Внеурочная программа «Театр кукол»
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему
Внеурочная программа «Театр кукол» (общекультурная направленность) Программа рассчитана на 1 год обучения (для обучающихся 1-х классов) Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должно превышать 30-40 минут. По программе 33 занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_studiya_1_klass.docx | 54.94 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Внеурочная программа «Театр кукол» (общекультурная направленность) Программа рассчитана на 1 год обучения (для обучающихся 1-х классов) Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должно превышать 30-40 минут. По программе 33 занятия
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
В педагогической теории и практике вопросам театрального воспитания отводилось и отводится не так много места, недостаточно изучены возможности театрального образования и влияния его на общий ход развития детей. Мало внимания уделяется театральному образованию детей младшего школьного возраста, которое больше сводится к дополнительному образованию, а значит, не охватывает каждого ребенка и предоставляет право выбора в большей степени родителям, которые предпочитают обучение детей предметам искусства, исходя из собственных интересов.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Предназначена для обучающихся начальной школы и реализует метопредметные связи с риторикой, литературным чтением, музыкой, технологией, физкультурой.
В основе занятий театром лежит игра, поскольку занимает значительное место в постижении мира. В процессе игры дети совместно с учителем моделируют вымышленные и реальные ситуации, которые будят воображение и развивают стремление к творчеству.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через театр интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Курс направлен на воспитание и развитие понимающей, умной, интересной личности, обладающей художественным вкусом, разносторонними взглядами, имеющей собственное мнение.
Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра – непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Театрализованная игра должна быть направлена не только на переживание положительных эмоций, удовлетворение желаний. Но не следует бояться неудач, т.к. это
прекрасно закаляет характер ребенка, учит переживать свой проигрыш, воспитывает способность искать компромиссы.
Школа – это первый социальный институт ребенка, именно там он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Цели программы: формирование в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Задачи программы:
Развивать художественный вкус, расширять общий кругозор обучающихся.
Развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми.
Формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексорного управления ситуациями межличностного взаимодействия
Развивать умение равномерно размещаться по сценической площадке, двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах.
- Развивать ритмические способности и координацию движений.
- Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела.
- Развивать способности создавать образы с помощью жеста и мимики.
- Развивать воображение, музыкальность, выразительность, способность к пластической импровизации в соответствии с характером и настроением музыкальных произведений.
- Развивать речевой аппарат посредством артикуляционной гимнастики. Развивать правильное речевое дыхание, тренировать три вида выдыхания.
- Тренировать опору дыхания и свободу звучания с мягкой атакой.
- Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков.
- Расширять диапазон и силу звучания голоса.
- Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п.).
- Учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Нормировать четкую, грамотную речь.
- Пополнять словарный запас, образный строй речи.
- Строить диалог между героями разных сказок.
- Подбирать рифмы к заданным словам.
- Развивать способность представлять себя другим существом или предметом и сочинять монолог от его имени. Развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев.
- Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение.
- Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
- Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер.
- Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств.
Форма и режим занятий.
Формы занятий:
Репетиционные
Постановочные
Беседа
Встреча со зрителем
Этапы занятий:
- игровой тренинг
- работа по пособию:
- работа с театральным словариком
- работа в театральных мастерских
- основы театральной культуры
- репетиция и показ спектакля
- подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
- работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
- изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
- знакомство с основами театральной культуры.
Наряду с занятиями в школе обязательным является посещение сценических представлений, музея, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручными материалами и изготовление бутафории.
Большая роль в формировании способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Задача тренинга – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры.
На каждом занятии проходят репетиции определенных театральных пьес по специально разработанной учебной программе.
Тематическое планирование и содержание деятельности.
Первый год занятий.
