Эссе «Наставник молодёжи»
статья (2 класс) на тему

Балашова Вера Васильевна

Эссе

«Наставник молодёжи»
Автор: Балашова Вера Васильевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ№2 с. Александров-Гай

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе «Наставник молодёжи» 24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Наставник молодёжи»
Автор: Балашова Вера Васильевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ№2 с. Александров-Гай

        «Хороший учитель объясняет,

        Выдающийся учитель показывает,

        Великий учитель вдохновляет»

        У.Уортд.

В современной теории образования наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности уделяется большое значение. Особого внимания заслуживает позиция ряда исследователей, которые рассматривают понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, совет, руководство и поддержку другому. Основной категорией процесса наставничества является профессиональная адаптация человека в трудовой деятельности, под которой понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям. организации, режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обособленности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения специалиста к своей профессиональной деятельности .Для самого педагога  наставничество является наиболее эффективным способом повышения своей квалификации, развития инновационного содержания собственной трудовой деятельности ,выхода на более высокий уровень профессиональной компетентности.

 Я – счастливый человек. Я – учитель-наставник. Вот уже 38 лет я искренне верю в свое призвание как в основное дело своей жизни и умею отдаваться ему в полной мере. Я не утратила оптимизма и все ещё осваиваю, ищу, пробую, творю… Живу, люблю, радуюсь каждому дню, который приносит мне новые открытия, дарит мне новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира. 

- Здравствуйте, Вера Васильевна, вы – мой наставник! – заявляет молоденькая учительница.

- Здравствуйте, Камила Ерлановна! А вы – мой! – с улыбкой отвечаю я.
Смотрю в широко распахнутые глаза молодого педагога(бывшей ученицы Нуриевой Камилы), в которых калейдоскопом мелькают удивление и непонимание, энтузиазм и неуверенность, восторг и смущение, и радостью наполняется моё сердце. Вот чего я не вижу в этих глазах, так это равнодушия! Значит, мы на верном пути! Я не оговорилась: «МЫ» - ключевое слово в нашем профессиональном тандеме. Содружество, сотворчество, сопричастность, сотрудничество обязательно помогут преодолеть нам все трудности на пути к тому, что ты СОСТОЯЛСЯ .СОСТОЯЛСЯ как учитель, профессионал, воспитатель, коллега, друг. «Учитель не тот, кто учит, а у кого учатся», - повторяю я своей подопечной высказывание Гёте и поясняю, – вы ведь хотите стать учителем, значит, и у вас есть чему учиться. Так будем учиться вместе!». Улыбка в ответ - для меня как свет путеводной звезды: первый шаг к доверию и пониманию сделан. 

«Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой» (Михаил Светлов). Постоянно держу в голове эти слова. Ведь моя главная задача как наставника – помочь начинающему педагогу стать настоящим учителем, обрести счастье в профессии, осознать всю важность и ответственность своей миссии. 

Что значит быть учителем? Великий русский писатель Л.Н.Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он- совершенный учитель». С одной стороны, это безумно быстрое течение времени, которое уносится так незаметно, и важен каждый миг, каждое мгновение, отданное подрастающему поколению: будь то поиск способов объяснения новой темы или поход в кино; горы бумаг ,способные утопить в рутине, и бессонные ночи, или возможность взлететь на вершину профессионального Олимпа, постоянная ответственность и напряжение, масса энергии, которую ты отдаешь, не ожидая ничего взамен. С другой стороны, это постоянный творческий поиск, способность совершать с учениками удивительные открытия, общение с коллегами, также глубоко и преданно влюбленными в свою профессию. А каким учителем хочет стать она? Какие вершины собралась покорять?

Очень важно дать понять молодому коллеге, что ты не стоишь на вершине той самой горы, на которую ему только предстоит взобраться, не увлекать его на путь, уже пройденный тобой, а дать возможность сделать это самостоятельно: найти СВОЮ «гору», СВОЙ путь к успеху. Хорошо знакомый учительству деятельностный метод обучения, правда? Но ведь он работает! И не важно, кто его осваивает: твой ученик или молодой коллега. Главное – сам!

Задача наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать, не допустить упаднического настроения, разочарования. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки.

 Элберт Г. Хаббард говорил: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Но разве это высказывание нельзя отнести и к наставничеству? Давайте перефразируем немного Хаббарта: «Цель обучения молодого педагога состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи наставника». Как верно подмечено! Сразу приходят на ум слова Леонардо да Винчи: «Плох тот учитель, который не превзошел своего учителя».Ведь это непреложная истина. Только так молодое поколение сможет шагать вперед, в будущее общества, будущее науки. 

Итак, двигаемся к поставленной цели! Вспоминаю свои первые шаги в преподавании. Привычные, обыденные для опытного педагога вещи порой становились камнем преткновения для меня ,молодого учителя. «Как составить рабочую программу?», «Какая образовательная технология на этом уроке поможет эффективно достичь поставленной цели?», «Как определить тему самообразования» - вопросы, вопросы, вопросы. С глубокой признательностью и благодарностью храню в душе воспоминания о своих наставниках –именно они – опытные учителя, профессионалы, методисты - давали мне советы, подсказывали, направляли, приходили на помощь. Смогу ли я так же грамотно и доступно ответить на любой вопрос начинающего учителя, хватит ли терпения, времени и сил, чтобы помочь, объяснить, предложить верное решение? Стоит ли бояться наставнику  признать то, что он в чем-то некомпетентен? Думаю, нет. Детально изучаем вместе нормативные документы по организации учебного процесса, штудируем содержание программного материала по предметам, советуемся с коллегами, ищем ответы на особенно трудные вопросы, решаем поставленные задачи. Ведь мы – вместе!

На помощь приходят педагогическое сообщество, Школа молодого специалиста. Как замечательно, что научно-методический центр Управления Образования города вот уже много лет ведет работу по обучению молодых специалистов. Опытные коллеги делятся с молодёжью инновациями, особенностями технологий, представляют различные уроки. Сколько начинающих педагогов побывало и у меня в гостях… Храню каждый их синквейн, каждый отзыв. «После вашего семинара захотелось создать свой шедевр» - написал однажды молодой воспитатель. И ведь создал! Стал лауреатом конкурса «Воспитатель года», а потом и конкурса «Учитель года».Сейчас руководитель структурного подразделения детского сада  «Малыш». Кристина Евгеньевна Мурзакова принимала участие в конкурсе «Педагогический дебют» и опять призовое место.  Много раз потом встречались на различных конференциях, творческих встречах, и всегда она подходила  ко мне со словами: «Я так Вам благодарена за то, что вдохнули в меня желание творить!». Такие встречи всегда несут радость осознания того, что с годами не уменьшается число молодых неравнодушных учителей, активно включающихся в работу, ищущих свое место в педагогической семье. Всегда стремлюсь, чтобы на моих встречах молодые коллеги окунулись в мир сказки, прикоснулись к чуду творения урока, сами попробовали «колдовать» и увидели, как сказка становится явью.

Наблюдение за работой наставника – одна из основных возможностей накопить собственный опыт, найти свой стиль преподавания, получить ответы на вопросы: какова структура «живого урока», как он начинается и завершается, как рационально распределить время, выбрать технологию, какие средства обучения станут эффективными. 
- Эх, - после очередного урока признаюсь юной коллеге, - сегодня неудачно получилось. Вижу искреннее непонимание в её глазах: «Как, у Вас?»-удивляется Кристина Евгеньевна. Вместе анализируем причины неудачи, ищем возможности их устранения. Считаю, что только постоянный, глубокий анализ и самоанализ даст возможность молодому педагогу критически отнестись к своим действиям, вовремя найти эффективные приёмы и методы, верный способ избежать недостатков. А ведь это целая наука! И снова рассматриваем пути анализа урока, определяем показатели эффективности, качества.

