ПРОГРАММА ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР КУКОЛ МИР ДЕТСТВА
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tetra_kukolmir_detstva_.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
общекультурного направления
«Мир детства»
для учащихся 7-11 лет
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СШ «Средняя школа №54»
Гончарова Екатерина Валерьевна,
II кв. к.
2016 год
Театр – это школа добрых чувств,
красоты и человеческого братства
Войтмил Рабадан
Пояснительная записка.
Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка - все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления школьника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.
Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным и быть непохожими на отрицательных героев.
Особая роль театрализованных игр - в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества. В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ.
Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Кукольный театр заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети чувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Кукольный театр - это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы, куклы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра...
Актуальность программы
Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует, на что способен, начинает верить в себя. Маленькие успехи складываются в большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька – маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая о её присутствии. Возникает первая победа, радость, что он может сам делать интересные постановки и у него формируется устойчивое отношение к театру. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках, и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой. Проходит время, и ребёнок начинает мыслить, думать, предлагать свои идеи, и моя задача – поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребёнка.
Кукольный театр – стартовая дорожка для успешных детей. Сами того не понимая, они становятся раскрепощенными, уверенными в себе, и пусть у детей потом изменится интерес, и редко кто из них будет актёром, они живут увлекательной интересной жизнью.
Кукольный театр будет жить вечно, развиваясь, совершенствуясь, и не зря на экранах телевизора мы всё чаще и чаще видим передачи с участием кукол, и это не случайно – ведь кукла может творить чудеса, делать то, что не может делать человек.
Люди пытаются создать себе подобных существ, которыми могли бы управлять, и не случайно появились куклы Владимира Захарова с микрочипами. Японцы создают различных роботов, способных скрасить их одиночество, уберечь от насилия и зла, которое заполонило мир.
Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телевизоров, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Это они и находят в нашем театре кукол - «Кудесники». Каждое утро перед занятиями в школе прибегают в театр и делятся своими радостями и печалями, в их сердцах горит огонь чистой любви, они учатся общаться, уважать друг друга, заботиться о малышах.
Основная цель учебного процесса в театре кукол – создание условий для формирования навыков сотрудничества, творчества, эмоциональной гибкости, коммуникативности, самопрезентации, самореализации через занятия театром кукол, постановку спектаклей, проектную деятельность.
ЗАДАЧИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
№ | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |
1 | Развитие сценической речи | -Развивать технику и культуру речи; - развивать творческие игры со словом. | - Формировать работу над сценическим образом. | - Развивать технику и культуру речи до уровня мастер-класса. |
3 | Обучение театральной игре | Развивать такие качества, как: -внимание; -наблюдательность; -воображение; -фантазия; -ориентация в окружающей обстановке; -смелость; -находчивость. | Формировать сценическое оправдание нафантазированным ситуациям. | -Учить действовать естественно и целенаправленно, находить выход из незапланированных ситуаций. |
4 | Обучение ритмопластике | Развивать двигательные способности детей: - ловкость; - подвижность; - гибкость; - выносливость; Развивать пластическую выразительность: - ритмичность; - быстроту реакции; -координацию движений. | Формировать способность к созданию пластических образов. | Формировать способность к пластической импровизации. |
5 | Обучение кукловождению | -Воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле - создавать пластические этюды «руки актера». | - Формировать устойчивые ЗУН при работе с куклой; -создать единый образ на сцене «актер-кукла». | -Развивать полученные ЗУН до стадии мастерства и самостоятельного творчества; -импровизировать на сцене; -развивать ощущение жанра, чувство стиля. |
6 | Работа над кукольным спектаклем | -Сформировать готовность к творчеству: занятиям кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях; -развивать игры, упражнения и этюды с куклами и «ожившими предметами». | -Развивать аналитическое мышление; - формировать понимание детьми того, что спектакль – коллективное дело. | -Учить определять основную задачу и сверхзадачу спектакля; - создавать гармонию в спектакле. |
8 | Обучение основам театральной культуры | - Формировать культуру поведения в театре. | -Знакомить с азбукой театра -показать особенности театрального искусства; -познакомить с видами театрального искусства. | -Знакомить с историей театра, историей искусств. |
Формирование культуры общения | -Формировать навыки общения: гибкость, коммуникативность, Толерантность. | -Совершенствовать навыки общения: -сотрудничество, - самопознание; -развивать адекватную самооценку. | - Совершенствовать личные качества: самопознание, - самореализацию, - самопрезентацию. | |
Формирование коллектива | * Заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. | * Создать условия для естественного рождения из группы коллектива единомышленников; * формировать внутриколлективные отношения. | Создать играющий театральный коллектив; * побуждать к самореализации как гарантии жизненного успеха в будущем. | |
Работа с родителями | * Привлечь внимание родителей к интересам детей. | * Вовлечь родителей в совместную деятельность. | * Вовлечь родителей в совместную деятельность. |
Программа рассчитана на 3 года обучения детей младшего школьного возраста 6,5-10 лет, без предварительного отбора. Состав групп постоянный, количество обучающихся в группах 10-12 человек. Общение с детьми организованно на личностно-ориентированной модели воспитания и обучения.
