разработка урока в 6 классе Движения земной коры. Землетрясения.
план-конспект урока по теме

Шабалина Татьяна Александровна

Урок в рамках ФГОС для 6 класса "Движения земной коры. Землетрясения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Конспект урока по географии в 6 классе

Движения земной коры. Землетрясения.

Подготовила учитель географии

МБОУ «СОШ №31»

Шабалина Татьяна  Александровна

Новокузнецк

2016

Движения земной коры. Землетрясения.

Цель: познакомить учащихся с движением земной коры, сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсте  и с природным явлением - землетрясением.

Задачи урока: 

Общеобразовательная: сформировать знания о видах движений в земной коре, быстрых движениях земной коры - землетрясениях, рассмотреть причины их возникновения, последствия и районы распространения землетрясений,  обсудить вопрос изучения землетрясений.

Развивающая: развивать умение работать в группе, текстом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения, воспитание бережного отношения к своей жизни и жизни других людей.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать ответственное отношение к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование ответственного отношения к учению, взаимопонимание.

Метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, овладение навыками самопознания и приобретение новых знаний.

Предметные: Знать понятия «землетрясение», «горст», «грабен», «эпицентр», «очаг землетрясения»   уметь применять картографические знания для определения основных сейсмических зон.

Универсальные учебные действия:

Личностные: Создавать модели для понимания закономерностей, обобщать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: Выявлять по  географическим картам закономерности распространения землетрясений. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений 

Познавательные: Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.        

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Форма работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, карта полушарий, атлас, учебник.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Актуали

зация знаний:

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала

Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли Беседа по тексту: Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания драккаров (древних кораблей) у самой воды.

Почему причальные кольца для лодок находятся не у самой кромки воды?

А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе?

Т.е. земная кора движется.

Может ли человек почувствовать движения земной коры? Как называется процесс, при котором происходит резкое движение земной коры?

Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Делятся своими познаниями.  Вспоминают и дают ответы на вопросы.

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы.

Учащиеся записывают тему урока в свои тетради.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний

Формулирование

целей урока

Предлагает  учащимся начертить в тетради таблицу: 

Знаю

Хочу знать

Узнал

Предлагает разбиться на 3 группы, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).

Предлагает в парах заполнить 2 графу таблицы и сформулировать цель урока.

Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Пытаются сформулировать цель урока

На слайде тема и цель урока

Движения земной коры. Землетрясения.

Цель урока: познакомить учащихся с движением земной коры и  с  природным явлением – землетрясением.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности

- определять степень успешности выполнения работы

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

 - представлять информацию в виде таблицы

 

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Изучение нового материла

1.Движения земной коры. 

Рассказ учителя о движение земной коры.

На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия? Какие могут быть направления движения земной коры?

Схему начертить в тетрадь

Движения земной коры называются тектоническими.

Работа с рис. 30 учебника разбор понятий горст, грабен.

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы

Заполняют схему в тетради

Слайд - движения земной коры

Движение земной коры

вертикальное    горизонтальное                  

горст - участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и поднятый относительно прилегающих участков.

грабен- участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклоненными разрывами и опущенный относительно прилегающих участков:                 

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

2.Землетрясения.

Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста(аудиозапись), и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока.

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.

– Кто догадался, о чем пойдет речь?

– Что в тексте вас навело на эту мысль?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «землетрясение»?

Предлагает разбиться на 3 группы и каждой группе подготовить ответы на  вопросы.

Работа с текстом учебника - параграф 18

1 группа – Что такое землетрясение? Почему возникают землетрясения?

2 группа – Что такое очаг землетрясения? Где возникают очаги землетрясений?

От чего зависит сила и площадь землетрясения?

3 группа – Где происходят самые сильные землетрясения? Что такое эпицентр землетрясения?

Как оценивают силу землетрясения?  

От каждой группы на заданный вопрос  отвечает один ученик.

На слайдах появляются ответы:

- 1группа – Землетрясение – быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

Землетрясения возникают потому, что в глубоких недрах Земли происходит разрыв и смещение горных пород.

2 группа – Очаг землетрясения – место в земной коре, где разрываются и смещаются горные породы. Очаги землетрясений возникают чаще всего на глубине до 10 км. Более глубинные очаги – до 700 км.

 Сила и площадь землетрясения зависит от глубины очага и силы толчка в нем: чем больше глубина очага и сила толчка в нём, тем больше площадь землетрясения и его сила.

3 группа – Самые сильные землетрясения происходят в эпицентре. Чем дальше от эпицентра, тем слабее сотрясания поверхности. Эпицентр землетрясения – место на земной поверхности, расположенное непосредственно над очагом.

 Силу землетрясения оценивают по шкале: от 1 до 12 баллов.

Познавательные УУД: воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД: с самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы; способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

3. Просмотр  видеоролика о последствиях землетрясений.

Последствия землетрясений  записать  в тетрадь.

Ученики записывают по ходу просмотра видеоролика в тетрадь последствия землетрясений.

Обсуждают полученные результаты коллективно.

