Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
Актуали зация знаний: | Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли Беседа по тексту: Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания драккаров (древних кораблей) у самой воды. Почему причальные кольца для лодок находятся не у самой кромки воды? А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе? Т.е. земная кора движется. Может ли человек почувствовать движения земной коры? Как называется процесс, при котором происходит резкое движение земной коры? Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? |
Делятся своими познаниями. Вспоминают и дают ответы на вопросы. Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы. Учащиеся записывают тему урока в свои тетради. |
Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний |
Формулирование целей урока
| Предлагает учащимся начертить в тетради таблицу: Предлагает разбиться на 3 группы, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.
Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? | Пытаются сформулировать цель урока На слайде тема и цель урока Движения земной коры. Землетрясения. Цель урока: познакомить учащихся с движением земной коры и с природным явлением – землетрясением.
| Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности - определять степень успешности выполнения работы
Познавательные УУД: - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения - представлять информацию в виде таблицы Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
Изучение нового материла | 1.Движения земной коры. Рассказ учителя о движение земной коры.
На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия? Какие могут быть направления движения земной коры? Схему начертить в тетрадь Движения земной коры называются тектоническими. Работа с рис. 30 учебника разбор понятий горст, грабен.
| Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы Заполняют схему в тетради Слайд - движения земной коры Движение земной коры
вертикальное горизонтальное
горст - участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и поднятый относительно прилегающих участков. грабен- участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и опущенный относительно прилегающих участков:
| Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений |
2.Землетрясения. Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста(аудиозапись), и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока. “27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”. – Кто догадался, о чем пойдет речь? – Что в тексте вас навело на эту мысль? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «землетрясение»? Предлагает разбиться на 3 группы и каждой группе подготовить ответы на вопросы. Работа с текстом учебника - параграф 18 1 группа – Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения? 2 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений? От чего зависит сила и площадь землетрясения? 3 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения? Как оценивают силу землетрясения? | От каждой группы на заданный вопрос отвечает один ученик. На слайдах появляются ответы: - 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками. Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород. 2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км. Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила. 3 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом. Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.
| Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений |
3. Просмотр видеоролика о последствиях землетрясений.
Последствия землетрясений записать в тетрадь.
| Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений. Обсуждают полученные результаты коллективно. На слайдах появляются ответы: - трещины, провалы, уступы; - цунами; -разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей; - пожары; - гибель людей
| Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Познавательные УУД: - соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; - анализировать и обобщать; - делать выводы; - представлять информацию в виде текста Коммуникативные УУД: - уметь правильно выражать свои мысли в речи; - управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
4. Прогноз землетрясений.
Предлагает каждой группе сделать прогноз о том, в каких районах следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ Используя карты в атласе, определить районы наиболее частых и сильных землетрясений. Объяснить причины.
Возможны ли землетрясения в Кемеровской области? Почему? | На слайдах появляется карты тектоническая карта и карта крупнейших землетрясений Земли: На основе сравнения карт каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты, полученные группами. На слайде появляется общий прогноз: Землетрясения следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна Выдвигают свои варианты ответов
Слушают заранее приготовленное сообщение ученика. | Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Познавательные УУД: - соотносить новую информацию с имеющимися представлениями; - анализировать и обобщать; - делать выводы;
Коммуникативные УУД: - уметь слушать, слышать и понимать партнёра; - различать в речи другого доказательства, факты; - организовывать и согласовывать работу в паре, группе; - уметь правильно выражать свои мысли в речи;
ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. - осознавать свои эмоции: |
5.Интенсивность землетрясений. Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты). Сейсмограф – прибор-самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. Сейсмология - наука о происхождении сейсмических волн. | На слайде прибор сейсмограф. Слушают заранее приготовленное сообщение ученика. | Познавательные УУД: - воспринимать информацию на слух. Коммуникативные УУД: - слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. ЛичностныеУУД:: - осознавать свои интересы, цели; -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. - осознавать свои эмоции: |
6.Знакомство со шкалой Рихтера. Познакомьтесь со шкалой Рихтера. (распечатанный материал на каждой парте) По фотографиям предположите. Какой силы могло быть землетрясение?
| Выдвигают свои варианты ответов Работают в группе Показывают картинку и называют силу землетрясения | Регулятивные УУД: - выдвигать версии; - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Познавательные УУД: - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
7.Правила безопасного поведения при землетрясении. Предлагает каждой группе сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении с помощью предложенного на слайде рисунка. | Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради. Затем каждая группа озвучивает свои правила. Правила появляются на слайде: •Если вы можете успеть быстро, покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд. •Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство. •Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах, углы, образованные капитальными внутренними стенами. •Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа! •Не пользуйтесь лифтом! •Не зажигайте свечи, спички, зажигалки. | Регулятивные УУД: -самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; -способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений Познавательные УУД: - выдвигать предположения - систематизировать информацию до её изучения
Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции;
ЛичностныеУУД: -осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира - осознавать свои интересы, цели; |
Закрепле ние | Предлагает каждой команде задать друг другу по два вопроса по теме урока | Учащиеся отвечают на вопросы | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения;
Коммуникативные УУД: - уметь устно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом |
Рефлек сия | Предлагает заполнить третью графу таблицы (узнал) | Учащиеся заполняют 3 графу таблицы. Обмениваются информацией по заполнению таблицы. | Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, - выстраивание логической цепочки рассуждения; - рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные УУД: - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
ЛичностныеУУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
|
Домашнее задание | Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Параграф 18 прочитать; творческое задание: собрать информацию о том, какие животные могут предсказать землетрясения. |
|
|
Итог урока | Учитель, благодарит ребят за хорошо проделанную работу, ставит отметки за урок. |
|
|