Программа «Мир детства» - театр кукол составлена в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с Государственным стандартом общего внешкольного образования.
Программа по театру кукол разработана с учетом логики учебного процесса начального образования, межпредметных связей, продолжения формирования у учащихся эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на техниках изобразительного искусства.
Программа разработана на основе:
- авторской ОП «Сказочная мастерская «Кудесники» - театр кукол, педагог Крутенкова А.Д. (приказ № 1320 от 06.12.2005г. Департамента общего образования Администрации Томской области);
- программы общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы», рекомендованной Главным управлением общего среднего образования и науки РФ (М.: Просвещение, 1995);
- программы Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия» (М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001);
- анализа Интернет-ресурсов, где предоставлен огромный опыт работы театрального кукольного искусства;
- личного опыта.
Формы работы: коллективная и индивидуальная.
В программу входят занятия практического и теоретического плана, с преобладанием практической деятельности.
Структура работы театра кукол.
Возраст детей | Кол-во детей | Продолжительность занятия | Кол-во час в неделю | Кол-во час в год | |
2 класс | 8-9 лет | 13 - 15 | 1 час | 1 | 34 |
3 класс | 9-10 лет | 13 - 15 | 1 час | 1 | 34 |
4 класс | 10-11лет | 13 - 15 | 1 час | 1 | 34 |
Для того чтобы чётче организовать работу по программе, разработан механизм оценивания результатов деятельности, мониторинг, где отражаются достигнутые умения и знания детей по освоению программного материала. Учитывая внутренние и внешние результаты деятельности, легко корректировать программный материал, направлять деятельность детей в нужное русло, помогать в самопознании, саморазвитии. Раздел «Индивидуальная работа» направлен на успешное освоение программного материала каждым ребёнком.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей деятельности. Наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле, художественном номере не только в целом, но индивидуальная оценка каждого участника: как он понравился окружающим. В начальной школе главная оценка деятельности ребёнка – мнение родителей, умение удивить их, привлечь внимание к собственной деятельности. Поэтому, необходима организация видеосъёмки премьер спектакля и сбор как можно больше мнений зрителей, педагогов, родителей. Малышей можно попросить нарисовать самого понравившегося сказочного персонажа, а воспитатели детских садов – записать интересные высказывания детей.
Внешний результат деятельности работы по ОП:
- показ спектаклей, художественных номеров;
- участие в школьных, районных, областных Конкурсах и Фестивалях детского творчества.
Внутренние результаты деятельности - развитие устойчивых личностных качеств. Это:
- навыки сотрудничества;
- творческая активность;
- эмоциональная гибкость;
- толерантность;
- навыки самопрезентации;
- стремление к самореализации;
- трудолюбие;
- способность к адекватной самооценке.
Формирование совокупности следующих компетентностей обучающихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной; рефлексивной, деловой, эмоциональной.
Формы фиксации и оценивания внешних результатов.
- Летопись занятий с детьми по программе «Мир детства» (видео-, фотоматериалы);
- отзывы о выступлениях детей;
- детские рисунки и высказывания.
