности им уже недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного.
  • Со второго класса у нас расширились службы. Службы - это микрогруппы городаДля того, чтобы принимало участие большее количество учеников, предлагаю детям несколько постоянных служб.
  • Служба образования и всезнаек
  • Служба труда, чистоты и порядка
  • Служба досуга и добрых дел
  • Служба спорта, физкультуры и здоровья

Служба образования и всезнаек

  • Помогает организовать познавательную внеучебную деятельность (интересные логические задания на переменках);
  • Организует оказание помощи в учебной деятельности, взаимопроверка;

Служба труда, чистоты, порядка

  • Организует и следит за качеством дежурства в городе и в столовой;
  • Проводит рейды порядка и чистоты в «домиках» - это полки с нашим творчеством материалом.

Служба досуга и добрых дел

  • Помогает организовывать подвижные игры на прогулке;
  • Помогает организовывать настольные игры.

Служба спорта и физкультуры и здоровья

  • Помогает организовать спортивную деятельность;
  • Отвечает за порядок в спортивном зале и на с/площадке;
  • Готовит команду из жителей к спортивным мероприятиям;
  • Помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, физминутки;
  • Проверяет чистоту рук, ногтей, наличие носового платка.

Руководит органами самоуправления Мудрый Энергичный Руководитель = М Э Р. У каждой службы есть свои обязанности (все они прописаны в уголке класса. Вместе проводим анализ работы за прошлый месяц: что получилось, что нет. Какое мероприятие ребятам понравилось больше всего и почему. В каком мероприятии больше не захочется участвовать и причины этого. Ребята учатся распределять обязанности по своим интересам, каждому хочется в чём- то себя проявить: одни рисуют, другие делают поделки и т.д. Ребята выбирают, какое мероприятие или дело пришлось им по душе, где хотели бы поучаствовать, какое мероприятие не понравилось.

Культура здорового и безопасного образа жизни» -

компетенция личностного самосовершенствования

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья моих учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня Здоровья, организация походов по родному поселку.

  –  вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам.  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», «День Здоровья ". Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости.

Работа с родителями.

Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.

 Родители моих воспитанников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: активно помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Очень активно работает родительский комитет: ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие текущие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

Ребенок – горящий факел! Это - то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя - классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь жизни» в каждом ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...