№ | Название темы | Содержание темы | Виды упражнений | Количество часов | |||||
Теор. | Практ. | ||||||||
1 | Вводное занятие. Познакомимся, мой друг! | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Игра «Назови свое имя ласково» | 1 | |||||
2 | Изображение героев. Попробуем измениться. | Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | 1 | |||||
3 | Давайте поиграем. Моя любимая игра. | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | 1 | |||||
4 | Игра жестов, мимики лица. Управление голосом. | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса | 1 | |||||
5 | Сказка-миниатюра. | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» | 1 | |||||
6 | Играем пальчиками. | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закрепить понятие «пантомима». | Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков |
| 1 | ||||
7 | Постучимся в теремок. | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой «Теремок» Этюд на расслабление «Разговор с лесом» | 1 | |||||
8 | Характеристика героев сказки. | Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей характеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения | 1 | |||||
9 | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | 1 | |||||
10 | Пантомима. Узнай героя. | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Игра «Угадай героя» Драматизация сказки | 1 | |||||
11 | Замена интонации. Учимся говорить по - разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности |
| 1 | ||||
12 | Учимся четко говорить. | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» |
| 1 | ||||
13 | Игра в рифмы. | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» | 1 | |||||
14 | Рассказываем про любимые игры и сказки. | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям
|
| 1 | ||||
15 | Характеристика персонажей. Сказочные рисунки. | Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам | Игра «Узнай сказку» Игра «Узнай героя» | 1 | |||||
16 | Изобрази героя. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Пантомимические упражнения Интонационные упражнения |
| 1 | ||||
17 | Сочиняем новую сказку. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки |
| 1 | ||||
18 | Играем в сказку. Постановка в группе. | Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | Погружение в сказку, придуманную детьми Пантомимическая игра «Узнай героя» |
| 1 | ||||
19 | Наши эмоции. | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | 1 | |||||
20 | Изображение различных эмоций | Совершенствовать умение Изображать ту или иную эмоцию.
| Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. |
| 1 | ||||
21 | Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса | Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. | Работа по графическим карточкам Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» | 1 | 1 | ||||
22 | Настроение героев. | Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. | Беседа о настроении героев сказки Игра-загадка «Изобрази настроение». Актёрский этюд. | 1 | |||||
23 | Разыгрывание сценок. | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. | Упражнение на изображение разных эмоций |
| 1 | ||||
24 | Изобразим страх и его преодолеем. | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. | Изображение различных степеней страха Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд. |
| 1 | ||||
25 | Если ты поссорился с другом- подружись! | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | Игра «Найди и покажи эмоцию» Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов | 1 | |||||
26-27 | Игры в интонировании диалогов. | Развивать способность у детей понимать друг друга. | Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд. | 1 | 1 | ||||
28-29 | Правильное дыхание в речи. | Развивать правильное речевое дыхание | Упражнения «Игры со свечой», «Мыльные пузыри» | 1 | 1 | ||||
30- 32 | Театральная миниатюра. | Развивать речь и воображение | Творческие игры со словами | 1 | 2 | ||||
33 | Итоговое занятие «Мы любим сказки» | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Проведение викторины Драматизация сказки Награждения |
| 1 | ||||
14 | 19 | ||||||||
Содержание театральной деятельности обучающихся.
Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются:
- Театральная миниатюра;
- Театральная игра;
- Занятия по ритмопластике;
- Занятия по культуре и технике речи;
- Основы театральной культуры;
- Создание спектакля.
Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.
Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости);
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
- развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
- Дыхательные и артикуляционные упражнения.
- Дикционные и интонационные упражнения.
- Творческие игры со словом.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
- Особенности театрального искусства.
- Виды театрального искусства.
- Рождение спектакля.
- Театр снаружи и изнутри.
- Культура зрителя.
Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
- Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
- Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
- Премьера спектакля.
- Повторные показы спектакля.
Предполагаемые результаты:
- Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
- Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
- Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
- Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
- Находить оправдание заданной позе.
- На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
- Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
- Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
- Знать и четко произносить в разных темпах 8 - 10 скороговорок.
- Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Список литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987
- Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006.
- Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.
- Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.
- Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.
- Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003
.
Календарно-тематический план
на 2013/2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности театральный
по программе «Театр кукол»
общекультурной направленности
учитель: Кравченко Надежда Александровна
№ | Тема | Количество часов | Содержание | Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Материалы и оборудование | Формы контроля | Дата | |||
По программе | Фактичес. | |||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | Общее назначение и задачи курса. Правила безопасности на занятиях. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | Объяснение, беседа. Игра «Назови своё имя ласково» | Наглядно-демонстрационный материал | Текущий контроль | |||
2. | Изображение героев. Попробуем измениться. | 1 | 1 | Познакомить детей с понятиями «мимика», «жест». Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Предметные игры. Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | Наглядно-демонстрационный материал | Текущий контроль | |||
3. | Давайте поиграем. Моя любимая игра | 1 | 1 | Учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость. Развивать фантазию при построении диалогов к сказке. Активизировать использование в речи мимики и жестов. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | Наглядно-демонстрационный материал | Текущий контроль | |||
4. | Игра «Театральная разминка» Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка» | 1 | 1 | Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса. Активизировать словарь детей. | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса Обыгрывание ситуаций Творческие зарисовки | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
5. | Сказка-миниатюра. | 1 | 1 | Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. | Пантомимическая игра. Творческая игра «Что это за сказка?» | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
6. | Играем пальчиками | 1 | 1 | Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Закрепить понятие «пантомима». | Игровые упражнения с помощью пальчиков. Игра-инсценировка с помощью пальчиков | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
7. | Постучимся в теремок. | 1 | 1 | Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | Игра-загадка «Узнай, кто это?» Знакомство со сказкой «Теремок» Этюд на расслабление «Разговор с лесом» | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
8. | Характеристика героев сказки. | 1 | 1 | Учить понятно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей характеризовать героев сказки. Совершенствовать интонационную выразительность. | Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения | Наглядно-демонстрационный материал | Текущий контроль | |||
9. | Наши эмоции. Творческий пересказ сказки. | 1 | 1 | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Учить передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями. | Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
10. | Пантомима. Узнай героя. | 1 | 1 | Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. | Беседа. Обсуждение ситуаций. Игры. Загадки. | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
11. | Замена интонации. Учимся говорить по - разному | 1 | 1 | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. | Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности. Ролевые игры. | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
12. | Учимся четко говорить. | 1 | 1 | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» а | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
13. | Игра в рифмы. | 1 | 1 | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Сюжетно-ролевые игры. Дидактическая игра «Придумай рифму» | Наглядно-демонстрационный материал | Наблюдения | |||
14. | Рассказываем про любимые игры и сказки. | 1 | 1 | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.. | Инсценировки. Сюжетно-ролевые игры. Рассказы детей по ассоциациям | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
15. | Характеристика персонажей. Сказочные рисунки | 1 | 1 | Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам | Дать понятие, что иллюстрации - важное средство выразительности Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам | Наглядно-демонстрационный материал | Индивидуальные задания | |||
16. | Изобрази героя. | 1 | 1 | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Пантомимические упражнения. Интонационные упражнения | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
17. | Сочиняем новую сказку. | 2 | 2 | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Упражнение у зеркала «Изобрази настроение» Драматизация сказки | Наглядно-демонстрационный материал | Знания речевого значения пословиц и поговорок | |||
18. | Играем в сказку. Постановка в группе. | 1 | 1 | Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки. Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе. | Погружение в сказку, придуманную детьми Пантомимическая игра «Узнай героя» | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
19. | Наши эмоции. | 1 | 1 | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию | Наглядно-демонстрационный материал | Наблюдения | |||
20. | Изображение различных эмоций | 1 | 1 | Совершенствовать умение Изображать ту или иную эмоцию. | Практическое применение знаний. Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх. Этюды на изображение различных эмоций. | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
21. | Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса | 2 | 2 | Учить распознавать эмоции радости, грусти, злости по мимике и интонации голоса. Обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции. | Работа по графическим карточкам Игра «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон» | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
22. | Настроение героев | 1 | 1 | Помочь понять и осмыслить настроение героев. Закреплять умение распознавать эмоциональные состояния по различным признакам. | Беседа о настроении героев сказки Игра-загадка «Изобрази настроение». Актёрский этюд. | Наглядно-демонстрационный материал | Текущий контроль | |||
23. | Разыгрывание сценок. | 1 | 1 | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку. Продолжать развивать у детей умение различать основные человеческие эмоции, изображать их, находить выход из ситуации. | Упражнение на изображение разных эмоций | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
24. | Изобразим страх и его преодолеем | 2 | 2 | Закрепить умение детей изображать страх. Учить преодолевать это состояние. | Изображение различных степеней страха Игра «Преодолеем страх». Актёрский этюд. | наблюдения | Текущий контроль | |||
25. | Если ты поссорился с другом -подружись! | 1 | 1 | Показать детям как легко могут возникнуть конфликты. Учить находить выход из конфликтных ситуаций. | Игра «Найди и покажи эмоцию» Упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
26. | Игры в интонировании диалогов. | 1 | 1 | Развивать способность у детей понимать друг друга. | Викторина. Игровые ситуации. Упражнение в интонировании диалогов. Актёрский этюд. | Практическая направленность | Текущий контроль | |||
27. | Правильное дыхание в речи. | 1 | - | Развивать правильное речевое дыхание | Сюжетно-ролевые игры. Упражнения «Игры со свечкой», «Мыльные пузыри» | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | |||
28. | Театральная миниатюра | 3 | Развивать речь и воображение | Творческие игры со словами | Наглядно-демонстрационный материал | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||
29. | Итоговое занятие «Мы любим сказки» | 1 | 1 | Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. | Проведение викторины Драматизация сказки Награждения | Подведение итогов | ||||
Всего | 33 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа студии театра кукол "Золотой ключик"
С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...
Театр кукол
Виды кукол, история появления театральных представлений....
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...
ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР КУКОЛ МИР ДЕТСТВА
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Театр кукол»
Отличительной особенностью программы является увлечение детей одной общей работой и идеей, дающей один результат – спектакль: одни и те же дети выполняют и исполнительную работу и работу по офор...