Система диагностики результативности образовательной программы
Раздел программы | Общие задачи программы | Параметры | Механизмы отслеживания результатов |
Сценическая речь |
|
|
|
Театральная игра |
|
|
|
Ритмопластика |
|
|
|
Кукловождение |
|
|
|
Работа над кукольным спектаклем |
|
|
|
Основы театральной культуры |
|
главных творцов сценического чуда (создателей спектакля); театральные профессии: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер; с устройство зрительного зала и сцены;.
|
|
Культура общения |
|
|
|
Тематическое планирование
2 класс
Тема. | Теория | Практика | Кол-во часов | |
Вводное занятие. Удивительный мир кукол. | 1 | - | 1 | |
Азбука театра. Театральный словарь: декорации, костюмы, куклы. Работа в парах. Развитие умения взаимопомощи при работе с куклами. Основные правила вождения кукол. | 2 | 2 | ||
Здравствуйте. Этюды с пальчиковыми куклами. Шаг. Бег. Наклоны. Импровизации. | 1 | 2 | 3 | |
Игры и упражнения на развитие двигательных способностей. Работа со скороговорками. | 1 | 2 | 3 | |
Работа в группах. Волшебные слова. Этюды с куклами-рукавичками. | 1 | 2 | 3 | |
Развитие дикции и интонации. Игры и упражнения на речевое дыхание | 1 | 2 | 3 | |
Музыкально-пластические импровизации | 1 | 2 | 3 | |
Жесты как важное средство выразительности | 1 | 2 | 3 | |
Развитие дикции и интонации, правильности произношения. Игры и упражнения на речевое дыхание | 1 | 2 | 3 | |
Художественные композиции с использованием кукол. | 1 | 2 | 3 | |
«Волшебные слова». Этюды с куклами-рукавичками. | 1 | 2 | 3 | |
Творческие игры со словом. | 1 | 2 | 5 | |
Итоговое занятие. Этюды с куклами. | 1 | 1 | ||
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Тематическое планирование
3 класс
Тема. | Теория | Практика | Кол-во часов | |
Вводное занятие. Страна Кукляндия. | 1 | 1 | ||
Приветствие. Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. История создания кукольного театра. | 1 | 2 | 3 | |
Азбука театра. Театральный словарь: актер, режиссер, художник, композитор. Игра «Кто? С кем? Когда? Где? Что делали?» | 1 | 2 | 3 | |
Творческие игры со словом. Знакомство с темпом, тембром речи, работа над выразительностью речи, расширение активного словаря учащихся. | 1 | 2 | 3 | |
Придумай сказку. Морфологический ящик. Этюды с настольными куклами. Что такое сцена. Правила поведения на сцене. | 1 | 2 | 3 | |
Скороговорки. Игры и упражнения на речевое дыхание. Этюды с настольными куклами. | 1 | 2 | 3 | |
Игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой. Этюды с настольными куклами. | 1 | 2 | 3 | |
Жесты кукол. Жесты как важное средство выразительности. Перчаточные куклы. | 1 | 2 | 3 | |
Инсценировка стихов, басен. Хочу, не хочу и надо. | 1 | 2 | 3 | |
Работа над речевым образом героев. | 1 | 2 | 3 | |
Художественные композиции с использованием кукол. | 1 | 2 | 3 | |
Расскажи сказку от имени героя или «Моя сказка». Творческие игры со словом | 1 | 2 | 3 | |
Итоговое занятие. Этюды с куклами. | 1 | 1 | ||
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Тематическое планирование
4 класс
Тема. | Теория | Практика | Кол-во часов | |
Вводное занятие. Истоки кукольного театра в языческих обрядах. | 1 | 1 | ||
Чтение произведения. Анализ произведения. Определение задачи и сверхзадачи произведения. Определение роли героев пьесы и их предназначения: герой и антигерой, соратники героя. | 1 | 2 | 3 | |
Создание образов героев через речь, движение, жесты. | 1 | 2 | 3 | |
История кукольных театров России. Золотое» правило общения Рождение ансамбля: кукловод – кукла. | 1 | 2 | 3 | |
Кукольный театр г.Томска «Скоморох». Художественные композиции с использованием кукол. | 1 | 2 | 3 | |
Развитие навыков взаимодействия героев. Я глазами других. | 1 | 2 | 3 | |
Аукцион достоинств. Работа с куклами определённой конструкции, необходимой для постановки спектакля. Возможности куклы. | 1 | 2 | 3 | |
Декорации спектакля. Музыкальное оформление. | 1 | 2 | 3 | |
Репетиции по эпизодам. | 1 | 2 | 3 | |
Репетиции спектакля, прогоны. | 1 | 2 | 3 | |
Техническая репетиция. | 1 | 2 | 3 | |
Генеральная репетиция. | 1 | 1 | 2 | |
Премьера спектакля. | 1 | 1 | 2 | |
Итоговое занятие. Постановка спектакля. | 1 | 1 | ||
Итого: | 11 | 23 | 34 |
Содержание программы
I раздел. «Сценическая речь» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чём говориться, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Чтобы голос звучал ровно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной гимнастике использованы известные упражнения для развития губ, челюсти, языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Больше внимание надо уделить работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи и т.д. все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актёрских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно понижаться, то повышаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.
