Воспитательная система класса
материал на тему
Выступление-отчет о системе воспитательной работы с классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитательная система | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА
из опыта воспитательной работы классного руководителя 2 «Б» класса
МКОУ СОШ п.Красный Маныч Туркменского района СК
Загирбекова Сапият Исмаиловна.
Могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, - это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила. Второй опорой для меня всегда была моя семья. Без них я не смогла бы состояться как личность, как классный руководитель.
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.
Воспитывать нравственные качества не просто. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения и воспитания становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Считаю, что это поможет мне в непосредственной организации воспитательного процесса, предусматривая широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Задачи программы воспитания:
- Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, нравственные устои.
- Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
- Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
- Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
- Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
В результате моей воспитательной деятельности я ставлю цель формировать у детей навыки самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Для меня, как для классного руководителя, деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой. Поэтому выделяю в свое работе с классным коллективом следующие ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
Считаю, что в общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость учащихся.
В моей работе с учащимися отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Чтобы реализовать в своей практике все вышесказанное, я постаралась «запустить» его как «связующий крепкий мостик» для перехода моих малышей через «бурную горную реку» воспитательной системы образовательного учреждения МКОУ СОШ № 13 п.Красный Маныч - «Школа – наш общий дом». Считаю, что моим воспитанникам легко покорятся такие «потоки» воспитательной программы, как:
- «И Гражданином быть обязан!»
- «Возвращение к истокам!»
- «Я познаю мир!»
- «Сделай мир добрее!»
- «Познай себя!»
- «Культура здорового и безопасного образа жизни»
«И Гражданином быть обязан!» - ценностно-смысловая компетенция
Цель этого направления – развитие гражданского самосознания. Работая по этому направлению, знакомлю детей с понятиями – страна, Родина, малая Родина; на тематических классных часах вместе с ребятами пытаемся дать свое определение понятиям «гражданская идентичность» и «патриотизм».
Большое впечатление на детей произвел классный час "День солидарности в борьбе с терроризмом" (годовщина трагических событий в г. Беслан). Ребята очень много рассказывали своим родителям об этом страшном событии.
Много говорим о том, что такое интернационализм, дружба народов – что это такое и как они проявляются в нашей повседневной жизни. Ведь в нашей школе учатся, а самое главное, дружат друг с другом ребята многих национальностей Немаловажным считаю дать своим ребятам понятие закона и законности, познакомить с основными правами и обязанностями гражданина. К нам в класс приходили интересные гости: представители пожарников, инспектор ПДН.Проводятся классные часы, в которых рассказывается о правилах дорожного движения и ответственности за их несоблюдения: Каждый месяц обязательно проводятся профилактические классные часы по ПДД. ". Эти мероприятия помогают детям оценить обстановку и принять верное решение в той или иной ситуации.
Считаю важным аспектом направления воспитательной работы «И Гражданином быть обязан!» - воспитывать сознание своей общности с коллективом, дух товарищества и сотрудничества. В этом мне помогают традиционные классные часы и общешкольные мероприятия. Долгожданным событием всегда бывает празднование "Дня Именинника". Ребята ждут этого события с нетерпением, тем более, что они получают символические подарки в виде книг, невероятных приключений на празднике.
Эти и другие мероприятия стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в моих ребятах дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли.
Они учатся быть настоящими гражданами своей малой родины, Российской Федерации
«Возвращение к истокам!» - общекультурная компетенция
Не менее актуальным и значимым является направление воспитательной работы "Возвращение к истокам". Здесь я знакомлю детей с обычаями народов, проживающих в нашем селе, крае; с народными, праздниками; помогаю освоить культурные, духовные и трудовые традиции своего народа; осознать глубинные связи поколений, знать свои корни, свои истоки.
«Я познаю мир!» - учебно-познавательная компетенция
Реализация данной компетенции на практике помогает моим воспитанникам самостоятельно добывать знания;. Я всячески стараюсь привить своим ученикам любовь к учебе. В классе организуются конкурсы по сказкам, интеллектуальные марафоны позволяют учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Так они мне помогают в подобрать материал для проведения праздников совместно проводимых с родителями. Дети готовят увлекательнейшие материалы для проведения классных часов, конкурсов, викторин, семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию.
Проведение нестандартных уроков и классных часов помогает раскрепостить ребят, сплотить и просто порадовать. Так мы проводили классный час « Дружба».
А какой успех произвел классный час "Научные забавы", посвященный истории российской науки. Я старалась показать ребятам, что наука - это не скучное занятие, а очень интересное направление. Результат – удивленные глазки ребят и мотивация на учебу обеспечена! Проводя этот классный час я использовала материалы с детской инциклопедии. Дети и до сих пор просматривают их, стараются чем – то удивить друг друга , рассказать что – то новое.
«Сделай мир добрее!» - социально-трудовая компетенция
Это направление воспитательной работы помогает ребятам стать добрыми и толерантными.
«Познай себя!» - коммуникативная компетентность
Каждый человек должен знать, что он часть живой природы, личность, член общества. Работая в этом направлении, я хочу помочь ребенку понять – кто он и зачем; открыть и развить свои способности и возможности; приучать к здоровому образу жизни; учить искусству общения с окружающими, с друзьями, учителями; учить бережному отношению к миру вещей; дать основные понятия культуры поведения.
С развитием моего классного коллектива совершенствуется и самоуправление. Игровая программа деятельности младших школьников по самоуправлению называется город «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА», наш дружный класс. Это практическое воплощение воспитательной системы класса, образа классного коллектива и жизнедеятельности в нем, привлекательного и интересного для всех членов классного коллектива. Начальная школа - это время, когда формируется школьная мотивация, закладываются базовые знания, умения и навыки, как в учебной деятельности, так и системе взаимоотношений, приобретается и накапливается необходимый социальный опыт, опыт самоорганизации и саморегуляции. Все это в младшем школьном возрасте приобретается через игровую деятельность. С помощью игры, как наиболее близкого вида деятельности в данном возрасте, возможно создание положительного психологического климата в коллективе, поддержание хорошей мотивации к учёбе, к школе, снижение школьной тревожности, установление положительных межличностных отношений. Поэтому мною и была предпринята попытка создания такого игрового пространства (городка). Каждое своё мероприятие я стараюсь начать с загадки, кроссворда или стихотворения. Есть большой смысл организовать жизнь детей таким образом, чтобы они постоянно неискусственно вступали в реальные отношения, учились видеть за каждым предметом и поступком человека с его ценностями, чтобы учились мыслить и рассуждать, самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них.
Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Считаю, что мои ребята должны научиться выполнять порученное дело ответственно, вырабатывать в себе привычку активно участвовать в выполнении общественного поручения. В нашем городе живут те, кому интересно творить, взрослеть каждый день, учиться общению…
- В первом классе использовалась простейшая форма самоуправления. Дети выбирали себе поручения. Я разъясняла детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями. Это конечно всё хорошо. Но дети взрослеют и такого вида деятельности им уже недостаточно. Хочется чего-то нового, интересного.
- Со второго класса у нас расширились службы. Службы - это микрогруппы города. Для того, чтобы принимало участие большее количество учеников, предлагаю детям несколько постоянных служб.
- Служба образования и всезнаек
- Служба труда, чистоты и порядка
- Служба досуга и добрых дел
- Служба спорта, физкультуры и здоровья
Служба образования и всезнаек
- Помогает организовать познавательную внеучебную деятельность (интересные логические задания на переменках);
- Организует оказание помощи в учебной деятельности, взаимопроверка;
Служба труда, чистоты, порядка
- Организует и следит за качеством дежурства в городе и в столовой;
- Проводит рейды порядка и чистоты в «домиках» - это полки с нашим творчеством материалом.
Служба досуга и добрых дел
- Помогает организовывать подвижные игры на прогулке;
- Помогает организовывать настольные игры.
Служба спорта и физкультуры и здоровья
- Помогает организовать спортивную деятельность;
- Отвечает за порядок в спортивном зале и на с/площадке;
- Готовит команду из жителей к спортивным мероприятиям;
- Помогает организовывать мероприятия, связанные с формированием здорового образа жизни, физминутки;
- Проверяет чистоту рук, ногтей, наличие носового платка.
Руководит органами самоуправления Мудрый Энергичный Руководитель = М Э Р. У каждой службы есть свои обязанности (все они прописаны в уголке класса. Вместе проводим анализ работы за прошлый месяц: что получилось, что нет. Какое мероприятие ребятам понравилось больше всего и почему. В каком мероприятии больше не захочется участвовать и причины этого. Ребята учатся распределять обязанности по своим интересам, каждому хочется в чём- то себя проявить: одни рисуют, другие делают поделки и т.д. Ребята выбирают, какое мероприятие или дело пришлось им по душе, где хотели бы поучаствовать, какое мероприятие не понравилось.
Культура здорового и безопасного образа жизни» -
компетенция личностного самосовершенствования
Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья моих учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня Здоровья, организация походов по родному поселку.
– вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», «День Здоровья ". Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости.
Работа с родителями.
Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.
Родители моих воспитанников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: активно помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Очень активно работает родительский комитет: ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие текущие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.
Ребенок – горящий факел! Это - то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя - классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать «огонь жизни» в каждом ребенке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель воспитательной системы класса
Структура модели воспитательной системы класса...
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Воспитательная система класса
Воспитательный процесс - серьезный кропотливый труд. В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...
Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса
Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...
Воспитательная система класса
Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...
Модель воспитательной системы класса.
Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....
Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.
Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...