Мастер класс
статья на тему

Чернова Арина Александровна

Мастер класс для конкурса "Учитель дебют"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masster_klass.docx13.6 КБ
Файл master_klass.pptx904.93 КБ

Предварительный просмотр:

Человеческая культура хранится в знаках. Для того. чтобы освоить науку или искусство человек сталкивается с необходимостью осваивать знаковый язык. Самые главные знаки- буквы и цифры. обычно человек осваивает в дошкольном возрасте.Сейчас я попрошу тех кто поступая в школу знали буквы поднимите правую руку, а те кто знал еще и цифры поднимите левую.

Когда ребенок осваивает знаки в дошкольном возрасте-это спонтанно, часто происходит так называемое склеивание обозначаемого и обозначающего. Обозначающее - т.е. форму, а обозначаемое -т.е. содержание.Поэтому тема моего мастер класса "Знак: форма и содержание".

Знаки речи: звук, буква, слово - Можно ли показать их по-другому? не привычным для нас способом?

Звуки в Альдоровской педагогической системе есть искусство видемого звука Эвритмия-где звуки показывают движение которое происходит в гортании при рождение звука.Я вам предлагаю вместе со мной подвигаться, подышать и позвучать. Звук {a} как в слове ДА мы открыты миру (руки  в сторону), звук {э} как в слове НЕТ мы закрыты (руки скрещиваем на груди), звук {o} весь мир обнимаем (руки колесом вверх) и звук {y} он вытянутый руки параллельно (перед собой). Такие упражнения мы делаем с ребятами на занятиях для того чтобы понять как можно показать звуки.

А можно ли показать по-другому буквы?- Конечно можно, например в русской симофорной азбуке.Я попрошу фокус группу взять по два цветных листах одного цвета. В симофорной азбуке показывают буквы при помощи положения рук с фложками.У каждого написан номер и то положение которое вы должны принять. Зал пользуясь подсказкой на слайде пробуют отгадать слово. (зима)

А можно ли по-другому показать слова? (жестовый язык)

Другие распространенные знаки кроме букв - это цифры. Сколько цифр мы используем в нашей системе? (10) А знаете ли вы другие знаки обозначение чисел?(римские, шумерская система)

-А я хочу показать вам еще одну интересную систему - это система майа.Для обозначения чисел индейцы майа использовали всего 3 знака-это точка обозначающая единицу,   горизонтальная линия обозначающая 5 и изображение ракушки которая обозначала 0.

Какое число будет изображено одной точкой и одной линией?(6) Если добавить еще одну точку будет 7.

Если я хочу записать 12 что я должна сделать?(2  линии и 2 точки) Если 19?(3 линии и 4 точка) Совершенно верно, вы уже почти научились.На слайде у меня только до 19, а  как же дальше? Система была двадцатиричная, что это значит?-Всего было 20 цифр, каждая единица высшего разряда включала в себя 20 единиц предыдущего разряда. Самый маленький разряд еденицы, потом двадцатки и четырехсотки, разряды записываются снизу вверх.Давайте посмотрим как будут записываться числа 32, 429, 4805 (на слайде).

Я попрошу свою фокус группу записать в этой системе 265, а мы с вами давайте попробуем записать 869.В первом разряде единиц мы должны написать                  , во втором разряде                    , и в третьем разряде                    .

Фокус группа готова?   Нас с вами проверят третьеклассники.

Зачем я это все делаю? Я бы тут хотела процетировать Льва Семеновича Выготского ( на слайде)

Хочу привести еще одно упражнение "знак в контексте". Мы это делаем с многозначными словами и с литературным образами, а сейчас очень легкое упражнение, скажите этот знак что может означать? (03)

Работа знаками которую я показала обозначающее и обозначаемое и связи которые между ними возникают-это и есть значения, схему эту ввел симеотик Николай Александрович Берштейн физиолог.

Та работа которую я показала она ведет к обогощению, увеличению этих связей и тем самым получается выделять знаковые отношения.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чернова Арина Александровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ15

Слайд 3

Обозначаемое Обозначающее

Слайд 4

Форма и содержание Знак:

Слайд 5

Знаки речи: Звук Буква Слово… Можно ли их показать по-другому?

Слайд 6

Показываем буквы

Слайд 7

Показываем слова

Слайд 8

Знаки чисел 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 308, 589, 240

Слайд 9

Другие способы

Слайд 10

СИСТЕМА МАЙЯ

Слайд 11

Третий разряд ( четырехсотки ) Второй разряд (двадцатки) Первый разряд ( еденицы ) 32 429 4805 32 писалось как (1)(12) = 1 × 20 + 12 429 как (1)(1)(9) = 1 × 400 + 1 × 20 + 9 4805 как (12)(0)(5) = 12 × 400 + 0 × 20 + 5

Слайд 12

СИСТЕМА МАЙЯ

Слайд 14

Знак в контексте Многозначные слова Литературные образы

Слайд 15

03

Слайд 19

Схема Н.А.Берштейна з н а ч е н и е Обозначающее обозначаемое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...