С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.д.
Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля необходимо обращать их внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.
В раздел «Сценическая речь» включены творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнёром., составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение; на действия с воображаемыми предметами и. т. п.)
II раздел. «Театральная игра» - подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами, активизировать мыслительный процесс в целом.
Игра помогает ребёнку сосредоточиться, снять зажимы, учить внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (упражнения с предметами; этюды; игры на превращения; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий).
Задача театральных игр – расшевелить детей, помочь им обрести на сцене все те качества, которыми они в избытке обладают в реальной жизни. Все они строятся согласно нескольким принципам:
- игрового самочувствия;
- от простого к сложному;
- от элементарного фантазирования к созданию образа.
В любом упражнении желательно выделять трёхчастную структуру. Это помогает детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало – середина – конец. На языке драматургии это завязка, кульминация и развязка. На языке движения: фиксация – откат – посыл. На языке актёрского мастерства: увидел, оценил, действую. Эта триада, в идеале, должна войти в привычку, зафиксироваться на уровне подсознания или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актёр или весь актёрский ансамбль должны проходить эти три стадии последовательно, не пропуская ни одной – как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения целой пьесы. В жизни мы никогда не опускаем звеньев этой триады: сначала что-то узнаем, потом принимаем решение, и, наконец, действуем. На сцене этому надо учиться заново.
III. раздел «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений, слияния актёра с куклой.
Узнать язык своего тела помогут занятия ритмопластикой. Ребёнок выполняет определённые упражнения, игры под музыку, пытается слиться с куклой. Не зная сначала её характера, манере говорить, он «выжимает» из неё максимум движений, испытывает, на что способна данная кукла. Причём, каждый раз кукла меняется; ребёнок испытывает новую куклу, знакомиться с её особенностями. Занятия ритмопластикой с куклами помогает «зажатым» детям открыться. Порой они забывают, что это не кукла выделывает определённые «зигзаги удачи», а они сами. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Помочь ребёнку раскрепоститься, и ощутить возможности своего тела, слиться с куклой можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решению следующих задач:
- развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости;
- развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
- развитие воображения (способность к пластической импровизации с куклой).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц, так и излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела лёжа на полу. Ритмопластические упражнения развивают гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ»,
Затрагивающий эмоциональный мир ребёнка.
IV раздел. «Кукловождение». Дети знакомятся с различными видами кукол (верховые: перчаточные, тростевые; марионетки, планшетные и т.д.), их устройством и понимают, что система управления напрямую зависит от их конструкции. Существуют общие правила ведения кукол, которые дети отрабатывают на занятиях. Главная задача раздела - не только познакомить детей с различными видами и устройством кукол, но и добиться гармоничного слияния актёра с куклой. При отработке упражнений с куклами желательно использовать знакомые приёмы и игры для детей, в которые они уже умеют играть, тогда ребёнку легче понять смысл движений и жестов куклы. Важно, чтобы ребёнок не просто «махал» на сцене куклой, а понимал значение каждого жеста, знал основные правила работы с куклой. Тогда кукла оживёт в его руках и «заговорит» образно и выразительно.