На слайдах появляются ответы:

- трещины, провалы, уступы;

- цунами;

-разрушения зданий, сооружений, разрыв линий электропередачи, газопровода, водопровода, железнодорожных путей;

- пожары;        

- гибель людей

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Познавательные УУД:

- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

- представлять информацию в виде текста

Коммуникативные УУД:

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

ЛичностныеУУД::

- осознавать свои интересы, цели;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

4. Прогноз землетрясений.

Предлагает каждой группе сделать прогноз о том,  в каких районах  следует ожидать землетрясения, и обосновать свой ответ

Используя карты в атласе, определить районы наиболее частых и сильных землетрясений. Объяснить причины.

Возможны ли землетрясения в Кемеровской области? Почему?

На слайдах появляется карты тектоническая карта и карта крупнейших землетрясений Земли:

На основе сравнения карт каждая группа составляет свой прогноз и его обоснование. Обсуждают результаты,  полученные группами.

На слайде появляется общий прогноз:

Землетрясения следует ожидать в тех районах, где проходят границы литосферных плит: на материках – в Тихоокеанском и Средиземноморско-азиатском сейсмическом поясах и на дне морей и океанов. В этих районах земная кора наиболее подвижна

Выдвигают свои варианты ответов

Слушают заранее приготовленное сообщение ученика.

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Познавательные УУД:

- соотносить новую информацию с имеющимися представлениями;

- анализировать и обобщать;

- делать выводы;

Коммуникативные УУД:

 - уметь слушать, слышать и понимать партнёра;

- различать в речи другого доказательства, факты;

- организовывать и согласовывать работу в паре, группе;

- уметь правильно выражать свои мысли в речи;

ЛичностныеУУД::

- осознавать свои интересы, цели;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- осознавать свои эмоции:

5.Интенсивность землетрясений.

Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).

Сейсмограф – прибор-самописец, улавливающий малейшие колебания земной поверхности. Сейсмология - наука о происхождении сейсмических волн.

На слайде прибор сейсмограф.

Слушают заранее приготовленное сообщение ученика.

Познавательные УУД:

- воспринимать информацию на слух.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.

ЛичностныеУУД::

- осознавать свои интересы, цели;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

- осознавать свои эмоции:

6.Знакомство со шкалой Рихтера.

Познакомьтесь со шкалой Рихтера. (распечатанный материал  на каждой парте)

По фотографиям предположите. Какой силы могло быть землетрясение?

Выдвигают свои варианты ответов

Работают в группе

Показывают картинку и называют силу землетрясения

Регулятивные УУД:

- выдвигать версии;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

7.Правила безопасного поведения при землетрясении.

Предлагает каждой группе  сформулировать правила безопасного поведения при землетрясении с помощью предложенного на слайде рисунка.

Ученики работают в группах и формулируют правила безопасного поведения при землетрясении и записывают в тетради. Затем каждая группа озвучивает свои правила.

Правила появляются на слайде:

•Если вы можете успеть быстро, покинуть здание, то сделайте это в течение первых 15-20 секунд.

•Не стойте вблизи зданий, а перейдите на открытое пространство.

•Если вы остались в здании, то укройтесь в заранее выбранном, относительно безопасном месте - дверные проемы и проемы в капитальных стенах,  углы, образованные капитальными внутренними стенами.

•Не прыгайте в окно, находясь выше первого этажа!

•Не пользуйтесь лифтом!

•Не зажигайте свечи, спички, зажигалки.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы;

-способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений

Познавательные УУД:

-  выдвигать предположения

- систематизировать информацию до её изучения

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

ЛичностныеУУД:

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

- осознавать свои интересы, цели;

Закрепле

ние

Предлагает каждой команде задать друг другу по два вопроса по теме урока

Учащиеся отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- уметь устно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Рефлек

сия

Предлагает заполнить третью графу таблицы (узнал)

Учащиеся заполняют 3 графу таблицы.

Обмениваются информацией по заполнению таблицы.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

- выстраивание логической цепочки рассуждения;

- рефлексия способов и условий действий.

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

ЛичностныеУУД:

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Дает домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Параграф 18 прочитать; творческое задание: собрать информацию о том, какие животные могут предсказать землетрясения.

Итог урока

Учитель, благодарит ребят за хорошо проделанную работу, ставит отметки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Рассказы для детей. В. Чаплина. Мушка. Учебно-методическая разработка урока ». 1 класс. Программа "Начальная школа XXI века"

На уроке учащиеся закрепляют понятие "рассказ", учатся определять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения), высказывать отношение к героям и их поступ...

Разработка урока 4 класса по предмету "Окружающий мир" по теме "У Черного моря"

Урок разработан к УМК "Окружающий мир" А.А.Плешакова. Содержит региональный компонент....

Разработка урока 4 класс "Предлоги места"

разработка урока по английскому языку по теме "Предлоги места", 4 класс...

Урок 7 разработка урока 2 класс стр 73 упр 5

Пошаговый план урока к УМК 2 кл Афанасьева.начиная с первого слайда и до конца можно проследить ход всего урока.в данном уроке повторялись звуки, читались тексты, изучались новые буквосочетания ау, еу...

Урок 5 разработка урока 3 класс Афанасьева

Грамотические заданияспециальные вопросывопросительные слова much many a lot of...

Разработка урока "Место, где совершаются земные поклоны"

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») в 4 классе...