Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Внеурочная деятельность по данной программе организуется по направлению: общекультурное.
Детский театр кукол – одна из форм внеурочной работы с детьми в области художественно-эстетического воспитания. Детский театр кукол представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_kukol_rukavichka.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №8
п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области
имени Воина-интернационалиста С.А. Кафидова
«Утверждаю» Согласовано Рассмотрено на заседании МО
Директор школы Зам. директора по ВР Протокол № ___
_______В.М.Суровцев ______ Кузнецова Г.В. от «__»______ 2014
«___»__________2014 г
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Театр кукол «Рукавичка»
1-2 классы
Разработала Оленина М.В.,
учитель начальных классов
Кинель
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Внеурочная деятельность по данной программе организуется по направлению: общекультурное.
Детский театр кукол – одна из форм внеурочной работы с детьми в области художественно-эстетического воспитания. Детский театр кукол представляет собой группу ребят, объединённых задачей подготовить спектакль и показать его другим детям.
Актуальность программы определяется тем, что детский театр объединяет детей с различными, часто противоположными интересами и способностями (художественными, техническими, организаторскими, артистическими). Кукольный театр – это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимально разностороннего развития способностей. Это, может быть, единственный вид искусства, где ребёнок может научиться и театральному, и изобразительному искусству.
Цель: развитие творческих интересов и способностей детей средствами кукольного театра.
Задачи:
- выявить природные способности ребят, создать условия для проявления и развития способностей;
- формировать зачатки художественного вкуса;
- обогатить опыт и впечатления в области искусства (посещение театров, музеев, чтение книг);
- привить навыки культуры поведения;
- развить коммуникативные навыки, навыки работы в команде.
В содержании рабочей программы внеурочной деятельности осуществляются межпредметные связи с учебными предметами: литературное чтение, технология, музыка, изобразительное искусство, окружающий мир.
В репертуаре театра "Рукавичка" есть спектакли по мотивам всем известных сказок, новые авторские представления, а также тематические спектакли, в которых обыграны важные темы здорового образа жизни, безопасности.
Основу программы составляют следующие технологии: игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, проектные, технологи сотрудничества.
Реализации этих технологий помогают следующие формы организации образовательного процесса: викторины, конкурсы, экскурсии в театры и просмотр спектаклей, индивидуальные и групповые этюды, репетиционная работа, творческие показы с последующим обсуждением, художественно-оформительская работа по освоению технологии изготовления кукол, декораций, бутафории.
Срок реализации программы: 2 года (1-2 классы).
Продолжительность занятия: 35 минут.
Программа рассчитана на 33 часа в первом классе, 34 часа – во втором
(1 раз в неделю).
Характеристика условий образовательного учреждения при реализации программы.
Занятия кукольного кружка проводятся в специальном кабинете, где имеется дополнительное помещение для хранения реквизитов.
Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:
- куклы (используются перчаточные куклы, начиная с самых простых в управлении);
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям;
- компьютер, проектор;
- музыкальная фонотека;
- костюмы, маски, сценический грим, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- электронные презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства», «Самарский театр кукол»;
- сценарии сказок, пьес, детские книги.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка».
Личностные результаты:
- знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса и соблюдать их;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметные результаты:
- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения, использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразительность, чёткость произношения.
Предметные результаты:
- знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций;
- уметь выступать перед зрителями;
- выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
Содержание деятельности
Основным принципом работы является сочетание внутри одного занятия различных видов учебно-творческой деятельности и, путём их смены, сохранение у детей остроты восприятия, работоспособности и интереса к занятиям.
Структура учебного занятия.
- Интеллектуальная разминка.
Игры, викторины из раздела литературного творчества, сочинительство.
- Развивающие игры и актёрские упражнения.
Упражнения на развитие внимания, воображения, фантазии, упражнения по технике речи.
- Индивидуальные, парные, групповые и массовые этюды.
Самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Работа над этюдами развивает в детях способность живо отвечать на условия вымысла конкретными действиями.
Группа делится на две части: одна часть работает. Другая является зрителями.
- Работа над спектаклем.
Основным занятием для детей, которые занимаются в театре кукол, является работа над спектаклем.
Можно выделить несколько этапов подготовки спектакля:
- Выбор пьесы к постановке.
Читка пьесы в коллективе, выявление исполнительских интересов ребят, первоначальное назначение на роли юных актёров. В выборе пьесы принимает участие весь коллектив.
- Составление постановочного плана.
Выясняется идея пьесы, определяется замысел будущего спектакля, планировка сцены, оформление спектакля.
- Распределение ролей и чтение пьесы по ролям.
Распределяются роли коллективно в результате прослушивания чтения отрывка за столом.
- Работа за столом.
Эта работа носит характер обсуждения пьесы, выявляет поведение действующих лиц, затем рассматриваются действия каждого персонажа.
- Работа на сцене.
Эта работа ведётся в двух направлениях: общая работа над спектаклем и индивидуальная работа с каждым исполнителем.
- Оформление спектакля.
Изготовление кукол, костюмов, декораций, реквизита.