Жесты – важное средство выразительности при работе с куклой. Ребёнок не только должен знать основные правила вождения куклы, но и применять их на практике. И ещё. Кукла может делать то, чего не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что может делать кукла. Простое, но самое необходимое для работы с куклой правило. Оно зависит от устройства куклы, и поэтому, при работе с ней всегда надо «выжимать» максимум движений и возможностей. Например, в любом состоянии у человека действует мимика, а у куклы её нет. Зато в волшебных сказках куклы могут летать, легко превращаться в любые предметы, поворачивать голову на 180-360 градусов и вытворять всевозможные, недоступные человеку движения. Необходимо показать ребёнку, что театр кукол находиться в постоянном движении, и потому любой предмет может «ожить» и заговорить голосом актёра, будь то книга или шарфик. Здесь действует принцип – «все может быть всем».
V раздел. «Работа над кукольным спектаклем». Большое значение играет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился не только педагогу, но и ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер: кто герой, а кто антагонист, кто соратник, а кто объект; что они делают и для чего это необходимо. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция, эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие промежуточными. Это помогает определить сверхзадачу, сквозные действия, жанр спектакля. Анализ пьесы помогает в речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Если нет музыкального руководителя, стоит обратиться за помощью к учителю музыки, чтобы он помог с музыкальным оформлением спектакля, подобрал готовые фонограммы, используя различные звуки. В этот раздел входят также репетиции (по эпизодам, монтировочные генеральные, прогоны) и показ спектакля (премьера, участие в фестивалях, конкурсах, гастролях по детским садам).
Вторая жизнь куклам (участие в выставках, конкурсах).
VI раздел. «Основы театральной культуры». Содержание этой главы знакомит детей с основными понятиями и терминологией театрального искусства, носит практический характер, т.е. происходит во время игр, работы над пьесой, просмотра видеозаписей спектаклей. Нет смысла строго требовать усвоение всего материала каждым ребёнком сразу; достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины. Знания они получают во время игр, диалогов с педагогом в виде вопросов и ответов, по методу «Кейса».
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрение пяти основных тем.
Особенности театрального искусства. Необходимо объяснить детям, что театр объединяет и использует другие виды искусства: литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главный герой в кукольном театре – кукла. Высказывание В.И. Немировича-Данченко определяет положение дела: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и всё же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и декораций – и театр уже есть. Ибо актёр – царь сцены».
На практике дети познают, что спектакль дело коллективное, так как создаётся усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличии от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей.
Виды театрального искусства. Говорить о них можно лишь после того, как дети просмотрят видеозаписи спектаклей: кукольного и драматического, отрывки из балетных, оперных спектаклей. Затем им предлагается поставить хорошо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как драматический, кукольный, музыкальный.
Рождение спектакля. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актёров и зрителей.
Здесь опять на помощь приходит игра, например, «Идём в театр» или «О чём рассказала театральная программка».
Театр снаружи и изнутри. Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, - недаром театр называют «храмом искусства». Знакомство происходит при рассмотрении фотографий, иллюстраций, слайдовых презентаций, Интернет-ресурсов. Конечно, почти в каждом городе есть свой театр кукол, но самый главный – театр, посвящённый Сергею Образцову в Москве.
Культура и поведение в театре. Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: Покупка театрального билета», «Сегодня мы идём в театр» и др. Можно познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (К.Станиславского, г.Улановой и др).
Знакомство с историей кукольных театров России. Здесь уместно использование Интернет-ресурсов, видеоматериалов областных фестивалей кукольных самодеятельных спектаклей, видеозаписей телепередач.
VII раздел. «Культура общения». Этот раздел направлен на различные формы общения между детьми, на развитие внутреннего мира ребёнка путём проведения театральных игр в непринуждённой дружеской обстановке, на развитие сопереживания, умение понимать психическое состояние партнёра (эмпатия), на развитие способности к самоуглублению, к имитации мыслей партнера (рефлексия), расширение эмоционального спектра личности. Задачей этого раздела является моделирование межличностных отношений, развитие способности к адаптации в различных ситуациях, воспитание коллективизма, социализация ребёнка.
Методическое обеспечение программы
Формы работы:
При проведении занятий рекомендуется использовать различные методы работы:
- словесные методы (лекция, объяснение, консультация);
- демонстративно-наглядные (показ кукол, технологий, схем и пр.)
