Дифференциация парных согласных Ж-Ш с использованием ИКТ.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Занятие по дифференциальной диагностике парных согласных «Ж-Ш» с применением компьютерных технологий.
Учитель-логопед Шулятьева И.Н.
Тема: «Занятие по дифференциальной диагностике парных согласных «Ж-Ш» с применением компьютерных технологий.
Цели:
- Развитие слуховых и произносительных дифференцировок звуков «Ш-Ж» на материале слогов, слов, текстов.
- Развитие звуко-буквенного анализа.
- Автоматизация правил: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, правописание «ЖИ-ШИ».
- Продолжать работу по определению главного и зависимого слова в словосочетании. Учить согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование техники чтения.
- Повышение уровня мыслительной активности, процессов внимания, памяти.
- Привитие интереса к знаниям, к логопедическим занятиям.
Оборудование: персональные компьютеры, картинки на дифференциацию звуков, фишки, демонстрационные слоговые цепочки, буквы, карточки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Вы знаете, что наша школа носит название «Общественно-активная школа» А это значит, что мы в нашей школе очень активные школьники, которые всем помогают, интересно живут.
Я предлагаю сегодня выпустить газету. Познавательную и интересную. А назовем мы нашу газету …
Вика: «Родничок».
Логопед: Мы с вами в редакции газеты «Родничок». Кто работает в редакции?
Дети: корреспонденты, журналисты, корректоры.
(Предварительно проводилась словарная работа).
Логопед: А возглавляет редакцию – Главный редактор Буб Ольга Олеговна (лаборант кабинета информатики). С разрешения главного редактора газету можно выпускать.
Логопед: Ну, что, уважаемые коллеги, начинаем?
(По окончании каждого раздела – рубрики «главный редактор» на принтере распечатывает страничку, которую показывает детям и приклеивает на лист ватмана. Странички приготовлены заранее, в них входят задания из рабочих файлов).
- Уточнение связи буквы и звука.
Логопед: Первая рубрика «Детская»
На доске картинки со звуками «Ж-Ш». Дети называют слова.
1. Задания: Выделить первый звук, назвать звук из этого слова, который логопед покажет цифрой.
Сообщение темы: «РАЗЛИЧАЙ ЗВУКИ Ш-Ж»
2. Характеристика звуков.
3. Звуко-буквенный анализ слов: Шиповник, пожарник.
(Графическое изображение этих слов при помощи цветных фишек)
- Закрепление дифференциации звуков «Ш-Ж» в слогах, словах, фразах.
- Чтение слоговых цепочек.
Логопед показывает слоговую цепочку, дети прочитывают, запоминают и проговаривают ее.
- Чтение слов (с расширением поля зрения).
З-х буквенных, 4-х буквенных, 5-ти буквенных.
Логопед: Вторая рубрика «Грамматейка».
Работа за компьютером.
Файл № 1. Задание: Вставить буквы «Ш-Ж», подобрать слова по смыслу.
.или-были старик со старухой.
Портные .или брюки.
Не нужно бояться у.ей.
У рыси кисточки на кончиках у.ей.
У насекомых по .есть пар ножек.
На крыше выложили .есть.
Лена надела на голову .аль.
Ваза разбилась – очень .аль.
Женя болеет, у него .ар.
Лера держит красный .ар.
Файл № 2. Задание: вставить парные согласные в конце слова, написать проверочные слова.
Гара. -
ланды. -
пейза. -
пля. -
каранда. –
Работа по карточкам. Задание: соединить при помощи карандаша слова первого столбика со словами из второго столбика так, что бы они подходили по смыслу (согласование слов в словосочетании).
Горный гараж
Цветной ландыш
Железный пейзаж
Белый пляж
Песчаный карандаш
Логопед: Третья рубрика «Ералаш».
Файл № 3.
Логопед: К нам в редакцию приходит много писем. Вот одно из них. Но что это? Здесь ничего не понятно. Что можно сделать?
Задание: Добавить пробел, разделить предложения на слова.
