РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Проектная деятельность»
рабочая программа (3 класс) на тему

Харитонова Елена Анатольевна

      Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proktnaya_deyatelnost.docx41.84 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Усть – Бюрская СОШ»

         « Утверждаю»                                                                                           « Согласовано»                        Директор   МБОУ                                                                                        Зам. директора по ВР                    

« Усть- Бюрская СОШ»                                                                   МБОУ « Усть- Бюрская СОШ»        

 __________________                                                                            _____________________              

                    Лукошко А. А                                                                              

«__»________2018г                                                                                    «___»__________2018г                  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ

«Проектная  деятельность»

для учащихся 3 класса

Руководитель: Харитонова Е.А

                                                  учитель начальных классов

Автор  программы:

                                                                                             Теплова Елена Вячеславовна

                                                             

                                                     с.  Усть – Бюр  2018г.

                                 

                             

                               Пояснительная записка

       Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно -ориентированного образования.

       Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

      Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

      Работа над проектами способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

- расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным.

       На наш взгляд, проектная деятельность в первом классе не соответствует возрастным возможностям. Поэтому мы в своей работе заменяем её на проектные задачи, которые имеют свои специфические цели, способы, место применения.  

      Цель  работы над проектными задачами – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

      Задачи:

  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества средствами ИКТ;
  • формирование навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов;
  • формирование мотивов достижения и социального признания;
  • развить природные задатки  и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.

      Именно на таких занятиях учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы,  как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение. Кратко даём характеристику этому типу задач.

     Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт, созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью.

      Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

     Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько занятий.

Включение в воспитательный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления, прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников.

     Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Место в учебном плане.

Программа курса «Проектная деятельность» реализуется во 2 классе. В год 34 часа. (1 час в неделю). Данная программа будет реализовываться в 2-4 классах (102ч)

Планируемые результаты.

Личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные

- регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- познавательные:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Содержание курса.

Что такое проект? – 1 час

Дети знакомятся с таким видом творческой деятельности как проектная деятельность: виды, этапы проекта.

Знакомство с содержанием курса «Проектная деятельность» - 1 час

Ознакомление с проектами, которые планируются в течение года.  Предварительная подготовка к данным проектам. Сбор информации.

Проект «Я и мое имя» - 2 часа

Цель проекта: Раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке, продолжить знакомство детей друг с другом.

Предметные области: филология, технология.

Чему можно научиться, работая над этим проектом:

  • Придумывать разные варианты своего имени, по аналогии с известными
  • Составлять варианты своего имени из отдельных букв и набирать имена на клавиатуре компьютера
  • Выбирать понравившиеся имена
  • Вырезать ножницами и делать красивую аппликацию из цветной бумаги «Именная ромашка». В центр "ромашки" можно вклеить фотографию ребенка, на лепестках записываются формы имени.

Нетрудно заметить, что в группе учащихся найдется несколько одинаковых имен, а вот надписи на лепестках будут отличаться. Например, Олечка, Оля, Ольгуша, Оленька и т.д. Обсуждать и придумывать другие варианты имени можно всей группой. И это действительно очень интересно. На данном занятии можно остановиться вопросах:

- Чем отличается имя от фамилии?

- Какие имена мы считаем официальными, а какие домашними?

- Как образуются домашние имена?

В заключение необходимо устроить презентацию готовых работ. По ходу презентации дети стараются подсчитать лепестки (количество вариантов имен) на своих ромашках и разобраться, почему для разных имен число лепестков может сильно отличаться. Говоря о конкретных именах, дети могут рассказать свои версии происхождения имени, семейные истории и причины, по которым их так назвали. Все это подготавливает ребенка к дальнейшей социализации в новом коллективе, осознанию собственного «Я», подготавливает необходимую зону доверия и безопасности для дальнейшей работы, в частности, для обращения к теме семьи.

Проект «Осень Золотая» - 4 часа

Цель проекта: Раскрыть красоту природы осенью через многообразие красок художников, стихов поэтов и песен.

Предметные области: искусство, развитие речи, окружающий мир, литературное чтение, музыка, информационные технологии.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Итог, результат: праздничное мероприятие «Осень золотая»

План работы.
1 занятие

Обсуждение сценария праздничного мероприятия «Осень золотая».

Приметы осени.

Создание красками осеннего пейзажа.

2 занятие
Знакомство со стихами поэтов об осени, которые ребята нашли, сочинили. Разучивание понравившихся стихов.

3занятие
Знакомство с песнями об осени. Разучивание наиболее понравившихся.

4 занятие
Праздничное мероприятие согласно разработанному сценарию.

Проект «Моя мама лучше всех» - 3 часа.

Цель проекта: Расширять знания детей о мамах: что любит мама, её профессия, мечта, подготовить праздничный концерт.

Предметные области: искусство, развитие речи, окружающий мир, литературное чтение, музыка, информационные технологии.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа.
Итог, результат: праздничный концерт ко  Дню Матери «Моя мама лучше всех!»

План работы.

1 занятие

Обсуждение портрета мамы, рассказа о своей любимой мамочке.

Выбор стихов и сценок для праздничного концерта. Распределение ролей.

2 занятие.

Знакомство с песнями о маме. Выбор и разучивание песен.

3 занятие.

Праздничный концерт ко Дню Матери. Защита портретов своей мамочки.

Проект «Весёлый Новый год» - 5 часов.

Цель проекта: познакомить с историей этого праздника, составить поздравления, подготовить утренник «Наш весёлый Новый год»

Предметные области: искусство, развитие речи, технология, письмо, музыка, литературное чтение.
Организация деятельности:  коллективная работа, индивидуальная работа.
Итог, результат:

  • Украшения для класса.
  • Поздравительные письма.
  • Утренник «Наш весёлый Новый год»

План работы:
1 занятие

Обсуждение:

  • Из истории праздника.
  • Стихи о новогоднем празднике.

2 занятие.

Обсуждение:

  • История ёлочных украшений.
  • Что поднимает настроение в праздничные дни (яркие украшения, подарки, поздравления).

Изготовление гирлянды, елочных украшений для класса, коридора школы.

3 занятие

Сделать много конвертиков из бумаги и поиграть в новогоднюю почту. Кто -то будет почтальоном, другие устроят поздравительную переписку.

4 занятие.

Разучивание песен, танцев к утреннику «Наш весёлый Новый год»

5 занятие.

Проведение  утренника.

Проект «Будь природе другом!» - 2 часа.

Цель проекта: воспитание бережного отношения к природе, заботы о птицах зимой.
Предметные области: искусство, развитие речи, технология, окружающий мир.
Оборудование: бумажные тарелки, съедобный клей, различные семена, презентация «Зимующие птицы»
Организация деятельности:  коллективная работа, индивидуальная работа.
Итог, результат: 

  • Кормушка для птиц.

План работы:
1 занятие

Обсуждение:

  • Зимующие птицы.
  • Почему зимой птицы нуждаются в нашей помощи.
  • Какой может быть кормушка.

Домашнее задание:

Изготовление кормушки.

2 занятие

Защита проекта  «Птичья кормушка». Лучшие кормушки развешиваются в школьном дворе.

Проект «Скороговорки» - 3часа

Цель проекта: знакомство со скороговорками, учиться  быстро  их произносить.

Оборудование: компьютер, краски, карандаши, альбомные листы, детские книги.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Предметные области:  литературное чтение, русский язык, изобразительная деятельность.

Итог, результат: сборник скороговорок.

План проведения:

1 занятие

  • Подбор скороговорок. Заучивание.
  • Нарисуй свой автопортрет.

2 занятие

Инсценировка скороговорки.

3 занятие

В завершении проекта детям предлагается оформить общий сборник скороговорок.

Проект «Моя семья» -3 часа.

Цель проекта: знакомство  с традициями своей семьи,  используя мультимедийные презентации,  альбомы  рассказать одноклассникам о своей семье.

Предметные области: литературное чтение, русский язык, изобразительная деятельность, окружающий мир.

Ресурсы: семья, семейные фотографии.

Организация деятельности: индивидуальная.

Итог, результат: презентация, альбом о своей семье.

План проведения:

1 занятие:

  • Обсуждение проекта.
  • Дети рисуют своих близких.

2 занятие:

Обсуждение:

Составление рассказа о своей семье.

Оформление страничек о своей семье.

Домашнее задание:

  • Подобрать фотографии о своих родных
  • Подписать всех членов семьи.

3 занятие:

Оформление альбома «Моя семья» Защита презентации.

Проект «Весёлые затеи» - 2 часа

Цель проекта: развивать способность детей добывать информацию из различных источников, развивать творческие способности детей.

Предметные области: литературное чтение, изобразительная деятельность, окружающий мир, технология.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Итог, результат: аттракцион

План проведения:

1 занятие

  • Обсуждение проекта.
  • Подготовка пригласительных билетов на аттракцион.

Домашние задание: собрать информацию о канатах.

2 занятие

Организовать и провести для одноклассников аттракцион.