- метод практической работы (составление деловых писем, написание выводов, выполнение теоретической части проекта);
- репродуктивно-исследовательский;
- проблемно-поисковый (поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств; анализ полученной информации);
- проектные методы (разработка проекта, моделирование ситуации, планирование деятельности, художественное конструирование);
- активные формы познавательной деятельности («Мозговой штурм», метод «Шести шляп», открытая защита проекта).
- Практическая часть – игра. Это могут быть различные направления: игра с «ожившими» предметами, с куклами, на перевоплощение, со словом и т.д.; создание этюдов, маленьких сценок.
Использование образовательных технологий
Использование образовательных технологий помогает формировать у детей волю, целеустремлённость, трудолюбие, воспитывать художественный вкус, умение различать красивое и безобразное. Дети учатся анализировать произведение, повышается их общий интеллектуальный уровень.
№ | Технология, метод, приём | Образовательное событие | Показатели эффективности реализации |
Мозговой штурм | Разработка сценария, художественного номера | Умение составлять и разрабатывать художественные номера, спектакли | |
Метод «Шести шляп» | Выбор конструкции кукол для конкретного спектакля, художественного номера | Умение находить отличительные особенности в конструкциях кукол | |
Технология творческой групповой работы | Постановка спектаклей, художественных номеров, разработка проектов | Умение работать в группе, научиться видеть и уважать свой труд и труд своих сверстников, давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других; формирует толерантное отношение к окружающим | |
Личностно-ориентированное обучение | Участие в фестивалях, конкурсах | Умение выразить свои мысли; доводить начатое дело до конца; умение передавать образ героя через выразительные средства кукольного театра | |
Здоровьесберегающие технологии: сказкотерапия, куклотерапия | Составление сказок, проживание проблемных ситуаций. | Стремление находить выход из конфликтных ситуаций, укреплением психического здоровья, восстановление эмоционального равновесия ребёнка |
Общие педагогические принципы:
В своей работе по программе использую следующие педагогические принципы:
* принцип поэтапного углубления знаний (от простого к сложному);
* принцип комплексного развития (взаимосвязь разделов программы);
*принцип учёта индивидуальности каждого ребенка (педагог учитывает
психологические особенности детей при обучении);
* принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;
* принцип положительной перспективы, при оценке созданного (критиковать,
подчеркивая крупицы интересного, давая идею их развития);
* принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми, помогающий почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.
Интегрированные театральные занятия проводятся со всей группой объединенные определенным сюжетом. В них используются упражнения и игры из разных разделов программы.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Театральная игра — это шаг к искусству, начало художественной деятельности.
Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.
Основные направления работы:
Деятельность театральной мастерской привлекает дополнительное внимание родителей к своим детям. Организация совместных праздников, практической помощи родителей в создании костюмов, кукол, декораций объединяют детей и родителей. В глазах требовательных родителей повышается значимость их детей, они начинают видеть в них маленькую, но талантливую личность.
Отсюда можно выделить основные направления работы:
- создание спектаклей: изготовление кукол, декораций; постановка спектаклей;
- создание художественных номеров;
- традиционные выставки, конкурсы;
- выступления в детских садах, селах района;
- создание летописи театра кукол «Мир детства»;
- оформление стенда театра кукол «Мир детства».
Условия реализации программы:
- кабинет для репетиций;
- шкафы для хранения кукол, декораций, костюмов;
- сцена для постановки спектаклей, художественных номеров;
Оснащение кабинета:
- мебель (шкафы, столы, стулья);
- магнитофон;
- утюг;
- гладильная доска;
- ножницы, иглы, нитки;
- ткани для изготовления кукол, декораций, костюмов;
- швейная машина;
- ватман, краски, кисть;
- куклы, костюмы, декорации;
- методическая литература для детей, родителей, педагогов.
Работа с родителями:
- выступление с детьми на родительских собраниях;
- приглашение родителей на премьеры спектаклей, на праздники театра кукол «Мир детства»;
- использование помощи родителей в изготовлении костюмов, декораций для театра; в подготовке детей перед выступлением.
ЛИТЕРАТУРА
для руководителя:
- Афанасьев С., Коморин С. 100 творческих конкурсов. - Приложение к газете «Молодежная линия», Костромская область.
- Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
- Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
- Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки - мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития»,1997.
- Еценко В.Г.Кукольный театр в школе. – Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1982.
- Крутенкова А.Д. и ребята Летопись сказочной мастерской «КУДЕСНИКИ». Альбом основан с ноября 1995 г (фото, праздники, фестивали, вырезки из газет, отзывы о спектаклях
- Начинающим актерам./ Ред.-сост. Л.И.Жук – Минск: изд. ООО «Красико–Принт», 2002.
- Программы общеобразовательных учреждений «ТЕАТР I – XI классы» Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. М.: «Просвещение» 1995г.
- Плотников В. Куклы. «История в картинках». Книжка-раскраска.- Челябинск: издательство «УРАЛ», 1996.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
- Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. /Под ред. А.Б. Никитиной – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М. Рольф, 2001.
- Швембергер В.А. Театр моей жизни. – М.: Образовательно-информационный Центр российских немцев, 2003.
- Терешкович Т.А. Рукодельница. – Минск: Полымя, 1992
- Хоботнеева Н.В., Павленко М.Г. Игровой калейдоскоп. – Омск, 1998
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Юнисов М. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»,2003.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Театр и дети).
ЛИТЕРАТУРА
для детей:
- Афанасьев С., Коморин С. 100 творческих конкурсов. - Приложение к газете «Молодежная линия», Костромская область.
- Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2001
- Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки- мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития»,1997.
- Еценко В.Г.Кукольный театр в школе. – Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. Руководителей дет. садов. – 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1982.
- Крутенкова А.Д. и ребята Летопись сказочной мастерской «КУДЕСНИКИ». Альбом основан с ноября 1995 г (фото, праздники, фестивали, вырезки из газет, отзывы о спектаклях
- Начинающим актерам./ Ред.-сост. Л.И.Жук – Минск: изд. ООО «Красико–Принт», 2002.
- Программы общеобразовательных учреждений «ТЕАТР I – XI классы» Рекомендовано Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. М.: «Просвещение» 1995г.
- Плотников В. Куклы. «История в картинках». Книжка-раскраска.- Челябинск: издательство «УРАЛ», 1996
- Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. /Под ред. А.Б. Никитиной – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М. Рольф, 2001
- Швембергер В.А. Театр моей жизни. – М.: Образовательно-информационный Центр российских немцев, 2003.
- Терешкович Т.А. Рукодельница. – Минск: Полымя, 1992
- Хоботнеева Н.В., Павленко М.Г. Игровой калейдоскоп. – Омск, 1998
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Юнисов М. Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М»,2003.
- Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: пособие для педагогов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. (Театр и дети).
Карточка индивидуального развития ребёнка
ФИО ребёнка | Наименование предмета | ||||||||||||||||||
Сцен. речь | Культура общения | Театральная игра | Ритмо-пластика | Кукло-вождение | Работа над кукольным спектаклем | Основы театральной культуры | |||||||||||||
полугод.ие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | полугодие | |||||||||||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||||||
Контроль результатов обучения
Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
1. Текущий. Осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает педагогическое наблюдение за ребёнком.
2. Промежуточный и Итоговый
Более глубокий анализ результатов, преподаватель проводит после каждой темы самостоятельно по следующим критериям: успешность выполнения учебной задачи, качество, содержательность, выразительность, самостоятельность, фантазия.
В конце первого полугодия и в конце учебного года проводиться аттестация обучающихся, проверка уровня знаний по трём уровням освоения программы:
«В» - высокий, освоение программы более 80%;
«С» - средний, освоение программы более 50%;
«Н» - низкий, освоение программы менее 50%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа "Театр кукол"
Разработка внеклассной работы. Работа над созданием кукол....
Рабачая программа внеурочной деятельности "Театр живых кукол" 1-4 классы(кружок)
Развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят во внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Внеклассная деятельность "Театр и песня" 1-4 КЛАСС
Проект внеклассной деятельности "Театр и песня" в начальной школе как одно из направлений дополнительного образования в рамках ФГОС НОО. Воспитание подрастающего поколения – многогранный процес...
Программа внеурочной деятельности тетра кукол «Карабас - барабас»
программа внеурочной деятельности...
внеклассное занятие "Театр кукол и сказка"
Занятие "Театр кукол и сказка" знакомит детей с кукольным театром, его создателем и действующими персонажами. Даёт возможность детям самим работать верховыми куклами....
Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...