Эссе об учителях -наставниках
статья по логопедии на тему
Данное эссе представлено в двух главах . Первая глава под названием "Кто такие школьные учителя – логопеды?"2 глава рассказывает о коллеге Ольге Владимировне Епифановой –моём профессиональнои вдохновителе. 3 Глава посвящена
Следующее Эссе об учителе -наставнике Боевой Г.В. заслуженном учителе начальных классов МОУ гимназии №3 Волгограда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе "Учитель об учителе" | 39 КБ |
Эссе о школьных логопедах и наставниках | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Кошкина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед муниципального общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»
(МОУ гимназия № 3)
Номинация « Учитель об учителе»
Название работы: Эссе « Как важно заниматься любимым делом!»
Кошкина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед МОУ гимназии №3
Центрального района Волгограда
Эссе «Как важно заниматься любимым делом!»
( Посвящается заслуженному учителю начальных классов
Боевой Галине Васильевне)
Каждый человек в своей жизни помнит первую учительницу. Кто-то отзывается о ней с любовью, кто-то восторгается искренними днями жизни в начальной школе. И сколько бы тебе ни было лет, воспоминания о первой учительнице хранятся в памяти человека всю его сознательную жизнь.
Но есть такие учителя, имена которых знают и помнят с первых минут встреч, вот таких педагогов и называют - «Учитель от бога».
Кафедре начальных классов МОУ гимназии №3 Центрального района посчастливилось встретиться с такой учительницей начальных классов Галиной Васильевной Боевой в 2003 году. Её стаж работы по специальности учителя начальных классов составляет 43 года, а педагогический – 44года.
Галина Васильевна родилась в солнечной Калмыцкой АССР, в селе Городовиково, в многодетной семье. Уже с детства она играла с куклами в школу, а после школы перед подружками ходила на каблуках и копировала свою любимую первую учительницу Крютченко Лидию Михайловну.
С 1962 по 1966 год Галина Васильевна обучалась в педагогическом училище в городе Элиста. Училась с удовольствием, с усердием и была активисткой! И в хоре пела, и в вокальной группе солировала, и в спортивных состязаниях была первой.
В 1966 году началась трудовая педагогическая деятельность. По распределению Галина Васильевна работала учительницей начальных классов в посёлке Новый Калмыцкой АССР. Однажды после посещения уроков Галины Васильевны проверяющий инспектор на педагогическом совете, подводя итоги фронтальной проверки, сказала пророческие слова: «В этой молодой учительнице я вижу в будущем Заслуженного учителя». Это был 1968 год…
В 1969 году Галина Васильевна приезжает в Волгоград и работает учителем в Красноармейском районе Волгограда около 33 лет. Сначала в МОУ СОШ №22, затем в МОУ СОШ №№75 и семь лет в лицее№1 до 2002 года.
В 1985 году она окончила Волгоградский педагогический институт им. Серафимовича по специальности биология. Но учителем биологии не работала, так как жить без малышей начальной школы она не могла.
В Красноармейском районе Галина Васильевна становится высококвалифицированным педагогом с высшей категорией, внедряющей в своей работе развивающие методы академика Л.В. Занкова, письмо по системе В.Илюхиной. Она обучает скорочтению по системе В.В.Зайцева, владеет методом опережающего обучения по системе С.Н.Лысенковой, при этом не забывает о развитии творческих способностей каждого ребёнка.
Накопленный опыт учитель обобщает в творческой работе « Использование интегрирующих факторов в изучении русского языка по системе Занкова как средство формирования и совершенствования лингвистических умений и развития творческих способностей».
Она известна в районе как руководитель методического объединения, мастер-профессионал, распространяющий свой новаторский опыт, эксперт по аттестации педагогических работников. Два года Галина Васильевна работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе в старших классах в МОУ лицее №1, но работу учителя начальных классов для него остаётся главной.
Сбылись предсказания инспектора…
В 2000 году Боевой Галине Васильевне было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В МОУ гимназия №3 Центрального района Галина Васильевна пришла уже опытным педагогом. Про таких говорят: «Учитель с большой буквы!»
За время работы в гимназии №3 Центрального района Боева Г.В. показала высокие результаты своей профессиональной деятельности.
Её учеников – победителей знают многие Всероссийские конкурсы и олимпиады, фестивали и конференции. Так, Васекина Яна - победитель Всероссийского конкурса – игры «Русский медвежонок», Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, Окорокова Ксения – победитель зональной олимпиады среди учащихся 4-х классов, а Орлов Антон - победитель районного конкурса чтецов. Среди воспитанников Галины Васильевны – студенты-отличники Волгоградских престижных вузов.
Педагог в течение многих лет является наставником для молодых коллег, занимает активную жизненную позицию, член первичной профсоюзной организации МОУ гимназии №3.
В 2007 году Галина Васильевна награждена грамотой Федерального научно-методического центра им. Л. В. Занкова.
В 2008 году она становится обладателем губернаторского гранта.
В 2011 году закончилась трудовая деятельность нашей коллеги в возрасте 64 лет. Но, ни на миг Галина Васильевна не усомнилась в выборе профессии.
Теперь она – заслуженный учитель на заслуженном отдыхе. И всё своё свободное время посвящает семье, путешествует, воспитывает внуков, следит за своим здоровьем и всегда старается прийти в любимую гимназию№3 к своим коллегам и администрации.
А авторитет Галины Васильевны только возрастает с каждым годом, ведь ещё в гимназии остались её выпускники, которых она учила в начальной школе.
Предварительный просмотр:
Кошкина Светлана Сергеевна, учитель-логопед
МОУ гимназии №3 Центрального района Волгограда
Эссе о школьных учителях -логопедах
В жизни каждого человека встречаются интересные и звёздные люди. За годы работы в образовании таких людей в моей судьбе было много, которые помогли мне стать высококвалифицированным педагогом, учителем-логопедом и просто воспитателем детских душ, творцом и создателем нового. О них я расскажу в своём эссе .
А пока ,давайте познакомимся! Меня зовут Кошкина Светлана Сергеевна работаю учителем –логопедом в МОУ гимназии №3 Центрального района Волгограда уже 27 лет, логопедический стаж 23 года,эксперт по аттестации педагогических работников по Волгоградской области, активный участник социальных проектов, фестивалей, конкурсов, олимпиад различного уровня. В настоящее время председатель первичной профсоюзной организации педагогических работников .
Основная моя работа связана с исправлением недостатков речи. Мой девиз «Правильная речь – это залог жизненного успеха для человека.»
Глава I
Кто такие школьные учителя – логопеды?
Кто такие школьные логопеды? Этот вопрос часто задают родители, чьи дети учатся в гимназии, лицее, общеобразовательных школах . Чем они занимаются? Кому они нужны? И кому они могут помочь? Я, как никто другой, знаю ответы на эти вопросы. Ведь я школьный учитель – логопед.
Школьные логопеды – это педагоги, воспитатели по формированию не только правильной устной речи, но и грамотной письменной. Листая тетради детей, мы находим специфические ошибки : пропуски ,замены, перестановки, аграмматизмы, недописывание букв, слов, предложений у детишек начальной школы. Мы точно знаем, что устранить эти ошибки возможно, применяя специальные методы, приемы, формы, задания в своей работе.
Это возможно в результате организованных групповых и индивидуальных занятий, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Основной логопедический девиз – « Предупредить ошибку, а не исправлять ».
Наблюдая за работой школьного учителя-логопеда можно понять, что он уникален. Его можно, не боясь ошибиться, назвать врачом, хотя готовит логопедов педагогический университет. Этот врач, использующий вместо таблеток – гимнастику и упражнения, вместо уколов – интуицию и тонкое, совершенное знание законов речи и русского языка.
Это врач, обладающий прекрасной дикцией вместо хирургических инструментов.
Врач – лечащий таинственные зоны человеческой речи.
Врач, который должен переделать привычки мозга, должен точно знать строение и оттенки каждого звука, обладать искусством красноречия, убеждения, разъяснения.
Врач – в полной мере использующий педагогические и психологические знания и навыки.
Логопед – это врач, лечащий слово - словом. Эти слова метко характеризуют логопедов и принадлежат Ю.Н.Белик-Харашевич.
Логопед – это и психолог, знающий души детей, их возрастные особенности, желания, интересы.
Первая беседа логопеда с ребёнком проходит в увлекательной и интересной игре-путешествии, во время которой ребёнок не ощущает на себе воздействия и применения специальных методик, и в конце которой получает приз-наклейку. Но учитель – логопед чётко удерживает цель – выявления недостатков в устной и письменной речи. Хитро придумано, но главное у ребёнка не формируется страха по отношению к корректору речи. Ведь многие взрослые сознательно заставляют детей бояться логопеда, психолога, учителя, настраивают его: «Вот пойдёшь к логопеду, он задаст тебе такие трудные вопросы!»
После беседы с ребёнком логопед обязательно знакомится с родителями, узнаёт о развитии ребёнка, рекомендует посещение специалистов, рассказывает о специфике устранения речевых недостатков.
Учитель– логопед планирует и составляет индивидуальные маршруты, программы для работы с детьми, у которых были выявлены недостатки в речи. Сразу скажу, что это не так уж просто! Подбираются интересные методики, игры, упражнения, даже существуют компьютерные игры, яркие презентации, интерактивные задания, которые учитель – логопед подбирает по вечерам для своих «логопатов», так называет своих учеников.
Каждый логопед чётко знает, какой должна быть правильная речь.
- Умной
Умную речь хорошо и слушать.
- Обдуманной и верной
Слово не стрела, а пуще стрелы.
- Уместной
Речь красна слушанием.
- Выразительной
Говори, говори: да и молчи.
В своей работе школьные логопеды используют волшебные слова: «Говори смелее – будет вернее. Трудности все преодолимы в совместном труде! У вас всё получится, было бы желание!»
Сколько я знаю учителей-логопедов района и города Волгограда, они никогда не останавливаются на достигнутом. Это люди ищущие, талантливые, творческие и очень интересные. Они – профессионалы своего дела. Для многих их работа остаётся загадкой и тайной.
В любой профессии есть свои положительные и отрицательные стороны, но в одном я уверена, что ваша работа должна ВАМ нравиться, как нравится она мне учителю – логопеду МОУ гимназии №3Центрального района Волгограда Кошкиной Светлане Сергеевне.
Глава II
Ольга Владимировна Епифанова –мой профессиональный вдохновитель.
Эссе «Какое счастье быть!»
Какое счастье быть, а не казаться,
И в детях постоянно повторяться.
Учить добру, любить их, удивляться…
Удивление – это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо, поражающего неожиданностью, необычайностью…
Я и не знала, что мне доведётся испытать это волнующее состояние на заседании одной экспертной группы, в которую я, учитель-логопед МОУ гимназии № 3 города Волгограда, была включена.
Это было солнечным октябрьским днём 2009 года. Главный специалист отдела дошкольного образования и охраны прав детей департамента по образованию администрации Волгограда Нина Николаевна Белоусова пригласила в департамент учителей-логопедов, учителей-дефектологов на встречу, посвящённую обсуждению вопроса о разработке перечня показателей проявления компетентности для определения выплат симулирующего характера за интенсивность, высокие результаты и качество выполняемых работ. В назначенный час прибыли представители всех районов города. Участники мероприятия были серьёзны, сосредоточены и деловиты. Каждый достал блокнот, ручку и приготовился записывать.