Для начинающего педагога очень важно овладеть этим умением: он - вернейший путь на пути совершенствования педагогического мастерства. Цитирую коллеге отрывок из  эссе, которое написала мой учитель-наставник Лазарева Валентина Степановна:
Самое страшное в нашей профессии 
Застыть, быть спокойным, довольным собой.
Учитель – в движении, в саморазвитии,
Не ищет дороги комфортной ,легкой, простой…

И действительно, дорога, по которой ей предстоит идти, совсем непроста. Молодой учитель обязательно встретит на своём пути и неуверенного в своих силах Петю, и шалунью Катю, и умницу Вику, и равнодушного, безучастного ко всему родителя, и единомышленника, готового прийти на помощь. Разве можно дать готовый рецепт для любого случая педагогического взаимодействия? Наверное, нет. Но кое-какие приправы к рецепту обязательно найдутся: терпение, педагогический такт, выдержка, самообладание – основа букета, обязательная часть – юмор, обаяние,  харизма, но главное – искренность, открытость, честность в отношениях с окружающими: коллегами, детьми, родителями и с самим собой.

И тогда свершится чудо, как говорил Ушинский: «Учитель – это художник. А школа – мастерская, где из куска мрамора возникает подобие божества». Сложно иногда увидеть в уткнувшихся в телефоны, рассеянно слушающих тебя и не всегда понимающих твои объяснения учениках будущих космонавтов, врачей, директоров, но поверить в то, что это обязательно случится, – надо! И вселить эту уверенность в сердца и души воспитанников – главная цель педагога.

Мой любимый педагог  Ш. А. Амонашвили говорил: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» 
Наставник – это прежде всего воспитатель. «Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?» - мудрые слова А.С.Макаренко напомнили, что пора показать моей коллеге собственные возможности, поделиться наработанными умениями. И как подарок судьбы вопрос: «А может мне продолжить учёбу? Да почему же можно? Нужно! Не эта ли наша цель? Я искренне верю, что искорка уверенности в правильном выборе профессии у моей юной коллеги(Евгении Владимировны) разгорится в пламя веры в собственное признание, учёба в магистратуре даст шанс получить глубокие знания, увлечённость поможет раскрыть не только собственный талант, а оптимизм поможет без страха смотреть в будущее.
К.Д.Ушинский среди прочих качеств, присущих творческому педагогу, называл такие, как талант, широкий кругозор, «вечно нестареющая детская душа». Если вдуматься, когда же ей стареть, душе - то? Благодаря наставничеству, я всегда среди молодёжи, вместе с нею совершаю новые открытия, удивляюсь и учусь, учусь, учусь… 

Проблемы духовности современного российского общества являются на сегодняшний день самым насущными  и острыми. Школа остаётся один на один в решении этой проблемы. Именно педагоги-наставники сумеют передать свои моральные ценности молодёжи.        

Поэтому Правительство РФ именно с учителями и наставниками сегодня связывает свои надежды на будущее нашей РОДИНЫ

Список  источников:

1.Закон Р.Ф. от 20.12.№273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации(п.6.ч.1.ст6)

2. О.Виноградова «Дифференциальная психология»М.2016

3 «Наставничество. Дань моде или реальная необходимость?» ry/arkhiv/2012

4. Круглов И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя.М.2007

5. Шипунова Н.Н.Организация наставничества в школе с молодыми педагогами// молодой учёный -2016С.845-847

6. Наставник, незабвенный руководитель и Учитель/http://www/school-essays.info/sochininie-nastavnik.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Учитель-друг и наставник"

В статье раскрывается роль учителя в воспитании младшего школьника. Учитель должен не только учить, но и быть другом и наставником маленьких детей. Очень важен здесь личный пример самого учителя....

Эссе на тему "Мой наставник"

Сочинение на тему "Мой наставник"...

Эссе об учителях -наставниках

Данное эссе представлено в двух главах  . Первая глава  под названием "Кто такие школьные учителя – логопеды?"2 глава рассказывает о коллеге Ольге Владимировне Епифаново...

Эссе "Роль наставника в достижении позитивных результатов молодого специалиста"

В данной работе отражены проблемы молодых специалистов, приходящих работать в школу. Раскрыта актуальность помощи учителя - наставника молодым специалистам. Сформулирована цель и поставлены задачи раб...

Конкурсный материал - Эссе на тему: Классный руководитель и наставник: можно ли поставить знак равенства?

laquo;Мудрость педагога в том, что он должен уметь сохранить детское доверие, желание ребенка общаться с учителем как с другом наставником» Василий Александрович Сухомлинский....