Разработка урока "Место, где совершаются земные поклоны"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 76.59 КБ |
mechet.ppt | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») в 4 классе
Тема урока | Место, где совершаются земные поклоны … | ||
Тип урока | комбинированный | ||
Формы, приемы, методы: | Формы обучения: индивидуальные, фронтальные. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые, метод моральных дилемм и дискуссий, самостоятельный поиск. Приёмы обучения: ответы на вопросы учителя, по содержанию материалов учебника, по просмотру презентации и фильма; чтение материалов учебника; словарная работа; создание кратковременного проекта, составление словаря глоссария, создание рефлексивного текста. | ||
Педагогические технологии | Информационные - коммуникативные, проблемного обучения. | ||
Цель урока | Познакомить детей с устройством мечети и намерениями её основателей. | ||
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Ознакомить с особенностями отличия храма от мечети; мотивировать на приобретение навыков ознакомления с атрибутами мечети; мотивировать на понимание взаимосвязи мечети и молитвы. Учатся описывать различные явления мусульманской духовной традиции и культуры. | Усваивать основы работы с текстами по теме «Место, где совершаются земные поклоны »; стремиться к осмыслению нового материала; иметь представления о терминах и понятиях: мечеть, минарет, муэдзин, михраб, минбар. | Умение отличать мечеть от православного храма ; стремление к осознанию уважительного отношения к мечети; стремление к приобретению; воспитание любови и уважения к ближнему и людям другой веры, другой национальности. |
Организационная структура урока №1 | ||||||
Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | Формы контроля | |
I. Мотивация | 3 | Организация познавательной деятельности | Учитель подводит учеников к вопросам изучаемой темы. - Скажите мне ребята, когда мы обращаемся к Богу с молитвой, где можем совершать её? - Сегодня вашему вниманию ребятишки, кроссворд. Игра «Мозговой штурм» - Постараемся определить с вами, что такое – храм? Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. (в словаре С.Ю. Ожегова, Н.Ю. Шведова) -Ребята, какие храмы есть в нашем городе? - А вы знаете, что такое мечеть? Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Вам наверняка приходилось видеть на городских улицах строения особого архитектурного стиля - здания, состоящие из купола и 2 минаретов. Это – главное архитектурное сооружение мусульман - мечеть. Для более полного знакомства с ролью мечетей в жизни мусульманских обществ давайте сначала рассмотрим словарное значение слова «мечеть». (Слайд) Слово «мечеть» в переводе с арабского языка – «место поклонения, склонять голову к земле» В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий. Мечеть похожа на христианскую церковь, однако существует ряд существенных отличий, так, например, у неё нет куполов в классическом понимании нами этого слова, однако есть башни. Число этих самых башен не должно превышать девяти. Учитель помогает ученикам сформулировать тему урока, его главную цель. | Отвечают на вопросы учителя. - дома - в храме - в мечети Называют тему и формулируют главную цель. - здание - помещение -? - Называют тему и формулируют главную цель. | Личностные: Умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и главную цель урока. | Устные ответы. |
II. Актуализация знаний | 5 | Поиски решения проблемных вопросов.
| -Что представляют собой мечеть, чем она отличается от храма? - Знаете ли вы, как называется и кем была построена первая мечеть в истории ислама? Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Кааба. Слово "Кааба" по сути являлось названием колодца и селения, в котором остановилось во время переселения Пророка Ислама из Мекки в Медину. Пророк провел в этом месте несколько дней, ожидая нескольких из своих сподвижников. В это время его светлость, желая удовлетворить просьбу жителей селения Кааба, вместе с группой из своих сподвижников, начали строительство мечети. Его Светлость Мухаммад участвовал в возведении мечети наравне со своими сподвижниками и прочими мусульманами. Друзья и соратники Пророка были впечатлены этим, но попросили его светлость отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако Его Светлость отклонил их просьбу и произнес: "Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нем Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды". Таким образом, остановка Пророка в местечке Кааба послужила предпосылкой для сооружения первой в истории Ислама мечети. Работа с основными понятиями
Архитектура мусульманских храмов — яркая страница мировой культуры. Следуя религиозным канонам, создатели мечетей при этом воплощали в их облике и украшении ещё и национальные традиции, дух времени, собственную индивидуальность. Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии из-за обилия базальтовых пород часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень. В ряде стран (Иран, Ирак, Марокко, а также в Андалусии) мечети строили из кирпича, в других местах – из тесаного камня. -Как вы думаете ребята, что находится в верхней части мечети? Совершенно верно, купол. Купол - высокая башня рядом с мечетью. Купол у минарета как правило остроконечный и вытянутый. (Слайд) -Скажите, а чем обычно завершается здание мечети? (Слайд) Полумесяц на куполе мечети — это знак, отличающий мечеть от храмов других конфессий. Минаре́т (араб. منارة, манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. (Слайд) Резные двери (Слайд) Для оформления мечетей характерны также массивные резные двери, иногда украшенные металлическими заклепками в виде многоконечных звезд или «одетые» в чеканный покров из меди, рисунок которого представляет собой пересекающиеся геометрические фигуры. Такова дверь главного портала мечети аль-Муайада в Каире. Арки (Слайд) Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Аль-Гамбра (Гранада). Порталы (Слайд) В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Орнамент (Слайд) Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд
Итак, мы ознакомились с внешней архитектурой мечети, теперь же перейдём к внутреннему убранству.
На ваших столах лежат бумажки с названием атрибутов храмов - внешних и внутренних. Я бы хотела, чтобы вы выбрали из них те слова, которые обозначают предметы внутреннего убранства святых мест. По мере того, как вы будете выбирать термины, я буду вам рассказывать, что же они обозначают и какие выполняют функции. Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб. (Слайд) «Михраб» является производным от слова «хараб» в значении «борьба». Оно подразумевает борьбу с шайтаном, внутренним врагом и самостью. Михраб представляет собой арку в стене, к которой молящийся должен быть обращен лицом. Сегодня почти во всех мечетях имеется михраб. Еще одним из элементов, использующихся в строительстве мечети, является минбар (Слайд), которую проповедник использует в качестве кафедры во время повествования религиозных материалов. По сути минбар представляет собой скамью, возвышающуюся над уровнем пола благодаря лесенке с перилами и декоративным порталом или дверцей, которая спускается от него в молитвенный зал. Еще один атрибут, используемый в строительстве мечетей, - шабестан. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. В мечетях мы зачастую видим, что женский шабестан разъединен от мужского и иногда располагается над мужским шабестаном в виде балкона. Обычно один из них является главным, и навес над ним обеспечивает купол мечети. Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек. Мечеть интересна сохранением в ней христианских святынь: в молитвенном зале в стеклянной усыпальнице покоится голова Иоанна Крестителя, около которой всегда сидит шейх, читающий Коран. (Слайд) Отрывки из текста Корана (Слайд) Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку. Таким образом, составлялись целые фрагменты Корана, которыми украшались внутренние помещения и вход в мечеть. (Слайд) Мы ознакомились с внешним и внутренним устройством мечети. И последнее о чём бы я с вами хотела бы сегодня поговорить - это поведение в святых местах В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий. | На основе существующих представлений и материалов урока дети формулируют предполагаемые ответы. - - купол -полумесяцем | Познавательные: самостоятельно выполняют сравнительный анализ, находя отличительные особенности храма от мечети, средствами изобразительного искусства учатся самостоятельно выявлять признаки архитектурного сооружения - мечеть. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 20 | Работа с материалами учебника «Основы исламской культуры» с.68 Изучение дополнительных материалов. Презентация «Мечети мира». Работа в тетради | Рубрика «Обсудим вместе» - Ребята, обратите внимание на то, какие внешние особенности отличают мечеть как архитектурное сооружение. Сверим свои суждения с текстом. Учитель задаёт вопрос: - Для чего люди обращаются к Богу с молитвой? - Знаете ли вы, как называется и кем была построена первая мечеть в истории ислама? Первой мечетью в истории ислама, основоположником которой явился святой Посланник Божий, была мечеть Кааба. Слово "Кааба" по сути являлось названием колодца и селения, в котором остановилось во время переселения Пророка Ислама из Мекки в Медину. Пророк провел в этом месте несколько дней, ожидая нескольких из своих сподвижников. В это время его светлость, желая удовлетворить просьбу жителей селения Кааба, вместе с группой из своих сподвижников, начали строительство мечети. Его Светлость Мухаммад участвовал в возведении мечети наравне со своими сподвижниками и прочими мусульманами. Друзья и соратники Пророка были впечатлены этим, но попросили его светлость отдыхать и предоставить им выполнение дальнейших работ по строительству мечети. Однако Его Светлость отклонил их просьбу и произнес: "Блажен тот, кто построит мечеть и прочитает в нем Коран стоя или сидя. Такой человек несравним с теми, которые лишь наблюдают за работой, боясь запылить свои одежды". Таким образом, остановка Пророка в местечке Кааба послужила предпосылкой для сооружения первой в истории Ислама мечети.
В исламских источниках ради сохранения священного статуса мечети приводится ряд предписаний и обрядов, выполнение которых обязательно для каждого мусульманина. Одним из этих предписаний является настоятельная рекомендация для соблюдения чистоты и порядка в мечети. В исламе соблюдение чистоты считается показателем веры. Ценность выполнения этого предписания так велика, что Посланник Божий (ДБАР) изрек в этой связи: «Каждому, кто подметет в мечети, Всевышний Создатель воздаст такую же награду, какую он дарует человеку, освободившему раба. И каждого, кто очистит мечеть хотя бы от малейшей грязи, равной соринке, попадающей в глаз, Господь облагодетельствует своей милостью». Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок. Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Ребята,рассмотрим внутренне убранство мечети и отметим его особенности. Какое впечатление производит на вас оформление помещения мечети? Какие чувства испытывает мусульманин, пришедший молиться в мечеть?
Мечеть является местом выражения поклонения, смирения и покорности рабов Божьих перед своим Создателем. Мечеть - это место для установления связи с Создателем и благоговейного преклонения рабов перед величием Творца Сущего. Присутствие в мечетях правоверных рабов, которые своими искренними и чистосердечными богослужениями восхваляют своего Создателя, является причиной святости этих высокочтимых мест. 5. Закрепление основных понятий. Словарь (Слайд). 6. «Это интересно». (Слайд) Мечеть Джумейра Одна из наиболее известных мечетей города Дубай - Мечеть Джумейра. Она является великолепным образцом современной исламской архитектуры и пользуется большой популярностью среди фотографов. Построенная в средневековом фатимидском стиле, она со своими двумя минаретами и величественным куполом является одной из архитектурных достопримечательностей города. Мечеть особенно привлекательна ночью благодаря искусной подсветке, подчеркивающей ее изящество. Как известно, в ОАЭ посещение мечети немусульманами строго запрещено, но Мечеть Джумейра - это единственная мечеть, которую могут посещать туристы. Туристам объясняют смысл молитвы мусульманина и всю процедуру общения с Аллахом в исламе. Также при Центре действуют курсы арабского языка, а его сотрудники могут организовать посещение местной семьи с целью ознакомления с бытом и стилем жизни в Дубай. Работа по учебнику с.71.Читая текст, обратите внимание на особенности устройства мечети . Обобщение. Итоговые вопросы. (Слайд)
8. Домашнее задание: (Слайд) (по желанию):
9. Рефлексия. Предлагает выполнить словарную работу в тетради. Мечеть – Минарет – Муэдзин - Игра «Живая цепочка» | Читают текст, рассматривают иллюстрации, рассуждают. Ответы детей: -чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других Просматривают презентацию, читают отдельные слайды Выполняют практическое задания. Вклеивают репродукцию мечети в тетрадь. Вставляют пропущенные слова: ….? Выполняют словарную работу в тетради. | Личностные: Умение отличать мечеть от православного храма; стремление к осознанию уважительного отношения к храмам; стремление к приобретению умения классификации … Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером | Опрос Просмотр и чтение Записи Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 1 | Раздел учебника «Вопросы и задания» с.81 | Учитель задаёт вопрос: Читая текст, постарайтесь запомнить правила поведения в мечети. - Для чего люди обращаются к Богу с молитвой? Проверь себя (работа в паре). -Какие высказывания ты считаешь правильными, расскажи одноклассникам. Оцени свои решения. Исправь ошибки, если они есть. *Мечеть – здание для молитвы у мусульман. * В мечети молятся не только мусульмане. * На стенах мечети располагаются изображения Аллаха и пророков. *Стены мечети украшены растительным орнаментом. * На стенах мечети написано на арабском языке : «Это Аллах» и «Мухаммад, пророк Его». * В мечеть можно заходить только в головном уборе и босиком. | Отвечают на вопрос: - чтобы получить помощь у Бога, успокоить сердце, попросить благополучия и помощи за других. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, учатся сопоставлять полученные знания с материалами учебника. Регулятивные: ориентируются в учебнике | Опрос. Чтение |
V. Итоги урока. Рефлексия | 10 | Обобщение | Предлагает создать рефлексивный текст по содержанию темы урока в виде эссе (творческих размышлений ребёнка по заданной теме). Учитель предлагает закрепить полученные знания и свои личные размышления в письменной форме. | Написание эссе «Мечеть– место поклонения» | Личностные: стремление к осознанию уважительного отношения иконам как к объектам культурного наследия своего народа имеющего общемировую ценность. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Записи в тетради. Индивидуальный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 15 | Объяснение домашнего задания Приготовить сообщения о Прочитать раздеты: «Икона и молитва», «Это интересно» с.78-80. 1.Используя справочную литературу подберите примеры декоративного украшения интерьера мечети. 2.Подготовить проект(кратковременный) на тему: «Мечети мира»(группа готовит сообщение и презентацию). | Записывают домашнее | ||
Организационная структура урока №2 | ||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные | Формы контроля |
I. Мотивация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Учитель приветствует класс, предлагает просмотреть фильм. Обращается к классу: - Да, ребята, молитва выражает наши лучшие мысли и чувства. Главное из них – любовь к маме, папе, родным и близким сердцу людям, любовь к Богу. | Просмотр фильма "Детская молитва" Илья Малов. https://www.youtube.com/watch?v=m2fKww-JgaM | Личностные: Умение эмоционально откликаться и сопереживать. | Восприятие. |
II. Актуализация знаний | 4 | Результаты поисковой работы | Учитель предлагает детям прочитать сообщения по иконам. | Чтение сообщений об иконах, репродукции которых дети вклеили в тетрадь. | Познавательные: Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы. Готовят устные сообщения. | Сообщения |
III. Изучение нового материала | 30 | Изучение учебных материалов. Поиски ответов на вопросы ??7МОЖЕТ РАБОТУ С ПРИТЧЕЙ ВКЛЮЧИТЬ | Предлагаю обратиться к материалам учебника и ответить на вопросы: - Почему мы совершаем поклоны - Какими бывают поклоны? - Чем поклонение отличается от поклона? Вопросы к детям: ? | Чтение материалов учебника с.78. Ответы детей: - мы выражаем свое почтение и покорность - поклонение головы, поясной поклон, земной поклон. - Поклонение означает, уважение, почитание. | Личностные: Умение отличать поклонение и поклон. Регулятивные: Ориентируются в учебнике. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: совместно с учителем формулируют и обсуждают содержание ПРИТЧИ | Опрос Просмотр Письменная работа Опрос Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 1 | Раздел учебника «Вопросы и задания» с.77 | Предлагает ответить на вопросы и задания учебника с. 77 - Только ли для молитвы мусульмане приходят в мечеть? - Какие чувства испытывает мусульманин, пришедший молиться в мечеть? - Рассмотрим внутреннее убранство мечети и отметим его особенности. - Какое впечатление производит на каждого из нас оформление помещения мечети, его внутреннее убранство? | Отвечают | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, учатся сопоставлять полученные знания с материалами учебника. Регулятивные: ориентируются в учебнике | Опрос. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 2 | Обобщение | Учитель предлагает детям закончить предложения: Урок помог мне… Я узнал, что мечеть …. Меня удивило… Сегодня мне удалось… Я мечтаю о … | Ученики обдумывают возможные варианты ответа, приводят устные высказывания на предложенные учителем темы. | Личностные: Умение обобщать и формулировать мысли, анализировать, давать оценку своим действиям. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: Самостоятельно выражают свои мысли. | Фронтальный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 15 | Объяснение домашнего задания. Вместе с родителями посетить мечеть, обратить внимание на внутренне убранство мечети . | Записывают домашнее |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: Образовательная- - познакомить с внешним видом и внутренним устройством мечети; - рассказать о том, для чего строят мечети. Развивающая- - совершенствовать навыки работы с разными источниками информации; - развивать речь, память, внимание детей. Воспитательные- - воспитывать целостное отношение к миру, способствовать развитию познавательного интереса и уважения к культуре отдельно взятой страны. Оборудование: мультимедийное оборудование, диск с презентацией урока, раздаточный материал. Место проведения: классная комната. Цель: формирование представления у учащихся о мусульманском храме-мечети.
Мечеть Мечеть – это религиозное построение у мусульман. Слово «мечеть» происходит от слова «масджид», в свою очередь происходящего от арабского корня «саджада» — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения».Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы. Человек на протяжении тысяч лет своего существования на земном шаре неизменно старался найти ответы на свои нужды. Одновременно с усилиями по поиску надежного пристанища для житья и отдыха другая нужда также побудила его к строительству места для совершения богослужений и молитв; места, где он смог бы вдали от посторонних глаз и суеты мирской жизни провести несколько минут в покое, и своем глубоком и влюбленном уединении преклонить голову перед Создателем и умиротворить свое сознание и душу.
Первые мечети Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. После превращения церкви Иоанна Крестителя в Дамаске в мечеть, на завоеванных землях стали строить мечети, повторяющие план этого сооружения. У некоторых из них сохранялся крестообразный план, характерный для византийских церквей. По такому плану построена мечеть султана Хасана в Каире. Бинбаш- Коба . Каир. Мечеть - мерседесе Султана Хасана .
Внешнее строение мечетей Облик мечетей во многом зависел от строительных материалов, находившихся в распоряжении строителей. Например, в Сирии часто можно встретить сооружения, где в облицовке стен чередуется черный и белый камень.
Купол - высокая башня рядом с мечетью. Купол у минарета как правило остроконечный и вытянутый. Полумесяц на куполе мечети — это знак отличающий мечеть от храмов других конфессий. Кул-Шериф, Казань... Обложка Бухары - минареты и купола.
Минаре́т (араб. منارة , манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву.
Резные двери. Арки. Для оформления мечетей характерны также массивные резные двери, иногда украшенные металлическими заклепками в виде многоконечных звезд или «одетые» в чеканный покров из меди. Арки различных видов – подковообразные, «сломанные», с использованием колонн и «сталактитов» в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама.
Порталы В Средней Азии и Индии культовые здания, как правило, снабжены мощными (высотой в 2–3 этажа) порталами. Обычно их поверхность полностью покрыта мозаикой из разноцветной керамики. Таков знаменитый портал медресе «Шир-дор» (1619) в Самарканде. Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде.
Орнамент Важную роль в зодчестве мусульманского Востока играл орнамент. В известной степени орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Впоследствии распространение получил линейно-геометрический орнамент, построенный на сложном сочетании многоугольников и многоконечных звезд.
Михра́б ( مِحْراب ) — ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке.
Одним из элементов, использующихся в строительстве мечети, является минбар , которую проповедник использует в качестве кафедры во время повествования религиозных материалов. Минбар представляет собой скамью, возвышающуюся над уровнем пола благодаря лесенке с перилами и декоративным порталом или дверцей, которая спускается от него в молитвенный зал. Михрабная ниша и минбар Тилля-Кари.
Внутри мечеть расчленена колоннами, взятыми из античных построек. Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву.
Словарь Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Михраб — специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Минбар — трибуна для проповедника. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. Минаре́т (араб. منارة , манара, «маяк») — в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Купол - высокая башня рядом с мечетью. Аза́н (араб. أَذَان ) — в исламе призыв к молитве.
Это интересно Мечеть Джумейра Одна из наиболее известных мечетей города Дубай - Мечеть Джумейра. Она является великолепным образцом современной исламской архитектуры. Со своими двумя минаретами и величественным куполом является одной из архитектурных достопримечательностей города. Мечеть особенно привлекательна ночью благодаря искусной подсветке, подчеркивающей ее изящество. Посещение мечети немусульманами строго запрещено, но Мечеть Джумейра - это единственная мечеть, которую могут посещать туристы. Туристам объясняют смысл молитвы мусульманина и всю процедуру общения с Аллахом в исламе. Также при Центре действуют курсы арабского языка, а его сотрудники могут организовать посещение местной семьи с целью ознакомления с бытом и стилем жизни в Дубай.
Итоговые вопросы Что такое мечеть? Какие существуют традиции посещения мечети? Как устроена мечеть? (по желанию): Написать мини-сочинение Нарисовать рисунки Вместе с родителями подобрать материал по изученной теме для организации выставки Домашнее задание Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земная жизнь Пресвятой Богородицы.Методическая разработка урока по ОПК, 4 класс
Методическая разработка урока по ОПК,4 класс.Можно использовать и на внеклассном мероприятии , посвящённом Дню Матери....
Разработка урока по окружающему миру для 2 класса УМК "Планета знаний". Тема "Как изучали земной шар".
Предмет, класс, программаОкружающий мир, 2«А» класс,ОС «Планета знаний»УчительЛаппо Светлана АлександровнаТема урока,№ урока по темеКак изучали земной шар. Путешествия.1Тип урокаУрок...
ЗЕМНОЙ ПОКЛОН ТЕБЕ, СОЛДАТ РОССИИ!
Классный час, посвящённый 70 – летию Победы над фашистской Германией(4класс)...
Разработка урока окружающего мира на тему: "Формы земной поверхности. Водоёмы"
Составитель : учитель начальных классов МОУ СОШ № 67 Сагилян А.В.Предмет: окружающий мир Участники : учащиеся 2 классаИспользуемый УМК: «Школа России» , автор...
Методическая разработка раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности"
Данный материал содержит разработку раздела программы по окружающему миру "Формы земной поверхности" в ОС "Школа 2100" 2 класс....
Методическая разработка классного часа "Поклонимся великим тем годам "
Методическая разработка по патриотическому воспитанию по теме "Поклонимся великим тем годам"...
Разработка классного часа «Поклонимся великим тем годам»
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помн...