ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
план-конспект занятия (1 класс) на тему
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
ПО ТЕМЕ «В ГЛУБЬ ВЕКОВ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. РУССКИЙ АЛФАВИТ.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА»
ПО ТЕМЕ «В ГЛУБЬ ВЕКОВ НА МАШИНЕ ВРЕМЕНИ. РУССКИЙ АЛФАВИТ.»
Цель: познакомить с буквами славянского алфавита (кириллицей) в сравнении с современным алфавитом.
Задачи:
- воспитывать любовь и уважение к родном языку;
- развивать речь, память , логическое мышление, умение сопоставлять и сравнивать;
- уважительно относиться друг к другу, навыки работы в парах
Оборудование:
распечатанные пособия с кириллицей, современным алфавитом, разрезанные буквы кириллицы, музыкальное сопровождение
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Постановка проблемы.
- Сегодня у нас необыкновенное занятие. Занятие – путешествие на машине времени. Закрывайте глазки. (звучит музыка, открывается разворот доски с буквами кириллицы)
- Кто знает, что это такое? (варианты детей)
3. Новый материал.
- Это буквы, часть азбуки, которой пользовались наши предки. Называлась эта азбука КИРИЛЛИЦА. Кто догадается почему? (ответы детей)
Переоценить привнесение письменности в славянское общество невозможно. Этот величайший вклад в нашу культуру был совершен святыми Кириллом и Мефодием. В IX-XI веках кириллица состояла из 43 букв.
- Давайте посмотрим, какие же буквы были в этой азбуке.
(знакомство с некоторыми буквами кириллицы)
- Посмотрите, что необычного в этой азбуке? (названия букв, их форма)
- А почему такое название? («аз», «буки» - первые буквы азбуки)
- А наш учебник по чтению как называется? («Азбука»)
Азбука или букварь - первая учебная книга, которая попадает в руки ребенка. С неё начинается овладение грамотой. По ней дети учатся читать и писать. Название азбуки происходит от первых букв славянского алфавита – Аз и Буки.
Буквы старинной азбуки были немного похожи на наши. Но назывались они совсем иначе. Например: а - аз, б - буки, в - веди, г - глаголь, д - добро, е - есть, ж - жизнь, и - иже, л - люди, п – покой, с – слово, т - твердо и т.д.
Игра «Собери букву» (из кусочков собрать букву)
- Перед вами на партах разрезанная буква кириллицы. Ваша задача — собрать эту букву, найти её среди букв кириллицы и прочитать её название. Кто соберёт, идёт к доске и находит собранную букву. Работа в парах. (Собирают букву кириллицы и находят её название. В это время звучит русская народная мелодия)
Если читать названия букв, как обычные слова, по порядку расположения, то можно заметить, что некоторые из них образуют фразы с глубоким смыслом. Вот они:
Аз буки веди - я буквы знаю (изучаю);
Глаголи добро есть жизнь - делать добро есть жизнь;
Како люди мыслите - как люди думаете;
Рци слово твердо - говори слово твёрдо (держи своё слово).
Эти фразы — напоминание, адресованное школярам, изучающим азбуку. В простых предложениях содержатся наставления, где изложены моральные принципы.
- Кто запомнил название старого алфавита? С какой буквы начинается? (К). Посмотрите как красиво оформлялись первые буквы в книгах. Давайте и мы с вами попробуем раскрасить её так же красиво.
Задание раскрасить букву (даны буквы кириллицы их раскрасить как нравится)
Сравнение с современным алфавитом.
- Давайте сравним кириллицу и современный алфавит. (Современный русский алфавит представляет собой кириллицу, видоизмененную Петром I или так называемый гражданский шрифт. Следующая реформа алфавита произошла после революции 1917 года, когда из алфавита были изъяты устаревшие буквы).
- Чем похожи? ( Написание некоторых букв похоже)
- Чем отличаются?
Игра «Отгадай букву» загадки про буквы современного алфавита. (учитель читает загадку, а дети отгадывают)
Самая первая, самая важная |
ОТВЕТ А |
Волку, волчонку и волчице |
ОТВЕТ В |
Енот жуёт, жуёт енот, |
ОТВЕТ Е |
Кошка, миленькая кошка, ОТВЕТ - К |
В этой букве нет углов ОТВЕТ - О |
Слон по Африке гулял, ответ - С |
Если сделаю я губки |
ОТВЕТ У |
- Ребята…к сожалению нам пора возвращаться назад….в наше время…
(закрываем глаза)
4. РЕФЛЕКСИЯ.
- Вот мы с вами опять очутились в нашем родном классе…в нашем времени..Понравилось вам путешествие?
- Что нового вы узнали?
- Скажите, а в какой стране мы с вами побывали? (Русь)
- А я захватила из прошлого несколько букв. Давайте попробуем составить название нашей страны в те далёкие времена .
Дети составляют слово Русь из букв кириллицы.
- А как теперь называется наша страна? (Россия)
- Давайте составим современное название нашей страны уже из букв современного алфавита.
- Закончим наше занятие песней.
Песенка про алфавит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в...
Занятие «Весёлая грамматика» - 2 класс - Тема: Игры со словами
Внеурочная деятельность. В игровой форме ребята анализируют слова....
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»
Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....
Технологическая карта внеурочного занятия "Весёлое путешествие по планете "Правильное питание"
Очень важно формировать у детей представление о важности правильного питания ,как составной части сохранения и укрепления здоровья, закреплять знания о полезных продуктах и витаминах. содержащихся в н...
План-конспект открытого занятия Весёлая грамматика в Школе раннего развития
План-конспект открытого занятия Весёлая грамматика в Школе раннего развития...
Презентация открытого занятия "Весёлая грамматика" в Школе раннего развития
Презентация открытого занятия "Весёлая грамматика" в Школе раннего развития.Материалы скачать можно здесь https://yadi.sk/d/iKXlnLiH7XAIqQ...
Занятие «Весёлая грамматика» 2 класс
Внеурочная деятельность, занятие подготовлено к неделе «Русский язык»...