Оформление спектакля заключает в себе три стороны:
- творческую – разработка общего замысла оформления;
- техническую – выполнения всей материальной части оформления;
- музыкальное оформление спектакля.
7) Окончательная отработка спектакля, выстраивание его в единое
композиционное целое.
8) Показ спектакля.
Воспитательные задачи этого этапа:
- умение действовать чётко и слаженно в условиях спектакля;
- воспитание дисциплины показа спектакля;
- воспитывать внимание, самообладание, находчивость, серьёзное
отношение к делу, чувство ответственности, организованность.
На первом году обучения не происходит деления на актёров и оформителей. Группа детей занимается и оформлением спектакля, и разучиванием ролей, и постановкой спектакля.
На втором году обучения меняется форма организации. Процесс постановки спектакля делится на
- исполнительскую деятельность;
- оформительскую работу.
В результате, формируются две группы с самостоятельным составом:
1 группа – художественно-оформительская;
2 группа – театрально-исполнительская.
Группы возникают не стихийно, а на основе склонностей и способностей либо к изобразительно-художественной деятельности, либо в области актёрской игры.
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Коли-чество часов | Планируемые результаты | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1. | «Занавес открывается» Вводное занятие | Знакомство с правилами поведения, рассказ о плане работы. | 1 | знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса | соблюдать правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса | ||
2. | «Уроки театра» | Рассказ о различных театрах, искусстве театра кукол. Знакомство с различными видами кукол. Традиционная игрушка русского народа – Петрушка. Ширма, декорации. Самым яркими впечатляющим уроком станет посещение театра и просмотр спектакля. | 3 | знать виды кукол, способы вождения кукол разных видов | |||
3. | Выявление индивидуаль-ных творческих способностей | Проводятся игры-конкурсы актёрского мастерства, в которых дети в живой, непринуждённой форме демонстрируют творческие способности. | 2 | выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | |||
4. | Упражнения на развитие памяти, внимания, воображения, фантазии | Выполнение упражнений перед зеркалом. Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений. | 3 | выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности | |||
5. | Индивидуаль-ные и массовые этюды | Этюды – самостоятельная работа одного или нескольких исполнителей. Задача этюда – сосредоточить внимание на последовательном выполнении какого-либо несложного, но целенаправленного физического действия. Кукловождение без ширмы. Взаимосвязь действия и слова. | 4 | правильно взаимодействовать с партнерами | уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | ||
6. | Работа над культурой и техникой речи | Выразительная речь. Дыхание, ударение, дикция, голос. Выразительное чтение. Рассказывание. | 5 | использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения | иметь представление о красивой, правильной, четко звучащей речи как средстве полноценного общения | ||
7. | Индивидуаль-ные занятия по технике речи | Подбираются занятия для каждого ребёнка индивидуально. Занятия помогут обрести уверенность в себе. | 3 | использовать в собственной речи выразитель-ность, чёткость произношения. | |||
8. | Работа над спектаклем | Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Пьесы должны быть небольшими по объёму, доступными пониманию. Конструирование, изготовление, оформление кукол. Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, генеральная репетиция. | 10 | выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания | знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи, изготовления кукол, декораций | правильно взаимодействовать с партнерами по команде | контролировать и оценивать процесс деятельности |
9. | Показ спектакля | Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления. | 2 | уметь выступать перед зрителями | правильно взаимодействовать с партнерами по команде | контролировать и оценивать результат деятельности | |
Итого | 33 ч |
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
2 год обучения
Исполнительская группа
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Коли- чество часов | Планируемые результаты | |||
Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
1. | «Занавес открывается» Вводное занятие | Знакомство с правилами поведения, планом работы, репертуаром. | 1 | знать о правилах поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса | соблюдать правила поведения на занятиях, во время игрового и творческого процесса | ||
2. | «Уроки театра» | Беседа о различных конструкциях театральных кукол, сравнение их с куклами обычными, выяснение их возможностей на сцене. Знакомство с театральными профессиями – сценарист, режиссёр, художник-декоратор, бутафор, музыкальный редактор, актёр-кукловод. Расширение знаний о театре Петрушек. Посещение театра и просмотр спектакля. | 3 | Базовый иметь элементарные представления о театральных профессиях Повышенный иметь представление о специальных терминах театрального мира | |||
3. | Игры, викторины для выявления интеллектуального уровня и творческих способностей | Игры-конкурсы актёрского мастерства, литературные викторины. | 2 | Базовый выражать себя в различных видах творческой и игровой деятельности Повышенный проявлять творческую самостоятель-ность | правильно взаимодействовать с партнерами по команде | ||
4. | Упражнения на развитие памяти физических действий, внимания, воображения, фантазии | Упражнения с воображаемыми предметами. Упражнения на импровизацию различных движений. Методика «Расскажи стихи руками». | 2 | выражать себя в доступных видах творчества, игре | уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | ||
5. | Индивидуаль-ные и массовые этюды | Этюды на перевоплощение в другого человека, животное. Мысленное создание несуществующих образов на основе театрализованных игр. Использование игровых персонажей. | 3 | уметь превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета | Базовый уметь работать в группе, общаться друг с другом Повышенный уметь выстраивать партнерские отношения, основанные на взаимном уважении и взаимопонимании | ||
6. | Групповые занятия по технике речи | Искусство речи. Речь в повседневной жизни, в творчестве актёра. Артикуляционные разминки. Скороговорки, пословицы, загадки. | 4 | использовать в собственной речи правильные речевые конструкции, выразитель-ность, чёткость произношения | Повышенный умение находить голосовые характеристики, соответствующие образу | оформлять диалоги-ческое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | |
8. | Индивидуальные занятия по технике речи | Аутотренинг, массаж, дыхательные, артикуляционные упражнения. | 3 | уметь выполнять дыхательную, артикуляционную гимнастику | |||
9. | Работа над спектаклем | Читка пьесы, распределение ролей, обсуждение постановочного плана, идея и тема пьесы, обсуждение характеров персонажей. Репетиции по эпизодам, монтировочные репетиции, генеральная репетиция. | 14 | выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания | Базовый знать и использовать способы вождения кукол, особенности сценической речи Повышенный овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности | Базовый правильно взаимодействовать с партнерами по команде Повышенный уметь взаимозаменять друг друга | контролировать и оценивать процесс деятельности |
10. | Показ спектакля | Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступления. | 2 | Базовый уметь выступать перед зрителями Повышенный уметь непринуждённо держаться на сцене | правильно взаимодействовать с партнерами по команде | контролировать и оценивать результат деятельности | |
Итого | 34 ч |
Учебно-тематический план занятий детского театра кукол
2 год обучения
Художественно-оформительская группа
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Коли-чество часов | Предмет- ные результаты | Планируемые результаты | ||||
Личностные | Познаватель-ные | Коммуникативные | Регулятив- ные | ||||||
1. | Вводное занятие | Знакомство с правилами по технике безопасности. | 1 | знать правила по технике безопасности на занятиях | соблюдать правила по технике безопасности на занятиях | ||||
2. | Изготовление декораций и бутафории. Навыки обращения с инструмента-ми | Знакомство с плоскостными, полуплоскостными и объёмными декорациями. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома). Изготовление бутафории к спектаклю. Выпиливание лобзиком из фанеры простейших фигур. | 4 | владеть практически-ми навыками по изготовлению декораций и бутафории | соблюдать правила по технике безопасности на занятиях | ||||
3. | Техническое моделирова-ние с элементами художественного конструирования: | Знакомство с техникой папье-маше, изготовление болванок (глина, пластилин). Маширование – первый способ техники папье-меше: изготовление клейстера, выклеивание, сушка. Снятие бумажных головок с болванок, склеивание частей, обклеивание чулком, марлей, сушка. Грунтовка, зашкуривание, лакировка. Окрашивание, сочетание цветовых гамм (акварель, гуашь) Оформление головки, парик, атрибуты. | 22 | Базовый иметь элементарные навыки по изготовлению перчаточных кукол, изготавливать простейших перчаточных кукол вместе с педагогом Повышенный владеть практически-ми навыками по изготовлению кукол | |||||
4. | Изготовление костюмов | Шаблон, выкройка, разметка, раскрой ткани. Рубашка-перчатка, обмер руки, изготовление выкройки, шов-строчка, назад иголка. Оформление куклы. | 7 | Базовый уметь работать в сотрудничестве с педагогом Повышенный уметь работать в творческой группе и индивидуально | |||||
Итого | 34 ч |
Родители принимают активное участие в работе детского театра кукол. Родители присутствуют на занятиях, участвуют в мероприятиях (поездках в театр, конкурсах творческого мастерства в качестве членов жюри и зрителей), оказывают помощь в изготовлении кукол, декораций, костюмов.
Формы и методы педагогического контроля
Вся работа детского театра кукол «Рукавичка» направлена на достижение творческого результата, поэтому основным видом педагогического контроля является участие учащихся в кукольных спектаклях перед зрителями (родителями,
сверстниками, детьми младшего возраста).
Список литературы для учителя
- Аленский Ю. Азбука театра. М.: Детская литература, 1986
- Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 2009.
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 2009.
- Караманенко Т.Н., Караманенко Н.Г. Кукольный театр – дошкольникам. М.: Просвещение, 1982
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 2009.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2007.
- Советов В.М. Театральные куклы: технология изготовления. – СПб.: ГАТИ, 2007.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
Список литературы для детей
- Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка»
- Русские народные сказки «Теремок», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Морозко»
- Сутеев В. «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?»
Интернет-источники
http://nsportal.ucoz.ru/news/kukolnyj_spektakl/1-0-5
http://dramateshka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТР «ПЕТРУШКА»
программа внеурочной деятельности для начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр кукол"
программа и тематическое планирование для началбьной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"
ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театр на английском"
Программа внеурочной деятельности «Театр на английском» имеет общекультурную направленность, разработана как целостная система работы с детьми, неразрывно связана с урочной программой по ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Петрушка" 1-4 класс ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр Айболита"
Преставлена рабочая программа "Театр Айболита", построеннная на принципах здоровьясбережения. Она включает приёмы и методы для сохранения здоровья младших школьников....