И вдруг в аудиторию вошла лучезарная женщина с уверенной улыбкой на лице, которую все с уважением и почётом приветствовали. Для меня она была незнакомкой. Но с первых минут я почувствовала её позитивную энергию и доброжелательный настрой.
Совещание началось с представления Ниной Николаевной участников заседания. Я была удивлена: в череде прочих прозвучало знакомое мне со студенческих времён имя Ольги Владимировны Епифановой. В голове промелькнула мысль: «Это та самая Ольга Владимировна – автор логопедических сборников, статей, рекомендаций для логопедов? Она – волгоградка?! Она – реальная?! Она – здесь рядом со мной! Это же мой кумир – учитель-логопед!» Сердце затрепетало от такой неожиданной встречи.
Заседание прошло на высоком творческом подъёме, очень организованно и плодотворно. Дружная совместная работа помогла нам определить и разработать показатели проявления компетентности, которыми пользуются сегодня учителя-логопеды, дефектологи школ города и области. Руководитель совещания, Н.Н. Белоусова поблагодарила рабочую группу за профессиональную помощь и творческую поддержку. А мне уже не терпелось подойти к своему кумиру.
И вот оно, мгновение счастья! Немного неуверенно я подошла к Ольге Владимировне, остановилась, посмотрела в её глаза, улыбнулась и заговорила с ней: «Вы та самая Епифанова? Вы помогаете логопедам речевым материалом по автоматизации звуков? А для нас, школьных учителей-логопедов и наших воспитанников, школьников младших классов придумали «Занимательный русский язык»?» Она улыбнулась и просто сказала: «Да, это я!» Мы познакомились, обменялись телефонами и стали поддерживать профессиональную дружбу по телефону, общение на конференциях, семинарах, курсах, конкурсах. Эти встречи помогли мне поближе узнать Ольгу Епифанову.
Её биография удивительна. Родиться и окончить школу в Волгограде, учиться в престижном Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, на отделении логопедии, по специальности «учитель-логопед дошкольных, школьных и медицинских учреждений» и уехать на север. Работать там плодотворно шесть лет в школе, в поликлинике, в детском саду – это поступок, достойный, по моему мнению, если не декабристов, то их жён. В девяностые годы вернуться домой, в родной Волгоград, потеряв многое из созданного к тому времени профессионального багажа и начать всё сначала. Поверьте, так сможет не каждый человек. А она смогла!
Вот уже 24 года Епифанова О.В. работает учителем-логопедом в дошкольных и школьных образовательных учреждениях города-героя Волгограда. Является бессменным руководителем методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений Советского района. Частичная реорганизация логопедической службы района в конце прошлого века вывела деятельность Ольги Владимировны и её коллег на новый уровень, заставила мыслить нетрадиционно и инновационно в режиме постоянного развития. Вопросы организации логопедического воздействия в свете соотношения диагнозов клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций современной логопедии стали приоритетными в работе методического объединения в 90-е годы.
В качестве наставника Ольга Владимировна помогала и помогает учителям-логопедам образовательных учреждений Советского района в достижении новых профессиональных высот, в овладении новыми профессиональными компетенциями. Районный фестиваль презентаций «Моё педагогическое кредо» и открытое районное логопедическое собрание «Мы вместе: вариативность, целостность и открытость логопедического взаимодействия» тому подтверждение.
Девиз Епифановой О.В. – «Творчество во всём!». Читаю название одной из её публикаций: «Стратегии работы с родителями: размышления учителя-логопеда». Не поверите, размышления – в стихах! «Палитра смущения», «Палитра цветов и ароматов» – вот последние красочные творческие публикации Ольги Владимировны в Волгоградском научно-популярном журнале «Здоровье и экология», постоянным автором которого она является вот уже 7 лет.
В настоящее время насчитывается 220 публикаций методической и личностно-ориентированной направленности Ольги Владимировны Епифановой. «ИКТ в работе учителя-логопеда», «Педагогическая рефлексия участников образовательного процесса», «Жизнетворчество как ресурс психологического комфорта личности и её окружения», «Управленческая, творческая, исследовательская, тьюторская компетенции учителя-логопеда», «Горизонтальная карьера педагога» – такова тематика её статей.
Год от года увеличивается вес «портфеля достижений» О.В. Епифановой. Она – почётный работник общего образования России, соискатель премии города-героя Волгограда в области образования, лауреат конкурсных отборов лучших работников дошкольных учреждений Волгограда и Волгоградской области, серебряный призёр Всероссийского конкурса «Призвание – воспитатель» и регионального конкурса «Дефектолог года». «За большой вклад в развитие образования Советского района города Волгограда и неравнодушие к детям» Епифанова О.В. награждена премией «Общественное признание в области образования».
Педагогическое кредо этого талантливого педагога: «От толерантности – к эмпатии, от коррекции – к коммуникации, от традиции – к инновации, от милосердия – к педагогике». Её опора – психология чтения и авторские методики профессора Санкт-Петербургской педиатрической академии, доктора психологических и кандидата медицинских наук Александра Николаевича Корнева, ставшего учителем и наставником для Ольги Владимировны. Благодаря диагностике и коррекции выявленных нарушений ей удаётся избежать проблем в формировании базового школьного навыка чтения у многих обучающихся, помочь детям, учителям и родителям. Совмещая работу учителя-логопеда в детском саду № 21 с работой в МОУ гимназии №15 Советского района, Ольга Владимировна добивается положительных результатов в устранении речевых проблем в устной и письменной речи. Её «конёк» – использование различных технических средств, информационно-коммуникационных технологий. Так, диктофон – это самый любимый инструмент для учителя-логопеда и её воспитанников, а компьютер с Web-камерой в виде весёлой собачки Web-ки – незаменимый помощник на всех индивидуальных и групповых занятиях.
Ольга Владимировна всегда на шаг впереди своих коллег. Она является активным участником Всероссийского Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». Вместе с обучающимися участвует во Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика». Статьи и проекты детей, имеющих речевые недостатки, помогают, нам, логопедам в коррекции речевых нарушений. Ознакомьтесь с работой О.В. Епифановой «От логопедического воздействия к логопедическому взаимодействию: коммуникативная культура учителя-логопеда» на сайте http://festival.1september.ru. Каждый учитель-логопед знает, что дети, имеющие проблемы в развитии речи, их родители особенно чутки к тому, на какие ценности ориентирован учитель-логопед, учитель-дефектолог. Если они верят в искренность педагога, то идут за ним, добиваясь результатов, вместе преодолевая трудности.
«Профессиональная деятельность, достижения моих воспитанников и обучающихся, радость их родителей, плодотворное общение с коллегами – всё это на протяжении 30 лет доставляло и доставляет мне огромную радость, творит мою коммуникативную компетентность», – утверждает Ольга Владимировна. Я согласна с этим утверждением опытного, самобытного и талантливого волгоградского педагога на все 100%!
Какое счастье быть, а не казаться,
В делах своих достойно воплощаться,
Дарить их людям, в жизни не теряться...
Какое счастье быть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Сертификат участника I Всероссийского конкурса для классных руководителей и воспитателей "Учитель - наставник"
Конкурс проходил в рамках IV Фестиваля педагогического мастераства "Дистанционная волна"...
План работы учителя - наставника.
Цель работы:развитие профессиональных умений и навыков молодого специалистаЗадачи:оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации уч...
Учитель-наставник и друг.
Урок окружающего мира в 1 классе....
Урок "Учитель- наставник и друг"
На уроке учащиеся учатся различать старинные и современные школьные принадлежности, находить общее и различия;. Они сравнивают современную и старинную классные комнаты,моделируют ситуацию обучения в с...
Учитель наставник и друг
Учитель наставник и друг...
План работы учителя – наставника
Для оказания методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно – воспитательного процесса необходимо создать условия для формирования ин...