Натянуть между двумя спинками стульев верёвочку. Привязать к верёвочке 10, 15 нитей, к концам нитей привязать конфеты, жвачки, игрушки из киндер-сюрприза. Каждому участнику по очереди завязывают глаза, дают в руки ножницы и направляют в сторону верёвки с призами. Остальные участники отходят подальше и направляют игрока к призам, давая советы, в какую сторону ему идти. У каждого участника 3 попытки.

Затем дети переходят в спортивный зал.

Соревнование «Перетяни канат»

Проект «Земля – наш общий дом» - 3 часа.

Цель проекта: воспитание бережного отношения к природе, расширять знания учащихся о природе.

Предметные области: литературное чтение, изобразительная деятельность, окружающий мир, технология.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Итог, результат: мероприятие ко  Дню Земли.

План проведения:

1 занятие

Обсуждение проекта.

Домашнее задание: сбор информации.

2 занятие.

Выбор  стихов и сценок для мероприятия. Распределение ролей.

3 занятие.

Защита проекта « Земля – наш общий дом»

Проект «Мы помним, мы гордимся»  - 3 часа.

Цель проекта: воспитывать чувство патриотизма, уважения к старшим.

Предметные области: литературное чтение, изобразительная деятельность, технология.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая,

Итог, результат: открытка для ветерана.

 План проведения:

1 занятие

Обсуждение:

  • Великая Отечественная война.
  • 9 мая праздник со слезами на глазах.

Обсуждение проекта.

Подготовка к изготовлению открытки.

2 занятие.

Составляем рассказ о ветеранах своей семьи.

Домашнее задание: оформить рассказ на листе бумаги.

3 занятие

Защита открытки для ветерана. На мероприятии ко  Дню Победы подарить сделанные открытки.

Праздник «До свидания, 2 класс» - 2 часа.

В результате работы по данной программе дети научатся:

  • Добывать информацию из различных источников.
  • Работать над проектной задачей индивидуально и в группе.
  • Изготовлять сувениры своими руками.
  • Организовывать выступления

Предметные области: литературное чтение, изобразительная деятельность, технология.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Итог, результат: праздник «До свидания, 2 класс»

План проведения:

1 занятие

Подготовка праздника. Разработка сценария.

2 занятие

Проведение праздника.

Тематическое планирование

№ по порядку

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Что такое проект?

1

2

Знакомство с содержанием курса «Проектная деятельность»

1

3

«Я и моё имя»

1

4

Защита проекта  «Я и моё имя»

1

5

«Осенние листья». Приметы осени. Создание красками осеннего пейзажа.

1

6

Разучивание  стихов об осени.

1

7

Разучивание песен об осени.

1

8

Защита проекта «Осень золотая»

1

9

Портрет моей мамы. Стихи и сценки  о маме.

1

10

Разучивание песен о маме.

1

11

Защита проекта «Моя мама лучше всех!»

1

12

Обсуждение проекта «Весёлый Новый год»

1

13

«Мастерская Деда Мороза»

1

14

Новогодняя почта

1

15

Занимаемся практической деятельностью

1

16

Защита проекта «Весёлый новый год»

1

17

«Будь природе другом». Обсуждение проекта.

1

18

Защита проекта «Птичья кормушка»

1

19

«Скороговорки». Поиск скороговорок.

1

20

Инсценировка скороговорки.

1

21

Коллективный проект. Оформление сборника скороговорок.

1

22

«Моя семья». Обсуждение проекта.

1

23

Составляем рассказ о своей семье.

1

24

Оформление альбома «Моя семья»

1

25

«Весёлые затеи». Обсуждение проекта.

1

26

«Весёлые затеи». Проведение аттракциона

1

27

«Земля – наш общий дом» Обсуждение проекта.

1

28

Стихи и сценки  «Охраняй природу»

29

Защита проекта «Земля – наш общий дом»

1

30

«Мы помним, мы гордимся».  Обсуждение проекта.

1

31

Составляем рассказ о ветеранах своей семьи».

1

32

Защита проекта «Мы помним, мы гордимся».

1

33

Подготовка праздника «До свидания, 1 класс»

1

34

Проведение праздника.

1

             

Литература.

  1. Андрианова Т. М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю».- М.: АСТ: Астрель, 2010
  2. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2009.
  3. Воронцов А. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов второго поколения. – Московский центр качества образования, 2010
  4. Гин А. А. 150 творческих задач о том, что нас окружает. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  5. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. – М.: «Скрипторий 2003», 2008.
  6. Узорова О. В. Обучение в 1-м классе по учебнику «Технология». – М.:АСТ: Астрель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....