Прошёлдождь.
СерёжаиАлёшавышлинаулицу.
Последождябольшиелужи.
Мальчикишлёпалиполужам.
Дедушкагрозилшалунам.
Физминутка:
- Закрыть глаза ладошками, не прижимать ладошки к глазам.
- Движение глаз вверх-вниз, вправо-влево.
- Обвести глазами воображаемую фигуру – круг, квадрат, треугольник.
- «Буратино». Свести глаза у носа, указательным пальцем дотронуться до кончика носа. Представьте, что нос вытягивается (продвигать палец вперед) и становится длинным, как у Буратино.
Файл № 4.
Логопед: А вот еще письмо. Здесь записаны какие-то новости. Но опять неразбериха. Слова не «дружат» в предложении. Требуется ваша помощь.
Задание: исправить ошибки по согласованию слов в предложении.
Мы восхищаемся соловьиная песня.
Шишки висят на еловые ветки.
Вода стекает крупные капли.
Вася нарвал букет голубые васильки.
- Развитие связной речи.
Логопед: Рубрика четвертая «Времена года».
Логопед: - Сколько времен года?
- Назовите их по порядку.
- Какой месяц начался? Какие весенние месяцы вы знаете еще?
- Что вы можете сказать про весну?
Ответы детей.
Файл № 5. Задание: из текста удалить предложения, не подходящие по смыслу.
Весна.
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. Птицы засобирались на юг – холодно и голодно им. С пригорка побежали ручейки. Пожелтела и засохла трава. На проталинах важно расхаживают грачи. Они ковыряют крепким клювом землю – ищут червячков. На деревьях набухают почки. Опадают желтые листья. На все лады поют птицы. Природа празднует приход весны!
Файл № 6.
Логопед: Какой праздник мы отмечаем в начале весны?
Дети: 8 марта.
Логопед: Что это за праздник?
Дети: В этот день мы поздравляем мам, бабушек, сестер – девочек и женщин.
Логопед: Уважаемые гости, мы поздравляем вас с праздником весны, желаем много-много смеха, здоровья, счастья и успеха!
Дети дарят открытки гостям, сделанные при помощи компьютерной графики на уроках информатики.
- Итог занятия.
Логопед: (Обращается к детям) Уважаемые коллеги! Мы сегодня хорошо потрудились, выпустили такую замечательную газету. Я поздравляю вас за хорошую работу и вручаю вам вот такие сувениры. (Блокноты и ручки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"
Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...
Конспект урока-путешествия "В гостях у сказки" Дифференциация парных согласных С-З изолированно, в слогах, в словах.
Логопедическое занятие "В гостях у сказки" представляет собой увлекательное путешествие по сказкам и наполнен интересными упражнениями. В проссе их выполнения дети на доступном материале тренеруются р...
Поверочные задания и упражнения по теме: «Дифференциация парных согласных»
Данный материал поможет учителям-логопедам провети итоговую диагностику по результатам коррекционной работы по преодолению фонематической дисграфии (дифференциация звонких - глухих согласных, твердых ...
Домашние задания, используемые при изучении и дифференциации парных согласных Д-Т (материал для учителей-логопедов школьных логопунктов)
Считаю, что выполнение домашних заданияхй является обязательным условием при работе над коррекцией любого речевого недоразвития у учащихся. Данные домашние задания служат цели закрепления материала по...
Дифференциация парных согласных к-г. Презентация. Методическая разработка.
Методическая разработка. Урок по дифференциации парных согласных к - г...
Рабочая тетрадь "Дифференциация парных согласных"
Пособие представляет собой дидактический материал к логопедическим занятиям по дифференциации звонких и глухих согласных. Тетрадь предназначена школьникам 2-3 классов. Пособие...
Конспект логопедического занятия " Дифференциация парных согласных Б-П."
Логопедическое занятие "Дифференциация парных согласных Б-П." одно из занятий по программе "Развитие устной и письменной речи." из раздела "Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих ...